№ | Тема, форма | Дата проведения |
Проверочная работа №1. Анализ рисунков на тему «Природа и музыка» | 1 четверть, урок 1.2. | |
Проверочная работа №2. «Проверь себя» | 1 четверть, урок 1.5. | |
Проверочная работа №3. Анализ рисунков на тему «День, полный событий» | 1 четверть, урок 2.3. | |
Итоговый тест №1 за 1 четверть. Анализ участия в концерте. | 1 четверть, урок 2.4. | |
Проверочная работа №4. «Проверь себя» | 2 четверть, урок 3.4 | |
Итоговый тест №2 за 2 четверть. Анализ участия в концерте. | 2 четверть, урок 4.3 | |
Проверочная работа №5. Музыкальная викторина. | 3 четверть, урок 4.4. | |
Проверочная работа №6. «Проверь себя» | 3 четверть, урок 5.5. | |
Проверочная работа №7. «Проверь себя» | 3 четверть, урок 6.3 | |
Итоговый тест №3 за 3 четверть. Анализ участия в концерте. | 3 четверть, урок 6.4 | |
Проверочная работа №8. Сочинение-размышление «В чём сила музыки?» | 4 четверть, урок 6.6 | |
Проверочная работа №9. «Проверь себя» | 4 четверть, урок 7.4 | |
Проверочная работа №10. Составление программы, афиши заключительного концерта. | 4 четверть, урок 7.5 | |
Итоговый тест №4 за 4 четверть. Анализ участия в концерте. | 4 четверть, урок 7.6 |
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п | № урока | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||||||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Контрольно-оценочная деятельность | ||||||||||||||
план | факт | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | ||||||||||||||
1 четверть (9ч.) | |||||||||||||||||||
Тема 1: «Россия – Родина моя» Всего часов: 5 | Слушание музыкальных произведений, выявление настроений и чувств, выраженных в музыке, передача впечатлений от услышанной музыки в рисунке. Подбор стихотворений, созвучных по характеру и настроению музыкальным произведениям. Сравнение разных по характеру музыкальных произведений, определение жанра: симфония, песня, романс. Сравнение произведений живописи и музыки. Разучивание и интонационно-осмысленное исполнение произведений разных жанров. Сравнение произведений, относящихся к разным жанрам: песня, кант, кантата. Нахождение связей исторических событий с содержанием изучаемых музыкальных произведений. Сравнение поэтического и музыкального произведения («Иван Сусанин»). Выполнение творческих заданий в рабочей тетради. | ||||||||||||||||||
1.1 | Мелодия – душа музыки Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование). Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. | Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. | входной | устный опрос | |||||||||||||
1.2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Комбинированный урок | Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы. | текущий | ПР. (проверочная работа №1) | |||||||||||||||
1.3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. Комбинированный урок | Отечественные народные музыкальные традиции. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня. | текущий | устный опрос | |||||||||||||||
1.4 | Кантата «Александр Невский». Комбинированный урок | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата. | Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Выполнять самостоятельно творческие задания из рабочей тетради. | текущий | устный опрос | ||||||||||||||
1.5 | Опера «Иван Сусанин» Комбинированный урок | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. | тематический | ПР (проверочная работа №2) | |||||||||||||||
Тема 2: «День, полный событий» Всего часов: 4 | Слушание и сравнение музыкальных пьес. Передача впечатлений от услышанной музыки. Сравнение речевых и музыкальных интонаций. Соотнесение музыкальных тем персонажам пьес. Передача мимикой и движениями настроения и переживания персонажей. Сравнение музыкальных портретов. Соотнесение характера звучащей музыки с её нотной записью. Распознавание и оценивание выразительных и изобразительных особенностей музыки. Выявление художественно-образного содержания произведения. Сравнение пьес разных композиторов. Придумывание рассказа к пьесам из «Детского альбома» П.Чайковского. Нахождение знакомых интонации в музыкальных произведениях. Составление сценария к музыкальным пьесам и разыгрывание сценок. Сравнение музыкальных и живописных произведений. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицировании на элементарных музыкальных инструментах. Выполнение творческих заданий в рабочей тетради. | ||||||||||||||||||
2.1 | Утро Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей (соло, в ансамбле, хоре, оркестре). | Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга, участвовать в их сценическом воплощении. | текущий | устный опрос | |||||||||||||
2.2 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Комбинированный урок | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. | текущий | устный опрос | |||||||||||||||
2.3 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Комбинированный урок | Выразительность и изобразительность в музыке. | тематический | ПР (проверочная работа №3) | |||||||||||||||
2.4 | Обобщающий урок 1 четверти.Урок – концерт Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. | итоговый | Тестовые задания (Итоговый тест №1) | |||||||||||||||
2 четверть (7 ч.) | |||||||||||||||||||
Тема 3: «О России петь – что стремиться в храм» Всего часов: 4 | Восприятие музыки, сопоставление образов музыки и картин. Подбор слов из «словаря эмоций», которые передают чувства от музыки, картин, стихов, икон, посвящённых Богоматери. Сопоставление выразительных средств музыки и живописи. Пение мелодий с ориентацией на нотную запись. Сравнение интонаций в музыкальных произведениях. Определение и сравнение жанров церковной музыки (тропарь, величание, молитва). Разучивание и интонационно-осмысленное исполнение песен. | ||||||||||||||||||
3.1 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Духовная музыка в творчестве композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. | Исполнять выразительно, интонационно осмысленно песни на народных праздниках. | текущий | устный опрос | |||||||||||||
3.2 | Древнейшая песнь материнства Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Комбинированный урок | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | текущий | устный опрос | |||||||||||||||
3.3 | Вербное воскресенье. Вербочки. Комбинированный урок | Отечественные народные музыкальные традиции. Духовная музыка в творчестве композиторов. | текущий | устный опрос | |||||||||||||||
3.4 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Комбинированный урок | Духовная музыка в творчестве композиторов. Народная и профессиональная музыка. | Понимать жанры церковной музыки (тропарь, молитва, величание). Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | тематический | ПР (Проверочная работа №4) | ||||||||||||||
Тема 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» Всего часов: 4 | Знакомство с жанром былины: чтение былины, с выделением голосом её особенностей. Сравнение былин с песенными мелодиями, сочинёнными в народном стиле. Выполнение заданий в рабочей тетради. Пение мелодий с ориентацией на нотную запись. Слушание произведений, выявление приёмов развития (повтор, контраст). Нахождение примет народного праздника масленицы на картинах художников. Соотнесение картинам знакомых песен и музыкальных произведений. Разучивание и исполнение песен, сопровождая жестами и движениями в характере музыки. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицировании на элементарных музыкальных инструментах. | ||||||||||||||||||
4.1 | Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народное творчество России. | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей (соло, в ансамбле, хоре, оркестре). | Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях на традиционных народных праздниках. | текущий | устный опрос | |||||||||||||
4.2 | Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель, мой Лель… Комбинированный урок | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. | текущий | устный опрос | |||||||||||||||
4.3 | Обобщающий урок 2 четверти. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Урок -концерт.Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 2 четверть. | итоговый | Тестовые задания (Иттоговый тест №2) | |||||||||||||||
3 четверть (10 ч.) | |||||||||||||||||||
4.4 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Урок закрепления знаний. | Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. | Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. | Принимать участие в традиционных праздниках народов России. | тематический | ПР (Проверочная работа №5) | |||||||||||||
Тема 5: «В музыкальном театре» Всего часов: 5 | Знакомство с жанрами: опера, балет, мюзикл. Выявление их сходства и различия. Наблюдение за музыкальным развитием в музыкальных спектаклях. Сопоставление героев музыкальных спектаклей характеру музыкальных тем, их изображающих. Сравнение музыкальных и поэтических образов героев. Определение выразительных средств, при помощи которых композитор передаёт образы в музыке. Определение душевного состояния персонажей по музыкальным темам. Пение главных тем героев по нотной записи. Соотнесение тембров-голосов музыкальных инструментов характеру музыки. Исполнение мелодий в характере музыкального образа. Выявление выразительных средств в музыкальном произведении. Выполнение заданий в рабочей тетради. Передача в движениях характера персонажей. Сравнение музыкальных тем по нотной записи. Дирижирование музыкой из музыкальных спектаклей. Разучивание и исполнение песен. Разыгрывание музыкальных фрагментов из опер, мюзиклов. | ||||||||||||||||||
5.1 | Опера «Руслан и Людмила». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. | Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опер и балету. | Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица). Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. | текущий | устный опрос | |||||||||||||
5.2 | Опера «Орфей и Эвридика» Комбинированный урок | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. | текущий | устный опрос. | |||||||||||||||
5.3 | Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Комбинированный урок | Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. | Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Исполнять интонационно- осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. | Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. | текущий | устный опрос. | |||||||||||||
5.4 | Балет «Спящая красавица». Комбинированный урок | Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. | текущий | устный опрос | |||||||||||||||
5.5 | В современных ритмах (мюзиклы). Комбинированный урок | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. | тематический | ПР (Проверочная работа №6). | |||||||||||||||
Тема 6: «В концертном зале». Всего часов: 6 | Слушание и определение характера звучания музыкального произведения. Нахождение в музыкальном произведении знакомых интонаций народных песен. Сопоставление музыкальным образам звучаний различных музыкальных инструментов. Определение тембра-голоса музыкального инструмента. Сравнение произведений музыки и живописи. Нахождение стихотворений, рассказов, песен о музыкантах и музыкальных инструментах (скрипка, флейта). Пение мелодии по нотной записи. Наблюдение за развитием в сюите. Выполнение заданий в рабочей тетради. Подбор слов из «словаря настроений» к характеру музыки. Сравнение и анализ тем музыкальных произведений. Сравнение образов, созданных композитором и художником. Дирижирование музыкой фрагмента из симфонии. Моделирование в графике звуковысотных и ритмических особенностей мелодики произведения. Размышление на тему «В чём сила музыки?» Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть. | ||||||||||||||||||
6.1 | Музыкальное состязание (концерт). Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть имена отечественных и зарубежных исполнителей. | Петь мелодии по нотной записи. | текущий | устный опрос | |||||||||||||
6.2 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Комбинированный урок | Музыкальные инструменты: флейта. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. | текущий | устный опрос | |||||||||||||||
6.3 | Музыкальные инструменты (скрипка). Комбинированный урок. | Музыкальные инструменты: скрипка. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. | тематический | ПР (Проверочная работа №7) | |||||||||||||||
6.4 | Обобщающий урок 3 четверти. Урок – концерт. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть. | итоговый | Тестовые задания (Итоговый тест №3) | |||||||||||||||
4 четверть (8 ч.) | 4 четверть (8 ч.) | ||||||||||||||||||
6.5 | Сюита «Пер Гюнт». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. | Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. | Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. | текущий | устный опрос | |||||||||||||
6.6 | «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Комбинированный урок. | Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. | тематический | ПР (Проверочная работа №8) | |||||||||||||||
Тема 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Всего часов: 6 | Придумывание и исполнение инструментального сопровождения к песне. Разучивание и исполнение песен о музыке. Анализ музыкального произведения. Выявление отличительных особенностей произведений разных жанров. Нахождение родства музыкальных и поэтических интонаций в вокальных сочинениях. Сравнение музыкальных произведений и соотнесение их музыкальной речи композиторов. Определение принадлежности музыкальных произведений к тому или иному жанру. Выполнение заданий в рабочей тетради. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. | ||||||||||||||||||
7.1 | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. | Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Составлять афишу и программу урока-концерта совместно с одноклассниками. | Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания | текущий | устный опрос | |||||||||||||
7.2 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева Комбинированный урок | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. | текущий | устный опрос | |||||||||||||||
7.3 | Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Комбинированный урок | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. | текущий | устный опрос | |||||||||||||||
7.4 | Прославим радость на земле. Урок обобщения и систематизации знаний | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. | тематический | ПР (Проверочная работа №9) | |||||||||||||||
7.5 | Радость к солнцу нас зовет. Урок обобщения и систематизации знаний | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. | Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. | тематический | ПР (Проверочная работа №10) | ||||||||||||||
7.6 | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год. | Итоговый | Тестовые задания (Итоговый тест №4) | |||||||||||||||