Высшего профессионального образования




Федерального компонента цикла общих дисциплин

Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

второго поколения для студентов дневного отделения

по следующим специальностям

 

013100 Экология

020600 Культурология

030100 Информатика

030700 Музыкальное образование

030900 Дошкольная педагогика и психология

030100 Педагогика и психология

031100 Педагогика и методика дошкольного образования

031200 Педагогика и методика начального образования

031300 Социальная педагогика

032100 Математика

032500 География

032600 История

032900 Русский язык и литература

033100 Физическая культура

033200 Иностранный язык

033300 Безопасность жизнедеятельности

052300 Декоративно-прикладное искусство

350400 Связи с общественностью

350800 Документоведение и документационное обеспечение управления

 

 

Нижневартовск


Примерная программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общих дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальностям: Экология, Культурология, Информатика, Музыкальное образование, Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования, Педагогика и методика начального образования, Социальная педагогика, Математика, География, История, Русский язык и литература, Физическая культура, Иностранный язык, Безопасность жизнедеятельности, Декоративно-прикладное искусство, Связи с общественностью, Документоведение и документационное обеспечение управления.

 

Разработчики программы:

Программа разработана рабочей группой в составе: профессор Г. С. Арефьева (руководитель коллектива), профессор Э. А. Араб-Оглы, профессор В. С. Барулин, профессор П. П. Гайденко, профессор В. С. Готт, профессор А. Ф. Зотов, профессор В. Ж. Келле, профессор М. С. Козлова, профессор В. А. Лекторский, профессор Л. А. Микешина, доцент В. С. Меськов, профессор Н. В. Мотрошилова, профессор Е. М. Пеньков, доцент М. А. Розов, профессор Н. Ф. Тарасенко, профессор А. Т. Шумилин, профессор Б. Г. Юдин.

Ответственный редактор – академик АПН СССР профессор В. И. Купцов.

 

Программа учебного курса «Философия» переработана и адаптирована преподавателями кафедры философии Нижневартовского государственного педагогического института в составе: профессор Р. А. Бурханов (зав. кафедрой), профессор К. Н. Любутин, доцент Е. В. Гутов, доцент О. В. Никулина, доцент А. А. Лицук.

 

Рецензенты:

кафедра философии Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного педагогического института (заведующий кафедрой – доктор философских наук, профессор В. Д. Жукоцкий);

доктор философских наук, профессор К. Н. Любутин.


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

1. Цель курса.

Формирование основ системного научно-философского мировоззрения; создание у студентов целостного представления о мире и месте человека в нем; исследование ключевых философских проблем развития природы, общества и мышления.

2. Задачи курса.

Дать представление о своеобразии философии, ее проблемном поле и месте в культуре, а также о научных, философских и религиозных картинах мироздания, о сущности, назначении и смысле жизни человека;

рассмотреть исторические типы философии; определить их специфику, выявить преемственность и логику в развитии философских взглядов;

проанализировать основные философские принципы и законы развития мироздания;

рассмотреть природу, структуру и генезис человеческого сознания, проанализировать его виды и формы, обозначить фундаментальную роль категории сознания в философии и методологическое значение этого понятия для познания природы, общества и человеческой деятельности;

рассмотреть многообразие форм человеческого знания, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенности функционирования знания в современном обществе, его значении в творчестве и повседневной жизни;

определить ценность научной рациональности, эволюцию ее исторических типов, изучить структуру, формы и методы научного познания;

дать представление об уникальности человека, рассмотреть проблему взаимоотношения биологических и социальных начал в нем; проанализировать вопросы, связанные с понятием личности, условиями ее формирования, проблемами человеческой свободы и ответственности;

рассмотреть структуру духовно-практической деятельности человека, определить многообразие ее сторон, форм и функций;

изучить общество как подсистему объективной реальности и социальный способ бытия человека, рассмотреть спектр теоретических моделей общества, дать понятие социальных связей и общественных отношений, рассмотреть проблему исторического развития общества и раскрыть сущность вопроса о взаимодействии личности и общества;

определить роль философии в решении задач социального предвидения и преодоления современных глобальных проблем.

3. Место курса в системе профессиональной подготовки выпускников

Курс философии предусматривает рассмотрение проблем развития природы, общества и мышления в историческом и теоретическом планах. В ходе освоения историко-философской части курса студенты знакомятся с процессом смены в истории человечества типов познания, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретическая часть курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые в рефлексивном и ценностном измерениях. Курс философии тесно взаимосвязан с такими дисциплинами как история, социология, политология, этика, эстетика, логика и др.

 


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ

 

Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе

 

Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Мироощущение, мировосприятие, миропредставление. Миропонимание.

Жизненно-практическое и теоретическое мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Их особенности, сходство и различие. Философское мировоззрение. Основные проблемы философии и их природа. Философия в системе культуры. Функции философии. Философия и наука. Научная обоснованность философского разума и ориентация на социальные ценности. Философия и идеология. Философское познание и нравственность. Философия и искусство. Человек как высшая ценность. Философия, политика, современность.

 

Тема 2. Этапы развития философии

 

Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки.

Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия: истоки и основные направления. Традиционные философские школы в Древнем Китае. Человек в философии и культуре Древнего Востока.

Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Ионийская натурфилософия: Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклит из Эфеса. Учение о бытии: Демокрит, Платон, Аристотель. Проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Становление античной диалектики.

Философия Средневековья. Религиозный характер философской мысли: патристика и схоластика. Учение Аврелия Августина. Философия Фомы Аквинского. Проблема разума и веры, сущности и существования. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Развитие философии в Византии. Средневековая философия мусульманского Востока.

Философия Возрождения, ее антропоцентрический характер. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия Возрождения. Диалектика Николая Кузанского. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

Философия Нового Времени. Становление буржуазного общества. Критика средневековой схоластики. Научная революция XVII в., создание механистической картины мира (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии (Ф. Бекон, Р. Декарт). Эмпиризм и рационализм. Французский материализм XVIII в.: природа, общество, человек (Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах). Проблема человека в философии Просвещения (Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).

Классическая немецкая философия. Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. Понятие свободы. Философия И. Канта. Наука и нравственность. Философская концепция Г. В. Ф. Гегеля. Идеалистическая диалектика. Антропологический материализм Л. А. Фейербаха и гуманизм.

Возникновение и развитие марксистской философии в XIX в. Социально-исторические предпосылки. Философия как органическая составная часть марксизма. Формирование философских взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса. Материалистическое понимание истории и общества. Концепция социально-исторической практики. Общественное сознание и идеология. Закономерности исторического процесса и субъект истории. Разработка материалистической диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса.

Отечественная философия. Специфика истории и культуры народов России. Традиции и особенности русской философии. Влияние Византии. Русская философия XI–XVII веков. Практически-нравственная ориентация русской философии. Проблема человека. Философия XVIII века, влияние Просвещения (А. Н. Радищев). Русская философия XIX века, ее связь с литературой. Историософия П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники: истоки и современность. Философские воззрения А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева и др.

 

Тема 3. Философия ХХ века

 

Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX в., их отражение в философской мысли.

Критический пересмотр принципов и традиций классической философии.

Направления философии, связанные с защитой и обновлением классических философских традиций (неотомизм, неокантианство, неопозитивизм и др.). Становление новой картины мира и философия XX в. Мир «сквозь призму» ощущений. Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус).

Отношение к разуму и науке в философии XX в. Размежевание и борьба рационализма и иррационализма. Проблема нерационального (воля, чувства, интуиция, бессознательное) и ее исследования с позиций рационализма. Иррационалистический и мистический подходы к нерациональному. Идея бессознательного и психоанализ (Ф. Ницше, А. Бергсон, 3. Фрейд).

Культ научно-технического разума и его противники. Сциентизм и антисциентизм. Особенности информационного общества (Д. Белл. А. Тоффлер). Технократизм и его критика. Технократические утопии и антиутопии (О. Хаксли, Дж. Оруэлл).

Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций». Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Проблема жизни и смерти (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер. Ж. П. Сартр).

Эволюция религиозной философии в XX в. Принципы и современное состояние неотомизма. Противоречия и критицизм в рамках современной религиозной философии (П. Тейяр де Шарден).

Исторические формы позитивизма. Борьба неопозитивизма против «метафизики» (Б. Рассел, К. Поппер). Проблема значения и языка. Основные типы ее анализа в различных направлениях: аналитическая философия, структурализм, герменевтика. Анализ языка и методов науки и философии (Л. Витгенштейн). Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии (T. Кун, И. Лакатос).

Отечественная философия XX в. Особенности русской религиозной философии начала XX в. (H. А. Бердяев, Л. Шестов, П. А. Флоренский). Ее роль в развитии культуры и современное значение. Русский космизм (H. Ф. Федоров, В. И. Вернадский). Роль Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и других русских марксистов в разработке и пропаганде философских идей марксизма. Философская мысль в советский период.

 

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА

 

Тема 4. Бытие. Материя. Движение.

 

Категория бытия, ее смысл и специфика. Бытие и небытие. Мир как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа.

Основные формы бытия. Диалектика бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие человека в мире природы. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного (идеального) и его формы (индивидуализированное и неиндивидуализированное духовное). Бытие сознания и бессознательного. Бытие социального как единство индивидуального и общественного бытия.

Проблема субстанции. Монизм и плюрализм, материалистический и идеалистический монизм. Представление о субстанции как праматерии, связь этого представления с уровнем развития естествознания, его познавательная роль и историческая ограниченность. Диалектико-материалистическое понятие субстанции, его мировоззренческое и методологическое значение.

Формирование научно-философского понятия материи. Фундаментальная роль категории материи в системе философского материализма и его связь с диалектическим принципом развития и учением о неисчерпаемости материального мира. Методологическое значение этого понятия для познания природы, общества, практической деятельности.

Проблема сознания в философии. Постановка и решение вопроса об отношении сознания к бытию. Соотношение материального и идеального.

Фундаментальная роль категории сознания в философии. Методологическое значение этого понятия для познания природы, общества и человеческой деятельности.

Мировоззрение и научная картина мира, их различие, взаимосвязь и исторически преходящий характер. Синтезирующая роль мировоззрения и научной картины мира, их связь с субъектом и объектом познавательной и практической деятельности.

Современная наука о сложной системной организации материи. Основные уровни организации неживой и живой природы. Общество как высший уровень организации материи. Связь различных уровней организации материи, их качественная специфика и несводимость друг к другу. Проблема единства и многообразия мира.

Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Движение и развитие. Основные формы движения материи, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения. Единство материи и движения.

Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческая и методологическая основы. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени. Проблема размерности и бесконечности пространства-времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных и социальных процессах.

 

Тема 5. Диалектика и ее альтернативы

 

Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Диалектика и догматическое мышление. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики. Критико-рефлексивная функция диалектики.

Универсальные связи бытия, принципы, законы и категории диалектики. Единичное и общее. Явление и сущность. Диалектические закономерности. Структурные связи. Часть и целое. Принцип целостности. Форма и содержание. Упорядоченность бытия. Элементы и структура. Понятие системы. Типы системных объектов. Принцип системности. Связи детерминации. Причинные связи. Принципы причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Концепция детерминизма.

Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойство. Качество и количество. Мера. Переход в новое качество. Диалектические скачки.

Противоречивость бытия и познания. Диалектика и логические противоречия. Тождество, различие, противоположность. «Противоречивость» изменения. «Единство и борьба» противоположностей. Основные типы противоречий.

Диалектические отрицания и синтезы. «Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений.

Понятие развития. Развитие и функционирование. Прогресс, регресс, круговорот, их признаки и критерии. Диалектика и социально-научные теории развития. Принцип историзма.

 

Тема 6. Природа как предмет философского осмысления

 

Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Проблема жизни, ее происхождения и развития, конечности и бесконечности в условиях Земли, ее уникальности или множественности во Вселенной. Философия и специальные науки о познании живого. Природные предпосылки возникновения и существования человека. Человек как живой организм.

«Естественная» и «искусственная» среда обитания («первая» и «вторая» природа). Изменения форм практики, познавательных образов, нравственного и эстетического отношения человека к природе в ходе истории. Противоречия в системе «общество – природа» в современную эпоху.

Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты. Концепции путей выхода из экологического кризиса. Проблема формирования экологического сознания. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, их актуальность сегодня.

 

Тема 7. Общество. Основы философского анализа

 

Общество как подсистема объективной реальности. Общество как социальный способ бытия человека, продукт взаимодействия людей, результат созидания и творчества человека. Деятельность как специфический способ существования социального.

Проблема построения теоретической модели общества. Теоретическая модель и реальность. Философские основания теоретической модели общества: натурализм, идеализм, материализм. Структурно-системный и деятельностный подходы к изучению общества.

Материальное и идеальное в обществе. Содержание и методологическое значение категорий «общественное бытие» и «общественное сознание» для научного познания истории, изучения общества.

Субъекты и структура деятельности. Анализ общественно-исторической практики, общественных потребностей, интересов, целей. Соотношение понятий «материальное», «духовное», «практическое». Категории объективного и субъективного, их соотношение с категориями материального и идеального. Проблема объективности идеального в общественных процессах. Роль субъективного фактора в истории.

Общественное сознание как необходимое условие функционирования социальной практики.

Понятие социальных связей и общественных отношений. Общественные отношения и социальная практика. Общественные отношения и системность общества. Первичный и вторичный уровни общественных отношений. Общественные организации и учреждения как «орудия» социальной практики. Власть как элемент социального управления, политика как вид социального управления. Соотношение экономики и политики.

 

Тема 8. Бытие человека как проблема философии

 

Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская концепция человека как основание наук о человеке. Природа, сущность, предназначение человека.

Антропосоциогенез и его комплексный характер. Труд как фактор антропосоциогенеза. Роль языка в процессе антропосоциогенеза, в формировании сознания и предметно-практи­ческой деятельности. Становление общественных отношений и их качественное отличие от отношений биологических.

Труд, сознание, коллективность – воплощения родовой сущности человека. Идея, концепция, идеал гармоничного человека. Гармоничность и дисгармония человеческого существования. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни.

Индивидуальное существование человека, проблема жизни и смерти как предмет эмоционального восприятия и размышления личности. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальные и биологические измерения человеческой жизни, смерть и бессмертие. Дискуссия по вопросу о «праве на смерть».

Человек и человечество. Планетарная общность судьбы, глобализация общественной жизни, упрочение хозяйственно-экономических взаимосвязей в современную эпоху как объективные основания становления и развития единого мирового сообщества.

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема 9. Практика как специфически

человеческий способ отношения к миру

 

Натуралистическое и созерцательное отношение человека к миру, идея деятельностной сущности человека в истории философии. Постановка проблемы практики в марксизме как предметно-чувственной деятельности по преобразованию природного и общественного бытия.

Качественное отличие практики от поведения животных, их приспособительного отношения к среде. Практика как единство субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Практика и сознание, практика и культура. Практика и законы материального мира.

Практика как основа жизнедеятельности человека. Адаптивное поведение и творческая деятельность. Целесообразность и целеполагание. История общества как процесс развертывания творческой деятельности человека, построения новых программ и способов деятельности. Интегративная функция практики по отношению ко всем видам человеческой жизнедеятельности.

Структура практической деятельности. Единство объективных и субъективных сторон практики. Практика как единство предметно-практического изменения объекта и развития человека – субъекта деятельности. Формы практики: производственная, общественно-историческая, научный эксперимент. Техническая деятельность как форма практики. Духовно-практическое освоение мира человеком.

 

 

Тема 10. Сознание как отражение и деятельность

 

Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и преобразования мира, инструмент познания реальности.

Генезис сознания. Природа отражения. Развитие форм отражения, отражение в неживой и живой природе. Отражение и информация. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание как необходимое условие жизнедеятельности человека.

Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык. Знаково-символические системы. Самосознание и отношение к другому человеку. Предметность и рефлектность самосознания.

Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь. Относительная самостоятельность общественного сознания и его роль в историческом процессе. Структура общественного сознания и его элементы.

Духовное производство, его конкретно-исторический характер и особенности. Духовные потребности, духовное общение и своеобразие духовных ценностей. Образование и воспитание как необходимые условия потребления духовных ценностей и творческой деятельности.

Формы общественного сознания. Нравственное сознание как регулятив человеческой жизнедеятельности. Исторические типы морали. Дискуссии о классовом и общечеловеческом в морали. Моральные нормы и поведение людей. Нравственное воспитание в процессе формирования личности.

Эстетическое сознание и освоение мира. Искусство как специфическая форма сознания и выражения эстетических отношений человека. Эстетическое чувство. Эстетическое воспитание в формировании личностных качеств человека.

Специфика религиозного сознания. Социальные, гносеологические и психологические корни религии. Мировые религии. Свобода совести. Свободомыслие в духовной культуре. Проблема взаимопонимания и сотрудничество верующих, неверующих и атеистов на современном этапе.

Политическое сознание и политическая деятельность. Политические отношения и политические взгляды. Идеологический и психологический аспекты политического сознания. Возрастание роли политического самосознания людей в современных условиях.

Правовое сознание. Правовые отношения и правовые взгляды. Сущность права. Правосознание в концепции становления правового государства и демократизации российского общества.

 

Тема 11. Познание. Научное познание

 

Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта и его роль в познании. Единство образного и знакового в чувственном отражении. Формы чувственного познания. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании.

Проблема истины в философии и науке. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Критерии истины; практика как основной и всеобщий критерий истины. Истина, оценка, ценности и их влияние на познавательный процесс. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное. Наука как специализированная форма познания. Философия и методология науки. Научное познание – единство знания и деятельности. Объективность и предметность научного познания.

Отличие научного познания от обыденного, художественного и других способов освоения действительности. Специфические признаки научного познания: специализированные языки науки, средства и методы деятельности; системность и обоснованность научных знаний, ориентированность на объективную истинность как высшую ценность науки. Основания научного познания: идеалы и нормы исследований, научная картина мира, философские и общенаучные принципы и предпосылки. Структура и динамика научного знания и деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания, их различение по предмету, методам и формам знания.

Особенности естественнонаучного, технического и социального знания. Субъект и объект, эмпирическое и теоретическое в техническом знании. Техническая теория и ее особенности. Взаимосвязь технического знания и экспериментальной науки.

Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания. Роль социальных интересов и установок в познании общественных явлений. Соотношение познания и оценки. Проблема объективной истины и ее критериев в ценностно-ориентированном познании. Особенности социального эксперимента. Роль философских принципов в построении социальной теории. Соотношение исторических и логических методов в социальном познании. Системный подход в обществознании.

Наука как вид духовного производства и социальный институт. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Наука и государство, формы управления наукой. Научные школы и сообщества. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученых. Наука и нравственность. Этические нормы и ценности науки. Роль науки в прогнозировании и решении глобальных проблем современности. Взаимодействие естественных, технических и социальных наук.

 

ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

 

Тема 12. Общество как развивающаяся система

 

Общество как целостность и как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства и способа производства. Материальное и духовное производство: их связь и взаимодействие в общественно-историческом процессе. Производство социальных связей и общественных отношений. Общественное производство как производство человека.

Диалектика деятельности в структуре производительных сил. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Прерывно-непрерывный характер общественного развития, революционный и эволюционный типы развития общества.

Единство и многообразие мировой истории. Значение диалектико-материалистической методологии для определения объективных оснований выявления конкретно-исторических типов общества. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества и его истории. Структура формаций и цивилизаций. Вариативность в историческом процессе.

Проблема общественного прогресса и его критерии. Идея прогресса в концепциях индустриального и постиндустриального общества, в теориях «локальных цивилизаций». Понятие общественного богатства и его связь с прогрессом. Идеал и прогресс. Прогресс и регресс. Исторические типы общественного прогресса. Соотношение научно-технического, социального и духовного прогресса в современности.

Добро и зло в истории. Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии. Значение знания, сознания и разума во всемирной истории, в ее настоящем, прошлом и будущем.

Социально-исторические общности людей. Классовый и стратификационный подходы к изучению общества и его структуры. Понятие социальной группы и социальной связи. Принципы типологии социальных групп и виды их взаимодействия. Проблема стабильности и нестабильности групп в концепциях Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Субъекты и движущие силы общественно-исторического процесса. Исторические личности. Сознательность и стихийность в историческом процессе.

Ускорение темпов истории – объективная закономерность развития общества. Становление будущего как реальный исторический процесс и итог столкновения противоборствующих тенденций в жизни общества.

 

Тема 13. Культура и цивилизация

 

Культура как предмет философского анализа. Философское понятие культуры. Общество и культура. Внешняя и внутренняя детерминация культуры. Культура и разделение труда. Всеобщий характер труда в сфере культуры. Социальные функции культуры. Культура и идеология. Культура и научно-технический прогресс. Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовость и «элитарность культуры.

Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Культура и творчество. Самосознание и самооценка, образованность и культурность. Духовность и интеллигентность. Культура общения: полемика и плюрализм мнений. Культура и демократия.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре. Культура и цивилизация. Цивилизация как социокультурное образование. Основные подходы к пониманию цивилизации. Цивилизованные основы существования человечества. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Цивилизация и различные общественные системы.

 

Тема 14. Личность. Свобода. Ценности.

 

Проблема личности в философии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «человек». Роль социальной среды в формировании личности. Интериоризация общественных отношений, культуры, сущностных сил человечества в процессе воспитания и деятельности. Относительная автономия личности от общества – необходимое условие становления личности.

Личность как объект и субъект общественной жизни. Интеграция личностью выполняемых ею социальных ролей, осознание их места и значения в жизни общества.

Личность в ходе истории. Роль общественного разделения труда и частной собственности в формировании личности. Сущность идеологии индивидуализма и ее историческая роль. Конформизм и нонконформизм. Всестороннее развитие личности как гуманистический идеал и смыслообразующее начало человеческой истории.

Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Необходимость и свобода выбора. Свобода и ответственность.

Разработка в философии проблемы внешней и внутренней свободы. Философский анализ отчуждения: причины, сущность и исторические формы. Свобода как процесс снятия отчуждения. Труд и свобода. Творчество как способ самореализации личности.

Ценности и оценки. Ценностные ориентации личности. Природа ценности. Объективный характер ценностей. Социальные ценности. Возникновение, функционирование и развитие ценностей. Ценностное отношение, его субъекты и объекты. Оценка как процесс и результат осознания ценности. Оценка и целеполагание. Типология ценностей.

 

Тема 15. Социальное прогнозирование

и глобальные проблемы современности

 

Предвосхищение будущего – необходимое условие целесообразной деятельности людей. Социальное предвидение – опережающее отражение действительности. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии. Основные методы прогнозирования и типы социальных прогнозов.

Сущность и перспективы научно-технической революции, ее возможные последствия. Взаимосвязь новейшей техники и технологий с демократическим общественным строем – социальных императив современной эпохи. Ограниченность и опасность технократического мышления. Гуманистический потенциал научно-технического прогресса человечества.

Современная глобальная ситуация; политические, экологические, демографические, экономические проблемы и необходимость их решения для выживания человечества в условиях взаимосвязанного и целостного мира. Генезис и характер глобальных проблем, пути и средства их разрешения. Проблема «пределов роста». Стимулы и потенциалы общественного развития.

Глобализация в социокультурной ситуации современности, ее этнокультурные аспекты. Глобализм и антиглобализм.

 


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 

№ п/п Наименование тем и разделов ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Семинары
           
  ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ        
1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.        
2. Этапы развития философии.        
3. Философия XX века.        
  ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА        
4. Бытие. Материя. Сознание.        
5. Диалектика и ее альтернативы.        
6. Природа как предмет философского осмысления.        
7. Общество. Основы философского анализа.        
8. Бытие человека как проблема философии.        
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА        
9. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру.        
10. Сознание как отражение и деятельность.        
11. Познание. Научное познание.        
  ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК        
12. Общество как развивающаяся система.        
13. Культура и цивилизация.        
14. Личность. Свобода. Ценности.        
15. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности.        
  ИТОГО        

 

 


IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет, экзамен

 

Вопросы к зачету

 

1. Понятие философии. Основные проблемы философского знания, их значение в обществе и культуре.

2 Понятие мировоззрения, философия и другие формы общественного сознания.

3. Философия в культуре Индии.

4. Классическая китайская философия.

5. Античная философия: досократовский период.

6. Философское учение Сократа и Платона.

7. Философская и научная картина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: