Идеальное государство Платона




Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в „Государстве” и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.

Платон считал, что государство имеет трехчастную структуру. Основные функции государства: управление, защита и производство материальных благ, население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование.

Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди.

Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности.

Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. Самое важное - они умеют познавать и созерцать Благо, в них преобладает рациональное начало и их можно назвать мудрецами.

Совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.

В финале IX книги «Государства» говорится, что в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости

Образование должно быть совершенным и для каждого сословия оно должно быть разным. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве

Концепция справедливости- каждый делает то, что ему надлежит делать.

10.Учение Аристотеля о форме и материи. Критика Платона. Аристотель о государстве

 

Аристотель выделял в бытии два начала — материю и форму.Материя, с точки зрения Аристотеля, — это только субстрат, вещество, возможность существования вещей. Форма — движущее начало, «то, откуда движение». Материя не существует самостоятельно, в чистом виде. Она остается в состоянии небытия, отрицания, так называемой лишенности. Материя без движущего начала — формы — лишена жизни, энергии, целостности. Она еще не стала действительностью,
а остается только возможностью. Действительностью материя становится в ее связи с формой.
В реальных вещах оба начала бытия неразделимы: материя никогда не встречается в чистом виде, она всегда соединена с формой. Разделить их человек не в силах, но все движущее начало заключено только в форме. В «Метафизике» существование особого, отличающегося от
материи движущего начала поясняется примерами такого рода: «Ведь как бы то ни было, не сам же субстрат вызывает собственную перемену; я разумею, что, например, не дерево и не медь — причина изменения самих себя, и не дерево делает ложе, и не медь — изваяние, а нечто
другое есть причина изменения. А искать эту причину — значит искать некое иное начало, а именно, как бы мы сказали, то, откуда начало движения». Движение, по Аристотелю, — это процесс перехода потенциального бытия (материи) в актуальное, т. е. реально существующее,
это обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. Форма — единственно активная сила, материя же пассивна, инертна, несамостоятельна. В этом понимании связи материи и движения явно преобладает идеалистический подход.

Арист о гос-ве…Общество и государство по существу не различаются. Государство предстает как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные. Для Аристотеля государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству приводит к уничтожению государства. Государство - понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. Гражданин это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.

Критика платона

Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя– это первичный материал, потенция вещей.Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. 4)Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?». Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Ар-ль понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса.
Учение о перводвигателе. Т.к. движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, он есть чистая форма – цель. Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. Разумной душой обладает лишь человек. Разумная душа - такая часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни

Аристотель. Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает “идеальное государство” Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояние общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).


11. особености философии средневековья

Выделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично, философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления - церковная догма), постулирование Бога как мировоззренческого начала.

Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях:

1. креацианизм - учение о сотворении Богом мира из ничего,
2. провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека,
3. сотериологизм - ориентация жизни человека на спасение души.

Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее". Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.

Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование).

Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).

В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.

Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. "Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).

12. Христианская апологетика: Ориген, Тертуллиан.

Тертуллиан

Он утверждал:

§ философы ищут истину, стало быть не знают. Мы же, христиане, знаем

§ всю мудрость греки украли у библейских пророков

Тертулиан сформулировал парадоксы веры, где разум бессилен перед верой. В трактате "О теле Христовом" он указывает:

§ "Сын Божий был распят. Я не стыжусь этого, хотя надо было бы стыдиться". Сын Божий умер.представляется истиной, хотя разум возмущается против этого.

§ Сын Божий воскрес. Дело верное, потому что кажется невозможным

Другое направление говорило о возможности использования античной философии в Христианстве.

Ориген

утверждал: "правильно понятая Библиия не противоречит философии. Правильно применеенная философия не вредит Библии. Поэтому и верю чтобы понимать и понимаю чтобы верить". Ориген предложил свою космологию ("О Началах"): Бог создал рациональные существа разными по природе и свободными. Свобода и равенство в природе стали причиной несовпадения в поведении. Одни остались верны Богу (ангелы), другие отступили от Бога (люди), а третьи отказались от Бога (демоны). Материальный мир возник в результате грехопадения. Одновременно этот мир является источником очищения. Если душа прожила праведно, она вновь возвращается на небеса. По оригену спасутся все, но этот процесс будет кайне долог и мучителен.


13. Блаженный Августин о времени и вечности. «О Граде Божием».


14. Философские идеи Фомы Аквинского. Проблема универсалий.

Проблема универсалии

Проблема общих понятий. Существовало три точки зрения на данную проблему: реализм, номинализм, концептуализм. Реалисты считали, что универсалия не существует объективно, наподобие мира идей Платона. Номиналисты настаивали на том что универсалии существуют субъективно, в человеческом сознании: реально существуют только вещи, а универсалии - это номен (имя). Концептаулисты занимали промежуточную позицию. Они утверждали что универсалии существуют до вещей, как мысли Бога, в вещах, и после вещей. Сам Фома Аквинский отстаивал в этом вопросе позиции умеренного реализма.

 

15. Особенности философии эпохи Возрождения.

 

Эпоху возрождения связывают с понятием гуманизм (человечность). Данный термин принадлежит Цицерону. Гуманизм - это культура, рожденная в греции и привитая в Риме. Другой важной особенностью является антропоцентризм. Бог остается на первом месте, но в то время появляется мнение, что Бог создал мир и покинул его, оставив человека господствовать над этим миром. Этот процесс можно показать на примере троицы. Сначала в ней выделяется Иисус Христос, как более близкий человек. Он трактуется как богочеловек. Затем акцент смезается на человеческие качества. И он понимается как человекобог. Логическим утверждением стала формула "Человека есть смертный бог". Земная жизнь уже на рассматривалась как приготовление к небесной. Она понималась как самостоятельный этап, за время которого человек должен реализовать все таланты, заложенные в него Богом. Как результат, появляются жанры автопортрета, портрета, авторское имя.

Церковь в этот период дискредетировала себя в галазах ученых, отстаивая устаревшиевзляды Аристотеля, в глазах народа, начав позорную продажу святых реликвий и индульгенций. Кромето того, церкви уже было духовного авторитета в обществе. Римские папы стали претендовать и на светскую власть, что вызывало неприязнь со стороны христианских государств. Все это породило реформацию, которая привела к расколу церкви. Еще один удар по церкви нанесли открытия, сделанне в эпоху Возрождения: телескоп, великие географические открытия, книгопечатание. В эпоху возрождения был создан новый эстетический канон. ФиллепоБранулевский открыл точку схода и перспективу. С этого времени картины стали рисовать с учетом этих законов.

 

16. Н. Макиавелли о политике. «Государь».

Никола Макеавели в трактате "Государь" рассматривает ключевые вопросы в философии политики. Таковых он видит 4:

1. Как получить и удержать власть?

2. Нужна ли армия государю и какой она должна быть если нужна?

3. Должен ли христианский государь следовать христианским заповедям? Каким должен быть христианский государь?

4. Какие советники нужны государю?

 

1. Исследуя историю Италии, Макеавелли перечисляет возможные способы получения власти:

§ заговор

§ случай

§ оккупация

§ наследование

§ выборы

2. Армия необходима Государю, потому что является оплотом его власти. Макеавелли различает виды армий:

§ Союзная

§ Наемная

§ Собственная

§ Комбинированая

3. Государь должен сочетать в себе храбрость льва и мудрость лисицы. Макеавелли спрашивает, должне ли государь следовать христианским заповедям. Макеавелли утверждает: государь может следовать заповедям, но только если они не противоречат интересам его политики, если необходимо, то он должен нарушить любую из заповедей. Важно лишь соблюдать видимость добродетели.

4. Советники Государя должны быть:

§ Преданы ему

§ Быть комптентными в той области которой они занимаются

§ Честными перед государем

Самым надежным способом получения власти Макиавелли считает Наследственную власть, все заранее знают кто будет будущем государем, поэтому смена власти происходит безболезнено.

Самая надежная по Макеавелли, является собственная армия, только она будет умирать за государя.

 

­­

17. «Учёное незнание» Н. Кузанского.

Николай Кузанский (1401-1464). Был епископом и кардиналом. Получил схоластическое образование. Знал труды Платона, Аристотеля, А.Августина, Ф.Аквинского. Занимался математикой, естествознанием, философией. Идеи его были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новые идеи, преданные через старые, схоластические понятия, утрачивали новизну(идея об единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но автором считается Гегель). Н.К. использовал математические приемы в своих доказательствах.

Идея бесконечности. Бог един и всемогущ. Как соотнести единое и бесконечное в одном понятии? Представим, что Бог–это окружность. Она имеет диаметр(нечто конечное, единичное). Увеличивая окружность до бесконечности мы добьемся того, что диаметр будет стремиться к бесконечности. Мир тоже бесконечен.

Изучая проблему Бога, Н.К. пришел к выводу, что природа, мир и Бог–одно и тоже(идея пантеизма, всебожия). Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание»–несоответствие между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он стремится.

18. Гелиоцентрическая картина мира: Н. Коперник, Т. Браге, И. Кеплер.

Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.

Окончательно гелиоцентризм возродился только в XVI веке, когда польский астроном Николай Коперник разработал теорию движения планет вокруг Солнца на основании пифагорейского принципа равномерных круговых движений. Результаты своих трудов он обнародовал в книге «О вращениях небесных сфер», изданной в 1543 году. Одной из причин возвращения к гелиоцентризму было несогласие Коперника с птолемеевой теорией экванта; кроме того, он считал недостатком всех геоцентрических теорий то, что они не позволяют определить «форму мира и соразмерность его частей», то есть масштабы планетной системы. Неясно, какое влияние на Коперника оказал Аристарх (в рукописи своей книги Коперник упоминал о гелиоцентризме Аристарха, но в окончательной редакции книги эта ссылка исчезла[29]).

Коперник полагал, что Земля совершает троякое движение:1,Вращение вокруг оси с периодом в одни сутки, следствием чего является суточное вращение небесной сферы;2,Движение вокруг Солнца с периодом в год, приводящее к попятным движениям планет;3,Так называемое деклинационное движение с периодом также примерно в один год, приводящее к тому, что ось Земли перемещается приближенно параллельно самой себе (небольшое неравенство периодов второго и третьего движений проявляется в предварении равноденствий).

Коперник не только объяснил причины попятных движений планет, вычислил расстояния планет от Солнца и периоды их обращений. Зодиакальное неравенство в движении планет Коперник объяснял тем, что их движение является комбинацией движений по большим и малым кругам, — аналогичный тому, как объясняли это неравенство средневековые астрономы Востока — деятели Марагинской революции (так, теория движения внешних планет у Коперника совпадала с теорией Ал-Урди, теория движения Меркурия — с теорией Ибн аш-Шатира, но только в гелиоцентрической системе отсчёта).

Тем не менее, теория Коперника не может быть названа гелиоцентрической в полной мере, поскольку Земля в ней отчасти сохраняла особый статус:1,центром планетной системы было не Солнце, а центр земной орбиты;2,из всех планет Земля единственная двигалась по своей орбите равномерно, в то время как у остальных планет орбитальная скорость менялась.

По всей видимости, у Коперника сохранялась вера в существование небесных сфер, несущих на себе планеты. Таким образом, движение планет вокруг Солнца объяснялось вращением этих сфер вокруг своих осей[30].

Тем не менее, им был дан импульс для дальнейшей разработки гелиоцентрической теории движения планет, сопутствующих задач механики и космологии. Объявляя Землю одной из планет, Коперник устранял резкий разрыв между «надлунным» и «подлунным» мирами, характерный для философии Аристотеля.

Выдающийся вклад в развитие гелиоцентрических представлений внёс немецкий астроном Иоганн Кеплер. Ещё со студенческих лет (пришедшихся на конец XVI века) он был убеждён в справедливости гелиоцентризма ввиду способности этого учения дать естественное объяснение попятных движений планет и возможности вычислять на её основе масштабы планетной системы. В течение нескольких лет Кеплер работал с величайшим астрономом-наблюдателем Тихо Браге и впоследствии завладел его архивом наблюдательных данных. В ходе анализа этих данных, проявив исключительную физическую интуицию, Кеплер пришёл к следующим выводам:1,Орбита каждой из планет является плоской кривой, причём плоскости всех планетных орбит пересекались в Солнце. Это означало, что Солнце находится в геометрическом центре планетной системы, тогда как у Коперника таковым был центр земной орбиты. Кроме всего прочего, это позволило впервые объяснить движение планет перпендикулярно к плоскости эклиптики. Само понятие орбиты, видимо, также было впервые введено Кеплером, поскольку ещё Коперник полагал, что планеты переносятся с помощью твёрдых сфер, как у Аристотеля.2,Земля движется по своей орбите неравномерно. Тем самым впервые Земля уравнялась в динамическом отношении со всеми остальными планетами.3,Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце (I закон Кеплера).4,Кеплер открыл закон площадей (II закон Кеплера): отрезок, соединяющий планету и Солнце, за равные промежутки времени описывает равные площади. Поскольку расстояние планеты от Солнца при этом также менялось (согласно первому закону), отсюда следовала переменность скорости движения планеты по орбите. Установив свои первые два закона, Кеплер впервые отказался от догмы о равномерных круговых движениях планет, с пифагорейских времён владевшей умами исследователей. Причём, в отличие от модели экванта, скорость планеты менялась в зависимости от расстояния от Солнца, а не от некоторой бестелесной точки. Тем самым Солнце оказалось не только геометрическим, но и динамическим центром планетной системы.5,Кеплер вывел математический закон (III закон Кеплера), который связывал между собой периоды обращений планет и размеры их орбит: квадраты периодов обращений планет относятся как кубы больших полуосей их орбит. Впервые закономерность устройства планетной системы, о существовании которой догадывались ещё древние греки, получила математическое оформление.

На основании открытых им законов движения планет Кеплер составил таблицы планетных движений (Рудольфинские таблицы), по точности далеко оставлявшие позади все таблицы, составленные ранее.

В гелиоцентрическую систему Коперника Браге не верил и называл её математической спекуляцией (хотя к Копернику относился с глубоким уважением, держал в обсерватории его портрет и даже сочинил восторженную оду в его честь[53]). Браге предложил свою компромиссную гео-гелиоцентрическую систему мира, которая представляла собой комбинацию учений Птолемея и Коперника: Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг неподвижной Земли, а все планеты и кометы — вокруг Солнца. Суточное вращение Земли Браге тоже не признавал. С чисто расчётной точки зрения, эта модель ничем не отличалась от системы Коперника, однако имела одно важное преимущество, особенно после суда над Галилеем: она не вызывала возражений у инквизиции. Среди немногочисленных сторонников системы Браге в XVII веке был видный итальянский астрономРиччиоли (у Риччиоли, впрочем, Юпитер и Сатурн обращаются вокруг Земли, а не Солнца). Прямое доказательство движения Земли вокруг Солнца появилось только в 1727 году (аберрация света), но фактически система Браге была отвергнута большинством учёных ещё в XVII веке как неоправданно и искусственно усложнённая по сравнению с системой Коперника-Кеплера.

В своём труде «DeMundiaeteri» Браге так излагает свою позицию[54]:

Я полагаю, что старое птолемеево расположение небесных сфер было недостаточно изящным, и что допущение такого большого количества эпициклов… следует считать излишним… В то же время я полагаю, что недавнее нововведение великого Коперника… делает это, не нарушая математических принципов. Однако тело Земли велико, медлительно и непригодно для движения… Я без всяких сомнений придерживаюсь того мнения, что Земля, которую мы заселяем, занимает центр Вселенной, что соответствует общепринятым мнениям древних астрономов и натурфилософов, что засвидетельствовано выше Священным Писанием, и не кружится в годичном обращении, как желал Коперник.

Сам Браге искренне верил в реальность своей системы и перед смертью просил Кеплера поддержать её[55]. Он подробно аргументировал в письмах, почему он считает ошибочной систему Коперника. Один из самых серьёзных аргументов вытекал из его ошибочной оценки углового диаметра звёзд и, как следствие, расстояния до них. Рассчитанные Браге расстояния были на несколько порядков меньше действительных и должны были, если признать движение Земли вокруг Солнца, вызвать заметные смещения звёздных долгот, чего в действительности не происходило. Отсюда Браге сделал вывод, что Земля неподвижна. На самом деле видимые диаметры звёзд были увеличены атмосферной рефракцией[56], а параллаксы звёзд астрономы сумели обнаружить только в XIX веке.

19. Ф. Бэкон. Учение об идолах. Метод.

Ф. Бэкон (1561-1626) – основатель экспериментальной науки. «Знание – сила». «Истина дочь времени, а не авторитета».
Он отделяет философскую науку от религии. Строит концепцию эмпирической науки (научного знания). Разработал программу, задачи, цель и методы этой науки.
Цель науки: обогащение человека, улучшение материальной жизни человека.
Предмет исследования человека – природа.
Две работы: критическая (учение об идолах) и положительная.
Учение об идолах: «Атлантида», «Новый Органон».
Идол – это ложные представления; ошибки, иллюзии разума; предубеждения человека; заблуждение ума.
Бэкон считает, что от рождения нашему уму свойственны заблуждения, поэтому полагаться только на него в достижении знания нельзя.
Критическая работа - 4 группы идолов:
-Идолы рода – человеку характерно рассматривать все вещи с точки зрения своей природы. Мы переносим наши свойства рода на природу и вещи.
-Идолы пещеры – субъективный, духовный мир каждого человека индивидуален и своеобразен. Пещера – это окно, через которое человек смотрит на окружающие его вещи. Пещера формируется в зависимости от интересов человека.
-Идолы рынка (площади) – рынок – общение, разговор, язык. Ошибки, заблуждение возникают из-за неправильного употребления слов. Сложность и неоднозначность слов – основная причина непонимания.
-Идолы театра – возникают по причине мировоззрения, идеологии, авторитета. Социальные предрассудки – общество.
Положительная работа - теория индукции.
Индукция – это научный метод, лежащий в основе основных эмпирических наук. Метод постановки опыта, эксперимента, обработки фактического материала, получения законов и закономерностей.
Движение мысли от сложного к простому, от фактического материала (вещей) к закону (общим выводам). Поиск связи и закономерности между вещами.
20. Р. Декарт. «Правила для руководства ума».


21. Монадология Г. Лейбница. Теория познания.

· рациона­лизма

· основные проблеым исследования: • субстанции;• познания.

· выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций):

• мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу;

• данные субстанции называются монадами;

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не являетсяматериально-вещественным образованием;

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;

• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние;

• в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;

• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.

· монады делит на четыре класса:

• "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

• высшая монада — Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.

· гносеология (философия познания).

• все знания разделил на два вида — "истины разума" и "исти­ны факта";

• "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

• "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опыт­ным) путем (напримертемпература кипения воды); данные знания констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

• несмотря на то, что опытное знание вероятностное, а не достоверное, нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, познание может осуществ­ляться не только путем получения только одного вида знаний.


22. Социальная теория Дж. Локка и его теория познания.

.Локк о процессе познания.

Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум новорожденного, - это Чистая доска, на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку, приобретаются из опыта. Отсюда Локк называют эмпириком.

2б. В самом процессе познания, который всегда начинается из ощущения, Локк отличал два вида. Первый - идет от внешнего мира через чувственное восприятие. Второй - внутренний, идет от анализа накопленного опыта в психике человека. Последний он называет рефлективным путем познания, в котором человек оперирует уже наличными в разуме элементами (представлениями, понятиями, идеями, концепциями). Наряду с этим Локк допускал возможность познание мира благодаря интуиции, которая как бы в сокращенном виде пробегает оба вида познания и "внезапно схватывает" (усматривает) истину. Исходя из этого Локк содержание самих знаний разделял на знания чувственные (сенситивные), которые получены через ощущения; демонстративные, которые извлекаются разумом, и интуитивные, как высший и наиболее убедительный для человека вид знания.

2в. Локк признавал существования только единичных вещей и таким образом стоял на позициях номинализма. Представления и понятия создаются разумом из тех элементов, которыми его снабжают чувства. Но сами чувства дают нам адекватное знание только о первичных качествах предметов и явления: о пространственных, временных материальных сторонах действительности. Вторичные качестве - горькое и сладкое, теплое и холодное, острое и тупое, приятное и неприятное и так далее - субъективны и не всегда отвечают объективному состоянию вещей и явлений.

 

Локк рассматривает естественное состояние как мирное сожительство по библейским заповедям. Такую разницу можно объяснить тем, что Гоббс считался атеистом. Основное место в политической философии Локка отводится собственности, рассматриваемой в качестве главной причины установления гражданской власти. Государство может установить смертную казнь, но не изъятие собственности. Также он видит необходимость в разделении власти на три независимых и в то же время взаимосвязанных ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Локк говорил, что необходимо разграничить судебную и исполнительную власть, чтобы предотвратить злоупотребление властью. Для того времени под законодательной властью оп подразумевал парламент, а под исполнительной - короля. И если исполнительная власть не подчиняется законодательной, то выход возможно достичь только применением силы.

И ещё стоит отметить, что Локк признавал свободу вероисповедания.


23. Социальная теория Т. Гоббса.

Гоббс, например, считал, что договор о передаче власти возможен лишь при наделения суверена неограниченной властью.Гоббс считал, что все люди равны от природы. Но в естественном состоянии человек не только хочет сохранить собственную свободу, но и приобрести свободу над другими. Поэтому возникает война всех против всех, т. е. в естественном состоянии есть только война. И во избежание этого, люди объединялись в общины с подчинением центральной власти. Гоббс принимал три вида власти: монархия, и правление группы людей собрания, аристократии. Но особо выделял всё-таки монархию. И в любом случае суверен имел неограниченную власть, когда граждане признавали его власть, они теряли все права, кроме тех, которые правительство считало целесообразным им предоставить. Допускается, что суверен может быть деспотичен, но уж лучше деспотизм, чем анархия. Конечно, он признает возможным такое, что суверен будет не прав, и тогда меньшинство подчинится большинству (возможность революций). То есть право самосохранения он рассматривает как абсолютно, даже против монарха. Главой церкви в государстве по Гоббсу должен тоже являться монарх.


24. И. Кант. «Критика чистого разума».

1. Замысел и цель «Критики чистого разума»

«Чистым разумом» Кант называет теоретическое мышление, главным образом математику и математическое естествознание.

2. Структура человеческого знания

Далее Кант приступает к анализу структуры знания, он Препарирует разум так же, как анатом препарирует мозг. Выясняется, что всякое наше знание состоит из двух компонентов: [I] материала чувственного опыта и [II] категорий, чистых форм деятельности рассудка. Чувства дают нашему мышлению всё его содержание, тогда как Рассудок придает этому содержанию логическую форму.

Деятельность наших чувств протекает по схемам Пространства и времени. Мы не можем воспринимать предметы иначе, как существующие в трех пространственных измерениях и изменяющиеся во времени. Такова природа наших чувств, таково их устройство.

3. Антиномии чистого разума

Что представляют собой те Вещи, которые мы воспринимаем в формах пространства и времени и мыслим с помощью категорий? Это Феномены, отвечает Кант, т. е. вещи, которые Являются нашему сознанию. А таковы ли эти вещи Сами по себе, какими мы их воспринимаем? Этого, отвечает Кант, человеку знать не дано. Сознание не может ведь выпрыгнуть из своей “шкуры” и заглянуть в реальность, лежащую снаружи, чтобы затем сравнить ее с тем, что имеется внутри сознания – с его “феноменами”. Всё, что может быть предметом человеческого сознания – это “феномены”, т. е. Явления вещей, а не сами эти вещи как таковые. Последние Кант называет «вещами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: