у кого есть срочные дела, покидает её и молится в одиночку. 16 глава




 

 

ГЛАВА 7. Занятость торговлей.

 

 

939 (2062). Передают со слов ‘Убайдуллаха бин ‘Умайра, что (однажды) Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, попросил позволения войти к ‘Умару бин аль-Хаттабу[1430], да будет доволен им Аллах, но не получил его, так как (‘Умар), кажется, был чем-то занят, и Абу Муса вернулся к себе. Освободившись, ‘Умар сказал: «Я слышал голос ‘Абдуллаха бин Кайса, не так ли? Впустите же его». Ему сказали: «Он вернулся к себе», и (‘Умар) послал за ним. (Вернувшись, Абу Муса) сказал: «Нам всегда велели поступать так [1431] ». (‘Умар) сказал: «Докажи мне это!» − после чего (Абу Муса) отправился к месту встреч ансаров и стал расспрашивать их об этом. Они сказали: «Засвидетельствовать это для тебя не сможет никто, кроме Абу Са’ида аль-Худри, самого младшего из нас», а когда (Абу Муса) привёл Абу Са’ида аль-Худри (к ‘Умару), ‘Умар воскликнул: «Неужели это веление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осталось скрытым от меня?! Отвлекло меня хлопанье [1432] на рынках!» (‘Умар) имел в виду то, что он занимался торговлей. Этот хадис передали Ахмад 4/403, аль-Бухари 2062, Муслим 2153, Абу Дауд 5180.См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 318.

 

ГЛАВА 8. О желающем увеличения своего удела.

 

 

940 (2067). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть тот, кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи с родственниками”». [1433]

 

 

ГЛАВА 9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делает покупку в долг.

 

 

941 (2069). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он понёс пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ячменный хлеб с прогорклым маслом[1434]. Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он заложил свою кольчугу в Медине одному иудею, взяв у него (под залог этого) ячмень для своей семьи.

(Анас, да будет доволен им Аллах, сказал): «Я слышал, как (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Не осталось у семейства Мухаммада ни одного са‘ пшеницы и ни одного са‘ (другого) зерна, хотя есть у него девять жён”».

 

 

ГЛАВА 10. Заработок человека и то, что он делает собственными руками.

 

 

942 (2072). Передают со слов аль-Микдама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды(, на которую он заработал) трудом своих рук, и, поистине, пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, на что он зарабатывал трудом своих рук».

 

ГЛАВА 11. Сговорчивость и великодушие в торговле.

 

 

943 (2076). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)».

 

 

ГЛАВА 12. О том, кто дал отсрочку обеспеченному.

 

 

944 (2077). Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Некогда) ангелы приняли дух человека из числа живших до вас и спросили (его): “Совершил ли ты что-нибудь благое?” Он ответил: “Я всегда приказывал своим слугам давать отсрочку несостоятельному и проявлял снисходительность к обеспеченному”, и Аллах простил его».

 

 

ГЛАВА 13. О том случае, когда и покупатель, и продавец всё разъясняют (честно), ничего не скрывают и дают искренние советы.

 

 

945 (2079). Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе [1435] до тех пор, пока они не расстались друг с другом (или же он сказал: пока не расстанутся друг с другом), и если оба они были правдивы и разъясняли [1436], сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено [1437] ».

 

 

ГЛАВА 14. Продажа фиников вперемешку. [1438]

 

 

946 (2080). Сообщается, что Абу Са’ид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно нам выдавали [1439] финики вперемешку, а мы отдавали по два са‘ (этих фиников) за один са‘ (более хороших), но (потом) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не (следует отдавать) по два са‘ за один и не (следует отдавать) по два дирхема за один [1440] ”».

 

 

ГЛАВА 15. (Грех) занимающегося ростовщичеством. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Побойтесь Аллаха и откажитесь от (причитающейся вам) лихвы [1441], если вы (действительно) верующие» (“Корова”, 278).

 

 

947 (2086). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я был свидетелем того, как мой отец, который купил раба, умевшего пускать кровь, велел сломать его инструменты. Я спросил его о причине этого, и он сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил брать деньги за собаку и за кровь [1442], и он запретил женщинам как заниматься нанесением татуировок (другим), так и делать татуировки себе [1443], (и он запретил) как брать деньги у ростовщиков, так и заниматься ростовщичеством, и он проклял создающих изображения [1444] ”».

 

 

ГЛАВА 16. Аллах уничтожит (плоды) ростовщичества и увеличит милостыню.

Аллах Всевышний сказал: «Аллах уничтожит рост и увеличит милостыню [1445] и Аллах не любит любого неблагодарного грешника» (“Корова”, 276).

 

 

948 (2087). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клятва [1446] способствует сбыту товара, но уничтожает благодать /барака/ [1447] ”».

 

 

ГЛАВА 17. Упоминание о кузнеце.

 

 

949 (2091). Сообщается, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Во времена джахилийи я был кузнецом. Аль-‘Ас Ибн Ва’иль, задолжал мне, и (однажды) я пришёл к нему, чтобы потребовать возврата долга. Он сказал: “Я (ничего) не отдам тебе, пока ты не перестанешь верить в Мухаммада!” Я воскликнул: “Не перестану я верить в него до тех пор, пока Аллах не лишит тебя жизни, а потом не воскресит!” Он сказал: “Так оставь меня, пока я не умру и не буду воскрешён, и тогда будет даровано мне богатство и дети и я верну тебе (свой долг)!” − и после этого был ниспослан (айат, в котором говорится): “Видел ли ты того, кто не уверовал в Наши знамения и говорил: “Непременно будут дарованы мне богатство и дети”? Разве он узнал о сокрытом или получил обещание Милостивого?” [1448] »

 

 

ГЛАВА 18. Упоминание о портном.

 

 

950 (2092). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время один) портной пригласил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отведать еды, которую он приготовил».

Анас бин Малик сказал: «И я пошёл (на это) угощение вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Портной) подал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хлеб и суп, в котором были ломтики тыквы и кусочки сушёного мяса, и я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал (ломтики) этой тыквы со (своего) края блюда».

(Анас) сказал: «И с того дня я полюбил тыкву».

 

 

ГЛАВА 19. Покупка животных(, в том числе) и ослов.

 

 

951 (2097). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, когда) я вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в одном из военных походов, мой верблюд, обессилев, замедлил ход, и тогда ко мне подъехал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Джабир!“ Я отозвался: “Да”. Он спросил: “Что с тобой?” Я ответил: “Мой верблюд идёт медленно. Он обессилел, и поэтому я отстал”. Тогда он спешился, стал погонять верблюда своей палкой с загнутым концом, а потом сказал: “Садись”. Я сел, и (он пошёл так быстро), что мне пришлось сдерживать его, чтобы он не обошёл посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил (меня): “Ты женился?” Я ответил: “Да”. Он спросил: “На девушке или на той, что уже была замужем?” Я ответил: “На той, что была замужем”. Он спросил: “Почему же не на девушке, с которой ты мог бы играть[1449] и которая играла бы с тобой?” Я сказал: “(Дело в том, что) у меня есть сёстры[1450], и я хотел жениться на женщине, которая собирала и причёсывала бы их и присматривала бы за ними”. Он сказал: “Ты возвращаешься, и когда приедешь домой (обращайся с ней) как можно мягче[1451]”. Потом он спросил: “Не продашь ли ты своего верблюда?” Я сказал: “Да”, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, купил его (у меня) за окию[1452] (золота). И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приехал раньше меня, я же приехал утром, и мы отправились в мечеть, у дверей которой я встретил (пророка, да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: “Ты приехал только что?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Тогда оставь своего верблюда, войди внутрь и соверши молитву в два рак’ата”. Я вошёл и помолился, после чего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) велел Билялу отвесить мне окию (золота), а Билял отвесил мне даже больше, и я ушёл. А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел: “Позовите ко мне Джабира”. Я сказал (себе): “Сейчас он вернёт мне верблюда”, а для меня не было ничего ненавистнее (этого животного), но (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Возьми своего верблюда и (оставь) себе его цену”».

 

 

ГЛАВА 20. Покупка больного верблюда. [1453]

 

 

952 (2099). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими, что у одного человека по имени Наввас были больные верблюды, и Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, пошёл и купил таких верблюдов у его совладельца[1454]. А потом этот совладелец пришёл к (Наввасу) и сказал: «Мы продали этих верблюдов». (Наввас) спросил: «Кому ты их продал?» Тот сказал: “Такому-то старцу». (Наввас) воскликнул: «Горе тебе, клянусь Аллахом, это же Ибн ‘Умар!» После этого он пришёл к (Ибн ‘Умару) и сказал: «Мой товарищ продал тебе больных верблюдов, но он не знал тебя!» [1455] (Ибн ‘Умар) сказал: «Уведи их», но когда тот пошёл, чтобы угнать (верблюдов, Ибн ‘Умар) сказал: «Оставь их! Мы довольствуемся суждением посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (который сказал): “(Сама по себе) зараза не пристаёт”». [1456]

 

 

ГЛАВА 21. Упоминание о цирюльнике.

 

 

953 (2102). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Абу Тайба пустил кровь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он велел дать ему (за это один) са‘ фиников, а его хозяевам он велел снизить (взимаемую) с него плату [1457] ».

 

954 (2103). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пустили кровь и он заплатил тому, кто это сделал, а если бы это было запретным, он не стал бы платить ему».

 

 

ГЛАВА 22. Торговля тем, приобретение чего является нежелательным.

 

 

955 (2105). Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды она купила себе небольшую подушечку, украшенную изображениями[1458].

(‘Аиша сказала):

− Когда (эту подушечку) увидел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он остановился у дверей, но не стал входить (в комнату). По его лицу я заметила, что он недоволен, и сказала: «О посланник Аллаха, я раскаиваюсь перед Аллахом и Его посланником, но в чём моё прегрешение?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что это за подушечка?» Я сказала: «Я купила её для тебя, чтобы ты сидел на ней и подкладывал её себе под голову». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, создатели этих изображений в День воскресения будут подвергнуты мучениям и им скажут: “Оживите то, что вы создали!”» И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) также сказал: «Поистине, в тот дом, где есть изображения, ангелы не заходят!» Этот хадис передали Малик 1736, Ахмад 6/70, 80, 223, 246, аль-Бухари 2105, Муслим 2107, ан-Насаи 8/215 и Ибн Маджах 2151 со слов ‘Аиши; Ахмад 2/4, 20, 26, 55, 101, 125, 141, аль-Бухари 3224, Муслим 2108, ан-Насаи 8/215 со слов Ибн ‘Умара.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1565, «Мухтасар Муслим» 1368, «Адабу-з-зифаф» 117, «Гъаятуль-марам» 121.

 

 

ГЛАВА 23. О том случае, когда человек покупает что-нибудь и сразу дарит это (другому) ещё до того, как (продавец и покупатель) расстаются (друг с другом).

 

 

956 (2115). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды, когда) мы находились в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, я ехал на принадлежавшем ‘Умару молодом пугливом верблюде. Я никак не мог с ним справиться, а он постоянно опережал остальных, (и когда это случалось,) ‘Умар прикрикивал на него и заставлял возвращаться, но потом он снова выбегал вперёд, а ‘Умар снова кричал на него и возвращал его обратно. (Через некоторое время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Умару: “Продай мне его”. (‘Умар) сказал: “Он твой, о посланник Аллаха!” (Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: “Продай мне его”, и (‘Умар) продал его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он твой, о ‘Абдуллах бин ‘Умар, делай с ним, что хочешь”».

 

 

ГЛАВА 24. О нежелательном обмане в торговых делах.

 

 

957 (2117). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что его обманывают в торговых делах, (и пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал (ему ): «Когда будешь заключать сделки, говори: “Без обмана! /Ля хиляба!/”» [1459] Этот хадис передали Малик 1368, Ахмад 2/44, аль-Бухари 2117, Муслим 1533, Абу Дауд 3500, ан-Насаи 7/252.См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 411.

 

 

ГЛАВА 25. О том, что было сказано относительно рынков.

 

 

958 (2118). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Двинется на Каабу войско, а когда (воины) достигнут пустынной части земли, она поглотит их (всех) от первого до последнего”. Я спросила: “О посланник Аллаха, как же она поглотит их от первого до последнего, ведь будут среди них и люди простые [1460], и те, кто к ним не относится? [1461][1462] Он сказал: “Они будут поглощены от первого до последнего, а потом воскрешены(, и воздастся им) по намерениям их”». Этот хадис передали аль-Бухари 2118, Муслим 2884, и др. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 11.

 

959 (2120). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился на рынке, какой-то человек воскликнул: “О Абу-ль-Касим!” [1463] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему, но он сказал: “Я только позвал такого-то”, [1464] и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Можете) называть (друг друга) моим именем, но не употребляйте при обращении (друг к другу) мою кунью!”» [1465]

 

960 (2122). Сообщается, что Абу Хурайра ад-Дауси, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (из дома) днём. Он ничего не сказал мне, и я ничего не сказал ему, пока он не дошёл до рынка бану кайнука. (Потом) он (пришёл) к дому Фатимы, сел во дворе и стал спрашивать: “Там ли малыш? Там ли малыш?” [1466] − но (Фатима) задерживала его некоторое время, и я подумал, что она надевает на него ожерелье из благовоний или купает его. Потом мальчик выбежал (из дома), а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обнял и поцеловал его и сказал: “О Аллах, полюби его и полюби тех, кто станет любить его!”»

 

961 (2123, 2124). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди обычно покупали продукты (у тех, кто доставлял их в Медину) караванами, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он посылал к ним тех, кто не давал (перекупщикам)[1467] продавать купленное там же, где они его купили(, заставляя их ждать), пока (караванщики) не доставят (свой товар на тот рынок), где торговали съестным.

Ибн ‘Умар сказал: «(Кроме того,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил тем, кто скупал съестное, перепродавать его до получения ими (купленного) полностью».

 

 

ГЛАВА 26. О нежелательности повышения голоса [1468] на рынке.

 

 

962 (2125). Сообщается, что ‘Ата бин Йасар, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

− (Однажды) я встретил ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал (ему): «Расскажи мне о качествах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (упомянутых) в Торе». Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране(, где сказано): “О пророк, поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя…” [1469], и защитника для неграмотных [1470]. Ты − Мой раб и Мой посланник. Я назвал тебя уповающим /аль-мутаваккиль/. Он [1471] не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его (к Себе) до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину [1472], чтобы (люди) говорили: “Нет бога, кроме Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца».

 

 

ГЛАВА 27. Отмерять следует и продавцу, и расплачивающемуся.

 

 

963 (2127). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) ‘Абдуллах бин ‘Амр бин Харам, да будет доволен им Аллах, скончался, не расплатившись с долгами, и я попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поспособствовать тому, чтобы заимодавцы простили часть его долга. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним с просьбой об этом, но они не сделали (этого), и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Ступай и разложи свои финики по сортам: ‘аджва в одну сторону, грозди зайда [1473] − в другую, а потом пошли за мной”. Я так и сделал, а затем послал за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который уселся поверх (или: посреди) этих (фиников) и сказал: “Отмеряй (финики) этим людям [1474] ”. И я отмерял им (финики) до тех пор, пока не отдал сполна всё, что им причиталось, после чего моих фиников осталось (столько же, сколько и было), будто оттуда ничего и не брали».

 

 

ГЛАВА 28. О том, что является желательным при отмеривании.

 

 

964 (2128). Передают со слов аль-Микдама бин Ма’дикариба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Отмеряйте вашу пищу, и она будет благословенной для вас». [1475]

 

 

ГЛАВА 29. Благословенные са‘ и мудды [1476] пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

 

965 (2129). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Зайда, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ибрахим объявил Мекку священной, призвав на неё благословение, я же объявил священной Медину подобно тому, как объявил священной Мекку Ибрахим, и я призвал благословение на её мудды и са’ подобно тому, как сделал это для Мекки Ибрахим, мир ему». Этотхадис передали Ахмад 4/40, аль-Бухари 2129, Муслим 1360, аль-Байхакъи 5/197.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1523, «Мухтасар Муслим» 773, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3501.

 

 

ГЛАВА 30. О том, что было сказано относительно продажи продуктов питания и их скупки [1477].

 

 

966 (2131). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, как при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, били [1478] тех, кто покупал продукты питания, не отмеряя их [1479], если они продавали (купленную еду там же), не доставив её (сначала для продажи в другое место)».

 

967 (2132). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал человеку продавать еду, пока он полностью не выполнит (всего необходимого) [1480] ». Ибн ‘Аббаса спросили: «Как это?» Он сказал: «(Это значит, что нельзя было отдавать) дирхемы за дирхемы, а еду задерживать [1481] ».

 

968 (2134). Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Обмен) золота на золото является ростовщичеством, если только (золото не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) пшеницы на пшеницу является ростовщичеством, если только (пшеница не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) фиников на финики является ростовщичеством, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах), и (обмен) ячменя на ячмень является ростовщичеством, если только (ячмень не передаётся из рук в руки в равных количествах)».

 

 

ГЛАВА 31. (Человеку) не следует ни перебивать торговлю своему брату [1482], ни вмешиваться в его торговые дела [1483] до тех пор, пока он ему не позволит или сам не откажется (от заключения сделки).

 

 

969 (2140). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил оседлому жителю продавать (что-либо) за бедуина [1484], и (он говорил): “Не взвинчивайте цены [1485], и пусть человек не вмешивается в торговые дела своего брата (в исламе), и пусть не сватается к той, что уже просватана за его брата, и пусть (ни одна) женщина не (добивается) развода для своей сестры, чтобы самой (занять её место)”».

 

 

ГЛАВА 32. Продажа с торгов. [1486]

 

 

970 (2141). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек решил, что после его смерти его невольник получит свободу, а потом впал в нужду, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял (этого раба) и (стал) спрашивать: «Кто купит его у меня?» И Ну‘айм бин ‘Абдуллах купил его за (какую-то цену), а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отдал ему (раба).

 

 

ГЛАВА 33. Продажа не имеющегося в наличии /гарар/ [1487], и того, что ещё находится в утробе [1488].

 

 

971 (2143). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать ещё не родившихся (животных), что практиковалось в эпоху джахилийи, когда человек покупал[1489] (ещё не родившегося) верблюда (с условием, что он получит его), когда верблюдица его родит, а потом она рожала(, и он получал приплод).

ГЛАВА 34. Продавцу запрещается оставлять недоенными верблюдиц, коров и овец.

972 (2151). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Человек,) купивший недоенную овцу и подоивший её, (может) оставить её себе, если останется ею доволен, в противном же случае (ему следует отдать хозяину) за её (молоко один) са‘ фиников».

 

 

ГЛАВА 35. Продажа раба, совершившего прелюбодеяние.

 

 

973 (2152). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если рабыня совершит прелюбодеяние и о прелюбодеянии её станет известно, пусть (хозяин) подвергнет её (установленному шариатом) бичеванию [1490], не браня её [1491], и если она совершит прелюбодеяние (снова), пусть он подвергнет её бичеванию, не браня её, если же после этого она совершит прелюбодеяние в третий раз, пусть он продаст её хотя бы за волосяную верёвку [1492] ». Этот хадис передали Ахмад 2/494, аль-Бухари 2152, Муслим 1703, Абу Дауд 4469-4471, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 7241, Ибн Маджах 2565.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 587.

 

ГЛАВА 36. Может ли оседлый житель продавать что-нибудь за бедуина, не получая (за это платы)[1493], и (следует) ли оседлому помогать бедуину или давать ему советы?

 

 

974 (2158). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не встречайте караваны [1494], и пусть оседлый не продаёт за бедуина”». Ибн ‘Аббаса спросили: «Что (означают) его слова “пусть оседлый не продаёт за бедуина”?» Он сказал: «(Оседлый) не (должен) быть посредником для него».

 

 

ГЛАВА 37. Запрет на встречу караванов.

 

 

975 (2165). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует вам вмешиваться в торговые дела друг друга [1495] и не встречайте (караваны с) товарами(, а ждите), пока (товары) не доставят на рынок».

 

 

ГЛАВА 38. Продажа изюма за изюм и (других видов) еды за (такую же) еду.

 

 

976 (2171). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (то, что именуется) “музабана”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: