являются признаком веры. 8 глава




 

 

ГЛАВА 22. Слова Аллаха Всевышнего: «Сделайте же место стояния Ибрахима[455] местом совершения молитвы» (“Корова”, 125).

 

 

250 (395). Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, спросили, может ли спать со своей женой человек, совершивший обход Каабы во время умры, но не пробежавший между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва[456]? Он ответил: «Прибыв в (Мекку), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, семь раз обошёл вокруг Каабы, совершил молитву в два рак’ата позади места (Ибрахима) и пробежал между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, а посланник Аллаха являл собой для вас прекрасный пример».См. также хадисы №№1623, 1627, 1645, 1647 и 1793. Этот хадис передали аль-Бухари 395 и Муслим 1234.

 

251 (398). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл в дом (Аллаха)[457] и воззвал к Аллаху, повернувшись ко всем сторонам света, он не совершил молитвы, пока не вышел из (Каабы). Когда же он вышел (оттуда), то совершил (молитву в) два рак’ата, обратившись лицом к Каабе, и сказал: “Это − кибла”».

 

 

ГЛАВА 23. (Во время молитвы, совершаемой в любом месте, необходимо) обращаться лицом к кибле.

 

 

252 (399). Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

− (Сначала) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение шестнадцати или семнадцати месяцев молился, обращаясь лицом в сторону Иерусалима[458], однако ему хотелось обращаться во время молитвы в сторону Каабы, и Аллах ниспослал (такой айат): «Мы видели, как лицо твоё обращается к небу[459], и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Запретной мечети, и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами»,[460] после чего он повернулся в сторону Каабы, неразумные же из людей, а именно − иудеи, сказали: «Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они обращались прежде?»[461] (И Аллах Всевышний сказал): «Скажи: “Аллаху принадлежат и восток, и запад. Ведёт Он, кого пожелает, к прямому пути”.[462] Вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, молился один человек, который после молитвы вышел из (мечети) и, проходя мимо собравшихся на послеполуденную молитву ансаров, которые обратились в сторону Иерусалима, сказал, что свидетельствует о том, что он молился вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что он обращался в сторону Каабы. И(, услышав это,) люди тоже повернулись в сторону Каабы».См. также хадисы №№40, 4486, 4492 и 7252. Этот хадис передали аль-Бухари 399, Муслим 525 и ат-Тирмизи 340.

 

253 (400). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Обычно, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидевший верхом на своей верблюдице, (приступал к молитве,) он продолжал молиться[463], куда бы она ни поворачивалась, но если он хотел совершить обязательную молитву, то спешивался и поворачивался лицом к кибле».

 

254 (401). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву[464], а после того как (в конце её) он произнёс слова таслима, его спросили: “О посланник Аллаха, разве с молитвой что-нибудь произошло?”[465] Он сказал: “А в чём дело?” (Люди) сказали: “Ты молился так-то и так-то[466]”. Тогда он преклонил колени, обратился к кибле, совершил два земных поклона и (снова) произнёс после них слова таслима, a когда повернулся к нам, сказал: “Поистине, если бы с молитвой что-нибудь произошло, я обязательно сообщил бы вам об этом, но я ведь такой же человек, как и вы, и забываю подобно вам. Если я забуду (снова), напомните мне, если же кто-нибудь из вас станет испытывать сомнения относительно своей молитвы[467], пусть стремится к правильному[468] и завершит свою молитву, (исходя из этого,) потом произнесёт слова таслима, а потом совершит два (дополнительных) земных поклона[469]”».Этот хадис передал аль-Бухари 401.

 

 

ГЛАВА 24. О том, что было сказано относительно киблы, а также о том, кто не считал, что человеку, который по невнимательности совершил молитву, обратившись не в сторону киблы, следует повторить её.

 

 

402 - Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Мои желания) совпали с (волей) моего Господа в трёх (случаях. Однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, а не избрать ли нам для молитвы место Ибрахима?” − после чего был ниспослан айат(, в котором говорилось): “Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы”.[470] (Что касается) айата о покрывале, то (однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, не повелишь ли ты прикрываться твоим жёнам, ведь с ними разговаривают и благочестивые, и порочные!” − после чего был ниспослан айат о покрывале[471]. (Третий случай связан с тем, что однажды всех) жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, охватила ревность к нему, и я сказал им: “Если он разведётся с вами, то, может быть, его Господь даст ему взамен вас жён лучше вас”, а потом этот айат был ниспослан (свыше)[472]». Этот хадис передал аль-Бухари 402.

 

 

Главы о мечетях

 

 

ГЛАВА 25. Стирание слюны со (стены) мечети.

 

 

256 (405). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел на кибле (мечети)[473] плевок и по лицу его стало ясно, что (видеть подобное) для него тягостно. Он встал, вытер это своей рукой и сказал: «Когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, (это значит, что) он вступает в тайную беседу с Господом своим, /или: (это значит, что) Господь его (находится)[474] меж ним и киблой/, так пусть же никто из вас не плюёт в сторону киблы, а (если ему захочется сплюнуть, пусть сплюнет) налево или себе под ноги!» А потом он взялся за край своей накидки, сплюнул туда, прикрыл плевок другой частью этого края и сказал: «Или пусть делает так».Этот хадис передали аль-Бухари 405 и Муслим 551 со слов Анаса ибн Малика.

Аль-Бухари и Муслим передали похожий хадис также со слов Ибн ‘Умара.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1537, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 280.

 

 

ГЛАВА 26. Во время молитвы не следует сплёвывать направо.

 

 

257 (408, 409). Передают со слов Абу Хурайры и Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидевший на стене мечети плевок, взял камешек, соскоблил его и сказал: «Если кто-нибудь из вас (захочет) сплюнуть, пусть ни в коем случае не плюет ни перед собой, ни направо, а только налево или под левую ногу!»Этот хадис передали Ахмад 3/88, 93, аль-Бухари 408-409 и Ибн Маджах 761. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 438.

 

 

ГЛАВА 27. Искупление за плевок в мечети.

 

 

258 (415). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Плевать в мечети грешно, а искупление этого прегрешения состоит в том, чтобы закопать плевок[475]».Этот хадис передали аль-Бухари 415, Муслим 552, Абу Дауд 474, ат-Тирмизи 572, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 802, аль-Байхакъи 2/291.

 

ГЛАВА 28. Обращение имама к людям с увещанием относительно необходимости совершения молитвы должным образом и упоминанием киблы.

 

259 (418). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы считаете, что моя кибла находится (только) здесь?[476] Клянусь Аллахом, не останется скрытой от меня ни (степень) вашего смирения, ни (то, как вы) кланяетесь, ибо, поистине, я вижу, что вы (делаете, находясь) у меня за спиной[477]См. также хадис № 741. Этот хадис передали аль-Бухари 418 и Муслим 424.

 

 

ГЛАВА 29. Можно ли говорить «мечеть “бану фулян”»?[478]

 

260 (420). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (велел устроить) скачки на подготовленных[479] лошадях от аль-Хафйи[480] до Санийат аль-вада‘,[481] а также на неподготовленных − от этого же перевала до мечети бану зурайк.

Сообщается, что в этих состязаниях принимал участие и ‘Абдуллах бин ‘Умар. См. также хадисы №№ 2868, 2869, 2870 и 7336. Этот хадис передали аль-Бухари 420 и Муслим 1870.

 

 

ГЛАВА 30. Раздел и подвешивание в мечети гроздьев фиников.

 

261 (421). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда пророку, да благословит его Аллах и приветствует, доставили деньги из Бахрейна, он велел: “Cсыпьте их в мечети”, а это была самая большая сумма, которую когда-либо присылали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.[482] Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на молитву, даже не взглянув в сторону денег, а когда он закончил молиться, то подошёл к (этим богатствам), сел рядом и стал раздавать их каждому, кого бы ни увидел. Тут к нему подошёл аль-‘Аббас[483] и сказал: “О посланник Аллаха, дай (что-нибудь и) мне, ведь я заплатил выкуп за себя и за ‘Акиля!”[484] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Бери”, и тот насыпал (серебро) в свою одежду, попытался поднять (узел), но не смог. Тогда он сказал: “О посланник Аллаха, вели кому-нибудь поднять это (и положить) мне (на спину”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет!” (Аль-‘Аббас) сказал: “Тогда сам подай мне это”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет!” − после чего (аль-‘Аббас) отсыпал (часть денег) и попытался поднять (оставшееся, но не смог). Он (снова) сказал: “О посланник Аллаха, вели кому-нибудь поднять это (и положить) мне (на спину)”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет!” (Аль-‘Аббас) сказал: “Тогда сам подай мне это”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет!” − и (аль-‘Аббасу пришлось) отсыпать (ещё часть серебра), после чего он поднял узел, взвалил его себе на плечо и ушёл, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дивившийся алчности (аль-‘Аббаса), провожал его взглядом до тех пор, пока он не скрылся из виду. Что же касается самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он не поднялся с места, пока не раздал всё до последнего дирхема».См. также хадисы №№ 3049 и 3165. Этот хадис передал аль-Бухари 421.

 

 

ГЛАВА 31. Места молитвы /масáджид/ в домах.

 

262 (425). Передают со слов Махмуда бин ар-Раби’, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и участник битвы при Бадре из числа ансаров по имени ‘Итбан бин Малик явился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, зрение моё ослабело, а я провожу молитвы со своими людьми, и поэтому во время дождя, когда вади[485], отделяющее меня от них, наполняется водой, я уже не могу приходить в их мечеть и проводить с ними молитву. О посланник Аллаха, я хотел бы, чтобы ты пришёл ко мне домой и помолился там, а потом я устроил бы там место для своих молитв». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я сделаю это, если будет угодно Аллаху!»

‘Итбан сказал: «И на следующее утро, когда взошло солнце, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл ко мне вместе с Абу Бакром. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил разрешения войти, и я пригласил его в дом. Войдя, он не стал садиться, а (сразу) спросил: “Где именно мне помолиться?”»

‘Итбан сказал: «И я показал ему одно место в своём доме, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал (там) и произнёс слова “Аллах велик” , a мы встали (за ним) и выстроились в ряд. И он совершил молитву в два рак’ата, завершив её словами таслима».

‘Итбан сказал:«И мы задержали его, предложив отведать хазиры[486], которую мы приготовили специально для него».

‘Итбан сказал:

− (Между тем) в доме собралось много людей, принадлежавших к нашей семье, и один из них спросил: «А где же Малик бин ад-Духайшин (или: Ибн ад-Духшун)?» Кто-то сказал: «Это − лицемер, который не любит Аллаха и посланника Его». (Услышав это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха”, стремясь к лику Аллаха[487]?» (Тот человек) сказал: «Аллаху и посланнику Его виднее», а потом добавил: «Однако мы видим, как он помогает лицемерам и даёт им советы». (Тогда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах сделает запретным для огня того, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, стремясь к лику Аллаха!» См. также хадисы №№ 424, 667, 686, 838, 840, 1186, 4009, 4010, 5401, 6423 и 6938. Этот хадис передали Ахмад 4/44, аль-Бухари 425, Муслим 33. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1793.

 

 

ГЛАВА 32. Можно ли срывать могилы многобожников эпохи джахилийи и использовать то место, где они находились, для совершения молитв?

 

263 (427). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Умм Хабиба и Умм Салама[488] упоминали о церкви, расписанной (различными) изображениями, которую они видели в Эфиопии. Они рассказали об этом и пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал им (на это): «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскресения такие (люди) окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!»См. также хадисы №№ 434, 1341 и 3873. Этот хадис передали Ахмад 6/51, аль-Бухари 427, Муслим 528 и ан-Насаи 2/41. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2010.

 

264 (428). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Прибыв в Медину[489], пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (сначала) остановился в верхней части города в квартале, населённом людьми из рода бану ‘амр бин ‘ауф. Среди них пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прожил четырнадцать дней, после чего послал за людьми из рода бану ан-наджжар[490], которые явились к нему, опоясавшись мечами. И у меня до сих пор стоят перед глазами пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на своей верблюдице, сидящий в седле позади него Абу Бакр и толпа людей из бану ан-наджжар, которые окружали его до тех пор, пока он не спешился во дворе дома Абу Аййуба. (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) любил молиться там, где его заставало время молитвы, и (в такие моменты) молился даже в загонах для овец. И (после этого) он велел построить мечеть, послал за людьми из бану ан-наджжар и сказал: “О (предводители) бану ан-наджжар, назначьте мне цену за эту вашу стену[491]”. Они ответили: “Нет, клянёмся Аллахом, мы потребуем плату за неё только от Аллаха!”»[492]

Анас сказал:

− А там находились могилы многобожников, развалины и пальмы. И по велению пророка, да благословит его Аллах и приветствует, могилы были срыты, развалины сровняли с землёй, а пальмы вырубили, поставив их рядами как (стену) киблы (будущей) мечети. Кроме того, люди выложили из камня две боковые стены и занялись переноской камней, декламируя стихи. Вместе с ними был и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который говорил:

О Аллах, нет блага, кроме блага мира вечного!

Прости же (грехи) ансарам и мухаджирам.См. также хадисы №№ 234, 429, 1868, 2106, 2771, 2774, 2779 и 3932. Этот хадис передали Ахмад 3/211, аль-Бухари 428 иМуслим 524, Абу Дауд 453, ан-Насаи 701 и Ибн Маджах 742.

 

 

ГЛАВА 33. (Совершение) молитвы в тех местах, где оставляют верблюдов.

 

265 (430). Передают, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, который нередко молился, повернувшись лицом в сторону своего верблюда,[493] сказал:

«Я видел, что так поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует».См. также хадис № 507. Этот хадис передали аль-Бухари 430 и Муслим 502.

 

 

ГЛАВА 34. О том, кто совершал молитвы перед печью, огнём или ещё перед чем-нибудь таким, чему поклоняются (люди), но молился только Аллаху.

 

266 (431).Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Во время молитвы мне было показано пламя (ада)”».

 

ГЛАВА 35. О нежелательности совершения молитв среди могил.

 

267 (432). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Cовершайте в домах своих часть ваших молитв[494] и не превращайте их в могилы[495]Этот хадис передали Ахмад 2/16, аль-Бухари 432, Муслим 777, Абу Дауд 1043, ат-Тирмизи 451, ан-Насаи 3/197, Ибн Маджах 1377 со слов Ибн ‘Умара; Абу Я’ля 4867, ар-Руваяни, ад-Дыйаъ аль-Макъдиси со слов Зайда ибн Халида; Мухаммад ибн Наср в «ас-Соля» со слов ‘Аиши. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 154, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 435.

ГЛАВА 36.

 

268 (435, 436). Передают со слов ‘Аиши и ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что перед самой своей смертью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал накидывать на лицо покрывало, а когда ему стало (трудно дышать), он убрал его с лица и сказал:

«Да проклянёт Аллах (тех) иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для совершения молитв!»[496] − предостерегая (мусульман) от повторения того, что делали (эти люди). Хадис № 435 см. также под №№ 1330, 1390, 3453, 4441, 4443 и 5815. Хадис № 436 см. также под №№ 3454, 4444 и 5816. Этот хадис передали Ахмад 1/218, 6/34, 275, аль-Бухари 435, Муслим 531 и ан-Насаи 2/40.

 

 

ГЛАВА 37. Сон женщины в мечети.

 

269 (439). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(В своё время людям из) одного арабского племени принадлежала чёрная рабыня, оставшаяся с ними и после того, как они освободили её. (Эта женщина)[497] сказала: “Однажды (из дома) вышла девочка из их числа, на которой была красная кожаная перевязь, украшенная жемчугом. Она положила эту перевязь (на землю) /или: эта перевязь упала с неё/, после чего над ней пролетел коршун, который (увидел, что) она лежит (на земле), принял за (кусок) мяса и схватил её. Люди стали искать (пропажу), но ничего не нашли, а потом они обвинили (в краже) меня и принялись обыскивать меня, обнажив даже мои срамные части”».

(Затем бывшая рабыня) сказала:«И, клянусь Аллахом, когда я стояла среди них (в таком положении, над нами снова) пролетел этот же коршун и обронил перевязь, которая упала среди них. Тогда я сказала (им): “Вот то, в краже чего вы меня обвиняли, а я была к этому непричастна, ибо эта вещь перед вами!”»

(‘Аиша) сказала:

− После этого она явилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приняла Ислам[498]. При мечети у неё была палатка (или: маленькая хижина), и она часто приходила поговорить со мной и когда бы (эта женщина) со мной ни встречалась, она обязательно произносила (такие стихи):

А день перевязи – одно из чудес Господа нашего;

поистине, Он вызволил меня из страны неверия!

‘Аиша сказала:«(Однажды) я спросила её: “Почему каждый раз, встречаясь со мной, ты повторяешь эти стихи?” − и она рассказала мне эту историю».

 

 

58 - Глава: Сон мужчин в мечети.

 

 

270 (441). Сообщается, что Сахль бин Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл в дом Фатимы, он не нашёл там ‘Али и спросил: “А где же сын твоего дяди?” (Фатима) ответила: “Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел одному человеку: “Посмотри, где он”. (Через некоторое время этот человек) вернулся и сказал: “О посланник Аллаха, он спит в мечети”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл туда (и увидел), что накидка ‘Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал стряхивать с него пыль, приговаривая: “Вставай, о Абу Тураб[499], вставай, о Абу Тураб!”»См. также хадисы №№ 3703, 6204 и 6280. Этот хадис передали аль-Бухари 441 и Муслим 2409.

 

ГЛАВА 39. Вошедшему в мечеть следует совершить молитву в два рак’ата.

 

271 (444). Передают со слов Абу Катады ас-Сулами, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть, пусть совершит молитву в два рак’ата, прежде чем садиться».Этот хадис передали Ахмад 5/295, аль-Бухари 444, 714, Абу Дауд 467, ат-Тирмизи 316, ан-Насаи 2/53, Ибн Маджах 1013. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 513.

ГЛАВА 40. Строительство мечети (пророка, да благословит его Аллах и приветствует).

 

272 (446). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мечеть была построена из необожжённого кирпича, её крыша была сделана из голых пальмовых ветвей, а столбы – из стволов пальм. Абу Бакр ничего не добавил к ней, что же касается ‘Умара, то он расширил её, построив новое здание по образцу существовавшего при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует . Он использовал необожжённые кирпичи и голые пальмовые ветви и поставил новые деревянные столбы. Затем (эту мечеть) перестроил ‘Усман, значительно расширивший её. Он возвёл стены из украшенных узорами камней(, покрыв их) известью, и поставил каменные колонны с узорами, а крышу покрыл тиком».Этот хадис передали аль-Бухари 446 и Абу Дауд 451.

 

 

ГЛАВА 41. Взаимопомощь при возведении мечети.

 

273 (447). Передают, что ‘Икрима[500], да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

− (Однажды) Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, велел мне и своему сыну ‘Али: «Отправляйтесь к Абу Са’иду аль-Худри и послушайте, что он рассказывает». Мы пошли (к нему) и увидели, что он поправляет стену. (Увидев нас,) он завернулся в свою накидку, а потом начал свой рассказ, дойдя же до упоминания о строительстве мечети, он сказал: «Все мы носили по одному необожжённому кирпичу, а ‘Аммар (бин Йасир) − по два. Это увидел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который стал стряхивать с него пыль со словами: “Да помилует Аллах ‘Аммара, которого погубит группа притеснителей! Он станет призывать их к раю, а они его − к аду!”[501] − ‘Аммар же отвечал: “Прибегаю к защите Аллаха от (подобных) бедствий!”» См. также хадис № 2812. Этот хадис передал аль-Бухари 447.

 

 

ГЛАВА 42. О тех, кто строил мечеть.

 

274 (450). Сообщается, что, когда люди (слишком затянули обсуждение намерения) ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, перестроить мечеть посланника, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Поистине, вы слишком много (говорите), а я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Для того, кто построит мечеть, стремясь к лику Аллаха, Аллах построит нечто подобное в раю”».

 

 

ГЛАВА 43. Вошедшему в мечеть следует взяться рукой за наконечники своих стрел.

 

275 (451). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Как-то раз, когда) один человек, нёсший с собой стрелы, проходил по мечети, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Возьмись за их острия!”»

 

ГЛАВА 44. Проходить по мечети дозволено.

 

276 (452). Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть тот, кто проходит по нашим мечетям или рынкам со стрелами, берётся (рукой) за их острия, чтобы не поранить кого-нибудь из мусульман».Этот хадис передали аль-Бухари 452, Муслим 2615, Абу Дауд 2587, Ибн Маджах 3778. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 796.

 

ГЛАВА 45. Декламация стихов в мечети.

 

277 (453). Передают со слов Хассана бин Сабита аль-Ансари[502], да будет доволен им Аллах, что (однажды) он попросил Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах: «Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) слышал ли ты, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Хассан, ответь (неверным) за посланника Аллаха! О Аллах, поддержи его духом святым![503]”?» − и Абу Хурайра сказал: «Да». См. также хадисы №№ 3212 и 6152. Этот хадис передал аль-Бухари 453.

 

ГЛАВА 46. Присутствие в мечети людей с копьями.

 

278 (454). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды, когда эфиопы играли в мечети[504], я заметила, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоит у дверей моей комнаты, прикрывая меня своей накидкой(, чтобы я тоже могла) посмотреть на их игры».

В другой версии этого хадиса сказано:«…играют своими копьями…»

 

 

ГЛАВА 47. Требование уплаты долга и неотступное следование (за должником) в мечети.

 

279 (457). Передают со слов Ка‘ба бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (однажды, находясь) в мечети, он принялся требовать у Ибн Абу Хадрада вернуть ему то, что тот был ему должен, и голоса их стали звучать так громко, что их услышал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который находился у себя дома и вышел к ним (столь поспешно), что (даже) не задёрнул занавеску своей комнаты.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!