Перед вами 18 терминов. Используя список основной и дополнительной литературы, а также другие источники, найдите как можно больше определений и приведите их.




По дисциплине «Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации»

 

Дисциплина «Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации» делится на 2 части и изучается 2 семестра. Первая часть - «Коммуникативные аспекты литературного творчества» - изучается в 1 семестре.

В 1 семестре студент должен выполнить письменную работу.

Ниже приводятся задания для курсовой работы, списки литературы; в 3-х приложениях даются пояснения к порядку и форме ее выполнения.

 

Курсовая работа (1 семестр)

Задания:

Задание I

Законспектировать 1 научный материал (статью из приводимого списка или 1 параграф из книги А. Д. Степанова «Проблемы крммуникации у Чехова» (конспектировать вступление к главе и один из параграфов; выделить и выписать незнакомые термины и дать им определение. Номера для конспектирования приведены в конце параграфов и статей.

Параграфы из монографии А. Степанова и научные статьи для конспектирования:

1. Глава 2. Информация и референция. Информативные речевые жанры 

2.4. Информативно-аффективные жанры. Спор. Герой и идея
 (1, 23)

2. Глава 2. Информация и референция. Информативные речевые жанры 
2.1. Информация vs. этика 2.5. Споры в "Моей жизни": этика vs. познание (2, 24)

3. Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры 
3.1. Риторика у Чехова
(3, 25)

4. Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры 3.2. "Враги": мелодрама, риторика, горе
(4, 26)

5. Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры 3.3. Проповедь и право
(5, 27)

6. Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры. 3.4. "Дуэль": проповедь in extremis (6, 28)

7. Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 
4.1. Просьба: столкновение желаний
(7, 29)

8. Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 4.2. Приказ и власть
(8, 30)

9. Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 4.3. Ролевое поведение у Чехова
(9, 31)

10. Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 4.4. Абсурдная иерархия: равенство неравных (10, 32)

11. Глава 5. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры 
5.1. Жалоба и сочувствие
(11)

12. Глава 5. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры 5.2. Исповедь. Обвинение себя и других
(12)

13. Глава 5. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры 5.3. "Ариадна": искренность и самооправдание (13)

14. Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 
6.1. Парадоксы "общения для общения"
(14)

15. Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 6.2. Контакт как проблема. Провал коммуникации
(15)

16. Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 6.3. "На святках": условия контакта
(16)

17. Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 6.4. "Архиерей": за пределами контакта и отчуждения (17)

Статьи:

18. Н.А. Седова «Речевой жанр - "портрет человека": коммуникативно-прагматическая интерпретация» (18)

19. Николай Казанский ИСПОВЕДЬ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР (19)

20. Д. А. Голованова, Е. В. Михайлова ЖАНРЫПОБУЖДЕНИЯ: ПРИКАЗ, СЛУЖЕБНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ, ЗАЯВЛЕНИЕ, ЗАПРОС, ЖАЛОБА (РЕКЛАМАЦИЯ), РЕКОМЕНДАЦИЯ (20)

21. Черняк М.А. Жанр комплимента (22)

22. Татарникова Н. М. РЕЧЕВОЙ ЖАНР ДОПРОСА МЕСТО В ПОЛЕВОЙ СТРУКТУРЕ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ (23)

23. Суровцева Е. В. Жанры доноса и жалобы (24)

 

Задание II

Перед вами 18 терминов. Используя список основной и дополнительной литературы, а также другие источники, найдите как можно больше определений и приведите их.

1- речевая коммуникация

2 - речевой акт

3 - локуция

5 - перлокуция

6 - цель высказываания

7 - пресуппозиция

8 - виды заглавий

9 - автор художественного произведения

10 - замысел художественного произведения

11 - герой художественного произведения

12 - монолог

13 - диалог

14 - полилог

15 - речевые стратегии

16 - экспликация и импликация

17 - успешная коммуникация

18 - провал коммуникации

 

Задание III

2. Найти в литературном произведении (из приведенного списка или других, полученных после обсуждения с преподавателем) не менее 3-х примеров одного из видов иллокуции. Конкретный вид иллокуции вам будет указан после получения письма от преподавателя. Выписать фрагменты произведений, содержащих нужный тип иллокуции.

 

 

Список видов иллокуции

1 - приказ

2 - призыв

3 - совет (пожелание-назидание, инструкцию)

4 - клятву

5 - иформацию (объявление, сообщение и пр.)

6 - поздравление

7 - жалобу

8 - упрек

9 - просьбу (увещевание, уговаривание и пр.)

10 - вопрос

11 - сожаление (сетование)

12 – утешение

13 - согласие/несогласие

14 - выражение сильных положительных/отрицательных эмоций

15 - комплимент

16 - осуждение

17 - угрозу

18 – обещание

19 - оправдание

20 - извинение

21 - благодарность

22 - признание (исповедь)

23 – декларацию (констатацию)

24 – проповедь (поучение)

25 - перформатив

 

3. Ход работы над фрагментами

a). Определить какова иллокуция по способу высказывания – эксплицитная (открытая) или имплицитная (скрытая, подтекстная).

b). Если иллокуция имплицитная, то опишите ее последовательно: сначала видимую, эксплицитную иллокуцию (мотивацию) высказывания, а затем истинную, имплицитную.

c). Описать пресуппозицию речевого акта, частью которого является выбранный иллокутив.

Примеры определения видов иллокуции и описания пресуппозиции:

 

 

Иллокуция-совет:

 

a). Если ты пришел на елку,

Свой подарок требуй сразу,

Да гляди, чтоб ни конфеты

Не зажилил Дед Мороз.

И не вздумай беззаботно

Приносить домой остатки.

Как наскачут папа с мамой -

Половину отберут.

 

(Г. Остер. Вредные советы)

 

Иллокутив эксплицитный – совет быть напористым, жадным.

Иллокутив имплицитный – совет, наставление делиться с ближними, быть обходительным.

Пресуппозиция – автор исходит из того, что дети склонны все делать наоборот. Автор знает, что жадным быть плохо. Он знает, на новогодней елке Дед Мороз обычно дарит подарки; что нормально, когда члены семьи делятся между собой вкусностями. Автор полагает, что родители обычно не посягают на подарки детей, поэтому он хотел бы, чтобы дети были вежливы с Дедом Морозом и делились с родителями.

 

b). Ой, какой стоит галдеж!

Пляшут комсомолки,

Так танцует молодежь,

Что не хочешь, да пойдешь

Танцевать на елке.

 

Тут поет веселый хор,

Здесь читают басни...

В стороне стоит Егор,

Толстый третьеклассник:

 

Первым он пришел на бал

В школьный клуб на елку.

Танцевать Егор не стал:

— Что плясать без толку?

 

Не глядит он на стрекоз

И на рыбок ярких.

У него один вопрос:

— Скоро будет Дед Мороз

Выдавать подарки?

 

Людям весело, смешно,

Все кричат: — Умора!—

Но Егор твердит одно:

— А подарки скоро?

 

Волк, и заяц, и медведь —

Все пришли на елку.

— А чего на них глазеть?

Хохотать без толку?

 

Началось катанье с гор,

Не катается Егор:

— Покатаюсь в парке!

 

У него один вопрос:

— Скоро будет Дед Мороз

Выдавать подарки? —

 

Дед Мороз играет сбор:

— Вот подарки, дети! —

Первым выхватил Егор

Золотой пакетик.

 

В уголке присел на стул,

Свой подарок завернул

С толком, расстановкой,

Завязал бечевкой,

 

А потом спросил опять:

— А на елке в парке

Завтра будут выдавать

Школьникам подарки?

 

(А. Барто. Жадный Егор)

 

Иллокутив эксплицитный – осуждение: вот какой Егор безмерно жадный.

Иллокутив имплицитный – совет-назидание не быть жадным.

Пресуппозиция. Автор полагает, что жадность – это плохо, что дети, узнав о том, как неприглядно со стороны выглядит Егор, не станут жадничать.

 

 

Иллокуция-вопрос

 

«Осмотр первой кошки прошел быстро…. Взяв в руки второго питомца, огромного раскормленного рыжего кота, Казаков … присвистнул: «А мы знакомы с тобой, дружочек. Вот это твое рваное ушко я сам лично зашивал… Экий же ты вымахал огроменный, я тебя не узнал, если б не ухо. … - Погодите, - он обернулся к Доценко и глянул с острым подозрением, - откуда у вас этот кот?» - (А. Маринина. Седьмая жертва, М., 2007, С. 330).

 

Иллокутив эксплицитный - сообщение о том, что ветеринарному врачу кот и его хозяйка знакомы.

Иллокутив имплицитный: вопрос-сомнение – «Что случилось с хозяйкой кошек?»

Пресуппозиция: нормально, если кошек приводит на осмотр хозяин. Могло всякое случиться с хозяйкой, если ее кошки оказались с чужим человеком.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: