являются признаком веры. 10 глава

‘Абдуллах сказал:«И, клянусь Аллахом, я видел всех их бездыханными в день Бадра[540], а потом их оттащили к старому колодцу, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Проклятие настигло лежащих у колодца!”»

 

 

9. Книга о времени молитвы

 

 

ГЛАВА 1. Глава о времени молитвы и преимуществе совершения молитвы в установленное время.

 

 

309 (521). Передают, что однажды, когда аль-Мугира бин Шу’ба, находившийся в то время в Ираке, совершил молитву позже (начала установленного времени)[541], к нему явился Абу Мас’уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, и сказал: «О Мугира, что же это?! Разве ты не знаешь, что, спустившись на землю[542], Джибрил, мир ему, совершил молитву[543] и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву, потом он (снова) совершил молитву и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву[544], потом он (снова) совершил молитву и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву[545], потом он (снова) совершил молитву и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву[546], потом он (снова) совершил молитву и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву[547], а потом он сказал: “Это было повелено мне[548]”». См. также хадисы №№ 3221и 4007. Этот хадис передали Малик 1, аль-Бухари 521 и Муслим 610.

 

 

ГЛАВА 2. Молитва является искуплением.

 

 

310 (525). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) мы сидели у ‘Умара, да будет доволен им Аллах, он спросил: “Кто из вас помнит слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об испытании[549]?” Я сказал: “Я (запомнил всё именно) так, как он сказал”. (‘Умар) воскликнул: “Поистине, ты проявляешь (в этом) смелость!” − (после чего) я повторил (слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует): “Искушение[550] человека, связанное с его женой, деньгами, детьми и соседями, искупается молитвой, постом, садакой, (побуждением людей к совершению) одобряемого (шариатом) и удержанием от порицаемого”. (‘Умар) сказал: “Я имею в виду не это, а такое бедствие /фитна/, которое станет бушевать подобно бушующему морю”. Я сказал: “Оно не повредит тебе[551], о повелитель правоверных, ибо, поистине, ты отделён от него запертой дверью”. (‘Умар) спросил: “(Эта дверь) будет сломана или открыта?” Я ответил: “Она будет сломана”.[552] (‘Умар) сказал: “Значит, (после этого) её уже никогда не закроют!”»

(Хузайфа сказал): «(Меня) спросили: “Знал ли ‘Умар, о какой двери (идёт речь)?” Я ответил: ”(Он знал это так же хорошо,) как и то, что ночь предшествует утру. Что же касается (сказанного пророком, да благословит его Аллах и приветствует,) то я передал ему это без ошибок”».

(Хузайфу) спросили: «Кто же был этой дверью?» Он ответил: «Этой дверью (являлся сам) ‘Умар». См. также хадисы №№ 1435, 1895, 3586 и 7096. Этот хадис передали аль-Бухари 525 и Муслим 144.

 

311 (526). Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) один человек поцеловал (постороннюю) женщину[553], а потом явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обо всём рассказал ему, после чего Аллах ниспослал аят(, в котором было сказано): «Совершай молитву в начале и конце дня[554] и в некоторые часы ночи[555]. Поистине, добрые дела устраняют дурные».[556] Этот человек спросил: «О посланник Аллаха, это (касается только) меня?» Он ответил: «Это − для всех (членов) моей общины». См. также хадис № 4687. Этот хадис передали аль-Бухари 526 и Муслим 2763.

 

(4687). В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для (всех) тех из общины моей, кто будет поступать согласно (этому айату)».

 

 

ГЛАВА 3. Достоинство совершения молитвы в установленное время.

 

 

312 (527). Сообщается, что ‘Абдуллах (Ибн Мас’уд), да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое дело Аллах любит больше всего?” Он ответил: “Молитву, совершаемую в установленное для неё время[557]”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Борьбу /джихад/ на пути Аллаха”».

(‘Абдуллах Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Об этом рассказал мне посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а если бы я (спросил о чём-нибудь ещё), то он обязательно сказал бы больше». См. также хадисы №№ 2782, 5970 и 7534. Этот хадис передали Ахмад 1/409, аль-Бухари в своём «Сахихе» 527 и в «аль-Адабуль-муфрад» 1, Муслим 85, ан-Насаи 1/292. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 164, «Мишкат аль-масабих» 568, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2478.

 

ГЛАВА 4. Пять молитв служат искуплением (грехов).

 

 

313 (528). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Скажите, если бы у дверей (дома) любого из вас протекала река и он купался в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого?» Они ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «А это подобно пяти молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения».

 

 

ГЛАВА 5. Совершающий молитву ведёт тайную беседу со своим Господом.

 

 

314 (532). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Придерживайтесь умеренности, совершая земные поклоны, и пусть (молящийся) не касается локтями земли подобно (лежащей) собаке, а если он (захочет) сплюнуть, то пусть никогда не плюёт ни перед собой, ни направо, ибо, поистине, (во время молитвы) он ведёт тайную беседу со своим Господом!»Этот хадис передали Ахмад 3/109, 115, 177, 179, 191, 214, 274, 279, 291, аль-Бухари 532, Муслим 493, Абу Дауд 897, ат-Тирмизи 276, ан-Насаи 2/183, Ибн Маджах 892, ат-Таялиси 437, ад-Дарими 1322, аль-Байхакъи 2/113, Ибн Абу Шейба 2670. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1042, «Сахих Аби Дауд» 834, «Ирвауль-гъалиль» 372, «Мухтасар Муслим» 300.

 

 

ГЛАВА 6. В случае сильной жары допустимо откладывать полуденную молитву до тех пор, пока не станет прохладнее.

 

 

315 (536, 537). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если жара будет (слишком) сильной, отложите молитву, пока не станет прохладнее, ибо, поистине, жара усиливается от расширения ада(, причиной же усиления жары является то, что в своё время) пламя (ада) пожаловалось своему Господу, сказав: “О Господь мой, одна часть меня поглотила другую!” И (Аллах) позволил ему делать два выдоха: выдох зимой и выдох летом, когда вы ощущаете наиболее сильную жару и наиболее сильный холод”».Этот хадис передали Малик 27, 28, Ахмад 2/238, аль-Бухари 536-537, Муслим 617, Ибн Маджах 4319.См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 990, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1457.

 

316 (539). Сообщается, что Абу Зарр аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) мы с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, были в пути и муаззин захотел возгласить призыв к полуденной молитве, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Подожди,) пока не станет прохладнее”. Через некоторое время (муаззин снова) хотел призвать людей к молитве, он же (опять) сказал: “(Подожди,) пока не станет прохладнее”, (и мы ждали,) пока не увидели тени холмов».См. также хадисы №№ 535, 629 и 3258.Этот хадис передали Ахмад 5/155, аль-Бухари 539 Муслим 616, Абу Дауд 401, ат-Тирмизи 158 и ан-Насаи 4601.

 

ГЛАВА 7. Время полуденной молитвы наступает тогда, когда солнце начинает клониться к закату.[558]

 

 

317 (540). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (однажды, как только) солнце начало клониться к закату, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (из дома) и совершил полуденную молитву. Потом он поднялся на минбар и упомянул о Часе этом, упомянув также и о том, какие великие события будут происходить в это время, а потом сказал: «Кто хочет спросить меня о чём-нибудь, пусть спрашивает, и о чём бы вы ни спросили меня, я отвечу вам, пока я нахожусь на этом месте». После этого люди зарыдали, а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) всё говорил: «Спрашивайте меня», и тогда (со своего места) поднялся ‘Абдуллах бин Хузафа ас-Сахми, который спросил: «Кто мой отец?»[559] (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: «Твой отец – Хузафа», а потом снова стал повторять: «Спрашивайте меня», (и это продолжалось до тех пор, пока) ‘Умар, опустившийся на колени, не сказал: «Мы довольны Аллахом как Господом, Исламом − как религией и Мухаммадом − как пророком!» Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) замолчал, а потом сказал: «Только сейчас на этой стене, что находится передо мной, мне были показаны рай и ад, и я никогда не видел ничего столь же прекрасного, как (рай), и ничего столь же отвратительного, как (ад)!» См. также хадисы №№ 93, 749, 4621, 6362, 6468, 6486, 7089, 7090, 7091, 7294 и 7295. Этот хадис передали аль-Бухари 540 и Муслим 2309.

 

318 (541). Сообщается, что Абу Барза аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Обычно (после того как) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал утреннюю молитву, каждый из нас мог разглядеть (лицо) своего соседа, и (во время этой молитвы) он прочитывал от шестидесяти до ста айатов. Полуденную молитву он совершал, как только солнце начинало клониться к закату, а послеполуденную – (по прошествии такого времени, которое требовалось) кому-нибудь из нас, чтобы успеть дойти до самой дальней (окраины) Медины и вернуться обратно, когда солнце ещё припекало».

Абу-ль-Минхаль[560] сказал: «И я забыл, что (Абу Барза) сказал относительно закатной молитвы».

(Абу Барза сказал): «И мы могли откладывать вечернюю молитву до истечения трети ночи», − а потом добавил: «И (даже) до середины ночи». См. также хадисы №№ 547, 568, 599 и 771. Этот хадис передали Ахмад 4/420, аль-Бухари 541, Муслим 647, Абу Дауд 398 и 4849, ан-Насаи 1/246 и 1/262, Ибн Маджах 674, Ибн Хиббан 1503, аль-Байхакъи 1/436, ад-Дарими 1429 и Ибн Хузайма 1275 часть этого хадиса.

 

 

ГЛАВА 8. Откладывание полуденной молитвы до (наступления времени совершения) послеполуденной.

 

 

319 (543). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (иногда) в Медине пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитвы в семь и восемь рак’атов(, объединяя) полуденную молитву с послеполуденной, а закатную − с вечерней[561]. См. также хадисы №№ 562 и 1174. Этот хадис передали аль-Бухари 543, Муслим 705, Абу Дауд 1214 и ан-Насаи 1/286.

 

 

ГЛАВА 9. Время послеполуденной молитвы.

 

 

320 (547). Передают, что в ответ на вопрос: «Как совершал обязательную молитву посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» − Абу Барза, да будет доволен им Аллах, ответил: «Он совершал полуденную молитву, которую вы называете первой[562], (сразу же после того,) как солнце начинало клониться к закату, а после того, как он совершал послеполуденную молитву, любой из нас мог вернуться к себе домой на окраину Медины, когда солнце ещё припекало.

(Передатчик этого хадиса сказал: «Я забыл, что он сказал относительно закатной молитвы».) И он предпочитал откладывать вечернюю молитву /‘иша/, которую вы называете “‘атама”[563], и не любил спать до (этой молитвы) и разговаривать после неё, что же касается утренней молитвы, то он завершал её, когда человек начинал различать (лицо) своего соседа (в предрассветных сумерках), и (во время этой молитвы) он читал от шестидесяти до ста (айатов)».

 

321 (548). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «После того как мы заканчивали послеполуденную молитву, человек мог добраться до (домов людей из племени) бану ‘амр бин ‘ауф[564] и застать их за совершением этой молитвы». См. также хадисы №№ 550, 551 и 7329. Этот хадис передали аль-Бухари 548, Муслим 621, Абу Дауд 404, ан-Насаи 1/252 и Ибн Маджах 682.

 

322 (550). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал послеполуденную молитву, когда солнце стояло высоко и припекало, и (если после этого) кто-нибудь отправлялся в ‘Авали[565], то он добирался до места, когда солнце всё ещё стояло высоко, а некоторые части ‘Авали находились от Медины на расстоянии примерно четырёх миль[566]».

 

 

ГЛАВА 10. О том, кто пропускает послеполуденную молитву (без уважительной причины).

 

 

323 (552). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Тот человек,) который пропускает послеполуденную молитву, подобен лишившемуся своей семьи и имущества».Этот хадис передали Малик 21, Ахмад 2/8, аль-Бухари 552, Муслим 626, Абу Дауд 414, ат-Тирмизи 175, ан-Насаи 478, Ибн Маджах 685, ад-Дарими 1230, Ибн Хузайма 335, Ибн Хиббан 1469, Ибн Абу Шейба 3461, ‘Абду-р-Раззакъ 2191, аль-Байхакъи 1/444.

 

 

ГЛАВА 11. О том, кто не совершает послеполуденную молитву (без уважительной причины).

 

 

324 (553). Сообщается, что как-то раз в пасмурный день Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Совершайте послеполуденную молитву пораньше, ибо, поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву[567]”».См. также хадис № 594. Этот хадис передали Ахмад 5/349, аль-Бухари 553, ан-Насаи 1/236 и Ибн Хиббан 1470.

 

 

ГЛАВА 12. Достоинство послеполуденной молитвы.

 

 

325 (554). Сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды ночью, когда мы находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он посмотрел на луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его![568] И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы[569] перед восходом солнца и перед закатом его[570], то совершайте (их)”. А после этого он прочитал (айат, в котором сказано): “…и прославляй Господа твоего до восхода солнца и перед заходом”[571]».См. также хадисы №№ 573, 4851, 7434, 7435 и 7436. Этот хадис передали Ахмад 4/10, аль-Бухари 554, Муслим 633, Абу Дауд 4729, ат-Тирмизи 2554 и Ибн Маджах 177.

 

326 (555). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и (Аллах) спрашивает их: “В каком (положении) оставили вы рабов Моих?” − хотя Он и знает (всё о вас) лучше (ангелов), а они отвечают: “Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились”».См. также хадисы №№ 3223, 7429 и 7486. Этот хадис передали Ахмад 2/257, аль-Бухари 555 и Муслим 632.

 

 

ГЛАВА 13. О том, кто успеет совершить хотя бы один рак’ат послеполуденной молитвы до захода солнца.

 

 

327 (556). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь из вас успеет совершить (хотя бы) один рак’ат послеполуденной молитвы до захода солнца[572], пусть доведёт свою молитву до конца, и если успеет он совершить (хотя бы) один рак’ат утренней молитвы до восхода солнца, пусть доведёт свою молитву до конца”».См. также хадисы №№ 579 и 580. Этот хадис передали аль-Бухари 556, Муслим 607-608 и ан-Насаи 1/257. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 294.

 

328 (557). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, время вашего существования по сравнению (со временем существования) предыдущих религиозных общин подобно промежутку между послеполуденной молитвой и заходом солнца. (В своё время) людям Торы была дана Тора, и они действовали (в соответствии с её установлениями), пока не обессилели к полудню, после чего им было даровано по карату (награды). Затем людям Евангелия было дано Евангелие, и они действовали (в соответствии с его установлениями), пока не обессилели ко (времени) послеполуденной молитвы, после чего им было даровано по карату (награды). А потом нам был дан Коран, и мы станем действовать (в соответствии с его установлениями) до захода солнца, после чего нам будет даровано по два карата (награды), и тогда люди обоих Писаний скажут: “О Господь наш! Ты даровал им по два карата, а нам – по одному, хотя мы сделали больше!” И Всемогущий и Великий Аллах скажет: “Разве Я обидел вас в чём-нибудь, вознаграждая вас?” Они ответят: “Нет”. Тогда Он скажет: “А (дарованное им) есть милость Моя, которую оказываю Я, кому пожелаю!”»См. также хадисы №№ 2268, 2269, 3459, 5021, 7467 и 7533. Этот хадис передал аль-Бухари 557.

 

 

ГЛАВА 14. Время закатной молитвы.

 

 

329 (559). Сообщается, что Рафи‘ бин Хадидж, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Обычно после того, как мы совершали закатную молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и любой из нас удалялся, он ещё мог рассмотреть то место, куда упала бы стрела(, пущенная им из лука)».Этот хадис передали аль-Бухари 559, Муслим 637, Абу Дауд 416, ан-Насаи 1/259, Ибн Маджах 687.

 

330 (560). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал полуденную молитву в полдень, послеполуденную − когда солнце было ещё ярким, закатную − когда оно уже садилось, а вечернюю − в разное время. Так, если он видел, что (люди) уже собрались (в мечети), то начинал (молитву) пораньше, а если видел, что они запаздывают, то откладывал её. Что же касается утренней молитвы, то они (или: пророк, да благословит его Аллах и приветствует) совершали её в предрассветном сумраке».См. также хадис № 565. Этот хадис передали аль-Бухари 560, Муслим 646, Абу Дауд 397, ан-Насаи 1/261, Абу ‘Авана 1/267, аль-Байхакъи 1/434, ат-Таялиси 1722, Ибн Абу Шейба 3243 и ас-Сирадж 1/99.

 

 

ГЛАВА 15. О том, кто не желал, чтобы закатную молитву называли вечерней.

 

 

331 (563). Передают со слов ‘Абдуллаха аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ни в коем случае не поддавайтесь (влиянию) бедуинов в том, что касается названия вашей закатной молитвы /магриб/, ибо бедуины говорят: “Это вечерняя молитва /‘иша/”».Этот хадис передали Малик 1/131, аль-Бухари 563, Муслим 437 и ан-Насаи 1/269.

 

 

ГЛАВА 16. Достоинство вечерней молитвы.

 

 

332 (566). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) ночью, когда Ислам ещё не получил распространения (за пределами Медины), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откладывал вечернюю молитву и не выходил (из дома), пока ‘Умар не сказал ему: “Женщины и дети уже заснули”, после чего он вышел и сказал собравшимся в мечети: “Никто из живущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы!”»См. также хадисы №№ 569, 862 и 864. Этот хадис передали аль-Бухари 566 и Муслим 638.

 

333 (567). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) я вместе со своими товарищами, прибывшими со мной на корабле[573], да будет доволен ими Аллах, остановился в Баки‘ Бутхан[574]. Что касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он тогда находился в Медине, и каждый вечер некоторые из нас по очереди приходили к нему ко времени вечерней молитвы. Однажды, когда я вместе со своими товарищами пришёл к пророку, мир ему, оказалось, что из-за занятости чем-то он отложил молитву до середины ночи, а потом вышел (к людям) и совершил с ними молитву. Закончив молиться, он сказал присутствовавшим: “Не спешите и радуйтесь, ибо, поистине, милостью Аллаха по отношению к вам является то, что никто из людей, кроме вас, не молится в это время!”» (Или же он сказал: «…никто, кроме вас, не молился в это время!»)

(Передатчик этого хадиса сказал): «Я не знаю, что именно он сказал».

Абу Муса сказал: «И мы вернулись (к себе), радуясь тому, что услышали от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали аль-Бухари 567 и Муслим 641 со слов Абу Мусы. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 33.

 

 

ГЛАВА 17. О тех, кого одолел сон до вечерней молитвы.

 

 

334 (569). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откладывал вечернюю молитву до тех пор, пока ‘Умар не обратился к нему (со словами): “Молитва! Женщины и дети уже заснули!” − после чего он вышел (к людям) и сказал: “Никто из живущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы!”»

(‘Аиша) сказала: «А в то время молились только в Медине[575], и люди совершали (вечерние молитвы в промежуток времени) между наступлением полной темноты[576] и (завершением) первой трети ночи».

 

(571). В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что он сказал: «У меня перед глазами и сейчас стоит вышедший (к людям) пророк, да благословит его Аллах и приветствует . С его головы, на которую он положил руку, капала вода, и он сказал: “Если бы не было это (слишком) тяжело для (членов) моей общины, я обязательно повелел бы им совершать эту молитву именно так[577]!”»

И Ибн ‘Аббас рассказал, как именно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положил руку себе на голову(, а передатчик этого хадиса показал это, сначала) несколько растопырив пальцы, а потом дотронувшись их кончиками до своей головы сбоку. Потом он соединил их и провёл ими по голове[578], коснувшись большим пальцем мочки уха там, где она примыкает к виску и бороде, и при этом он не медлил и не спешил. Этот хадис передали Ахмад 1/366, аль-Бухари 571 и Муслим 642.

 

 

ГЛАВА 18. Время совершения вечерней молитвы может продолжаться до середины ночи.

 

(572). Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, также передавший этот хадис, сказал:

«И я будто и сейчас вижу, как блестел той ночью его перстень».См. также хадисы №№ 600, 661, 847 и 5869. Этот хадис передали аль-Бухари 572, Муслим 640 и ан-Насаи 1/268.

 

ГЛАВА 19. Достоинство утренней молитвы.

 

335 (574). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вошёл в рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время[579]».

 

ГЛАВА 20. Время утренней молитвы.

 

336 (575). Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что Зайд бин Сабит[580], да будет доволен им Аллах, рассказал ему о том, что однажды они вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, поели перед рассветом во время рамадана, а потом встали на молитву.

(Анас сказал): «Я спросил: “И сколько времени прошло между одним и другим[581]?” Он ответил: “(За это время) можно было прочитать пятьдесят или шестьдесят айатов”». См. также хадис № 1921. Этот хадис передали аль-Бухари 575 и Муслим 1097.

 

337 (577). Сообщается, что Сахль бин Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно во время поста я ел перед рассветом в кругу семьи, а потом мне приходилось спешить, чтобы успеть совершить утреннюю молитву с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».См. также хадис № 1920. Этот хадис передал аль-Бухари 577.

 

 

ГЛАВА 21. (О запретности совершения дополнительной) молитвы после обязательной (утренней) молитвы, пока солнце не поднимется (достаточно высоко).

 

338 (581). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Многие) достойные люди[582], достойнейшим из которых я считал ‘Умара, говорили при мне, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал молиться после (обязательной) утренней молитвы, пока солнце не поднимется (достаточно высоко)[583], а также после совершения послеполуденной молитвы и до (полного) захода солнца».

 

339 (582, 583). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не стремитесь молиться во время восхода солнца и во время его захода”». См. также хадисы №№ 585, 589, 1192 и 1629. Этот хадис передали аль-Бухари 582 и Муслим 828.

Ибн ‘Умар также сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если край солнца покажется (над горизонтом), отложите молитву, пока оно не поднимется (над горизонтом полностью)[584], и если край солнца скроется (за горизонтом), отложите молитву, пока оно не зайдёт (за горизонт полностью)”». См. также хадис № 3272. Этот хадис передали аль-Бухари 583 и Муслим 829.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!