у кого есть срочные дела, покидает её и молится в одиночку. 5 глава




534 (1052). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

− (Когда) при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произошло солнечное затмение, он совершил молитву. (Сначала) он долго стоял, примерно столько, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочитать суру “Корова”, потом надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и (снова) стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего (дважды) склонился в земном поклоне. Потом он (встал и) долго стоял, но меньше, чем в первый раз, потом совершил поясной поклон, который был короче первого, потом (выпрямился и) долго стоял, но меньше, чем в первый раз, потом совершил поясной поклон, который был короче первого, потом (выпрямился и дважды) склонился в земном поклоне, а потом, когда уже показалось солнце, закончил (молиться). Тогда (пророк), да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и затмения их не случаются ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, а поэтому, если вы увидите (подобное), поминайте Аллаха!» (Люди) сказали: «О посланник Аллаха, мы видели, как ты взял что-то, (находясь) на своём месте, а потом мы видели, как ты отошёл назад». (В ответ на это пророк), да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я видел рай и (протянул руки, чтобы) взять гроздь (растущих там плодов), и если бы я сумел сорвать её, то вы, несомненно, могли бы питаться (этими плодами) до скончания мира этого. Кроме того, мне было показано пламя (ада), и я не видел ничего более ужасного, чем (то, что увидел) сегодня, и я увидел, что большинство обитателей ада составляют женщины». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, почему же так?» Он сказал: «Потому что они неблагодарны[834]». (Люди) спросили: «Они неблагодарны по отношению к Аллаху?» Он (также) сказал: «Они неблагодарны по отношению (к своим) близким[835] и не благодарят за (оказываемые им) благодеяния. Если ты всю жизнь станешь делать одной из таких добро, а потом она увидит от тебя что-нибудь (такое, что ей не понравится), то скажет: “Я никогда не видела от тебя добра!”»

 

 

ГЛАВА 6. О том, кто хотел, чтобы во время солнечного затмения освобождали рабов.

 

 

535 (1054). Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел (людям) освобождать рабов во время солнечного затмения».[836]

 

 

ГЛАВА 7. Поминание Аллаха во время затмения.

 

 

536 (1059). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда произошло солнечное затмение, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в страхе встал (со своего места), опасаясь, что настал Час этот[837], пришёл в мечеть и стал молиться, и я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго, (а потом) он сказал: “Ни смерть, ни жизнь никого (из людей) не (может) служить причиной этих знамений, посылаемых Аллахом, но ими Аллах внушает страх Своим рабам, а поэтому, когда вы увидите что-нибудь подобное, начинайте поминать Его, взывать к Нему с мольбами и просить Его о прощении”».

 

 

ГЛАВА 8. Чтение Корана вслух во время затмения.

 

 

1065 - Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая молитву во время затмения, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (айаты Корана) вслух. Завершив чтение, он сказал: “Аллах велик”, и склонился в поясном поклоне, а когда выпрямился, сказал: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу; Господь наш, хвала Тебе!” − после чего снова стал читать, а молитва в два рак’ата во время затмения включает в себя четыре поясных [838] и четыре земных поклона».

Главы о совершении земных поклонов во время чтения Корана и о том, как это полагается делать

 

 

ГЛАВА 1. О том, что сообщалось относительно совершения земных поклонов во время чтения Корана, и о том, как это полагается делать в соответствии с сунной.

 

 

1067 - Передают, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз) в Мекке пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читавший суру “Звезда”, совершил во время чтения земной поклон. Вместе с ним поклонились и все присутствовавшие, за исключением одного старца [839], который поднял с пола горсть мелких камешков или земли, поднёс их ко лбу и сказал: “Довольно с меня и этого”, а потом я видел, что его убили [840] как неверного». Этот хадис передали Ахмад 1/342, аль-Бухари 1067, Муслим 576, Абу Дауд 1406, ан-Насаи 1/152, ад-Дарими 1465.См. «Мишкат аль-Масабих» 1037.

 

 

ГЛАВА 2. Совершение земного поклона при чтении суры “Сад”.

 

 

539 (1069). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(При чтении суры) “Сад” совершать земной поклон необязательно, однако я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал это, читая её». Этот хадис передали Ахмад 1/279 и 360, аль-Бухари 1069, Абу Дауд 1409, ат-Тирмизи 577, ад-Дарими 1/342, ат-Тахави в «Мушкиль аль-асар» 4/34. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».

 

 

ГЛАВА 3. Мусульмане совершают земной поклон вместе с многобожниками, (несмотря на то что) многобожник является нечистым[841] /наджас/ и не совершает омовения /вуду/.

540 (1071). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал земной поклон (во время чтения суры) “Звезда”, вместе с ним кланялись мусульмане и многобожники, джинны и люди.[842]

 

 

ГЛАВА 4. О том, кто прочитал айаты, требующие совершения земного поклона, но не поклонился.

 

 

541 (1073). Передают со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что (однажды) в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он прочитал (суру, начинающуюся словами) “Клянусь звездой”, [843] однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не совершил земного поклона. [844] Этот хадис передали аль-Бухари 1073, Муслим 577, Ахмад 5/186, Абу Дауд 1404, ат-Тирмизи 576, ан-Насаи 2/160, ад-Дарими 1472, Ибн Хузайма 545, Ибн Хиббан 2762, аль-Байхакъи 2/313, ат-Табарани 4829, ад-Дара Къутни 1545, Абду-р-Раззакъ 5899, Ибн Абу Шейба 4260.

 

 

ГЛАВА 5. Совершение земного поклона при чтении “Когда небо расколется…” [845]

 

 

542 (1074). Сообщается, что Абу Салама, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«(Однажды,) увидев, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, читавший “Когда небо расколется…”, совершил земной поклон, я спросил: “О Абу Хурайра, ты и в самом деле совершил земной поклон?” (В ответ) он сказал: “Я бы не поклонился, если бы не видел, что (в подобных обстоятельствах) так же поступил и пророк, да благословит его Аллах и приветствует”».

 

 

ГЛАВА 6. О том, кто не находил места для совершения земного поклона из-за большого скопления людей и совершал земной поклон вслед за читавшим Коран.

 

 

543 (1075). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал в нашем присутствии такую суру, в которой упоминалось о земном поклоне, он сам совершал поклон, а мы кланялись вместе с ним, (и иногда получалось так, что) некоторым из нас не удавалось найти (на полу) места, которого можно было бы коснуться лбом». Этот хадис передали Ахмад 2/17, аль-Бухари 1075, Муслим 575, Абу Дауд 1412, аль-Хаким 1/222.

 

Главы о сокращении молитвы [846]

 

ГЛАВА 1. О сказанном относительно сокращения и о том, в течение какого периода пребывания на одном месте следует продолжать совершать сокращённые молитвы.

 

 

544 (1080). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставался на одном месте девятнадцать дней [847], (в течение которых) он сокращал свои молитвы». См. также хадисы №№ 4298 и 4299. Этот хадис передали аль-Бухари 1080, Абу Дауд 1230, ат-Тирмизи 549 и Ибн Маджах 1075.

 

545 (1081). Сообщается, что Йахйа бин Исхак, да помилует его Аллах, сказал: «Услышав слова Анаса, да будет доволен им Аллах: “Вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мы двинулись из Медины в Мекку [848], и (в течение всего времени пребывания в пути) вплоть до возвращения обратно в Медину его молитвы [849] состояли из двух рак’атов”, я спросил: “А пришлось ли вам провести какое-то время в самой Мекке?” Он ответил: “Мы прожили там десять дней».

 

 

ГЛАВА 2. Молитвы в Мине. [850]

 

 

546 (1082). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«В Мине я совершал молитвы в два рак’ата вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакром и ‘Умаром, а также с ‘Усманом в начале его правления, а затем он стал совершать их полностью [851] ».

 

547 (1083). Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал с нами в Мине молитвы в два рак’ата и в самое безопасное время [852] ».

 

548 (1084). Сообщается, что, когда ‘Абдуллаху Ибн Мас’уду, да будет доволен им Аллах, сказали:

«‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, совершил с нами молитву в четыре рак’ата», он воскликнул: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы вернёмся!»[853] − потом сказал: «Я совершил в Мине молитву в два рак’ата с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я совершил в Мине молитву в два рак’ата с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, и я совершил в Мине молитву в два рак’ата с ‘Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах», (после чего добавил): «О, если бы выпало мне счастье совершить четыре таких рак’ата, (хотя бы) два из которых будут приняты!»

 

 

ГЛАВА 3. Какое расстояние необходимо покрыть, чтобы молитву можно было сокращать?

 

 

549 (1088). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, отправляться в поездку, которая займёт день и ночь, без сопровождения близкого родственника [854] ”».

 

 

ГЛАВА 4. Совершение в пути закатной /магриб/ молитвы в три рак’ата.

 

 

550 (1091). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, что, когда пророку, да благословит его Аллах и приветствует, находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву, которую совершал в три рак’ата, после чего произносил слова таслима. Спустя непродолжительное время объявляли о начале вечерней молитвы, и он совершал эту молитву в два рак’ата, после чего (также) произносил слова таслима. А после вечерней молитвы он уже не совершал дополнительных молитв до тех пор, пока не вставал (для этого) посреди ночи».

551 (1094). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нередко совершал дополнительные молитвы, сидя верхом и обратившись не в сторону киблы».

 

 

ГЛАВА 5. Добровольная молитва, совершаемая верхом на осле.

 

 

552 (1100). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды он совершил молитву, сидя верхом на осле и повернувшись лицом налево от киблы, а потом его спросили: «(Почему же) ты молишься, не обращаясь лицом к кибле?» Он сказал: «Я бы не сделал этого, если бы не видел, что так поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ».

 

 

ГЛАВА 6. О том, кто не совершал дополнительных молитв после (обязательной) молитвы, находясь в пути.

 

 

553 (1101). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я (часто) сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не видел, чтобы он совершал в пути дополнительные молитвы, а Аллах, велика слава Его, сказал: “Посланник Аллаха (являет собой) прекрасный пример для вас… ”» [855]

 

 

ГЛАВА 7. О том, кто совершал в пути дополнительные молитвы, но не перед обязательными молитвами и не после них.

 

 

554 (1104). Передают со слов ‘Амира бин Раби’а, да будет доволен им Аллах, что он видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути и сидел верхом на своей верблюдице, совершал ночью дополнительную молитву, (продолжая молиться,) куда бы она ни поворачивалась вместе с ним.

 

 

ГЛАВА 8. Объединение закатной и вечерней молитв в пути.

 

 

555 (1107). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную − с вечерней».

 

 

ГЛАВА 9. Если человек не в состоянии молиться сидя, он может совершать молитву лёжа на боку.

 

 

556 (1117). Сообщается, что ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал:

«У меня был геморрой, и я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о (том, как мне совершать) молитву. Он сказал: “Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку [856] ”».

 

 

ГЛАВА 10. Если кто-нибудь (из-за недомогания начинает) молиться сидя, а (во время молитвы недомогание) проходит или же человек чувствует облегчение, ему следует закончить (молитву) стоя.

 

 

557 (1118). Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что до тех пор, пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не достиг преклонного возраста, она никогда не видела, чтобы он молился ночью сидя, и (только после этого) он стал читать Коран сидя. Когда же он хотел совершить поясной поклон, то вставал, прочитывал тридцать или сорок айатов, а потом совершал поклоны.

 

(1119). В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, (также) сказала: «Потом он делал то же самое во время совершения второго рак’ата, а когда завершал свою молитву, смотрел (на меня), и, если я бодрствовала, разговаривал со мной, а если спала, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ложился (отдыхать)».

Главы о совершении дополнительных ночных молитв [857]

 

 

ГЛАВА 1. Дополнительная ночная молитва. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «И посвящай часть ночи своей дополнительной молитве…» (“Ночное путешествие”, 79).

 

 

558 (1120). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Обычно когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимался ночью для совершения молитвы, он говорил: “О Аллах, хвала Тебе, Ты − Управитель небес, земли и тех, кто там обитает, хвала Тебе, Тебе принадлежит власть над небесами, землёй и теми, кто там обитает, хвала Тебе; Ты − свет небес, земли [858] и тех, кто там обитает, хвала Тебе; Ты − Царь небес и земли, хвала Тебе; Ты − Истина, и обещание Твоё − истина, и встреча с Тобой − истина, и слово Твоё − истина, и рай − истина, и огонь − истина, и пророки − истина, и Мухаммад − истина, и Час этот − истина! О Аллах, Тебе я предаюсь, в Тебя верую, на Тебя уповаю, Тебе приношу покаяние, благодаря Тебе веду споры [859] и к Тебе на суд обращаюсь [860], так прости же мне мои прошлые и будущие [861] (грехи, прости) совершённое мной тайно и сделанное открыто! Ты − Выдвигающий вперёд, и Ты − Отодвигающий, нет бога, кроме Тебя (или: помимо Тебя), и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха! [862] /Аллахумма, ля-кя-ль-хамду, Анта Каййиму-с-самаввати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-кя-ль-хамду, ля-кя мульку-с-самаввати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-кя-ль-хамду, Анта нуру-с-самаввати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-кя-ль-хамду, Анта Малику-с-самаввати ва-ль-арди, ва лякя-ль-хамду, Анта-ль-Хакку, ва ва‘ду-кя-ль-хакку, ва ликау-кя хакк, ва-ль-джаннату хакк, ва-н-нару хакк, ва-н-набиййуна хакк, ва Мухаммадун хакк, ва-с-са‘ату хакк! Аллахумма, ля-кя аслямту, ва би-кя аманту, ва ‘аляй-кя таваккяльту, ва иляй-кя анабту, ва би-кя хасамту ва иляй-кя хакямту, фа-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту ва ма а‘лянту! Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Муаххыр, ля иляха илля Анта (или: ля иляха гайру-кя) ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях!/”»

 

 

ГЛАВА 2. Достоинство ночной молитвы.

 

 

559 (1121, 1122). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Когда при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кто-либо видел сон, он обычно рассказывал его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я тоже захотел увидеть что-нибудь во сне, чтобы рассказать ему об этом. При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я был уже взрослым юношей и часто оставался спать в мечети. (Однажды) я увидел во сне, как два ангела схватили меня и подвели к огню. Со всех сторон (этот огонь) был обложен камнями подобно колодцу, по бокам у него стояли два столба, а в огне находились люди, которых я знал, и тогда я стал повторять: “Прибегаю к защите Аллаха от огня! /А‘узу би-Лляхи мин ан-нар!/” А потом нас повстречал другой ангел, сказавший мне: “Не бойся!” И я рассказал об этом сне Хафсе [863], Хафса же передала (мой рассказ) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “‘Абдуллах − прекрасный человек, но было бы хорошо, чтобы он молился по ночам”».

И после этого (‘Абдуллах) всегда спал по ночам лишь немного.

 

 

ГЛАВА 3. Больной не совершает ночных молитв.

 

 

560 (1124). Сообщается, что Джундаб бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заболел и не молился одну или две ночи [864] ».

 

 

ГЛАВА 4. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает к совершению ночных и прочих дополнительных молитв, не вменяя это в обязанность.

 

 

561 (1127). Сообщается, что ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Однажды ночью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл ко мне и Фатиме, дочери пророка, мир ему, и спросил: “Разве вы не молитесь?” Я сказал: “О посланник Аллаха, души наши в руках Аллаха, и если Он пожелает разбудить нас, то разбудит”. После того как я сказал это, он ушёл, не промолвив в ответ ни слова, а потом я услышал, как, удаляясь и хлопая себя рукой по бедру, он говорил: “…но человек больше всего склонен спорить” [865] ».

 

562 (1128). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Несмотря на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил заниматься делами (поклонения), он часто отказывался от их совершения, опасаясь, что так же начнут поступать и другие люди, а потом это может быть сделано для них обязательным. (Вот почему) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не совершал дополнительных молитв по утрам [866], тогда как я всегда совершаю их».

ГЛАВА 5. Во время ночных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял так долго, что ступни его ног опухали.

 

 

563 (1130). Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Обычно во время ночных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял (во время) молитвы так долго, что его ступни (или: ноги) опухали, а когда его спрашивали (об этом) [867], он говорил: “Разве не (следует) мне быть благодарным рабом?”»

 

 

ГЛАВА 6. О том, кто спал на исходе ночи.

 

 

564 (1131). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

«Самой любимой молитвой для Аллаха является молитва Дауда, мир ему, и самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, который всегда спал половину ночи, (потом) молился треть её, а (потом) спал шестую часть ночи, постился же он через день». Этот хадис передали Ахмад 2/206, аль-Бухари 1131, Муслим 1159, Абу Дауд 2448, ан-Насаи 3/214, Ибн Маджах 1712. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 170.

 

565 (1132). Сообщается, что Масрук сказал:

«(Однажды) я спросил ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах: “Какие (дела поклонения) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил больше всего?” Она сказала: “(Те, которые совершались) постоянно [868] ”. Я спросил: “А когда он вставал [869]?” Она ответила: “Обычно он вставал, услышав крик петуха”». Этот хадис передали Ахмад 6/94, аль-Бухари 1132, Муслим 741, Абу ‘Авана 2/306, Абу Дауд 1317, ан-Насаи 1/240. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5002.

 

(1132). В другой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Услышав крик петуха, он вставал и начинал молиться».

(1133). В третьей версии этого хадиса сообщается, что, имея в виду пророка, да благословит его Аллах и приветствует, она сказала: «Заря заставала его у меня не иначе как спящим».

ГЛАВА 7. О том, кто подолгу стоял во время ночных молитв.

566 (1135). Передают, что (однажды) Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз, когда) я совершал ночную молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное». Мы спросили: «Что же?» Он ответил: «Мне захотелось сесть, оставив пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стоять (в одиночестве)».

ГЛАВА 8. О том, какой была молитва пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сколько рак’атов он обычно совершал по ночам.

567 (1138). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, имевший в виду добровольную ночную молитву, сказал: «Молитва пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояла из тринадцати рак’атов».

568 (1140). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал по ночам тринадцать рак’атов, а именно − (одиннадцать рак’атов, совершавшихся им во время) витра, и два рак’ата (перед обязательной) утренней молитвой».

ГЛАВА 9. О том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал ото сна для совершения ночной молитвы, и о том, какие ночные молитвы отменялись.

569 (1141). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Бывало так, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не постился в течение месяца[870] (так много), что мы начинали думать, что в (этом месяце) он не постится вовсе, а иногда постился столько, что нам казалось, будто он совсем не прерывает поста. И бывало так, что, когда ты хотел увидеть его ночью молящимся, то обязательно заставал его за молитвой, а когда хотел увидеть его спящим, обязательно видел его (спящим)».

 

 

ГЛАВА 10. Узлы, завязываемые шайтаном на затылке человека, (не развязываются,) если он не молится по ночам.

 

 

570 (1142). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них [871] (и говоря): “Ночь твоя будет долгой, спи же!” И если (человек) проснётся и помянет Аллаха, то один узел развяжется, если он совершит омовение, развяжется (второй) узел, а если совершит молитву, развяжется (и третий), и человек проснётся утром бодрым и довольным, в противном же случае он вcтанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым». Этот хадис передали Малик 424, Ахмад 2/243, аль-Бухари 1142, Муслим 776, Абу Дауд 1306, ан-Насаи 1607, Ибн Маджах 1329.

 

 

ГЛАВА 11. Если человек засыпает, не совершив молитвы, шайтан мочится ему в ухо.

 

 

571 (1144). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас’уд), да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кто-то упомянул об одном человеке и сказал: “Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на молитву”. (В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Шайтан помочился ему в ухо”».

 

 

ГЛАВА 12. Обращение к Аллаху с мольбами /ду‘а/ и молитва, совершаемая в конце ночи.

 

 

572 (1145). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» Этот хадис передали Малик 498, Ахмад 2/258, 267, 282, 419, 487, 504, аль-Бухари 1145, 6321 и 7494, Муслим 758, Абу Дауд 1315, 4733, ат-Тирмизи 446, Ибн Маджах 1366, ад-Дарими 1/346-347, Ибн Наср 35, Абу ‘Авана 2/288-289, ат-Тайалиси 2232, 2385.

См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8168, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1646, «Мишкат аль-Масабих» 1223.

 

 

ГЛАВА 13. Сон в начале ночи и бодрствование в конце её.

 

 

573 (1146). Сообщается, что (однажды) ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили: «Каким образом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночную молитву?» Она сказала: «Обычно в начале ночи он спал, а в конце её вставал, чтобы помолиться, после чего снова ложился в постель, когда же муаззин начинал произносить слова призыва на молитву, он (снова) вставал. В случае необходимости он совершал полное омовение, а в иных случаях − частичное, (после чего) выходил (на молитву)». Этот хадис передали аль-Бухари 1146, Муслим 739 и другие.

 

 

ГЛАВА 14. Ночные молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время рамадана и в другие месяцы.

 

 

574 (1147). Сообщается, что однажды ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили:

«Как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился во время рамадана?» Она ответила: «Ни во время рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал (по ночам) молитв более чем в одиннадцать рак’атов. (Сначала) он совершал четыре рак’ата, и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, потом ещё четыре (рак’ата), и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, после чего совершал ещё три».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: