Философия французского Просвещения




 

Ниже мы очень кратко коснемся основных идей наиболее ярких представителей французского Просвещения. В философском плане французская философия Просвещения была во многом подражательной в отношении к идеям английской философии, и потому мы изложим идеи этих философов очень кратко. Особенно большое влияние на французских мыслителей оказали идеи философии Локка. Более самостоятельной французская философия была в области своих практических приложений в общественно-политической жизни.

Блез Паскаль (1623 - 1662) – математик, философ, один из наиболее ярких представителей новоевропейской мистики. Развивал идеи «философии сердца», которая должна сать подлинной основой религиозного чувства. Полагал, что человеком движут две основные страсти – честолюбие и любовь, порождающие два основных стремления – стремление к славе и к Богу.

Франсуа Мари Аруэ Ле Жён Вольтер (1694 - 1778) – просветитель, писатель, великий популяризатор идей английского деизма и философии Локка, страстный обличитель церковных пороков, проповедовавший единство материальной и мыслящей субстанции в составе единой живой материи (гилозоизм), религию разума. Вольтер прославлял свободу и разум, позднее стал все более склоняться к материализму, детерминизму и идее равенства, господству закона над личным произволом.

Дитрих барон фон Гольбах (1723 - 1789) – создатель философского труда «Система природы», своего рода Библии материализма, в котором предложил последовательный материалистический взгляд на устройство мира, проповедовал атомизм, детерминизм, сенсуализм и атеизм. В основе материальных процессов выделял начало инерции и две основные силы притяжения и отталкивания. Идеальное рассматривал как результат лишнего удвоения материальных процессов.

 

Жан Жак Руссо (1712 - 1778) – создатель оригинальной концепции соотношения природы и культуры, согласно которой начало истории представляло собой идеально-естественное состояние человека, от которого человека все более стало уводить развитие образования и культуры, в основе которого лежит общественное разделение труда и вытекающее отсюда неравенство – источник всех зол, превращающий культуру в развращенную и утонченную форму борьбы за существование. Необходимо преодоление неравенства, но не за счет возврата в дикое докультурное состояние человека, а за счет гармонизации кульутры – развития естественных сил человека с опорой на присущую ему от природы чувственность. В политической философии Руссо развивал идеи общественного договора, критиковал систему Локка как политику неравенства. Идеи Руссо во многом подготовили интеллектуальную почву французской Революции с ее идеями свободы, равенства и братства. В то же время в лице Руссо Просвещение уже перерастает себя и приближается к постпросвещенческим настроениям критики разума.

 

 

53) Философия Иммануила Канта

 

 

Философия Иммануила Канта

 

1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

 

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

 

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

 

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

 

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

 

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

 

• "Критика чистого разума";

 

• "Критика практического разума";

 

• "Критика способности суждения".

 

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

 

Данными классами являются:

 

• количество;

 

• качество;

 

• отношение;

 

• модальность.

 

 

54)Философия Гегеля

 

Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа.

 

Логика. Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие — единство противоположностей. Абсолютное тождество, как у Шеллинга, исключает саму возможность развития.

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как, абсолютная идея.

 

Философия природы. Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу.

Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс.

 

Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.

Проблемы, поднятые Гегелем в «Философии духа», более подробно рассматриваются им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по истории философии».

«Философия духа» — труд, посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития.

55) Иррационализм 19 века

Под иррационализмом 19 века имеется в виду направление философской мысли 19 века, где, как и в марксизме, в ответ на избыток рационального начала в философии Гегеля, возникает своеобразная компенсация в лице подчеркивания неразумного (иррационального) начала в структуре бытия, познания и системы ценностей. В рамках этого направления мы рассмотрим философские идеи Шопенгауэра, Дильтея, Ницше, Бергсона и Шпенглера.

 

Шопенгауэр выделяет два мира, две области реальности: 1) мир внешний, видимый, определенный – мир представлений, и 2) мир вещей-в-себе, мир подлинного бытия. В мире представлений нет ничего окончательного, безусловного, в то время как дух человека всегда испытывает потребность в чем-то безусловном. Безусловное можно найти только в мире вещей-в-себе. Оно есть некая первоактивность, которая собою все определяет и все движет. Это мировая воля. Поэтому подлинный мир – мир воли или мира как воля. Мировую волю нельзя познать разумом, ее можно постичь только в интуиции. Мировая воля бессознательна и выступает как чистая воля. Чистота ее означает, что она выступает как стремление ради стремления, воля волить, воля хотеть («воля к жизни»).
§ 2. Философия Дильтея

Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) – немецкий философ.

Дильтей также выделяет в составе реальности два мира – мир природы и мир человека. Совокупность всех процессов в мире человека называется Дильтеем термином «жизнь». Наряду с другими представителями иррационализма 19 в. Дильтей является представителем философского направления, которое получило название «философия жизни»..
«Жизнь» нельзя научно объяснить, ее можно постичь лишь интуитивно и пережить в непосредственном чувстве.
В основе наук о природе и наук о духе лежит в первую очередь различие по методу познания. Метод познания наук о природе называется Дильтеем объяснением, метод наук о духе – пониманием.

Что касается метода понимания (или описания) как метода наук о духе, то здесь предполагается возможность непосредственного познания как феноменов, так и ноуменов (например, в случае самопознания мы непосредственно воспринимаем как свое поведение, так и его внутренние мотивы. Первое выступает как феномены, второе – как ноумены нашей жизни).

§ 3. Философия Ницше

Фридрих Ницше (1844 - 1900) – немецкий философ, один из наиболее ярких представителей «философии жизни». Основные его произведения – «Так говорил Заратустра» (1883), «По ту сторону добра и зла» (1886).

Как и для Шопенгауэра, для Ницше истинной основой мира является текучее, активное, неуловимое начало – воля. Это воля быть и быть все больше. В этом смысле это воля к власти, усилению себя со стороны всякой целостности мира, усилению своего влияния на мир.

В основе искусства лежит единство двух начал – начала порядка, формы, организации (апполонийское начало) и начало энергии, хаоса и бесформенности (дионисийское начало). Подлинное искусство состоит в гармонии этих начал с некоторым преобладанием второго над первым.
Слова языка – это метафоры, которые принимаются за реальность. Они не столько на самом деле что-то обозначают, сколько позволяют людям договариваться друг с другом, выражают природу не объективного мира, но родовой сущности человека.
Из слов и ценностей человека невозможно вырваться обычному человеческому существу. Человек обречен на вечный круговорот в этих ценностях и полное им подчинение.
И только личность, способная превысить человеческую природу, встать по ту сторону добра и зла, сможет по-настоящему пробиться к истине мира. Но это уже будет «сверхчеловек», который находится примерно в том же отношении к человеку, в каком человек стоит к животным формам жизни.

 

56) Русская философия. Западники и славянофилы

О русской философии можно говорить в двух основных смыслах. С одной стороны, речь может идти о разного рода философских моментах в рамках нефилософских видов деятельности – морали, искусства, религии и т.д. В

§ 1. Западники и славянофилы

Западники (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен и др.) полагали, что русская философия и русская культура вообще находятся еще на ранних стадиях своего развития, и мы прежде должны учиться у Запада, чтобы достичь самостоятельности. Западники в большей мере были сторонниками формационного подхода в истории, полагая, что есть единая для всех народов мировая история с универсальными законами, и различие культур – это по преимуществу различие по уровню развития. Поэтому у всех народов есть практически только один путь развития – достижение все более высокого уровня науки, искусства, экономики и т.д.
Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, братья Аксаковы и др.) были сторонниками оригинального пути развития России, русской культуры и философии. Они полагали, что Россия – особая страна, для которой уготован не похожий на другие путь развития. Россия должна обрести свою самобытность, и в этом состоит ее подлинное развитие. Славянофилы были в большей мере сторонниками цивилизационного подхода в философии истории (см. выше о философии О.Шпенглера), принимая, что каждая культура и нация самобытны, проходят свои малые истории, и законы одной культуры не годятся для развития другой. Каждая культура должна обрести свою самобытность и развивать ее.

57)Соловьев серебняый век

 

Это произошло в 1880 году. В актовом зале Санкт-Петербургского университета должна была состояться лекция молодого ученого Владимира Соловьева на религиозно-философскую тему. Зал, вмещавший до трех тысяч человек, был переполнен студентами. Они слышали о лекции Соловьева в Московском университете и о том, что этот ученый верит в Бога и во Христа, как Спасителя человечества. Образованный, интеллигентный человек верит в Бога! Для студентов того времени это было шоком. В те времена в науке последним словам была теория эволюции Дарвина и материализм. Религия и разум считались просто несовместимыми.

И вот студенты собрались в актовом зале со свистками в карманах, чтобы при случае подвергнуть лектора осмеянию.

На кафедру взошел молодой лектор (27 лет). Он оглядел аудиторию своими черными, глубокими глазами - тем взглядом, который можно было физически почувствовать, если он смотрел сзади. О его взгляде говорили, что он пронизывал насквозь...

Незадолго до смерти Владимир Сергеевич приезжает в Узкое, подмосковное имение П. Н. Трубецкого. Он предчувствовал свою смерть и был готов к ее приходу. В предисловии к «Повести об Антихристе» он пишет: «Уже веет надо мной бледный образ смерти, тихо советующей не откладывать». Умирая он просил не давать ему впадать в беспамятство что бы он мог «молиться за еврейский народ». Последним что он сказал была фраза: «Трудна работа Господня». Умер Соловьев 31 июля 1900года. Отпевали его 3 августа в Университетской церкви св. Татьяны, а похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря

 

58)Русский космизм

Русский космизм Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира.

. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы

 

Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

 

К. Э. Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

 

В. И. Вернадский

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

 

59)западная философия 20 века

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки.

 

К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии ХХ века.

 

Философия XX в. — это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии.

 

Эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для ХХ века:

 

61 62) Диалектика, её принципы и законы. (3 закона).

Слово диалектика ввел Сократ. Она принималась древнегреческими философами как искусство ведения спора. Диалектик тот кто умеет задавать вопросы и давать на них правильные ответы.

Принципы диалектики:

1. Движение должно быть различным, круговым, регрессивным и прогрессивным. Развитие сосредотачивает в себе особенности всех 3-х видов движений.

2. Всеобщие связи - неразрывен с принципом развития становясь как-бы условие реализации пертого.

3. Тождества диалектики, логики и теории познания – выражает единство законов развития.

4. Восхождение от абстрактного к конкретному – сосредотачивает в себе возможность познания законов и категорий диалектики. Абстрактное – это отвлечение от ряда не существенных свойств и выделение основных, а конкретное – это объективная действительность, где существенное и не существенное не разделены.

5. Единство логического и исторического – способствует пониманию того, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познание.

Основные законы диалектики:

- Закон единство и борьбы противоположностей.

- Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

- Закон отрицания отрицания.

 

63)развитие и эволюция на земле

 

Идея развития

Понятие развития – одно из фундаментальных в философии. По большому счету, в философском смысле Развитие есть то же, что Время, поскольку Время мы определили как Рост Пространства, а Пространство – это максимум совместимого в онтологии в некоторый момент времени. Развитие есть тот же Рост Пространства, Рост Бытия, в котором идет переход от меньшего бытия к большему, от менее совместимого бытия к более просторному и ёмкому.
Итак, в философском смысле Развитие есть то же, что Время.
Таким образом, идет рост не только внешних пространств, но и структур внутренних миров – Внутреннего Пространства.
Итак, бытие постоянно растет – растет бытие внешнее, бытие материального мира, и растет бытие внутреннее, бытие внутренних миров живых существ. Так весь мир пронизывает развитие, ведущее мир от менее к более полному бытию и тем самым задающее последовательный ход времени мира.

Эволюция

Теперь обратимся к еще одному важному понятию нашей темы – понятию эволюции.
В общем случае описанная выше схема развития характерна для мира в целом, реализуясь на уровне всей полноты мирового пространства. Что же касается разного рода частей мира (как внешних, так и внутренних), то здесь интегральная схема развития может более или менее не выполняться. Такая отклоняющаяся от интегральной динамика может быть названа эволюцией.

 

64,65)Феномен культуры и теория культуры. Социум и культур

Онтологии общества и культуры
Но где находится мир культуры? Каково его место в бытии?
Для ответа на этот вопрос, можно заметить, что мир культуры
- имеет множество своих материальных носителей, например, книги, здания, музыкальные инструменты и т.д.
- проникает в сознания отдельных людей,
- принадлежит сфере коллективного сознания, откуда люди черпают общие ценности, нормы, символы….
Но нечто подобное мы могли бы изобразить и для онтологии общества (социума), связывая его преимущественно с определениями коллективного субъекта, но проникающего и в индивидуальные человеческие сознания и имеющего свое материальное выражение (здания, транспорт, заводы, машины и т.д.).
Тогда возникает закономерный вопрос – в чем отличие культуры и социума?
Пытаясь сжато ответить на это непростой вопрос, давайте рассмотрим два события, одно характерное для культуры, другое – для социума.
Например, типичным событием культуры является свадьба. Чтобы понять культуру, нужно познакомиться с ее традициями и обрядами. Свадьба – один из них. На свадьбе обычно множество людей охвачены единым делом, в котором достаточно искренне выражают себя индивидуальные сознания. Они открыты коллективному субъекту, который представлен всем сообществом вовлеченных в обряд участников – женихом и невестой, их родителями, друзьями и близкими и т.д. Здесь люди открыты на общее им дело, искренно вовлекаясь в него.
Примером типичного события социума является, например, наша работа, на которую мы ходим почти каждый день. Здесь ситуация более отчужденная. Коллеги, с которыми мы общаемся, не столь нам близки. Мы скорее надеваем на себя некоторые маски-роли, закрываясь ими от других людей, и то же делают они. Здесь также есть общественное сознание производственного коллектива, но оно также более отчужденное и стереотипизированное, представляя собой пространство ролей-масок, некоторые из которых доджны заполнить мы, некоторые – другие.
Таким образом, социум приходит в бытие как более отчужденная форма взаимодействия индивидуальных и коллективного сознания, где дано пространство масок-ролей, и каждый индивид скрывает себя в такой маске.

 

67)Аксиология

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

 

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.

 

Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

 

68)человек как творец к творению культуры

1. Бесконечность человеческого сознания
Человек, как было описано выше, - достаточно сложное живое существо, которое обладает бесконечными изображениями в своем внутреннем мире. Способность конечных изображений (внутренний мир животных) и бесконечно малые изображения (внутренний мир растений) не исчезают из структуры внутреннего мира человека, но временами возвращаются. Как уже отмечалось, когда человек спит, особенно без сновидений, он достигает растительного состояния сознания. Когда над человеком господствуют страсти, он находится в животном состоянии сознания с конечными изображениями. Но все же главное завовевание человека – бесконечные изображения, которые далее будут рассмотрены несколько более подробнее.

 

69,70)любовь и творчество в жизнедеятельности человека и смысл

3. Любовь и творчество
Любовь – одна из форм творчества, выступающая как искусство высшего отношения к объекту любви. В этом случае любовь выражается в напряженном и постоянном контакте с высшим принципом объекта любви

Обычно любовь приходит ненадолго, и такое преходящее сияние другого называют «влюбленностью». В любви любящие существа поднимаются вдохновением на высокий энергетический уровень жизни, в котором преодолеваются различия их более эгоистической индивидуальности. С «остыванием» любви снижается энергия единства, и люди обнаруживают между собой разного рода несовместимости, которые сами собой преодолевались ранее единящей энергией любви-вдохновения.
Подлинная любовь требует, как и любое творчество, больших душевных сил и самодисциплины. Обычно любовь легко смешивается с эгоистическими побуждениями любящего, когда ему нравится любить, и он незаметно под видом любви к другому начинает любить себя в этой любви. Кроме того, западные образцы любви очень ревнивы, требуя единственности влюбленных друг для друга. Чувство единственности легко переходит в эгоизм, когда любящий начинает постоянно ревновать объект любви ко всему иному, кроме себя. Он стремится изолировать объект любви от мира, погрузив себя и его в некоторый непроницаемый кокон собственного мира-на-двоих.
В любви человек открывается другому, открывает ему свою душу. Такое открытие обычно сопровождается большой уязвимостью, когда в нежную плоть открытой раковины можно особенно больно ударить. Эгоистические искусы любви, ее падения в животные чувства, которые ослабляют разум, легко могут привести к искушению ударить любимого человека и нанести ему особенно болезненные уколы. Первый опыт таких ударов может быть очень болезненным, приводя в дальнейшем к «опытности» и закрытию человека от другого, в конечном итоге к потере способности любить и использованию более безопасных отношений, в которых исчезает глубокая открытость другому и общение протекает в более поверхностно-масочных слоях личности. Подлинность чувства оказывается прямо пропорциональной возможной душевной боли, и люди, избегая боли, начинают предпочитать не столь подлинные чувства.

 

71)истины и ее виды

И́стина — отражение объекта, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В качестве антонима используется понятие «ложь».

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину.

 

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

 

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

 

Необходимая истина — знание, достигнутое в результате совокупности связанных внутренней последовательностью действий.

 

Случайная истина — знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта.

 

Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии с необходимостью.

Синтетическая истина — это познавательная ситуация, в рамках которой раскрытие некоторого свойства требует внесения дополнительной (зачастую случайной) информации об исследуемом объекте в понятие об этом объекте.

 

72)познание

Позна́ние — совокупность процессов и методов приобретения знаний о явлениях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Цель познания

 

Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека.

 

Формы познания

Выделяют научное и ненаучное познание причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

 

Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием,

 

Художественное - Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

 

Философское - познание представляет собой особый тип целостного познания мира.. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология.

 

 

73)христианская философия

Христианская философия

Это Текста были созданы в культурной среде христианства — аналог терминам исламская философия, китайская философия, иудейская философия и т. д.

Начало христианской философии относят к III веку (Климент Александрийский, Ориген). До XIII века граница между философией и теологией размыта, наиболее выдающимся христианским философом является Аврелий Августин. Согласно схоластам, теология имеет «свет славы», а философия создаётся естественным разумом человека.

 

75)Эллинистическая философия

последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам относят адаптацию восточных религиозных моментов.

 

Киники

Основная статья: киники

 

Представители ученик

1)Сократа Антисфен – выступал за упрощение жизни, говорил что философия должна быть ближе к природе. по его словам не должны существовать не правительство не государство, он не любил богатых.

2)И его ученик Диоген – ходит множество легенд о нем, считают что жил он в бочке, как и его учитель и не навидел богатство. Они уважали разум, он был единственной ценностью для них. Он предлагал жить отдельно от мира, и учиться всему самим.

 

Основная статья: скептицизм

Скептицизм – это направление в философии которое возникло под влияние античной философии, в основе лежала идея а о текучести всего сущего (все течет, все меняется).

Демокрит говорил, мед может быть и сладкий и горький. Они также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому точно что-то не имеет смысла говорить.. лучше сказать так, мне кажется еда сладкая.

Основателем скептицизма является Пиррон. На него сильное влияние оказал Демокрит. Центральная идея философии Пиррона – это стремление к безмятежности. Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

 

 

Эпикуреизм

Основная статья: эпикуреизм

Представитель - Эпикур и Лукреций Кар. Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов

Лукреций — философ, политик и поэт,.. Атомы по Лукрецию не есть минимальные дробные частицы вещества, но своего рода творческие образы, материал для природы. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц.

 

Стоицизм

Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Основой считали огонь и воздух. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

 

Неоплатонизм

Виднейшим из неоплатоников был Плотин, живший в третьем веке. Мир един, считал Плотин, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое - Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Едино

 


[1] Wulff H.R. Philosophy of medicine: an introduction. Oxford: Blackwell, 1990.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: