Новейшая (современная) философия - XX в.




Билет 1.

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нём.

Философия придаёт единство и целостность мировоззрению.

Философия – ядро мировоззрения.

Типы мировоззрения:

1- Мифология – чувственно-наглядное, образное переживание мира основанное на воображении, иллюзии, а не на теоретических доводах.

Чертами мифа являются:

-Очеловечивание природы

-Наличие фантастических богов и их общение с человеком

-Для мифа всё реально

-Нет разности между верой и неверием, правдой и ложью

-Миф не критичен и не рефлексивен

 

2- Религия – вера в высшее начало бытия и зависимость человека от него.

Религия удваивает мир, разделяет его на Естественный и сверхъестественный.

Религия основана на почитании, авторитете, она не допускает сомнения.

Философ критикует сомневается.

Религия обращена к чувствам и эмоциям. Она обращена к массам.

«В присутствии Бога философия невозможна, но в поисках Бога каждый становится философом.»

 

3- Научно философский – это критико-рефлексивное понимание мира. Виденья, оценки мира.

Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, е не на вере; имеет место обращённость мысли на саму себя; логично (имеет внутреннее единство и систему), опирается на чёткие понятия и категории.

Философия – учение о исходных принципах понимания человекам мира.

Философия уневерсально раскрывает связь человека с миром.

 

 

Билет 2.

 

Первые философские учения возникли примерно в одно и то же время, в VII - VI вв. до н.э., в трёх центрах древней цивилизации – Древней Греции, Индии и Китае.

В первом из них были заложены основы так называемой «западной» цивилизации.

Второй и третий объединяются понятием «Древнего Востока.

В этих центрах сложились общества разного типа, различие обществ выразилось и в несходстве духовной жизни. Поэтому всю совокупность философских учений, принято разделять прежде всего на две большие группы: западную философию и восточную философию.

Западной философией называют философские учения, возникшие в Европе, начиная с Древней Греции.

Под восточной философией имеются в виду преимущественно философские учения, возникшие в Древней Индии и Древнем Китае.

 

Предпосылки появления философии:

-появление научных знаний

-разделение труда (умственный \ физический)

-учитель \ ученик.

 

Философия рождается из противоречий между мифом и научными знаниями.

 

«Ф. – любовь к мудрости»

«Жизнь подобна Олимпийским играм»

-Платон

 

Философ должен искать истину.

«Ф. даёт три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить, и хорошо делать.»

-Демокрит

«Ф. – учение о первых причинах бытия» - Аристотель.

Ф. понимается, как теоретическое самосознание эпохи.

Ф. это школа мысли.

Смысл Ф. в поиске предельных оснований бытия.

 

Сущность Ф.:

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух[7].

Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях.

Билет 3.

Предметом философии называется круг вопросов, которые она изучает.

Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой.

Почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир – человек» или как отношение человека – субъекта познания – к миру, объекту, материи.

Поэтому предмет философии можно обозначить как исследование конкретных знаний о мире, а также мир во всей совокупности его процессов и человека, познающего этот мир, себя и своё место в нём.

 

Таблица:

 

Эпоха – Предмет философии (отношение человека к миру) – основная идея. Принципы.

1- Античная эпоха (7-6 в.в. д.н.э – 6 в н.э)

Отношение микрокосмоса к макрокосмосу.

Космоцентризм.

 

2- Средневековье (5-15 вв)

Отношение человека в богу.

Теологические идеи.Теоцентризм.

3- Возрождение (14-16 вв \ ренессанс\)

Отношение человека к обществу

Гуманизм. Антропоцентризм. (человек в центре)

4- Новое время (17-19 вв)

Человек – природа

Наукацентризм.

5- Немецкая классическая философия (18 в. \эпоха просвящения\)

Человек(субъект) – деятельность.

Субъектоцентризм.

6- Современная философия (19-20в.)

Субъективный фактор – объективный фактор.

Идея (духовной) свободы. Принцип ответственности.

 

Круг философских проблем:

 

мир – проблема бытия (существования), субстанции (первоосновы), материи (вещества), движения, пространства, времени, диалектики (учения о развитии);

 

человек – проблема сущности человека, его природы, жизнедеятельности, сознания, мышления, познания смысложизненных ориентиров;

 

взаимодействие мира и человека – проблема их взаимовлияния, соотношения материи и сознания, мышления и бытия, взаимосвязи общества, природы и человека.

 

Предназначение философии в обществе представлено большим количеством функций:

 

1. Гносеологическая (теоретико-познавательная)–философия как система знания помогает познавать мир.

2. Мировоззренческая - способствует формированию системы взглядов на мир и место человека в нем.

3. Методологическая (греч.methodos - путь, logos - учение, т.е. учение о способах и путях познания)

4. Социокультурная - как особая форма накопления духовного опыта человечества, философия осмысливает состояние культуры, обнаруживает и формулирует ее проблемы.

5. Прогностическая - как и любое знание, философия на основе познанных закономерностей мира может давать предположительные прогнозы на будущее

 

Билет 4.

Структура философского знания.

1-Онтология (учение о бытие)

2- Гносиология (учение о познании)

3- Антропология (учение о человеке)

4- Аксиология (учение о ценностях)

5- Логика (наука о разуме, о мышлении)

6-Этика (учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.)

7- Эстетика (учение о прекрасном, о его проявлениях)

8- Социология (учение о сущности, строении общества в целом)

9- Методология (учение о научном познании)

10- История философии (чение о смысле, законах, периодах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого)

 

Специфика философского знания

 

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

 

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

 

• однако не является научным знанием в чистом виде.

 

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

 

2. Особенности философского знания:

 

• носит предельно общий, теоретический характер;

 

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

 

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

 

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

 

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

 

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

 

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

 

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

 

• опирается на категории — предельно общие понятия;

 

• неисчерпаемо по своей сути;

 

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Билет 5.

 

 

Античная философия - VII в. до н.э.-VI н.э.;

 

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах.

Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

 

Выделяют следующие периоды:

Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

 

Средневековая философия - V-XV вв.— исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

 

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

 

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

 

 

Новейшая (современная) философия - XX в.

 

Билет 6.

 

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.

Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности.

 

Философия в Древней Индии.

Для этой цивилизации характерна жесткая кастовая структура, интеллектуальная пассивность людей, отсутствие претензии на антропоцентризм, приоритет иррационального над рациональным, интровертивный характер.

Древневосточная философия.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. для китайской философии была характерна тесная связь с мифологией. Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551-479 года до н.э.). Конфуций излагал идеал совершенного человека, рассматривая личность как самоценную. Он создал программу совершенствования человека: с целью достижения духовно развитой личности лада с Космосом. Он высказал свое мнение об устройтсе идеального гос-ва. Все управление д включать вежливость.Правитель возвышается над своим народом всего лишь на ступеньку. В гос-ве д править те же истины, что и в семье(люб,искр). Главное в учение Конфуция-следование пути. «Кто мягко шагает-далеко идет»Даосизм возник в Древнем Китае. Основателем философии даосов считается Лао-цзы. В центре учения доктрина-о великом Дао,всеобщем Законе и Абсолюте. Даосизм-учение ставившее своей целью раскрыть перед чел-ком тайны мироздания,вечные проблемы жизни и смерти.

Буддийская фил-фия-система рациональных обоснованных взглядов на мир, чел-ка и познание.В буддихме утверждается принцип «анитья», в соотв.с которым все существующее динамично и подвержено изменению, в том числе и чел-к. 10 вопросов Будды:вечен ли мир или он невечен,конечен ли мир или он бесконечен,тождественны ли душа с телом,отличная ли душа от тела,бессмертен ли познавший истину или он смертне,будет ли познавший истину одновременно и смертным и бессмертным. Будда(623-543в.до н.э)

 

Билет 7.

Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философской мысли, который длился с 6 века до нашей эры по шестое столетие нашей эры. Ранняя античная философия была основана на мифологическом представлении о мире, который неразрывно связан с природой и ее явлениями. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония.

Главным был вопрос о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы-«физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу.

Основной задачей своих раздумий мыслители ставили поиск первоосновы бытия, некой материи, из которой смог зародиться не только весь видимый мир, но и разумные одушевленные существа.

Для обозначения понятия "первооснова" древнегреческие философы ввели термин «Архе». Представители милетской школы в качестве нее рассматривали все возможные природные явления: например, Фалес первоосновой всего сущего называл воду, Гераклит – огонь, Анаксагор – землю, а Анаксимен – воздух. А представители школ нематериалистической направленности в качестве первородной субстанции называли абстрактные понятия: «дао», «логос», «эйдос», «инь-янь».

Космоцентризм античной философии стремился также выявить причину мировой гармонии и порядка.

Материалисты-натурфилософы считали, что причина гармонии заложена в самой природе, в физических процессах и явлениях. Вода, земля, воздух, огонь, атомы – все это несет в себе естественные природные закономерности.

Космоцентризм античной философии видел единство в многообразии: мир – это единое, которое стало многим. Все предметы и явления взаимосвязаны, при этом ничто не является самодостаточным.

 

Билет 8.

Сократ

Сократ полагает, что объектом пристального внимания должны быть человек и его деяния, а потом все остальное. Исходный тезис его философии: «Познай самого себя

Обратившись к человеку, Сократ завершает натурфилософию. Восприняв от предшественников элементы диалектики, он доводит ее до искусства проникать в сущность человека и его дел. Метод «майевтики» Сократа нацелен на рождение истины.

Сократ полагал, что править должны знающие. Идеалом Сократа являлась аристократия мудрых. Настоящее знание, по Сократу, нужно получать не от учителя, а путем углубленного самопознания.

В основе характеристики различных форм государства лежал выдвинутый Сократом принцип законности. В вопросе о форме правления в государстве Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию. Первая из форм правления в каждой паре – правильная, а вторая – неправильная.

Сократ не верил в эффективность демократии, результативность деятельности народного собрания как высшего руководящего государственного органа.

Сократ первым выдвинул принцип законности. Законность, по мнению Сократа, состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства. Свобода, по Сократу, – это прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Все законы взаимозависимы, так как обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные.

 

Платон.

Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое отличие от животного. А на видовом уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями.

Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек — дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм — тело тянет человека в животный мир, а душа — в божественный.

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Государство Платона состоит из трёх сословий:

Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы.

Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).

Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.

 

Аристотель

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

Человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы.

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Аристотель считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию.

Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

 

Стоики

Человек, по мнению стоиков, это высшее и наиболее разумное существо природы, его добродетель - практическая «мудрость», или «сила духа», которая. По платоновскому образцу, мыслиться в виде четырёх основных добродетелей: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. А главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом. В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это - лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. Человек - часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира. Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом - значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.

Государство (как и все прочие внешние вещи), какое бы оно ни было - доброе или злое, есть аналогичная природе сила, внешняя по отношению к человеку, это - необходимость, которую следует осознать и познать. Тогда обретается свобода, которая состоит в познанной необходимости. Но поскольку подлинное познание доступно только мудрецу, только он и может быть действительно свободным, правда, лишь следуя необходимости, выполняя познанные законы. Свобода - в рамках закона. Для тех, кто не может познать необходимости, остается один удел - полная зависимость от нее - рабство. Отсюда следует представление стоиков о государстве: народ, который не в состоянии познать необходимой сущности государственной власти, есть стадо, а государь, окруженный просвещенными мудрецами, - пастух.

Следует отметить, что у римских стоиков уже наблюдается более "мягкое" отношение к рабам. Если для Аристотеля и ранних стоиков рабы были вещами, то поздние стоики уже признают, что рабы - тоже люди, и настаивают на хорошем отношении к ним.

Эпикурейцы

Человек. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

· отсутствие телесного страдания;

· невозмутимость души (атараксия);

· дружба.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

 

Собственное учение о государстве проповедовали и эпикурейцы. Если, по Аристотелю, политика вела к счастью, была благом, то, согласно эпикурейцам, она мешает достижению счастья. Счастье, понимаемое ими как индивидуальная польза и наслаждение, никак не могло соотноситься с общим благом ни в смысле Аристотеля, ни в смысле Платона. Взгляды эпикурейцев ярко характеризуют распад античных представлений о государстве и связаны с реалиями Римской империи, когда "государство теряет свое абсолютное значение, становится релятивным институтом, возникающим из простого договора ввиду его полезности. Из источника и венца всех высших моральных ценностей оно превращается в обычное средство охраны витальных ценностей, необходимое, но не достаточное. Справедливость обретает относительный характер, подчиненный полезности".

Билет 9.

Теоцентризм - основная черта средневековой философии, согласно которой все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

В основе лежат два принципа – идея творения и идея откровения.

Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (бытия),а идея откровения в основе (гносеологии). Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии. В средневековой философии выделяют два основных направления – патристику и схоластику.

1-Патристика (основатель Августин 352-430)

Патристика была направлена на борьбу с различными, враждебными христианству учениями. Внешние враги – варвары (языческие племена).

Внутренние враги-течения, которые переняли язычество с разными признаками христианства и претендовали на роль учений (гностицизм, манихейство.)

Центр философского мышления - Бог. Бог первичен, это высшая сущность он единственный, существование его независимо, всё остальное существует благодаря божей воле.

2-Слохастика (Фома Аквинский 1225-1274)

Схоластика(школа) была направлена на христианское учение. Цель: поиск рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашает вера. Задача: упорядочить и сделать доступной для необразованных людей данную догматическую конструкцию. Отсюда следует не поиск истины, а поиск способов изложения и доказательства этой истины.

 

 

Билет 10.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

 

Билет 11.

Первым философом, который сознательно решил разработать новый метод науки, был Френсис Бэкон (1561-1626

Согласно учению Ф. Бэкона чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Такой взгляд называется сенсуализмом.

Бэкон убежден в возможности получения достоверного знания. Для этого нужно усовершенствовать метод познания. Он предлагает метод индукции. Следующее условие реформы науки — очищение разума от заблуждений. Таких заблуждений у него четыре — четыре вида «идолов» или «призраков».

1. «Идолы рода» — препятствия обусловленные природой человека. То есть из-за несовершенства органов чувств мы далеко не видим, плохо слышим, с трудом различаем запахи и т.д. Современная наука избавляется от этих идолов с помощью приборов.

2. «Идолы пещеры» — ошибки вследствие субъективных предпочтений (симпатий, антипатий). Так Бэкон назвал их из-за Платона. Платон сравнивает нас с сидящими в пещере и наблюдающими тени на стене. Эти тени от фигурок истинных вещей. Фигурки перемещаются перед входом в пещеру. Так как тени мало похожи на сами вещи, то мы можем фантазировать об их истинных размерах, формах и т.д. Например, даже левая и правая рука дают одинаковую тень. По Платону, чтобы увидеть сами вещи, надо повернуться, а затем выйти на свет из пещеры. Но истина вначале ослепляет. Он имеет в виду познание идей, которые находятся в Гиперурании. Когда человек привыкнет к свету, тогда он не может, как остальные, видеть в пещере тени, а то, что он говорит людям об истине, им кажется нелепым.

Действительно, мы наблюдаем не сами вещи, а только то, какими они нам являются. Красного, синего, зеленого в самой природе не существует — это только наши восприятия каких-то физических свойств вещей (по Платону, это тени вещей). Истина порой шокирует нас (по Платону — ослепляет). Когда же ученый или философ сообщает истину, то им нередко не верят, считают их чудаками.

3. «Идолы рынка» — препятствия из-за общения с использованием слов (старые слова сохраняют и старые представления). Для избавления от этих идолов сегодня в каждой отрасли знаний создаются словари терминов.

4. «Идолы театра» — препятствия, порождаемые некритическим усвоенным ложным мнением. От этих идолов можно избавиться с помощью проведения экспериментов.

По Бэкону, непосредственная задача познания — исследование причин предметов. Человек должен открывать законы природы, которые Бог скрыл от него. Природа и Писание — дело рук Божьих. Они не противоречат друг другу, а согласуются. Познание нужно не для самого познания, а для пользы человека. Знание — сила.

Р. Декарт (1596-1650)

Главное для Декарта — найти метод достоверного познания. Таким методом у него является дедукция (выводы от общего к частному). Строгая дедукция из ясных, четких положений обязательно даст истину. Но начальные положения должны быть лишены ошибок и сомнительных утверждений, поэтому начинать познание надо с сомнения.

Сомнение — это только предварительный прием для очищения нашего знания. То есть начинать надо с самой несомненной истины. Если мы начнем сомневаться во всем, то можем сомневаться даже в том, что мир существует, что существуем мы сами. Но нельзя сомневаться в том, что мы сомневаемся. Это первая несомненная мысль. Но сомнение — это акт мысли. Значит, если сомневаюсь, то мыслю. Мыслить же может только существо существующее. Следовательно, если я мыслю — я существую.

Это была искомая опора для достоверного знания. Ясность и отчетливость мысли он объявил необходимым и достаточным признаком достоверного знания.

Декарт сформулировал правила исследования и установления достоверных истин. Их четыре:

1. «тщательно избегать поспешности и принимать в свои суждения только то, что предоставляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения»;

2. «разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения»;

3. «мыслить по порядку, начиная с предметов, наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступенькам, до познания наиболее сложных…»;

4. «составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

В данном случае в познании, раз оно строится по законам дедукции, главную роль играют не чувства, а разум. Поэтому Декарт считается родоначальником рационализма — учения, утверждающего первенство разума.

 

Билет 12.

Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

Философия Гегеля (основные принципы).

Высочайшим достижением немецкой классической мысли XIX века является философия Гегеля. Взгляды знаменитого немецкого профессора сформировались под влиянием декартовского рационализма, диалектики французского материализма Дидро, тождественной философии Шеллинга, мистицизма Якоба Бёме. Немалую роль в формировании взглядов мыслителя сыграли научные открытия в сфере естествознания того времени, а также общие духовные настроения Великой французской революции.

Отличительной особенностью философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля было то, что он не старался, как другие мыслители, при помощи философской мысли постигнуть смысл всего сущего. Напротив, все сущее воспринималось им как чистое мышление и само становилось философией. Философию немецкого мыслителя отличает также то, что он, подобно другим философам, не подчиняет собственное мировоззрение независимому объекту (например, Богу или природе). В философии Гегеля Бог – лишь мыслящий ум, достигший собственного абсолютного совершенства. Природа же является оболочкой, «чешуей» диалектической действительности. Суть же философии, по мнению немецкого, профессора, заключалась в самосознании, познании разумом самого себя.

Идеи гегелевской философии:

1) абсолютная идея в философии Гегеля подразумевает идеализм безусловной и конкретной всеобщности, в которой совпадает исходный пункт и конечная цель познания;

2) субъективный дух характеризуется как начало отчуждения абсолютной идеи в связи с индивидуализацией души;

3) объективный дух описывается как продолжение отчуждения абсолютной идеи в объективном мире и сопровождается появлением таких понятий как мораль, право и нравственность;

4) абсолютный дух - это последний этап отторжения абс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: