Рабочая учебная программа
по музыке для:
(в рамках реализации программы ФГОС НОО)
3-гокласса 1 час в неделю (всего 34 часа)
Разработала:
учитель музыки
Моисеева И.П.
1 квалификационная категория
Уч. г.
Пояснительная записка
I. Цели образования:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
II. Общая характеристика учебного предмета:
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2 класс - 34 часа.
IV. Изменения, внесенные в рабочую программу.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
V. Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
· уважительное отношение к культуре других народов:
· эстетические потребности, ценности и чувства
· развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
· развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
· умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты:
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы по музыке в 3 классе
К концу 3 класса обучающиеся научатся:
- Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
- Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
- Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование).
- Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
- Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
- Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
- Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
- Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей (соло, в ансамбле, хоре, оркестре).
- Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
- Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
- Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
- Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
- Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
- Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
- Понимать жанры церковной музыки (тропарь, молитва, величание).
- Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
- Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
- Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
- Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опер и балету.
- Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
- Узнавать тембры музыкальных инструментов.
- Называть исполнительские коллективы и имена отечественных и зарубежных исполнителей.
- Различать на слух старинную и современную музыку.
- Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
- Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
- Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства, разбираться в элементах музыкальной грамоты.
- Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлять афишу и программу урока-концерта совместно с одноклассниками.
К концу 3 класса обучающиеся получат возможность научиться:
- Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.
- Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
- Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга, участвовать в их сценическом воплощении.
- Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
- Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
- Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
- Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
- Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица).
Учебно-тематический план
Класс
№ п/п | № | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
1 четверть | |||
Тема 1: «Россия – Родина моя» | |||
1. | 1.1 | Мелодия - душа музыки. | |
2. | 1.2. | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | |
3. | 1.3. | Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. | |
4. | 1.4. | Кантата «Александр Невский». | |
5. | 1.5. | Опера «Иван Сусанин» | |
Тема 2: «День, полный событий» | |||
6. | 2.1. | Утро | |
7. | 2.2. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | |
8. | 2.3. | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | |
9. | 2.4. | Обобщающий урок 1 четверти. Урок-концерт. | |
2 четверть | |||
Тема 3: «О России петь – что стремиться в храм» | |||
10. | 3.1. | Радуйся, Мария!Богородице Дево, радуйся! | |
11. | 3.2. | Древнейшая песнь материнства.Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | |
12. | 3.3. | Вербное воскресенье. Вербочки. | |
13. | 3.4. | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | |
Тема 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |||
14. | 4.1. | Настрою гусли на старинный лад (былины).Былина о Садко и Морском царе. | |
15. | 4.2. | Певцы русской старины (Баян. Садко).Лель, мой Лель… | |
16. | 4.3. | Обобщающий урок 2 четверти. Урок-концерт. | |
3 четверть | |||
17. | 4.4. | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | |
Тема 5: «В музыкальном театре» | |||
18. | 5.1. | Опера «Руслан и Людмила». | |
19. | 5.2. | Опера «Орфей и Эвридика» | |
20. | 5.3. | Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». | |
21. | 5.4. | Балет «Спящая красавица». | |
22. | 5.5. | В современных ритмах (мюзиклы). | |
Тема 6: «В концертном зале » | |||
23. | 6.1. | Музыкальное состязание (концерт). | |
24. | 6.2. | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | |
25. | 6.3. | Музыкальные инструменты (скрипка). | |
26. | 6.4. | Обобщающий урок 3 четверти. Урок-концерт. | |
4 четверть | |||
27. | 6.5. | Сюита «Пер Гюнт». | |
28. | 6.6. | «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. | |
Тема раздела 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | |||
29. | 7.1. | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. | |
30. | 7.2. | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | |
31. | 7.3. | Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). | |
32. | 7.4. | Прославим радость на земле. | |
33. | 7.5. | Радость к солнцу нас зовет. | |
34. | 7.6. | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. | |
Всего: |