Глава 1. История создания монастыря




Исследовательская работа

На тему: «Моя малая Родина.

Свято-Николаевский женский монастырь»

 

 

Выполнила:

студентка 3-го курса

факультета гуманитарных наук

Болеева Юлия

Руководитель: Бабаева Анастасия

Валентиновна

 

 

Нижний Новгород

 

 

2016 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………. …….3-4

Глава 1. История создания монастыря………………………………...5-8

1.1.Основание монастыря

1.2.Миссионерская деятельность

1.3.Знаменитые посетители монастыря

Глава 2. Жизнь и быт……………………………………………………8-14

2.1. Жизнедеятельность в ХVI –ХVII в.в.

2.2.Жизнедеятельность в ХVIII-ХIХ в.в.

Глава 3. Архитектурные особенности Николаевского монастыря….14-18

3.1.Строения монастыря

3.2.Современное состояние

Заключение…………………………………………………………………18

Источники и литература……………………………………………………19

Приложения………………………………………………………………20-22

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Нижегородская епархия обильно украшена святыми женскими обителями. Все они радуют сердце каждого истинно православного русского человека красотой храмов, многочисленностью живущих в них тружениц, отрекшихся от мира и всех его удовольствий ради спасения души, их подвигами, послушанием и трудами.

Я выбрала тему «Арзамасский Николаевский женский монастырь», во-первых, потому, что он является древнейшей женской обителью во всей Нижегородской епархии. В 1580 году царь Иван Васильевич Грозный усмирил Великий Новгород и множество опальных новгородцев и псковичей расселил по разным городам. Много их поселено было в новопостроенном городе Арзамасе и его окрестностях. Для Арзамаса это было весьма полезно - новые жители принесли с собой русские обычаи, предприимчивость, знакомство с ремёслами и, что важнее всего, дух полезного благочестия, процветавшего в пределах Великого Новгорода. В Арзамасе начали создаваться храмы Божии. Одним из первых был построен храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, при котором и был основан Арзамасский Николаевский женский монастырь.

Вторая причина моего выбора заключается в следующем. В настоящее время Арзамасский Николаевский женский монастырь привлекает пристальное внимание не только путешествующих соотечественников, но и иностранных туристов, т.к. слава о чудесах, происходящих в нем, распространилась по всему свету. Например, слава о чуде появления иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих», которая сама себя «возродила» и о чудесах, которые она сотворила после своего возрождения и продолжает творить и по сей день.

Целью данной работы является раскрытие исторического значения Николаевского монастыря как уникального памятника архитектуры и культуры; анализ его социальной и исторической значимости.

Исходя из важности поставленной цели, мы ставим следующие задачи:

во-первых, познакомиться с историей возникновения и развития монастыря;

во-вторых, показать роль монастыря в христианизации юга Нижегородского края и хозяйственном освоении земель.

в-третьих, рассмотреть особенности строений и внутреннего убранства монастыря.

Структура реферата подчинена задачам. В первой главе кратко описывается история монастыря. Во второй главе освещается хозяйская и миссионерская деятельность обители. В третьей главе основное внимание уделяется архитектурным особенностям монастырских строений.

В работе были использованы данные Арзамасского городского архива.

К истории монастыря обращался историк - краевед Н.М.Щегольков, написавший известный труд «Исторические сведения о городе Арзамасе». Он первым дает сведения о времени возникновения монастыря и характере его деятельности, приводит подробный список настоятельниц, кратко описывая их заслуги.

Арзамасским монастырям посвятил свою монографию А.С.Петряшин. На обширном архивном материале и литературе с привлечением знаний об архитектуре автор создает целостную картину истории и жизни монастырей г.Арзамаса.

При подготовке реферата за основу мной были взяты сведения из брошюры «Арзамасский Николаевский общежительный женский монастырь. История его и описание», составленной Николаем Щегольковым и выпущенной Арзамасской типографией Н.Доброхотова в 1913 году, поэтому информация о монастыре, изложенная ниже, охватывает хронологический период с 1580г. (момента создания) по 1900г.

 

Глава 1. История создания монастыря

Арзамасский Николаевский общежительный женский монастырь находится в центре города Арзамаса, в десяти саженях от Воскресенского собора, неподалёку от древней Введенской церкви.

Примерно в 1580 году один благочестивый житель города по имени Феофилакт Яковлев построил на свои собственные деньги деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. К новосозданному храму избран был прихожанами в священники сам храмоздатель, что свидетельствует о его благочестии, доброй нравственности и образовании, которое в те времена считалось большой редкостью. Управляющий Арзамасским Спасским монастырём игумен Сергий принёс в дар новому храму резной образ Святителя и Чудотворца Николая, именуемый Можайским, на котором Святитель изображён в митре, во весь рост, с мячом в деснице и с церковью в левой руке. В то время в Арзамасе существовало несколько церквей и мужской монастырь, но женского монастыря не было. Игумен Сергий уговорил иерея Феофилакта Яковлева основать при Николаевской церкви женский монастырь. Вследствие этого иерей построил тёплую церковь Богоявления с пределом святого великомученика Георгия Победоносца, с жилыми подклетами, папертями и колокольней, а также около 30 отдельно стоявших келий. Все эти здания были обнесены деревянной оградой. Время кончины иерея Феофилакта и место погребения его остались неизвестными, но супруга его, Пелагия, была ещё жива в 1650 году, когда после пожара, истребившего весь монастырь, она вместе с сыновьями своими, Григорием и Афанасием, построила новую деревянную церковь. Через 300 лет память о Феофилакте изгладилась не только в Арзамасе, но и в созданном им Николаевском монастыре и возобновилась она случайно: в 1870-х годах управлявшая монастырём игуменья Мария (потомственная дворянка Варвара Алексеевна Ахматова в миру), разбирая в ризнице старые иконы, нашла небольшой образ Владимирской Божией Матери, на котором была надпись, что он дан на благославение Николаевскому монастырю от основателя его иерея Феофилакта. Знакомая с историей монастыря, просвещённая и благочестивая игуменья обрадовалась этой находке и, украсив святую икону, поставила её в церкви, а при поминовении усопших во время богослужения с тех пор ежедневно стали поминать основателя святой обители иерея Феофилакта.

Выше упомянутая икона Святителя и Чудотворца Николая, принесённая в дар обители игуменом Сергием и составляющая древнейшую святыню города Арзамаса, в начале 17 века прославилась многими чудесными исцелениями, от которых в те времена монастырь получил название Николая Чудотворца Новыя Прощи (от слова проща, прощать, прощение грехов, без которого не может быть и телесного исцеления). Под этим наименование обитель подразумевается во всех уцелевших актах 17 века. Но с течением времени и это наименование и подробности чудесных исцелений были забыты.

В 1620-1622 годах писцом Тимофеем Измайловым были составлены так называемые «песцовые книги» о городе Арзамасе, в которых описан и Николаевский монастырь.

В 1723 году было составлено сведение о монастырях Нижегородской епархии, в котором Арзамасский Николаевский монастырь значился в числе настоящих, то есть самостоятельных.

1764 год навсегда останется памятным в истории монастырей и русского монашества. В этом году последовало учреждение монастырских штатов. Большие и богатые монастыри лишились всех своих вотчин и крестьян, а малые и бедные обители были упразднены и закрыты. Николаевский монастырь при этом потерял немного: вотчин у него не было и отобраны лишь мельница на реке Тёша и покосы, пожалованные царём Василием Шуйским. Монастырь был причислен к третьему классу и в дальнейшем, молитвами Святителя Николая и щедротами государей получил ещё больше угодий, чем у него было до этого времени.

 

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1852 году, по предложению епископа Еремия, игуменья Асенефа открыла при обители приют на 10 человек для девочек-сирот, преимущественно из духовного звания. Приют не имел отдельного помещения, малютки-воспитанницы жили в кельях с другими сестрами, а на уроки собирались в помещение настоятельницы. Первой труженицей в этом деле была монахиня Мария Ахматова, впоследствии игуменья. Она, вместе со своей подругой-сподвижницей инокиней Магдалиной, была учительницей этих сирот. С открытием в Нижнем Новгороде в 1866 году епархиального духовного женского училища прекратилась «поставка» сирот в Николаевский монастырь по указам, но прием по усмотрению настоятельниц продолжался. С ноября 1901 года школа сирот соединена со школой взрослых послушниц и размещена в келье игуменьи. Закон Божий преподавали монастырские священники, а чтению, письму, грамматике и арифметике обучала приходящая учительница, рукоделию - опытные монахини.

В 1873 году внутри обители, около задних ворот был построен деревянный корпус на каменном фундаменте для женщин-странниц, которые, проходя через Арзамас, находили здесь приют для отдыха.

 

 

ЗНАМЕНИТЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ МОНАСТЫРЯ

Николаевский монастырь, подобно другим обителям, многократно пользовался царскими милостями. Первым державным благотворителем его был царь и великий князь Василий Иванович Шуйский, который оказал милость Николаевскому монастырю пожалованием в 1606 году мельницы на реке Тёша и сенных покосах.

Николаевский монастырь также многократно пользовался милостями родоначальника благословенного дома Романовых, царя Михаила Фёдоровича и в течение его царствования получил три грамоты, в 1614, 1615 и 1632 годах, которыми подтверждена была вышеуказанная грамота царя Василия Шуйского и повелевалось, кроме того, Арзамасским воеводой ежегодно отдавать в обитель по одиннадцать четвертей ржи, одиннадцать четвертей овса и деньгами игуменьи 2 рубля, а 29 сёстрам по 1 рублю в год, из Арзамасских таможенных четвертных и оброчных доходов.

В 1789 году по Высочайшему повелению Императрицы Екатерины 2 отведено монастырю сто десятин соснового дровяного леса в Никольских казённых дачах, в сорока верстах от монастыря. Это было начало новых царских милостей к обители Святителя Николая после потери старых угодий в 1764 году.

В декабре 1864 года преосвященный Нектарий, посетив Арзамас, совершал Божественную литургию в Николаевском монастыре.

13 ноября 1867 года, по просьбе игуменьи Таисии, со святой горы Афонской была прислана на благословение обители икона Пресвятой Богородицы Скоропослушницы, именуемая Молдавской. Впоследствии она была украшена серебро-позлащёной ризою и в её честь ежегодно 13 ноября совершается празднество.

28 июня 1874 года в Арзамас прибыл преосвященный Иоанникий, епископ Нижегородский и Арзамасский (бывший впоследствии екзархом Грузии и митрополитом сначала в Москве, а потом в Киеве). На следующий день Владыка служил воскресную всенощную в Николаевском монастыре, так же исполнялась служба 12 апостолам.

26 мая 1880 года преосвященный Макарий совершал Божественную литургию в Николаевском монастыре.

В 1885 году из Афона, из русского Пантелеймонова монастыря, на благословение жителям города Арзамаса и Николаевскому монастырю была прислана Иверская икона Божией Матери.

В ноябре 1885 года несколько дней в обители пребывала прославившаяся чудесами икона Знамения Пресвятой Богородицы, где при посещении чудотворной иконы 22 ноября в тёплом храме совершал Божественную литургию преосвященный Модест, и епископ Нижегородский и Арзамасский (впоследствии архиепископ Волынский).

В 1888 году по Высочайшему повелению, к монастырским лугам в Абрамовских дачах прирезано ещё двадцать десятин земли.

3 августа 1888 года в Арзамас прибыл преосвященный Модест вместе с управляющим канцелярией Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер. После богослужения в Арзамасском Воскресенском соборе они посетили Николаевский монастырь.

21 июня 1891 года обитель посетил епископ Владимир I (впоследствии архиепископ Казанский и Свияжский). Этот год остался в памяти, как голодный: в течение всего года проходили молебны о пропитании во время года.

В 1892 году с Высочайшего позволения обители было выделено 128 десятин, 324, 5 сажень земли, завещанной ей дворянкой Екатериной Васильевной Шумовой, близкой родственницы игуменьи Паисии. Эта земля находилось при селении Малюкове Нижегородского уезда, кроме земли ею было пожертвовано в пользу обители 3000 рублей.

20 июня 1894 года обитель посетил преосвященный Владимир II, епископ Нижегородский и Арзамасский.

Летом 1898 года преосвященный Владимир II осматривал производившиеся в храме живописные работы.

 

Глава 2. Жизнь и быт

Все вступавшие в обитель сознавали, что вступают для спасения своей души, через подвиги смирения, терпения, поста, молитв и послушания, и выполняли данные ими при вступлении в обитель и при пострижении обеты с усердием по мере сил своих. При всеобщем усердном исполнении иноческих обетов подвиги их казались делом обычным и не возбуждали особого удивления у других монахинь. Каждая из сестёр обители считала себя худшей из всех, а в других же старалась видеть только добрые дела, достойные подражания

 

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В XVI-XVII В.В.

Число монашествующих в первое время существования монастыря не превышало 30. Первыми настоятельницами обители были игуменьи: Фотиния, Феврония, Агафия, Елена, Надежда и Мария. После них случалось, что управляли обителью и простые монахини.

Арзамас, как и многие другие русские города того времени, был весь деревянный, поэтому и страдал очень часто от опустошительных пожаров. В 1650 году та же участь постигла и Николаевский монастырь. Обе церкви, все кельи и ограда сгорели дотла, как и соседние городские постройки от пожара, произошедшего от молнии. В то время ещё была жива супруга создателя обители иерея Феофилакта, старица Пелагия. Она вместе с сыновьями своими Григорием и Афанасием, вскоре построила на прежнем месте новую деревянную тёплую церковь во имя Богоявления. Этот храм и был единственным в обители около 30 лет.

Через несколько лет после пожара была начата постройка холодной, первой в монастыре каменной церкви, которая строилась очень медленно и была освящена лишь в 1683 году. Этот храм во имя Святителя и Чудотворца Николая просуществовал всего 43 года.

 

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В XVIII- ХIХ В.В.

В 1701 году было украшено напрестольное святое Евангелие. Об этом позаботились стольник Михаил Фёдорович Аргамаков и супруга его Анна Яковлевна. Аргамаков был воеводой в Арзамасе и имел в Арзамасском уезде вотчины и поместья, ему также принадлежало большое село Шатки.

В декабре 1720 года, при игуменье Марии (значившейся в монастырский записях Грузинкой, вероятно по происхождению) сделан в обитель большой напрестольный серебро-позлащённый крест. Из надписей на нём видно, что в него вложены были: часть Тернового венца Христова, часть ризы Божией Матери, 15 частиц мощей разных великих святых и некоторые другие святыни. В 19 веке этот крест оказался в Нижегородском Кафедральном Соборе и возвращён в обитель лишь в 1909 году, но означенных в надписях святынь в нём уже не оказалось. Названная игуменья Мария Грузинка управляла обителью 30 лет, с 1719-1749 годы. Это было весьма тяжёлое время для обители.

Во второй половине 17 века и начале 18 века число сестёр обители значительно умножилось, в 1716 году их уже насчитывалось более 80.

В 1726 году Николаевский монастырь вторично жестоко пострадал от пожара. Деревянная тёплая церковь, колокольня, все кельи и ограда превратились в пепел. Каменный храм Святителя Николая, освящённый всего лишь 43 года назад, выгорел внутри и, действие огня было настолько ужасным, что каменные стены храма не выдержали и разрушились. Пожар этот был великим бедствием для всего города Арзамаса. Это был самый ужасный пожар за всё время существования Арзамаса, во время него пострадал и Воскресенский собор (сгорела крыша), и Введенский монастырь (сгорели крыши и повреждены святые престолы) и другие церкви и монастыри, по преданию тогда же сгорела деревянная городская стена.

Тяжело было обители в те времена, но Святитель Николай не оставил ей и по молитвам его обитель восстала из пепла в более благолепном виде, чем была до пожара. На месте сгоревшей деревянной ограды возведена была новая, каменная с трёх сторон, с четырьмя башнями по углам, а с четвёртой стороны деревянная, всего в окружности по размеру сгоревшей ограды на 114 саженях. Вдоль западной стены, лицом к церкви построен, первый в обители, каменный двухэтажный корпус с открытой галереей для перехода в Николаевскую церковь. На месте обгоревшей и разрушившейся холодной церкви построена была монастырской казной и усердием арзамасцев нынешняя холодная церковь Святителя и Чудотворца Николая, в иконостас которой поставлена древняя чудотворная его икона. Освящение этот храма совершено 9 сентября 1738 года архимандритом Спасского монастыря Иосифом I, память о благочестивой жизни которого до сих пор сохранилась в Арзамасе. В трапезе этого храма, на правой стороне, устроен придел во имя святых Космы и Дамиана, память о которых чтится в обители со времён основателя её иерея Феофилакта. Над западной папертью храма воздвигнута каменная трёхъярусная колокольня.

В 1740 году была построена и тёплая деревянная церковь во имя Богоявления, но уже без придела. Эта церковь была построена небольшая и не особенно прочная, через 30 лет, в 1770 году по указу Московского Синодального Правления она была разобрана, а на её месте начата постройка каменной церкви.

Первого декабря 1759 года благодаря монастырскому священнику Василию Ильину, на деньги благотворителей обители были сделаны серебряные Богослужебные сосуды: потир, дискос, звездица, лжица и два блюдца. Такое приобретение в те времена было очень ценным, так как во многих храмах города Арзамаса использовались ещё оловянные сосуды.

Первыми игуменьями после введения штатов в 1764 году были: Надежда, Мария и Евграфа.

В 1769 году Николаевскому монастырю выдано было из казны 500 рублей ассигнациями на постройку каменной ограды и на замену четвёртой деревянной стены на каменную. При этой перестройке окружность монастыря немного увеличилась, длина ограды достигла 137 сажень.

В 1776 году на месте разобранной тёплой деревянной церкви была построена новая каменная, трёхпрестольная. Главный престол посвящён Богоявлению, как это и было с самого основания монастыря. Правый предел новосозданного храма был посвящён Боголюбской Чудотворной иконе Божией Матери. Левый придел был посвящён Всем и Святым.

С 1794 года обителью управляла монахиня Евсевия, возведённая в сан игуменьи 29 января 1801 года и продолжавшая управлять монастырём до самой своей кончины в 1721 году. Она сделала для обители столько, что превзошла всех своих предшественниц, а преемницам своим оставила навсегда пример для подражания. Обитель при ней изменилась до неузнаваемости. Люди удивлялись её таланту и деятельности. В 1811 году игуменьей была заново перестроена в новейшем вкусе, тёплая каменная Богоявленская церковь, которая была освящена в 1813 году. В то же время был капитально перестроен главный монастырский корпус, на него наложен третий этаж и мезонин.

В дни игуменства Евсевии число сестёр достигло двести, и недостаток воды в монастыре сделался уже очень тяжким, она решила вырыть колодец. Когда было вырыто 17 сажень в глубину, а вода всё не показывалась, она долго молила Господа Бога и Святителя Николая о даровании воды. Однажды после слёзной молитвы она уснула и увидела во сне старца, который велел ей взять пол церковью старую икону Николая Чудотворца, опустить её в колодец и отслужить молебен, тогда Бог даст воду. Так и случилось: во время молебного пения на дне колодца просочилась вода и смочила края спущенной туда иконы. Икону перенесли в церковь и стали именовать её «Мокренький Батюшка Николай Чудотворец».

Во время игуменства Евсевии в 1805 году было сделано большое напрестольное Евангелие весом в 26 фунтов, в том числе 11 фунтов серебра. Ею же в 1802 городу были приобретены самые ценные Богослужебные сосуды, серебрянные позлощённые, осыпанные стразами, весом более 9 фунтов. Она же приобрела большой монастырский колокол, весом 158 пудов 24 фунта. При ёё управлении Николаевский монастырь трижды был удостоен Царских щедрот: в 1798 году император Павел 1, который много помогал духовенству и монастырям, пожаловал обители мельницу на реке Ватке, в 30 верстах от монастыря, которая была благоустроена и служила Большим подспорьем обители; в 1800 году Унзово-Озеро в Горбатовском уезде, в 60 верстах от обители; в 1810 году Государем Императором Александром Павловичем было пожаловано 30 десятин земли при деревне Родионовке, Сергачевского уезда, в 90 верстах от обители. Иуменья Евсевия скончалась в преклонных годах 1 сентября 1821 года, останки её погребены за алтарём созданного ею Богоявленского храма, около святых ворот. Первой её преемницей была игуменья Еванфия 1, в схимонахинях Елизавета, скончавшаяся 7 января 1831 года и погребённая там же.

С 1831 по 1842 годы обителью управляла игуменья Любовь, дворянка по происхождению, вдова. По её усердию в 1831 году из Киево-Печёрской Лавры была принесена святая икона Успения Пресвятой Богородицы, точная копия с Чудотворной Киево-Печёрской, и подобно ей помещена была над царскими вратами в Николаевском храме. В 1832 и в 1834 году Николаевский монастырь посещал преосвященный Амбросий, епископ Нижегородский и Арзамасский, где совершал Божественную литургию. 13 марта 1835 года обитель посетил первый раз вновь прибывший епископ Иоанн, в последствии архиепископ Донской и Новочеркасский. Двадцать первого февраля 1842 года скончалась игуменья Любовь. После неё 8 лет обителью управляла игуменья Еванфия 2 (в миру вдова, княгиня Кугушева). 19 февраля 1847 года Никольский монастырь посетил вновь назначенный епископ Иаков, по пути из Саратова в Нижний Новгород.

18 июня 1850 года скончалась игуменья Еванфия 2, её погребение совершал Спасский архимандрит Амфилохий со старейшим городским духовенством. Могила её находится за алтарём Богоявленского храма.

С 1851-1858 года обителью управляла игуменья Асенефа, постриженница Нижегородского Кресто-Воздвиженского монастыря, ставшая, впоследствии там же игуменьей.

Для большего преуспевания на пути к спасению живущих в обители, епископ Еремий перевёл в неё, на место старшего священника, одного из самых замечательных иереев своей епархии, священников Троицкой церкви села Павлово Аврамия Некрасова, который священствовал в Николаевском монастыре тридцать два с половиной года, с 28 августа 1853 года по 5 апреля 1886 года.

В 1852 году была построена больница на 5 кроватей для больных монашествующих. В 1856 году при больнице был устроен больничный храм во имя Пресвятой Богородицы, всех скорбящих радости. Церковь эта была построена на средства Московского купца Максима Кирилловича Жильцова. При той же игуменьи была устроена первая небольшая часовня у святых ворот обители. В январе игуменья Асенефа была переведена на игуменство в Нижегородский Крестовоздвиженский первоклассный монастырь, а в Николаевском монастыре место её заняла игуменья Таисия (дочь священника), управлявшая обителью 11 лет.

Служение Аврамия благотворно отозвалось не только на духовной жизни Николаевского монастыря, но и приносило много добра жителям города Арзамаса. 26 августа 1860 года Авраамий был возведен в сан протоиерея епископом Антонием, а в 1852 году игуменья Асенефа упросила его перевести Аврамия в Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монахини Николаевского монастыря невыразимо скорбели о том, что лишились такого духовного отца и руководителя. Они начали ходатайствовать перед священным Синодом о возвращении Аврамия в Николаевский монастырь. В итоге преосвященный Нектарий отпустил Аврамия и подарил ему на прощание лучшую свою рясу.

Игуменья Таисия скончалась18 ноября 1868 года. В течение тринадцати лет обителью управляла игуменья Мария, которая не щадила ни своего слабого здоровья, ни собственных средств и постоянно заботилась о благоустройстве обители. Игуменья Мария, в мире Варвара Алексеевна, происходила из древней дворянской фамилии Ахматовых, а мать её была урожденная княжна Голицына.

В 1872 году, по Высочайшему повелению из Абрамовских оброчных статей выделено было Николаевскому монастырю 55 десятин земли с мелким берёзовым лесом, в 15 верстах от обители. Тогда же здесь устроен был небольшой хутор для помещения сестёр во время приезда на работы.

В 1873 году внутри обители, около задних ворот был построен деревянный корпус на каменном фундаменте для женщин-странниц, которые, проходя через Арзамас, находили здесь приют для отдыха. Тогда же за оградой, позади обители была построена келья для служителей, а под ней прачечная.

В 1874 году был вновь переустроен монастырский колодец, сделаны разные приспособления для удобства пользования водой, деревянные трубы заменены медными, вода проведена, кроме квасной и кухни, в прачечную и приют для странников. В 1875 году обители было пожаловано 30 десятин 840 квадратных сажень леса в Никольских казённых дачах, смежных с монастырской дачей, пожалованной в 1789 году. Тогда же там был построен хутор для житья трёх сестёр и сторожем.

В 1877 году была построена мельница. Но особо выдающейся заслугой игуменьи Марии было обновление Николаевского холодного храма в 1878 году. В алтаре переделаны арки, заново вызолочен старинный, многоярусный речной иконостас и стены покрыты новой живописью. Игуменья затратила на это много личных средств.

В 1879 году древняя чудотворная икона Святителя Николая была украшена богатой серебро-позалащённой ризой с камнями и жемчугом.

14 сентября 1879 года в Арзамасе был большой пожар, истребивший дом отца Аврамия, который был тогда уже 74-летнем старцем. По благословению Макария, епископа Нижегородского и Арзамасского, ему было разрешено поселиться в стенах Николаевского монастыря, в деревянной келье, находившейся около святых ворот, неподалёку от алтарей обоих храмов. Здесь он и провел последние шесть с половиной лет своей праведной жизни.

В первый день нового 1882 года игуменья Мария сказала собравшимся поздравить её с новым годом сёстрам, что это уже последний для неё новый год, который она не проживёт. И 16 января 1882 года она скончалась, оплакиваемая не только сёстрами обители, но и всеми кто ёё знал. Игуменья Мария была погребена в ряду прежних игумений, за алтарём Богоявленского храма, в одной могиле с другом и сподвижницей своей, монахиней Магдалиной. В 1901 году благодаря игуменье Ефросинии, над гробом игуменьи Марии был воздвигнут мраморный памятник на средства обители. Протоиереем Василием Гакинским, священствовавшим в городе Екатеринбурге, было составлено её жизнеописание под заглавием «Жизнь и подвиги игуменьи Марии Ахматовой». Книга эта напечатана в Арзамасе в 1910 году на 52 страницах.

Преемницей Марии Ахматовой была игуменья Паисия, в мире дочь потомственного дворянина, Прасковья Васильевна Шумова, управлявшая обителью 18,5 лет (1882-1900г.г.). При избрании на игуменство монахине Паисии было 58 лет, из которых 30 лет провела в обители, вступив в неё в 1953 году. Пострижена она была в 1864 году и в этом же году вступила в должность казначеи. В сан игуменьи была возведена 11 апреля 1882 года епископом Макарием. Она отличалась глубоким смирением, истинно монашеской добровольной нищетой и самоотверженностью, с которой она посвятила на пользу обители всю свою жизнь и принесла ей все свои силы. Во время её игуменства произошло много событий. В 1883 году была обновлена внутренность тёплого Богоявленского храма, расписаны своды. В этом же году, весной в Арзамасе было три опустошительных пожара. Второй из них, 30 апреля, угрожал и Николаевскому монастырю. Напуганные сёстры обители обратились с молитвой к своему небесному защитнику Святителю Николаю и вынесли его чудотворную икону за ворота обители. Ветер подул в противоположную сторону, и обитель была избавлена от угрожавшей опасности. В память этого события, с разрешения Святейшего Синода, указом от 9 декабря 1885 г. № 4213, установлено навсегда в день апостола Иакова, 30 апреля, ежегодно совершать торжественное богослужение и после литургии крестный ход с чудотворной иконой Святителя Николая вокруг всего квартала, в котором расположен монастырь.

Также в 1883 году обителью было приобретено место на углу Соборной площади и Стрелецкой улицы там, где стояли сгоревшие во время пожара дома протоиереев Ионна Покровского (архимандрита Иоакима) и Аврамия Некрасова. На этом месте построен двухэтажный каменный дом, в который переведена из монастыря просфорня, а на верху устроено помещение для почётных посетителей обители. В 1884 году на углу, рядом с этим домом, на средства благотворителей была построена красивая каменная часовня, освящение которой произведено 16 августа 1885 года.

В 1885 году благодаря игуменьи Паисии Иверская икона Божией Матери, присланная на благословение жителям города Арзамаса и Николаевскому монастырю, была украшена серебро-позлащённым венцом, ризой, шитой золотом и драгоценными камнями. Ежегодно 3 ноября в обители совершается празднество Иверской иконы Божией Матери.

5 апреля 1886 года на 81 году жизни преставился протоиерей Авраамий Георгиевич Некрасов. В первые годы своего священства он познакомился с Серафимом Саровским, который предсказал, что он будет обличителем раскольников, благочинным и будет много терпеть от недостойных дьяконов. Всё это в своё время сбылось. Уже в старости, благоговея перед памятью своего духовного руководителя отца Серафима, он хранил лоскут его мантии, зуб преподобного, вышибленный напавшими на него разбойниками и часть волос. За год до своей кончины он передал всё это, как сокровище, заведовавшей монастырской аптекой монахине Евфросинии. После его смерти над могилой, которая находится у северной стены Николаевского храма, поставлен белый мраморный памятник.

В 1898 году Николаевский храм был заново.

27 октября 1900 года, на восьмидесятом году жизни скончалась игуменья Паисия. Погребена она была вместе со своими предшественницами, около Богоявленского храма.

О сёстрах обители прибывавших в ней первые 220 лет не сохранилось никаких сведений, кроме как о монахине Анфисе Аргамаковой, пожертвовавшей ризы в Саровскую пустынь ко дню освящения первого её храма, в 1706 году.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: