Способы связи слов в словосочетании




ОК № 5 Классификация словосочетаний

По характеру главного слова

 

Словосочетание – единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически, например: родной дом, дорожить другом, очень интересный.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому, например: дом (какой?) родной, дорожить (кем?) другом, интересный (как?) очень.

Смысловая связь Примеры
Предмет и его признак какой? × Голубойэкран
Действие и предмет кчему? × Стремиться к знаниям
Признак и его степень как? × По-домашнему уютный

 

Грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания или окончания и предлога, например:

 

Грамматическая связь Примеры
При помощи окончаний какое? × Красн ое яблок о
При помощи окончания и предлога где? × Участвовать в соревновани и

 

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

 

Академическая классификация словосочетаний по составу – более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания.

 

 

Классификация словосочетаний

По степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

Синтаксически свободные

Примеры: высокий дом, идти в школу.

несвободные (неделимые) словосочетания. Они так называются потому, что в предложении выполняют роль одного члена предложения: несколько минут, трое суток, стакан чая, три товарища, край неба, отец с сыном и т.д.

! Собственные наименования – также неделимые словосочетания: Великая Отечественная война, Республика Казахстан и т.д.

К синтаксически (или фразеологически) несвободным словосочетаниям, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена также относятся фразеологизмы, имена собственные и распространённые географические и другие названия:

Примеры: Чёрное море, анютины глазки, бить челом.

! Словосочетания «прилагательное + существительное» и «существительное + существительное» могут быть синонимичными, например: плавательный (какой?) бассейн – бассейн (какой?) для плавания, библиотечная (какая?) книга – книга (какая?) из библиотеки.

Запомните

Словосочетаниями не являются:

1) подлежащее и сказуемое, так как оба члена главные (учитель объясняет);

2) однородные члены, так как они равноправны, зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос (объясняет и спрашивает);

3) самостоятельная часть речи со служебной (обо мне, на стене, именно я, только дети, не хочу);

4) сложные и составные морфологические формы слов:

ü глаголы в форме будущего сложного времени (будем думать) и повелительного наклонения (пускай выучит);

ü прилагательные и наречия в составной форме сравни­тельной или превосходной степени (более похож, выше всех, самый верный); |

ü сочетания глаголов в одной и той же форме, выполняющих функцию сказуемого (посижу подумаю).

 

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

Глагольные

Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

Именные

Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Пример: два карандаша, второй из претендентов.

Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Пример: кто-то из учеников, нечто новое.

Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

ВИДЫСЛОВОСОЧЕТАНИЙ по характеру главного слова

 

ГЛАГОЛЬНЫЕ   ИМЕННЫЕ   НАРЕЧНЫЕ

Ü Ü Ü

Главное слово выражено спрягаемыми формами глагола, а также особыми формами глагола – причастием и деепричастием   Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением   Главное слово - наречие

Ü Ü Ü

что? × выполнить задание откуда? × выбежать из дома что? × предложить выучить как? × работать добросовестно от чего? × потемневший от загара как? × улыбаясь смущённо что? × выбрать профессию     чей? × кабинет директора какой? × учебник с иллюстрациями чего? × делегат съезда где? × пятый справа какой? × искусственный спутник как? × очень полезный скольких? × двух учеников от чего? × белый от снега с кем? × я с тобой какое? × что-нибудь интересное   в какой мере? × совершенно секретно в какой степени? × весьма важно от чего? × вдали от дороги  

Способы связи слов в словосочетании

Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами

Ü Ü Ü

СОГЛАСОВАНИЕ   УПРАВЛЕНИЕ   ПРИМЫКАНИЕ

Ü Ü Ü

Способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное   Способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определённом падеже   Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу

Настойчиво учиться, жить дружно, очень волноваться, разговаривал улыбаясь.
Стройная берёза – зависимое слово стройнаястоит в тех же формах (ед. ч., жен. р., им. п.)
Посеять пшеницу (в.п.), рожь (в.п.), овёс(в.п.); освоение космоса(р.п.), целины(р.п.).
Ü Ü Ü

 

Ü Ü

!При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: И.п. – глубокое море Д.п. – глубокому морю Т.п. – глубоким морем   !При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется, например: Стал рабочим (Т.п.) Стану рабочим (Т.п.) Став рабочим (Т.п.)    

Ü Ü

!В косвенных падежах (кроме сходного с именительным винительного падежа) количественное числительное согласуется с существительным, например: нет четырёх карандашей, с пятью тетрадями, о шести книгах.   !Количественные числительные (кроме один) в именительном (и сходным с ним винительном) падеже управляют существительными, например: четыре карандаша, пять тетрадей, десять рублей.    

Запомните

• Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно:

1) найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн;

2) задать от этого главного слова падежный вопрос: бас­сейн для чего?

3) зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существитель­ным или местоимением: бассейн (для, чего?) для плавания.

• Чтобы преобразовать словосочетание со связью управ­ление всловосочетание со связью согласование, нужно:

1) найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; глав­ное слово — гнездо;

 

2) зависимое слово нужно заменить согласованным опре­делением (прилагательным, причастием, порядковым чис­лительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой? чей?: гнездо (чье? какое?) глухариное.

· Чтобы преобразовать словосочетание со связью примы­кание в словосочетание со связью управление, нужно:

1) найти в исходном словосочетании (внимательно слу­шать) главное слово – слушать (как?) внимательно: глав­ное слово — слушать;

2) зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) со вниманием.

Синтаксический разбор

Словосочетания

План разбора

1. Главное и зависимое слова.

2. Вид словосочетания по характеру главного слова.

3. Способ синтаксической связи слов в словосочетании.

Образец разбора

Мокрый снег долго падал с крыш хлопьями.

Устный разбор   Письменный разбор
В словосочетании мокрый снег главное слово снег выражено существительным. Снег (какой?) мокрый - зависимое слово выражено именем прилагательным. Словосочетание именное. Способ синтаксической связи – согласование. В словосочетании падал с крыш – главное слово падал выражено глаголом. Падал (откуда?) с крыш – зависимое слово выражено именем существительным с предлогом с. Словосочетание – глагольное. Способ синтаксической связи – управление. В словосочетании падал хлопьями – главное слово падал выражено глаголом. Падал (как? чем?) хлопьями. Зависимое слово выражено существительным. Словосочетание – глагольное. Способ синтаксической связи – управление. В словосочетании долго падал – главное слово падал выражено глаголом. Падал (как?) долго. Зависимое слово выражено наречием. Словосочетание – глагольное. Способ синтаксической связи – примыкание.   какой? × Мокрый снег  ' ( (прилаг.) (сущ.) откуда? × падал скрыш  ' ( (глаг) (сущ.) как? × падал хлопьями (глаг) (сущ.) как? × долго падал ' ( (нареч.) (глаг.)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: