Проблема истины и ее критериев




Проблема истины – сложна проблема гносеологии. В новое время истина – знание, соответствующее своему предмету и в этом смысле истину отличают от лжи и заблуждения. Ложь – преднамеренное искажение истины в корыстных целях. Заблуждение- непреднамеренное искажение истины, связанное с совершением какой-л. Ошибки (материальной, эмпирической, теоретической). Пример: ДемокритАбденский заявил о неделимости атома. Но если бы не было заблуждений, то не возникла бы аксиома о делимости атома, следовательно, совр. Ф-фы утверждают, что истины пробивают дорогу через кучу заблуждений, и то, что было истиной, может стать заблуждением.

Концепции истины (в зависимости от критериев истины):

I. Концепция корреспонденции (Аристотель, Бэкон, Поппер, Ленин, Маркс)

II. Концепция когеренции (Платон, Хайдеггер)

III. Прагматическая концепция истины (Пирс, Джеймс, где истина то – что полезно)

IV. Конвенционная концепция (Богданов, Пирс, Конкаре, где истина то, что принято по соглашению).

V. Верификационная (Корнак, Шлип, где истина то, что переживается опытом).

VI. Корреспонденции (лидирующая во всех учебниках). Соответствие знаниям вещи или адекватное отражение реальности – истина.

ü Объективность истины по своему содержанию (истину мы черпаем из вещей и ее содержание от нашей воли, желаний не зависит).

ü Субъективные истины по форме выражения (истина выражается в терминах человеческого языка), то, что истинно для одного, неистинно для другого.

ü Конкретность (т.е. истина всегда имеет смысл лишь в конкретных условиях (сейчас день – истинно только днем))

ü Истинность одновременно абсолютна и относительна. «Империализм и эмпириокритицизм» Ленин предложил: абсолютная истина – исчерпывающее, всеобъемлющее, абсолютизированное знание о чем-л. Ленин: всякая абсолютная истина складывается из суммы относительных, т.е. мы постепенно накапливаем знания о той или иной вещи и т.о. приближаемся к абсолютной истине. Связь между абсолютной и относительной истинности диалектична: всякая абсолютная истина – относительна, а относительная – абсолютна. Пример: закон всемирного тяготения абсолютен для земли, но в вакууме не действует.

ü В различное время выделялись разные критерии истины: Бэкон критерием истины считал чувственный опыт, но эта точка зрения неприемлема для 20 века, т.к. карандаш, перемещенный в стакан с водой (чувство, что доминирует, как преломившийся). В марксизме и совр. Ф. критерием истины - практика – целесообразная, предметно-преобразовательная деят. Человека.

Концепции корреспонденции:

a) Как возможно сравнивать идеальное по своей природе знания с материальной вещью?

b) Абсолютная истина не может складываться из суммы относительных, т.к. бесконечное (абсолютный феномен) не может складываться из суммы конечных величин.

c) Практика не всегда эффективней критерий истин (сколько не поднимать ведро с водой маленькая девочка и большой мужик. Гадкий результат).

Концепция когерентности, где истина – соответствие когерентного знания более общей системы знания (т.е. в поиске истин мы ищем соответствие одного нашего представления с другим. Сходство).

Тезис: это монета, достоинством в 5 рублей. Это истина, т.к. я знаю, что такое рубль, и что такое монета.

Минус этой концепции: т.к. обрывает знание от вещи, теряется связь с реальностью.

 

Билет 26.

Основные функции науки:

 

1. Познавательно-объяснительная - заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития.

 

2. Мировоззренческая - помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение

 

3. Прогностическая - Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

 

4. Производственная (катализатор развития) - Непосредственная производительная сила Ускоряет процесс совершенствования производства.

 

5. Социальная сила - Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС)

 

 

Функции науки и ее история:

Античная наука – опыт математических и астрономических исследований, накопленный в более древних обществах (Египет, где и возникла наука, Месопотамия). Появившиеся там элементы научных знаний она развила и обогатила. Эти научные достижения были довольно ограничены, но уже тогда многие из них активно использовались в земледелии, строительстве, торговле, искусстве.

В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человека и его свободы содействовал развитию индивидуального творчества и гуманитарного образования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки для возникновения и ускоренного развития современной науки. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от религиозных учений. Коперниковским переворотом наука впервые оспорила у религии ее право безраздельно определять формирование мировоззрения.

Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогла стать определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека

Так возникла и укрепилась культурно-мировоззренческая функция науки

В XIX веке стало меняться отношение между наукой и производством. Становление такой важнейшей функции науки, как непосредственная производительная сила общества, впервые отметил К.Маркс в середине XIX века, когда синтез науки, техники и производства был не только реальностью, сколько перспективой. Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства.

Наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие и управление обществом.

Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

 

- возможность опытного подтверждения, обоснованность

- системность

- абстрактно-логические формы, творчество

- достоверность

- логичность

- динамичность

- постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

 

 

Билет 27.

 

Рациональность (от лат. ratio — разум) — термин в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Использование этого термина часто связано с вниманием к различиям в таких принципах, поэтому принято говорить о различных типах рациональности.

 

Научная рациональность - высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления. Отождествляется и с целесообразностью. Рациональный способ вписывания человека в мир опосредован работой в идеальном плане.

 

Три стадии исторического развития естествознания, каждая из которых начинается с глобальной научной революции, можно охарактеризовать с точки зрения научной рациональности:

· классическая рациональность концентрирует внимание на объекте. Стремление при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, рассматривая это как необходимое условие получения научного знания. Рефлексия – наука начинает сама себя анализировать с помощью философии. Для классического типа научной рациональности характерно противопоставление субъекта и объекта познания. Идеал познания предполагает, что можно создать одну мысленную конструкцию изучаемого объекта, которая будет одинаковая, универсальная для всех.

 

· Неклассическая научная рациональность оформилась в резуль тате открытия теории относительности Эйнштейна. Неклассический тип рациональности учитывает динамическое отношение человека к реальности, в которой важное значение приобретает его активность. Субъект пребывает в открытых проблемных ситуациях и подвержен не обходимости саморазвития при взаимодействии с внешним миром. В классической рациональности речь идет о предметности бытия, в неклассической — о процессе Становления.

 

 

Идеал объекта познания в классическом типе рациональности не осуществим в принципе.

Познание стало:

релятивистским (относительным);

вероятностным.

 

· Постнеклассическая рациональность показывает, что понятие рациональности включает в себя не только логико-методологи ческие стандарты, но и анализ целерациональных действий человека. Возникает идея плюрализма рациональности. На месте одного разума возникло много типов рациональности. Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразу ющий фактор. В контексте новой парадигмы субъект есть одно временно и наблюдатель, и активатор. Мышление человека с его целями и ценностными ориентациями несет в себе характерис тики, которые сливаются с предметным содержанием объекта.
Закрытая рациональность реализуется в режиме заданных целеориентиров, но не является универсальной. Открытая рациональность предпола гает внимательное и уважитель ное отношение к альтернативным картинам мира, возникающим в иных культурных и мировоззренческих традициях, нежели современная наука.

 

Все три типа научной рациональности взаимодействуют и появление каждого нового типа не отменяет предшествующего, а лишь ограничивает, очерчивает сферу его действия. Важно отличать типы рациональности, сколь бы вариабельными они ни были, от псевдорационально сти. Проникновение в современную ментальность основоположений восточного мировидения делает актуальным выявление «космической рациональности» Социокультурный тип рациональности показывает, насколько разумны нормы созданного человеком мира. В качестве инновационного ученые выделяют комму никативную рациональность.

 

Билет 28.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе — общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация охватывает все стороны общественной жизни в их взаимосвязи.

 

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

 

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

 

В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические и общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

 

Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

 

В каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют более или менее целостную систему, но и в свою очередь являются фундаментом всех остальных отношений и социального организма в целом.

 

В фундаменте каждой формации лежат определенные производительные силы — орудия труда и люди с их умениями и навыками, их характер и уровень.

 

Базисом общественно-экономической формации являются производственные отношения (отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) под воздействием характера и уровня развития производительных сил. На этом базисе вырастает все здание общественно-экономической формации.

 

В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация) обусловленные в своем возникновении, эволюции и исчезновении обеими сторонами способа производства: как характером производственных отношений, так и ступенью развития производительных сил.

 

Также в состав формации входит тип и форма семьи, которые на каждом историческом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.

 

Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующаяся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

 

В чистом виде ни в одной стране общественно-экономическая формация не обнаруживается: всегда присутствуют такие общественные связи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. «Чистых» формаций не бывает, также потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво и общество всегда находится в процессе развития.

 

 

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889—1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация (от лат civilis – гражданский, государственный) – уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.

 

Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

 

История — нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

 

Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

 

 

Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880—1936). Центральное понятие данного подхода — культура.

 

Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

 

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.

 

Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

 

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

 

• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;

 

• античный (Греция, Рим, средневековье) — осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — «верхушка»; все остальные служат ей и зависят от нее;

 

 

Позитивистский подход в несколько изменённом виде получил в настоящее время широкое распространение.

 

Пзозитивисты выделяли следующие стадии развития общества: традиционную, доиндустриальную, индустриальную.

На базе данной классификации получила широкое распростронение среди современных хапасных философоф иточка зрения о том, что человечество в своём историческом развитии прошло стадии:

· Традиционного

· Доидустриального

· Индустриального

· Постиндустриально

Билет 29.

История - это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим. Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени. В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец». На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек.

 

Человек - это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности.

 

Человек в его истории (традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества)

Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.

В этом обществе, которое мы называем традиционным, мы можем выделить две фазы:

- раннетрадиционное общество, которое ещё опирается на племенные порядки

- позднетрадиционное, в котором племенные порядки постепенно подчиняются порядкам большого общества.

Для социальных связей такого общества характерны связи личной зависимости между людьми. А условием сохранения личных зависимостей людей между собою является власть, которая осуществляет прямое насилие. В более позднем традиционном обществе это проявилось в феномене крепостничества (феодализма). Тот, кто нарушит такой порядок, будет подлежать физическому наказанию.

Таким образом, в позднем традиционном обществе система взаимодействующих племён перерастает в некую пирамиду сословий. Люди прикреплены к сословиям. И постепенно прикрепление людей к сословиям оказывается важнее, чем прежнее прикрепление людей к разным социальным племенам-этносам.. Социальное место и занятие оказываются важнее, чем национальное происхождение.

В этой связи интересно выглядит такая категория как личность. С точки зрения традиционного общество личность самому человеку не принадлежит, потому что она принадлежит сословию, роду, племени, семье. После рождения человека постепенно одевают в его личность, ему её дают.

 

Индустриа́льное о́бщество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.[1].

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции.

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность.

В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан на экономическом принуждении к труду. В цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора — заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей — личную свободу.

 

Постиндустриа́льное о́бщество — это следующая стадия развития общества и экономики после индустриального общества, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг. И с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.

Важная черта постиндустриального общества — усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников.

В постиндустриальном обществе основным «средством производства» является квалификация сотрудников. В этом смысле средства производства принадлежат самому работнику, поэтому ценность сотрудников для компании резко возрастает. В результате отношения между компанией и интеллектуальными работниками становятся более партнерскими, резко снижается зависимость от работодателя. При этом корпорации переходят от централизованной иерархической к иерархическо-сетевой структуре с повышением самостоятельности сотрудников.

 

Билет 30.

Сущность и происхождение сознания, его место в духовном опыте человека

Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория.

В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения. Все зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос философии и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.). Некоторые субъективные идеалисты заявляли, что наш мозг не есть обиталище мышления (Авенариус).

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой.

Структура сознания:

1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.

2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.

3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.

4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д.

5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д. Здесь внутренний мир человека выступает объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя.

Сознание не исчерпывает всего содержания психики человека, в ней имеется еще и бессознательный пласт (сфера инстинктов и безотчетных влечений). Исследование бессознательного пласта человеческой психики связано с именем австрийского врача, невропатолога, психиатра З. Фрейда.

Как возникло сознание? С позиций диалектического материализма сознание – это продукт длительного исторического развития самой материи, которая в ходе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения (сознания) следует искать в самой материи, ее эволюции. Отражение – это всеобщее свойство материи, это способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре. Отражение – это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. Отражение всегда выступает как результат взаимодействия.

Сознание как основа существования человека
Разные ученые по-разному трактуют категорию сознания.
Кант, пытаясь решить вопрос о сущности сознания, устанавливает взаимосвязь между внешним и внутренним миром. Он определяет сознание как «единство синтеза», как единство трансцендентальной и эмпирической апперцепции, что в конечном итоге все-таки не дает ему возможности избежать разрыва между чувственным и рациональным.
По Канту, основой содержания сознания являются не выводимые из опыта априорные идеи. Они усваиваются личностью путем созерцания внешнего мира внутренним чувством субъекта. Сознание, получая извне хаос чувственных явлений, вносит в него известный порядок с помощью априорных идей. Априорными формами являются пространство, время, причинность и т. п. Именно эту априорную основу, присущую, по мнению Канта, всем людям, он называет трансцендентальным сознанием. Это сознание Кант характеризует как высший априорный синтез, предшествующий сознательному содержанию опыта[5].
Начиная с «философии жизни», термин «сознание» становится неоднозначным и даже многосмысленным.
С одной стороны, сохраняется классический смысл этого термина, согласно которому сознание тождественно познающему сознанию, как оно представлено в концепции самосознательного субъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле есть некоторое препарированное (т. е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или рефлективное сознание.
С другой стороны, сознание (иногда даже говорится и самосознание) понимается как нечто непосредственно схватывающее, понимающее, «знающее» само себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. Бытие сознания, поскольку оно не может быть объектом, есть, поэтому, предмет не гносеологии, а онтологии.
Онтологическая трактовка сознания и субъективности осуществляется в современной западной философии по нескольким линиям, вычленение которых представляет известную трудность, ибо, как правило, в концепциях отдельных мыслителей различные линии анализа пересекаются и взаимодополняются.

В целом, сознание – свойство мозга.
Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими создать картину развития материи, возникновения жизни, появления человека, а вместе с ним – человеческого сознания.
Жизнь на Земле возникла естественным путем на основе развития материи, когда для этого появились соответствующие условия. В результате длительной эволюции органической природы. ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляется человек, обладающий мозгом, функцией которого является сознание.
Сознание человека, его психическая деятельность зависит от мозга. Это подтверждается, в частности, тем, что при серьезном повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность. При повреждении лобных долей человек не может контролировать свои действия. При повреждении затылочных долей нарушается ориентировка в пространстве. При отравлении алкоголем нарушается координация движения, происходит «помутнение» рассудка или даже «отключение» сознания. Пьянство, по словам Аристотеля, это добро вольное умопомешательство.

 

Билет 31.

Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.[

Общество имеет свою структуру, чаще всего, рассматриваемую через его сферы: экономическую, политическую, правовую, институциональную, духовную, эстетическую и пр., в которых закрепляется какая-либо социальная функция деятельности человека. Философское познание системы общества выявляет входящие в него морфологические элементы: социальные отношения, социальные субъекты (классы, страты), социальные процессы, социальная мобильность, социальная динамика и пр.

Основными сферами общества являются: экономическая, социальная, политическая и духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она возникает с целью удовлетворения экономических потребностей людей. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой, складываются социальные и профессиональные группы людей, образующие социальную структуру общества.

Социальная сфера - это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп (классов, социально-демографических и профессиональных слоёв населения, национальных общностей) по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения этих потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы. Это обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на основе сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Эти интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения, всё то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества. Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Большое значение в духовной сфере имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания - от школ до университетов.

Таким образом, общество представляет собой совокупность социумов, которые реализуют себя через систему общественных отношений и многообразных форм социальной деятельности, детерминирующей сферы общественной жизни.

 

 

Билет 32.

Глобальные проблемы современности

Термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар.

ГП современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической деятельности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производ. сил столкнули челов. с пробл. ограниченности прир. ресурсов, возможного наруш. динам равновесия системы общ-прир. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил. принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность".

ГПчеловечества в XX веке:

1)экологии и жизненного пространства;

2)войны и мира;

3)демографическая;

4) ограниченное кол-во ресурсов.

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде всего означает, что челов. должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем.обществе потребления решение эколог проблем невозможно...

ГП нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Глобальные проблемы цивилизации требуют для своего разрешения самой широкой коалиции всех социальных сил и общественных движений, заинтересованных в социальном прогрессе. Рост научной и технической мощи человечества, обострение глобальных проблем - будь то экологический, энергетический, продовольственный кризис, усилившаяся угроза существов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: