Изучение нового ресурса для продажи на данном предприятии




Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия……......7

1.1 Цель бизнес плана и содержание его разделов………………………….…..7

1.2 Этапы и разработки бизнес-плана, алгоритмы расчетов…………….…...15

1.3 Анализ безубыточности……………………………………………………..23

2. Бизнес-планирование на предприятии ИП «Михайлов А.Е.»………….…..29

2.1 Изучение нового ресурса для продажи на данном предприятии…………29

2.2 Анализ безубыточности предлагаемого ресурса…...……………………...34

2.3 Оценка риска и предложения по улучшению работы предприятия……...42

Заключение…………………………………………………………………….…47

Глоссарий……………………………………………………………………..….51

Список использованных источников……………………………………..…….58

Приложения А……………………………………………………………...…….62

Приложения Б……………………………………………………………..……..63

Приложения В……………………………………………………………..……..64

Приложения Г………………………………………………………………..…..65

Приложения Д………………………………………………………………...….68

Приложения Е………………………………………………………………..…..71

Приложения Ж………………………………………………………………..….72

Приложения И…………………………..…………………………………..…….75

 

 

Введение

 

Актуальность работы заключается в том, что планирование является важнейшей частью любого бизнеса. Важность его выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения целей. Планирование – это всемогущий инструмент, способный открыть любую дверь. Серьезный подход к планированию создает основу для устойчивого и эффективного бизнеса.

Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла:

- общеэкономический с точки зрения общей теории фирмы ее природы;

- конкретно управленческий, когда планирование является одной из функций менеджмента, умением предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.

Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы, напрямую определяется будущими условиями хозяйствования.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является механизм бизнес - планирования в экономической деятельности ИП «Михайлов А.Е.» его цели, содержание и этапы разработки.

Предмет исследования выпускной квалификационной работы есть планирование бизнес идеи в организации ИП «Михайлов А.Е.» и её экономическое влияние на предприятие.

В рыночной экономике руководство предприятий не сможет добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предприятий существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Поэтому и по многим другим аспектам и применяется бизнес-план, который является предметом исследования работы.

Масштабы деятельности фирм (занимающихся бизнес-планированием) и особенности планированияограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования в организации. Для того чтобы предвидеть будущее, они обладают необходимым потенциалом, а именно:

- высокий уровень научных и проектных разработок;

- высокий уровень квалификации персонала и т.д.

Небольшим организациям сложно проводить широкомасштабную плановую работу, в особенности дорогостоящее стратегическое планирование. Однако они могут использовать некоторые формы планирования, особенно оперативное планирование и применять уже готовые модели стратегий и стремиться к определению собственных стратегий по мере роста организации.

Несмотря на трудности осуществления планирования в небольших организациях, они необходимы ей, пожалуй, еще в большей мере, чем в крупных. Внешняя среда у таких организаций мене поддается контролю и более агрессивна, чем у крупных фирм, следовательно, будущее небольших фирм более неопределенно и непредсказуемо. Однако и у них есть свои преимущества в организации планирования. Главное преимущество – внутренняя среда такой организации более проста, а потому более обозрима и предсказуема. Кроме того, в не большой организации легче создать особый психологический климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов организации, и ее целей.

Целью работы, является выявление и оценка роли бизнес-планирования деятельности организаций.

Задачей работы является:

ü составление финансового раздела бизнес-плана на промышленном предприятии

ü оценка экономической эффективности бизнес-плана

ü прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия при реализации бизнес-плана.

Методы исследования данной работы является:

ü аналитические методы, работы и публикации ведущих специалистов.

ü обработка и анализ научных источников;

ü анализ научной литературы, нормативного законодательства, учебников и пособий по финансам и бизнес-планированию.

Бизнес-план в мировой практике это основа для оценки перспективности предприятия. Это стандартный документ, который описывает основные аспекты вновь создаваемых, приватизируемых и действующих предприятий, анализирует проблемы и определяет способы их решения.

Бизнес-план – это необходимый в рыночных условиях документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Бизнес-план – инструмент технического, организационного, экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками, потребителями.

Бизнес-план – основной документ, на основании которого партнеры и инвесторы дают деньги; план предпринимательской деятельности фирмы, предприятия.

Бизнес-план имеет два принципиальных направления:

1) Внутреннее – подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения (бизнеса) с оценкой результатов на каждом этапе его реализации;

2) внешнее – информировать о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и проч. преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора и другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения, например, - об отводе участка, получении права на застройку, коммерческие банки, предоставляющие кредит.

В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем.

Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления, как коммерческим проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. В самом деле, ведь благодаря бизнес-плану у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны, может быть, даже глазами придирчивого эксперта.

.

Практическая значимость данной работы состоит в улучшение экономической деятельности реального малого предприятия из малого сектора бизнеса отечественной экономики. Разработка бизнес-плана и совершенствование предпринимательской деятельности ИП «Михайлов А.Е». И использование данного материала для тех, кого интересует проблема бизнес планирования.

 

 


1 Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия

1.1 Цель бизнес-плана и содержание его разделов

 

Бизнес-план – это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий пути достижения прибыльности.

В настоящее время имеется большое разнообразие определений такого, в общем-то, традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план, его значения, структуры и метод разработки.

Дословно «бизнес-план» переводиться с английского (business plan) как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово «бизнес» здесь рассматривается как синоним предпринимательства.

Из самого понятия, составляющей части этого слова «план» следует, что биз­нес-план призван заранее наметить желаемую и практически осуществимую систе­му, схему предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленной цели в виде получения прибыли в данной и последующих сделках. Бизнес-план — это обоснование программы проведения бизнес-операции, сделки, система раци­онально, планомерно организованных мероприятий, действий, рассчитанных на получение в итоге прогнозируемого результата.

Планирование – это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу. [12, С. 56].

Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и с самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Бизнес-планирование помогает предпринимателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного дела и поможет обойти конкурентов.

Многое бизнесмены, проштудировавшие не одну зарубежную книгу по разработке бизнес-планов, смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись с не указанными в них, да и не известными на Западе трудностями. В отличие от западных стран деловое планирование в России имеет ряд особенностей. Это объясняется тем, что специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы разработки бизнес - проектов, бизнес – планов и бизнес – справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес – планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт разработки вопросов бизнес – планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, зачастую не позволяет им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес – планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны. [9, С. 62].

Российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес – планов. Он является новым документом для большинства российских предприятий. Даже в настоящее время широко распространена позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес – плана и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико – экономическое обоснование. Считается, что отсутствие проработанного бизнес – плана может быть компенсировано знанием «глубин» отечественного бизнеса и интуицией.

В современных условиях такая позиция не является достаточной для получения или выделения инвестиций под конкретные проекты. Условия рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес – планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов. К ним можно отнести уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес – плане показателей (например, общая инфляция, инфляция на сбыт, себестоимость продукции, заработная плата, основные фонды и т.д.; плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей; недостаточность информационных и статистических данных). [34, С. 41].

Возникает вопрос о преемственности применяемой ранее системы долгосрочного (стратегического), среднесрочного и текущего планирования, методологии технико – экономических обоснований и техпромфинпланов, с одной стороны, и методологии делового планирования – с другой. Представляется, что такая преемственность не только возможна, но и крайне необходима. Механизм делового планирования, как и прежде, включает теорию, методологию и практику, охватывающие все ранее названные особенности российского экономического климата. Изменились ориентиры, методы и инструменты в их развитии. Деловое планирование призвано объединить все этапы реализации предпринимательского проекта от идеи до воплощения её в жизнь. Деловое планирование включает: выбор возможных проектов реализации идей; выявление наиболее реального проекта и оценку его осуществимости на основе технико – экономического обоснования; разработку детализированного бизнес – плана; обеспечение внедрения бизнес – плана, оценку фактической эффективности внедрения; корректировку плана с целью повышения эффективности функционирования (постоянное перепланирование).

В условиях переходного периода бизнес – план предприятия должен быть: планом изучения рынка и конкурентов, рисковой производственной, хозяйственной и финансовой деятельности и продаж; своеобразной трансформацией годового техпромфинплана; обеспечивать его адаптацию к новым условиям. Такой подход предполагает возможность и необходимость разработки локальных бизнес – планов по отдельным проектам, продуктам и услугам. Было бы ошибочным противопоставление бизнес – плана техпромфинплану как совершенно разных документов. Они отличаются по целям, но полное отрицание взаимосвязи методических вопросов их разработки не отрицает необходимости и преемственности всякого планирования. Иначе игнорируется богатейший опыт работников плановых служб предприятий. [15, С. 37].

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

ü делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

ü проясняет возникающие проблемы;

ü стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

ü улучшает координацию действий в организации;

ü создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

ü увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

ü способствует более рациональному распределению ресурсов;

ü улучшает контроль в организации;

Целевая функция бизнес-плана, встающая перед руководством компании при разработке этого документа, заключается в том, что необходимо, прежде всего, решить для себя: какую цель (или цели) вы преследуете этой разработкой и постараться сформулировать эту цель в письменном виде.

Цели разработки могут быть различными, например:

ü уяснить самому, степень реальности достижения обозначенных результатов в завершенном проекте или коммерческом предложении;

ü убедить коллег в реальности достижения определенных качественных или количественных показателей предлагаемой программы или проекта;

ü подготовить общественное мнение к проведению акционирования предприятия по схеме, которую автор считает оптимальной;

ü доказать определенному кругу лиц целесообразность перестройки работы и реорганизации существующей или создания новой фирмы;

ü привлечь внимание и усилить заинтересованность потенциального инвестора и т. д.

По мнению З.Акселя в зависимости от конкретной поставленной цели (или ряда целей) необходимо тщательно продумать концепцию бизнес-плана, его логическое развитие, всю идеологию построения своего предложения, проекта или программы.[1]

Планировщик должен представлять себе круг инвесторов (которым адресован этот бизнес-план), представлять себе их реакцию, вопросы, выступления; отвечать им мысленно на вопросы и оппонировать их выступлениям; на какое-то время мысленно меняться с ними местами и стараться объективно оценить свои ответы; автор должен быть одновременно (в своих мыслях) и докладчиком, и аудиторией; и все возможное время думать над поставленной задачей, опровергая собственные доводы или убеждаясь в их справедливости. [7, С. 42].

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:

ü уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

ü доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

ü убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

Бизнес-план также призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

ü определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

ü оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции,

соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

ü выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

ü проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

ü просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

По структуре и содержательному наполнению существует множество модификаций бизнес-плана, однако, она не имеет жестких границ. В зависимости от сферы деятельности, масштабов проекта, требований потенциального инвестора и других факторов структура и содержание бизнес-плана могут изменяться. Определяющим фактором здесь служит назначение бизнес-плана. Бизнес-план может разрабатываться как в целом по предприятию, так и по отдельным его структурным подразделениям. [17, С. 172].

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. [31, С. 106].

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана, однако, существуют основополагающие требования к содержанию, соблюдение которых принято при его составлении.

В общем случае содержание бизнес-плана, как правило, включает проработку следующих разделов:

1. Общий раздел (резюме). Это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель.

2. Описание предприятия. В этом разделе бизнес-плана дается общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.

3. Описание отрасли.

4. Характеристика услуг и продукции.

5. Исследования и анализ рынка сбыта. В этом разделе следует изучение рынка товара или услуги. При недостаточном анализе рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. – одна из наиболее частных причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем заняться делом всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.

6. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Цель данного раздела – облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от промахов.

7. План по маркетингу. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. В этом разделе описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в проведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке.[2]

8. Прогнозирование продаж.

9. Производственный план. Содержит описание всего производственного процесса.

Главная задача раздела – подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.[3]

Здесь прежде всего необходимо ответить на вопросы:

- где будут производиться товары – на действующем или на вновь создаваемом предприятии?

- какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем?

- где, у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и комплектующие детали?

- предполагается ли производственная кооперация и с кем?

- какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

10. Организационный план. В данном разделе речь идет о том, с кем вы собираетесь организовывать свое дело и как планируете наладить его бесперебойное и успешное функционирование.

11. Финансовый план. В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в стоимостном выражении, а так же возможные результаты принятых решений.

Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, график достижения безубыточности.

12. Оценка рисков. Значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не могут быть достигнуты полностью или частично.

В конце бизнес плана дается приложение.

Динамизм целей, задач, функций, а так же роли каждого из названных разделов диктуют требования к использованию наиболее современных методик разработки бизнес-планов. [33, С. 64].

Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками среднесрочных или долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям. [36, С. 201].

Сейчас уже многие предприятия разрабатывают бизнес-планы по собственным методикам и рекомендациям, разрабатывают подробные перечни вопросов, на которые следует ответить в данном документе.

В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана.

Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Назначение бизнес-плана и его элементы можно отобразить при помощи схемы (приложение А).

Широкое использование бизнес-планов обусловлено многообразием реализуемых ими целей, задач, функций. [5, С. 82].

 

1.2 Этапы и разработки бизнес-плана, алгоритмы расчетов

 

В стратегической работе фирмы прослеживается следующий порядок:

1-й этап. Разработка концепции развития.

2-й этап. Инвестиционная программа.

3-й этап. Бизнес-план на среднесрочный период.

4-й этап. Мероприятия по реализации бизнес-плана.

Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по поставке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-технической новизной, но и достаточно полно проработанными, показывать, какие затраты необходимы на их реализацию и что это экономически даст (какой доход принесет). Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. В то же время включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в то случае, если определены источники его финансирования.

Бизнес-план позволяет решить целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

ü обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);

ü расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

ü определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

ü подбор работников (команды), которые способны реализовать данный план.

Каждая задача плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы. Процесс составления плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы. [10, С. 152].

Таким образом, бизнес-план не только является внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Они должны изучить бизнес-план перед рассмотрением возможности капиталовложений и зачастую даже не встречаются с разработчиками проекта без тщательной проработки самого бизнес-плана. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и тщательно изложен для восприятия потенциальных инвесторов. Он должен содержать описание главных спорных вопросов, но быть не настолько детализованным, чтобы “выключать” инвесторов-читателей. Материал бизнес-плана излагается просто и понятно; он должен быть доступен различным группам людей, даже тем, которые имеют ограниченные знания о продукте (услугах) и рынке. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой фирмы и сферой ее деятельности. Надо стремиться к тому, чтобы объем бизнес-плана не превышал 50 страниц – эта информация изложена в методических указаниях Р.Г. Маниловского[4]

При составлении бизнес-плана небольших предприятий используется метод, который включает два этапа:

а) параллельное прогнозирование основных групп данных, обычно включаемых в бухгалтерский баланс предприятия и отчета о прибылях и убытках;

б) сопоставление и корректировку полученных данных.

Первый этап планирования начинается с составления начального баланса предприятия. Для обеспечения приемлемого объема производства необходим минимальный объем вложений в основные активы; на банковском счете должна находиться исходная сумма денег, а на складе начальный запас материалов. Именно такие минимально необходимые величины должны быть отражены в начальном балансе. [36, С 214].

Параллельно с составлением начального баланса необходимо задать начальный уровень продаж. Ориентиром для этого может служить объем загрузки оборудования, который следует достичь через 4 – 5 лет работы.

Особо следует выделить вопрос об учете затрат на оплату труда персонала. В принципе, заработная плата производственных рабочих относиться к переменным издержкам. Но при разработке бизнес-плана на период становления предприятия ее удобнее рассчитывать в зависимости от планируемых объемов производства и относить к постоянным издержкам. [19, С. 184].

Прочие издержки должны рассчитываться исходя из установленного объема продаж. В зависимости от него рассчитываются также основные составляющие оборотного капитала.

Полученные таким образом данные отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса могут быть сведены воедино. При этом используются следующие бухгалтерские правила:

ü стоимость оборудования и зданий снижается каждый год на сумму начального износа;

ü расходы на выплату процентов по кредитам начисляются путем умножения суммы долга на ставку ссудного процента;

ü сумма прибыли, облагаемой налогом, рассчитывается как разность между операционным доходом и расходами на уплату процентов за долгосрочный кредит;

ü сумма налога на прибыль определяется умножением налоговой ставки на сумму прибыли, облагаемой налогом; если сумма прибыли отрицательна, налог не уплачивается;

ü вся сумма прибыли учитывается поначалу по статье «Нераспределенная прибыль», поскольку в первые годы, как правило, дивиденды не выплачиваются;

ü общая сумма активов всегда равна сумме обязательств и собственного капитала;

ü прогнозный расчет объема реализации, разрабатываемый на основе плана маркетинга;

ü сумма наличных средств рассчитывается по формуле: банковский кредит + собственный капитал + нераспределенная прибыль - основные активы – оборотные активы за вычетом денежных средств.

Составление бизнес-плана – итеративный процесс. Прежде чем план примет нормальные очертания, потребуется многократное внесение изменений. Ориентирами будут служить минимально необходимый размер наличных средств и уровень доходности предприятия. В конце периода, на который составляется бизнес-план, предприятие должно превратиться в прибыльную, стабильно работающую хозяйственную единицу. (Приложение А)

Сложные условия экономики переходного периода (инфляция, структурные изменения в ценообразовании, проблемы взаимных неплатежей) вызывают необходимость все расчеты проводить в постоянных денежных единицах (ДЕ) и текущих ценах, а для сопоставления финансовых результатов приводить к эквиваленту в СКВ (долларах США) с учетом его возрастающего курса.

Финансовый раздел бизнес-плана включает:

ü План доходов и расходов, отражающий получение денежных средств от операционной деятельности предприятия, уровень издержек, объем чистой прибыли;

ü План денежных поступлений и выплат, который дает оценку потребности предприятия в денежных средствах для его функционирования;

ü Баланс активов и пассивов, позволяющий определить величину собственного капитала;

ü План по источникам и использованию денежных средств, который дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия, прирост оборотного капитала;

ü Расчет самоокупаемости, т.е. такого состояния деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю.

Все это вместе взятое определяет стратегию финансирования. [14, С. 67].

Ценовая политика. В этом пункте осуществляется формирование целей ценообразования, исходя из общих целей бизнес-плана; выработка ценовой стратегии, выбор метода ценообразования и расчет исходной цены товара, выбор ценовой тактики, рыночное страхование цен. При этом обосновывается различие цены, устанавливаемой предприятием, и цен конкурирующих товаров, прогнозируется возможная реакция рынка на изменение товара. Данные анализа ценовой политики сводятся к следующим вопросам:

ü Насколько цены отражают издержки предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него?

ü Какова вероятная реакция покупателей на повышение (понижение) цены?

ü Как оценивают покупатели уровень цен на товары предприятия?

ü Как относятся покупатели к установленным ценам?

ü Используется ли предприятием политика стимулирующих цен?

ü Используется ли предприятием политика стандартных цен?

ü Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены?

ü Известны ли цены на товары предприятия потенциальным покупателям?

Инвестиционный проект в настоящее время - это, как правило, проект технического перевооружения предприятия, замена оборудования.

В связи с этим раздел следует начать с характеристики действующих на предприятии технологических процессов и оборудования, которые войдут составной частью в инвестиционный проект. [11, С. 62].

Здесь рекомендуется отметить:

ü возможность использования в инвестиционном проекте существующей технологии с точки зрения ее прогрессивности;

ü перечислить действующее основное технологическое оборудование с указанием его возраста;

ü показать возможность его использования или продажи с учетом обеспечения необходимых параметров качества продукции.

Далее приводится характеристика проектируемого технологического процесса:

ü излагается суть технологических аспектов инвестиционного мероприятия, технологическая схема производственного процесса;

ü перечисляются изменения в процессе производства, требуемые для реализации проекта;

ü приводится перечень и характеристики оборудования, которое необходимо закупить для достижения поставленных задач;

ü поясняется, каким образом новое оборудование будет размещено на имеющихся площадях или же необходимы перепланировки, расширение;

ü перечисляется оборудование, которое будет ликвидировано или продано (с указанием цены реализации);

ü определяется объем выпуска продукции (мощность предприятия), который будет, достигнут в результате инвестиционных мероприятий, обосновывается его величина;

ü рассчитываются потребности в основных материалах;

ü рассчитываются потребности в ресурсах (электроэнергия, тепло, вода);

ü определяется численность персонала с указанием квалификационных характеристик.

Отдельно рекомендуется остановиться на факторах, гарантирующих бесперебойную работу предприятия:

ü откуда и как поступают материалы и компле



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: