Нагрузка в точке подвеса штанг балансирного станка-качалки обусловлена:
1) статическими нагрузками от силы тяжести жидкости и штанг, сил трения плунжера в цилиндре и штанг о трубы;
2) силами инерции движущихся масс, возникающими при движении с ускорением колонны штанг, и столба жидкости;
3) динамическими нагрузками, возникающими в результате, вибрации штанг.
Практическое значение имеют суммарные минимальные и максимальные нагрузки на штанги, величина которых может быть определена либо непосредственно изменениями динамометри-рованием, либо рассчитана.
Как уже было показано, максимальная величина статической нагрузки будет при ходе штанг вверх
Рст = Рж + Ршт
где Рж — сила тяжести жидкости, находящейся над плунжером; Ршт — тяжести штанг в жидкости.
Приняв для упрощения расчетов глубину спуска насоса равной динамическому уровню, можно записать
Рст = qж L + qшт Lbγ,
где qж — вес 1 м столба жидкости над плунжером глубинного насоса; qшт — вес 1 м штанг (с учетом веса муфт) в воздухе; L — длина штанг; bγ = 1 — рж/ршт (здесь ршт, рж — плотность материала штанг и жидкости).
Силой трения штанг о трубы можно, как показывают исследования, пренебречь, если искривление скважины не превышает 5—6°. Силы инерции могут быть определены по формуле
Рi = M I max (2.76)
где М — масса движущихся деталей; Imах — максимальное ускорение точки подвеса штанг.
Поскольку откачиваемая жидкость сжимаема вследствие наличия растворенного и свободного газа, то в расчете может учитываться только масса штанг М = Ршт/q.
С учетом сил инерции максимальная нагрузка в точке подвеса штанг будет
(2.77)
Динамическая нагрузка при ходе штанг вниз
УРАВНОВЕШИВАНИЕ БАЛАНСИРНЫХ СТАНКОВ-КАЧАЛОК
Как уже отмечалось, равномерная нагрузка приводного двигателя штанговой глубиннонасосной установки возможна только при наличии уравновешивающего устройства. В балансирных станках-качалках наиболее широко применяют уравновешивающие устройства, состоящие из грузов, установленных на балансире и роторе.
* Под уравновешенностью установки подразумевается равенство работ, совершаемых двигателем при ходе вверх и вниз, т.е. Ав = Ан.
Определим вес груза, устанавливаемого на балансире, при котором установка будет уравновешена. Воспользуемся для этого элементарной теорией. Механическая работа сил инерции на полированном штоке будет равна нулю, так как при его разгоне силы инерции будут иметь положительный знак, а при торможении — отрицательный.
При движении штанг вверх работа будет затрачиваться на перемещение штанг и жидкости
А в =
при ходе вниз
Полезная работа за двойной ход будет
При установке на балансире в точке В уравновешивающего груза G (рис. 2.56) механическая работа при ходе вверх и вниз будет соответственно равна (полагаем, что переднее плечо балансира равно заднему)
Aв=(Pж + Pщm)S-GS
Ан=-РштS + GS
Рис. 2.56. Кинематическая схема балансирного станка- качалки с балансирным уравновешиванием
Если в уравновешенном станке-качалке Ав = Ан, то, приравняв правые части уравнений, получим
Поскольку в реальных станках-качалках груз в точке В не устанавливают, то с учетом различных длин плеч балансира вес уравновешивающего груза будет равен
Данный способ уравновешивания называется балансирным, он прост, но его основным недостатком является появление дополнительных инерционных сил, обусловленных наличием массы груза G. Инерционные силы отрицательно сказываются на работе всех деталей установки.
От этого недостатка свободен роторный способ уравновешивания (рис. 2.57). Уравновешивающий груз Gp монтируют на кривошипе. При ходе штанг вверх и вниз совершенная двигателем работа будет равна
Приравняв правые части уравнений, получим (полагая, а = b)
а с учетом различной длины плеч балансира
При роторном уравновешивании постоянен вес грузов, которые уравновешивают их перемещением по кривошипу, т.е. изменяют радиус R.
Значение величины R определяется по формуле
Рис. 2.57. Кинематическая схема балансирного станка-качалки с роторным уравновешиванием
Рис. 2.58. Кинематическая схема балансирного станка-качалки с комбинированным уравновешиванием
При роторном уравновешивании инерционные усилия, возникающие при движении грузов, воспринимаются только подшипниками кривошипного вала и при его постоянной угловой скорости вращения не передаются на другие детали установки.
При комбинированном уравновешивании на балансире устанавливают уравновешивающий груз G (рис. 2.58).
Вес груза на роторе определяется следующим образом:
При ходе штанг вверх и вниз работа, затрачиваемая двигателем, равна
Определим величину груза Gp, задавшись значением веса груза G. Для этого приравняем правые части уравнений.
Тогда получим
Комбинированное уравновешивание применяют в основном на средних по мощности станках-качалках, где использование балансирного уравновешивания привело бы к появлению значительных сил инерции от противовеса.
Уравновешенность установки контролируют замером величины тока электродвигателя, максимальные значения которого при ходе штанг вверх и вниз должны быть одинаковыми.