Изучение ассортиментной политики магазина «Спар»




ИЗУЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАЗИНА «СПАР» ООО «УНИВЕРМАГ»

Характеристика предприятия

Сергачское райпо является сетью розничных магазинов.

В ассортимент магазина «Спар» входят следующие товарные группы:

· алкогольные напитки;

· зерномучные, пищевые концентраты;

· кондитерские изделия;

· консервы;

· масло, жиры;

· молочные продукты;

· мясопродукты.

Магазин «Спар» имеет лицензию на розничную торговлю алкогольной продукции

Тип розничного торгового предприятия Сергачское райпо – магазин «Спар». Форма обслуживания – самообслуживание. Торговая площадь магазина, входящего в торговую сеть – 270 кв.м.

Торговая марка магазина – «Спар».

В соответствии с Уставом Сергачское райпо создано для осуществления следующих видов деятельности:

- розничная торговля, закупочная деятельность товарами народного потребления производственно-технического назначения, в том числе лицензионными;

- создание собственной сети складов, оказание складских услуг;

- другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

В структуру управления магазина «Спар» входит директор магазина, администраторы торгового зала, продавцы, кассиры, рабочие.

В торговом зале постоянно присутствует администратор торгового зала.

Режим работы магазина «Спар» - с 8 до 22 часов.

Организация охраны труда на предприятии включает организацию пожарной безопасности, а также организацию нормальных условий труда.

При приеме на работу каждый работник проходит вводный инструктаж по технике безопасности. Инструкция по охране труда представлена в Приложении. В инструкции обязанности работодателя и работника в области охраны и условий труда, правила работы с электроустановками, правила пожарной безопасности.

В торговом зале в одну рабочую смену работает администратор торгового зала, пять продавцов, один грузчик, два кассира. Учитывая, что пик продаж в будни приходится на вечернее время, в это время персонал работает максимально оперативно. Процесс обслуживания можно представить следующим образом: покупатель, взяв товар в торговом зале, подходит к кассиру для расчета. В это время его товар упаковывают в полиэтиленовые пакеты, кассир рассчитывает покупателя и благодарит за покупку. Чтобы максимально эффективно использовать рабочее время персонала, численность сотрудников торгового зала подобрана таким образом, чтобы не было простоев в работе. По мере расходования товаров упаковщики производят выкладку товаров на витрины.

Рассчитаем коэффициент использования торговой площади магазина «Спар»

Длина торгового зала, м – 20 м

Ширина торгового зала, м – 13,5 м

Определяем установочную площадь под мебель и оборудование по формуле:

Sу = Sт.з. * Ку,

Где Sт.з. – площадь торгового зала, м2;

Ку – нормативный коэффициент установочной площади по пожарной безопасности;

Ку норм. = 0,15

Sу = Sт.з. * Ку = 20*13,5*0,15 = 40,5 м2

Таблица 1 - Определение площади, занятой под торговым оборудованием торговой зала магазина «Спар»

Наименование Sуст. факт, м2
Горка пристенная для выкладки и продажи товаров  
Горка островная для выкладки и продажи товаров 4,5
Горка пристенная для продажи овощей и фруктов 3,2
Кассовая кабина 4,5
Стол для упаковки товаров 9,5
Холодильная витрина  
Прилавок холодильный 8,5
Шкаф холодильный 13,5
Тара-оборудование для продовольственных товаров 1,8

Sуст. факт = 63,6

Фактический коэффициент использования площади торгового зала определяется:

Ку = Sуст.факт / S т.з.

Коэффициент Ку может отклоняться от нормативного Ку на величину = 0,02.

Ку = Sуст.факт / S т.з. = 63,6/400= 0,16

Вывод: торговая площадь магазина «Спар» используется максимально эффективно. Коэффициент установочной площади близок к нормативному.

Торговый зал магазина «Спар» оборудован столиком для упаковки, контрольными весами, что улучшает качество обслуживания покупателей.

Также торговый зал магазина «Спар» оборудован тележками для выкладки и продажи, тарой-оборудованием для продажи товаров, что облегчает труд работников торговли. В магазине установлены современные электронные весы и кассовые машины, что сокращает затраты времени покупателей на приобретение товаров. Для сохранения качества товаров в магазине установлено холодильное оборудование: холодильные витрины, прилавки холодильные, шкафы холодильные.

Все оборудование находится в хорошем состоянии. Сотрудники торгового зала регулярно проходят обучение правилам работы с оборудованием, правил техники безопасности.

Изучение ассортиментной политики магазина «Спар»

Ассортиментный перечень товаров для розничной торговли (кроме алкогольной продукции и напитков) магазина «Спар» представлен в табл. 2.

Таблица 2

Наименование товаров Количество разновидностей
МЯСО И ПРОДУКТЫЕГО ПЕРЕРАБОТКИ. Мясо свежее. Колбасные изделия. Солено – копченые мясные изделия. Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия. Мясные консервы. Субпродукты.  
РЫБА И РЫБНЫЕ ПРОДУКТЫ. Рыба свежая, замороженная. Соленые рыбные товары. Копченые рыбные товары. Консервы и пресервы. Икра и нерыбные продукты моря.  
ОВОЩИ И ФРУКТЫ. Свежие овощи и фрукты. Сушеные овощи и плоды. Консервы. Замороженные овощи.  
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ. Крупы. Мука. Хлебобулочные изделия. Макаронные изделия. Сухарные изделия.  
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ. Молоко. Кисломолочные товары. Молочные консервы. Сыры. Мороженое.  
КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ. Сахаристые изделия. Мучные изделия.  
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ. Чай. Кофе. Пряности. Безалкогольные напитки.  
СОПУТСТВУЮЩИЕ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ  
ИТОГО  

Как видно из таблицы 2 ассортимент, предлагаемый покупателям магазина «Спар» довольно широк. Он включает мясные, рыбные, зерномучные товары, кондитерские и др. в сумме 1235 наименований. Кроме того в ассортименте магазина «Спар» присутствуют алкогольные товары.

В качестве основного сегмента рынка сбыта данного предприятия можно выделить население, проживающее в районе, близлежащем к магазину «Спар». Объемы закупок покупатели делают разные, исходя из имеющихся средств и составов их Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса магазина «Спар».

Рассмотрим торгово-технологический процесс в магазине «Спар».

Транспортные средства, доставившие товары, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Приемка должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только качественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен иной порядок приема товара.

Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов – фактур, товарно-транспортных и других сопроводительных документов. Если товары поступили без сопроводительных документов, то составляется акт с указанием в нем отсутствующих документов, а товары принимаются на ответственное хранение.

Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и по количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары – не

позднее 24 часов с момента получения товара.

Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. К акту прилагают копии сопроводительных документов и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров. Претензии о недостаче товаров направляют поставщику в сроки, предусмотренные договором.

Приемка товаров по качеству осуществляется в течение 10 дней с момента их получения, при иногородней поставке срок приемки составляет 20 дней.

В процессе приемки работники торговой точки выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товара установленным требованиям. Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные товары, то результаты приемки оформляют актом.

Перед началом торговли товары надо полностью подготовить к продаже. Подготовка заключается в распаковке товаров, сортировке, очистке, фасовке, упаковке и маркировке.

Предварительная подготовка товаров к продаже повышает общую культуру торговли, способствует ускорению процесса продажи и увеличению пропускной способности магазина, росту розничного товарооборота, повышению производительности труда, уменьшению товарных потерь, снижению издержек обращения

В магазине «Спар» выкладка товаров в торговом зале основывается на определенных принципах:

• принцип выдвижения недорогих товаров вперед;

• принцип «через полосицу» - товары с низкими ценами чередуются с товарами дорогостоящими;

• принцип «от глаз до третей пуговицы на рубашке» - дорогостоящие товары: с медленной реализацией должны размещаться на средних полках;

• принцип выдвижения на передний план товаров, срок реализации которых подходит к концу - прибывший первым, уходит первым.

В магазине «Спар» применяют вертикальную и горизонтальную системы выкладки товаров на островных горках.

Наиболее рациональной является вертикальная система выкладки товаров, при которой однородные товары выкладывают на всех полках данной горки по вертикалям, т.е. сверху вниз. При этом достигается хорошая обозримость товаров, что позволяет покупателям быстро ориентироваться во всем ассортименте и совершать покупку.

При горизонтальной системе определенный товар целиком занимает одну или две полки, которые находятся в оптимальном поле зрения покупателей, другие же товары помещают на верхних и нижних полках, которые являются менее обозримыми.

Реже используется комбинированная система выкладки товаров, сочетающая элементы двух предыдущих систем. Товары выкладывают этикетками к покупателям. На всех товарах должны быть ценники с четко обозначенной ценой. Ценники прикрепляют к товарам или помещают вместе с образцами товаров на прилавках, полках пристенных и островных горок, витринах и т.д.

Полки горок и другого торгового оборудования не должны быть полностью или частично пустыми. Не рекомендуется также слишком плотно «забивать» их товаром.

Первоначально для размещения товаров определяют место расположения каждой товарной группы или потребительского комплекса. Затем определяют необходимую площадь для размещения товаров и разрабатывают торгово-технологическую схему размещения и выкладки товаров. В соответствии с принятой схемой размещения и выкладки товаров, размером площади, параметром товара и технологией его продажи подбирают соответствующие виды торгово-технологического оборудования для размещения и выкладки товаров запасов товаров.

Система размещения товаров разрабатывается для каждого конкретного

магазина, разрабатывается исходя из особенностей конфигурации торгового

зала, вида торгового оборудования, ассортимента реализованных товаров на стадии проектирования магазина.

В торговом зале должен быть размещен весь ассортимент товаров, имеющихся в магазине.

Общими требованиями и принципами, которыми следует руководствоваться при размещении и выкладке товаров в торговых залах магазинов, является: размещение ассортимента товаров, обеспечивающего их широкий выбор; размещение товаров в количествах, обеспечивающих бесперебойность торговли; размещение товаров с учетом движения покупательских потоков; соблюдение правил товарного соседства; закрепление за каждой группой товаров постоянных мест размещения; размещение сопутствующих товаров вблизи основных; размещение новых товаров, а также товаров, требующих быстрой реализации в наиболее обозримых местах; рациональное использование площади, отведенной для размещения и выкладки товаров; сосредоточение крупногабаритных и тяжелых товаров в конце потоков покупателей, желательно у выхода из торгового зала; создание покупателям максимальных удобств для осмотра и выбора товаров. Определение места размещения товаров осуществляется с учетом психологии покупателей, характера покупательского спроса, расположения вспомогательных помещений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: