К вопросу о моральной ответственности лагерного персонала




Наши выводы однозначны: Собибор не был лагерем уничтожения для евреев, там не было «здания для проведения массовых казней газом» и потому не было и газовых камер. Число жертв лагеря могло быть в районе десяти тысяч человек, что соответствует одной двадцать пятой от той цифры в двести пятьдесят тысяч, которую чаще всего называют в литературе, одной семнадцатой от указанной Юлиусом Схелфисом в переработанном издании его книги цифры в сто семьдесят тысяч, и одной пятнадцатой от постулированной судом в Хагене «минимальной цифры» в сто пятьдесят тысяч погибших.

Если, – а мы в этом убеждены, – наш тезис соответствует действительности и Собибор на самом деле был транзитным лагерем для насильно переселяемых в восточные области евреев, то вопрос о моральной ответственности лагерного персонала – от коменданта лагеря до украинских надзирателей, самого нижнего звена в иерархической цепочке, предстает, разумеется, в совсем ином свете. Конечно же, и в этом случае немцы и украинцы из лагерной команды выполняли бесчеловечные и противоречащие правовым принципам приказы, ибо сама по себе насильственная депортация и конфискация имущества людей, производившаяся не по причине конкретной вины отдельного человека, а лишь из-за принадлежности его к определенной этнической или религиозной группе, лишение его свободы, является серьезным нарушением прав человека. Возражать тут нечего. Но с другой стороны, люди из персонала лагеря только выполняли приказы. Отказаться от их выполнения без угрозы для своей жизни и свободы они не могли. Решать же, правомерны эти приказы или нет, они на своем уровне тоже были не в состоянии. Потому вопрос был лишь в том, как именно они выполняли эти приказы. И тут уже у них было определенное право выбора. Потому вопрос о моральной ответственности лагерной команды зависит от того, проявляла ли она ненужную жестокость, стараясь причинить заключенным дополнительные страдания, во время выполнения этих приказов? Пытались ли сотрудники лагерного персонала обходиться в Собиборе со ждущими своего переселения на восток евреями настолько гуманно, насколько это было возможно в тех условиях, или же специально издевались над ними? Создали ли они сравнительно терпимую обстановку для тех же рабочих-евреев или устроили для них ад на земле?

Так как у нас нет документов об обстоятельствах жизни в Собиборе, мы не можем аргументированно ответить на эти вопросы. На показания свидетелей опираться нельзя, так как если все они без исключения лгали в главном вопросе – о якобы имевшем место массовом уничтожении евреев (несмотря на вариации в методе убийств – «черной жидкостью», «хлором» или «выхлопными газами двигателя»), то у нас нет ни малейшей причины безоговорочно верить их рассказам о садистском обращении лагерного персонала с заключенными.

Однако есть и показания, не верить которым нельзя. Леон Фельдхендлер, интернированный в Собиборе с начала 1943 года до восстания в октябре того же года,392 так описывает условия жизни евреев-ремесленников:

«В лагере I трудились для немцев еврейские ремесленникистоляры, портные, сапожники. У них были бараки для сна. Было тридцать немцев и сто восемьдесят украинцев. Жизнь ремесленников была очень хорошей. В их мастерских были хорошие условия для труда и отдыха. [...] Их ежедневный рацион включал полкилограмма хлеба, суп, конину, два раза в неделю была каша (ее привозили). [...] Рабочий день: с шести утра до полудня, потом час на обеденный перерыв, а потом снова работа до пяти вечера. [...] С пяти до десяти часов вечера у них было свободное время». 393

Вряд ли можно заподозрить еврея Фельдхендлера в том, что он тут специально врал, чтобы представить условия в лагере лучше, чем они были на самом деле и обелить тем самым нацистскую систему.

Учитывая эти обстоятельства, наш приговор таков: персонал лагеря в основном пункте обвинения – массовом убийстве евреев – из-за доказанного отсутствия состава преступления и в частном пункте обвинения – жестоком произвольном обращении с заключенными – из-за недостаточности улик признан невиновным.

Если, как мы предполагаем, в Собиборе проводилась эвтаназия, в результате которой погибло определенное количество заключенных (страдавших психическими или тяжелыми заразными болезнями), то эсесовцы, участвовавшие в ней, виновны. Критическое положение со снабжением, сложившееся в то время, из-за чего не хватало еды даже для здоровых, можно, пожалуй, рассматривать как смягчающее вину обстоятельство, но не оправдание. Но если доминирующая на современном Западе система все еще клеймит эвтаназию душевнобольных как доказательство «нацистского варварства», то ввиду того, что та же самая система год за годом допускает расчленение, вырезание или отравление здоровых неродившихся детей в животе матери, причем во многих американских клиниках аборты разрешены даже на девятом месяце беременности, мы не можем назвать такое положение иначе как гнусным лицемерием. Как говорится, чья бы корова мычала…

Я часть той силы...»

Мефистофель в «Фаусте» Гёте говорит о себе: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает добро». То же самое можно сказать и о тех, кто в 2000 году поручил польскому профессору археологии Анджею Коле из Торуньского университета провести сверление и раскопки на территории Собибора.

Профессор Кола, конечно, знал, насколько взрывоопасна в политическом отношении эта проблема. Он прекрасно понимал, каких результатов от него ждут. Поэтому он как бы сквозь зубы сделал обязательное признание в своей вере в правильность официально принятой картины холокоста. Несмотря на огромное оказываемое на него давление профессору хватило научной этики, чтобы не заниматься фальшивками. Пусть даже Кола не говорит об этом открыто, но его результаты не оставляют ни малейших сомнений в том, что описанного «очевидцами» «здания для проведения массовых казней с использованием газа» в Собиборе не было. А раз не было этого страшного здания, то не было и самих убийств газом. История с «газациями» тогда растворяется, стало быть, сама по себе. Зато найденные профессором огромный барак Т-образной формы, большая сторона которого имеет длину от шестидесяти до восьмидесяти метров («объект Е») и небольшое здание с печью («объект А») представляют собой неразрешимую проблему с точки зрения официальных историков холокоста. Зато они вполне логично подкрепляют версию ревизионистов о том, что Собибор был транзитным лагерем.

До 2001 года ревизионисты могли лишь утверждать, что официальная версия истории лагеря Собибор совершенно невероятна. Отсутствие каких-либо документальных доказательств политики физического искоренения, тот факт, что аэрофотоснимки, сделанные после ликвидации лагеря, не показали значительного уменьшения площади примыкавшего к лагерю леса, – откуда в таком случае взялись дрова для кремации ста пятидесяти – двухсот пятидесяти тысяч трупов? – все это свидетельствовало против официальной версии. Но со времени публикации в 2001 году статьи профессора Колы можно с уверенностью утверждать, что история об убийствах евреев газом в Собиборе не только невероятна, но и совершенно невозможна. И за то, что профессор Анджей Кола – пусть невольно! – доказал это, мы выражаем ему нашу искреннюю благодарность.

Новое платье короля

Наивный читатель теперь мог бы привести такой аргумент. Суд в Хагене заявил, что в Собиборе погибло «как минимум сто пятьдесят тысяч человек», голландский ученый Юлиус Схелфис, ведущий специалист по Собибору, назвал цифру в сто семьдесят тысяч. Эти сто пятьдесят – сто семьдесят тысяч жертв составляют всего 2,5 – 3% от знаменитых «шести миллионов». Потому с точки зрения чисел это количество на первый взгляд не является критически важным для поддержания истории холокоста. Неужели защитники официальной исторической версии не могли бы при этих обстоятельствах отказаться от газовых камер в Собиборе и согласиться с ревизионистами хотя бы в этом пункте?

Нет, не могли бы. Прежде всего существование газовых камер в Собиборе было «официально доказано» на трех судебных процессах в ФРГ – в Берлине в 1950 году, во Франкфурте-на-Майне в 1950 году и в Хагене в 1965–1966 годах – и теперь считается подтвержденным судебными документами. В результате этих процессов восемь человек были приговорены к разным срокам тюремного заключения – от трех лет до пожизненного. Из трех приговоренных к пожизненному заключению один (Эрих Бауэр) умер в тюрьме после тридцати одного года отсидки, другой (Хуберт Гомерски) отбыл за решеткой до своего досрочного освобождения двадцать два года, а третий (Карл Френцель) – шестнадцать лет. Если германская юстиция признает, что во всех трех Собиборских процессах ею были вынесены явно неправильные приговоры, то возникнут сомнения и в отношении других судов над «нацистскими преступниками». Ведь суды над персоналом всех «лагерей уничтожения» проходили под тем же лозунгом, что и Собиборские процессы, – «у нас ведь есть свидетели, давшие показания под присягой, зачем тогда нужны еще какие-то документальные и вещественные доказательства?»

Продолжим эту мысль. Если правосудие и историография «ошиблись» в отношении Собибора, зачем тогда им верить в отношении других лагерей «акции «Райнхардт»? Если падет Собибор, то тут же падет и Белжец, где тоже проводил раскопки профессор Кола, – и с теми же результатами, что и в Собиборе. И кто потом поверит в Треблинку?

Майданек, в котором, как утверждалось на Нюрнбергском процессе, погибло полтора миллиона миллиона человек,394 практически уже перестал считаться «лагерем уничтожения», после того как руководитель исторического отдела музея Майданека Томаш Кранц в 2005 году уменьшил число жертв до семидесяти восьми тысяч395 (что все равно является преувеличением на еще как минимум двадцать восемь тысяч396).

Самый маленький и самый малоизвестный из шести «лагерей уничтожения» Хелмно, где якобы погибло около ста пятидесяти тысяч евреев в автомобилях-«душегубках» («газвагенах»), никак не сможет заполнить «дыру», которая возникнет, как только из истории холокоста исчезнут «лагеря акции «Райнхардт». Тогда останется только Освенцим – флагман пропагандистов холокоста и одновременно самое слабое звено всей этой истории. Благодаря широкомасштабной исследовательской работе ревизионистов, раз за разом доказывающей несостоятельность официального образа Освенцима, в случае открытой дискуссии официальные историки холокоста изначально окажутся в проигрышной позиции.

Нет, они не могут пожертвовать Собибором, ибо это вызовет цепную реакцию, из-за которой огромное лживое сооружение под названием «Холокост» развалится как карточный домик. Потому им не остается ничего другого, кроме как закрывать глаза на результаты археологических исследований и вести себя так же, как толпа в сказке Ганса Христиана Андерсена, во весь голос восхвалявшая новое платье короля, хотя все – кроме слепых, конечно, прекрасно видели, что его величество голый.

Молох

«Кто может выдержать давление и кампании мощных еврейских организаций? Почти никто. Удавка этих организаций на шее средств массовой информации, их постоянные стоны и жалобы, их систематический шантаж, страх, который они нагоняют, их наигранное или настоящее неистовство, их презрение ко всем, кто не принадлежит к «избранному народу»все это рано или поздно сломит любое сопротивление. Чтобы люди прекратили слепо повиноваться этим организациям, нужны чрезвычайные исторические обстоятельства. Тогда возникнет опасность, что униженные, оскорбленные, ограбленные и колонизованные «гои» поднимут голову и восстанут против тиранов. Ложь о холокосте, или религия холокоста, постепенно развилась из лживых сказок раввинов, возникших в Центральной Европе. С помощью военной пропаганды эта ложь затем была экспортирована в Западную Европу (в том числе в нейтральные страны, в Ватикан и международные организации вроде Международного Красного Креста). Оттуда она перебралась в США, где ее подхватили средства массовой информации и Голливуд. С удвоенной силой вернулась она обратно и хлынула в 1945 году в сердце Европы. Она сыграла решающую роль при создании Израиля, будущего очага конфликта. Она отравила всё послевоенное время. Фермент ненависти, которую вносит ложь такого калибра в сердце каждого человека, отравляет нашу общественную и политическую жизнь до сегодняшнего дня. Огромные деньги, полученные путем шантажа и запугивания, уже более полувека подкармливают так называемый «бизнес на Шоа», «индустрию Шоа». Можно сказать, что вожди этих еврейских организаций, к большому удовлетворению антисемитов, сделали все, чтобы закрепить и усилить в массовом сознании стереотип плаксивого и одновременно заносчивого еврея, постоянно вопиющего о мести и требующего свой кусок мяса. Эти евреи привели к возрождению образа Шейлока».

Робер Фориссон 397

Основание Государства Израиль в 1948 году было анахронизмом. Англия тогда как раз предоставила независимость Индии; десятки азиатских и африканских территорий прилагали все большие усилия, чтобы освободиться от колониальной зависимости от белого человека. И вот как раз в годы деколонизации евреям в Палестине разрешили основать чистой воды колониальное предприятие – с благословения как США, так и СССР. Все это оправдывалось беспрецедентными страданиями еврейского народа в годы Второй мировой войны.

Когда престиж сионистского государства в восьмидесятых годах ХХ века после ужасающей жестокости, проявленной израильскими агрессорами и их местными пособниками в Ливане, упал ниже некуда, Израиль через свою «пятую колонну» в Америке позаботился о том, чтобы США передали Израилю Ивана Демьянюка, из которого лживая пропаганда сделала «Ивана Грозного» и «супердьявола Треблинки». В Израиле против Демьянюка провели тщательно инсценированный показательный процесс, в результате которого люди во всем мире начали говорить не о вырезанных в Сабре и Шатиле палестинцах, а о «погибших от газа в Треблинке евреях». И лишь благодаря храброму и порядочному израильскому адвокату Ивана Демьянюка Йораму Шефтелю процесс против него окончился неудачей, ибо в конце концов обвиняемый был освобожден, хотя, разумеется, официальный образ «лагеря уничтожения Треблинки» от этого освобождения никак не пострадал.

После того как кровавый террор израильской армии в Секторе Газа в конце 2008 и начале 2009 года вызвал возмущение во всем мире, Ивану Демьянюку, которому было уже восемьдесят девять лет, в очередной раз пришлось сыграть роль громоотвода. Процесс по его делу, запланированный, если верить последним сообщениям газет, на конец ноября 2009 года, должен в очередной раз привлечь внимание к истории холокоста.

Тот факт, что ФРГ так беспощадно преследует старика, вина которого не подтверждена никакими прямыми уликами, нельзя объяснить лишь уже ставшем притчей во языцех заискиванием немецких властей перед Израилем и сионистскими организациями. Правящему классу Германии холокост тоже необходим как воздух. Он нужен ему, чтобы в зародыше удушить любую попытку возрождения немецкого национального самосознания, блокировать подъем национально ориентированных сил и самому остаться у власти.

Чтобы постоянно демонстрировать всему немецкому народу, и особенно немецкой молодежи, гнусность и порочность национал-социалистической системы; «самому свободному государству в немецкой истории» с момента его основания требовалось существование «нацистских чудовищ» как доказательство той самой порочности военного поколения немцев. Но так как «нацистские чудовища» в наши дни просто в силу естественных причин превратились в редкость, предстоящий показательный процесс Ивана Демьянюка предоставляет ФРГ, вероятно, последний шанс провести для своего населения на этом примере необходимую «воспитательную работу». Есть лишь один маленький недочет: это «чудовище» вовсе не немец, а украинец. Но даже это обстоятельство можно при желании выгодно использовать в пропаганде. Немецкие нацисты, мол, были настолько мерзки, что им даже удалось мобилизовать для своих ужасных целей самых жутких подонков из других народов Европы!

Молоху холокоста требуются жертвы. Украинцы, расстрелянные после судебных процессов в Киеве, на которых архилжец Александр Аронович Печерский «разоблачил» их своими показаниями, бывшие эсесовцы Эрих Бауэр, Хуберт Гомерски и Карл Френцель, отсидевшие в общей сложности шестьдесят девять лет в тюрьме, Герман Юлиус Хёфле, доведенный в 1962 году до самоубийства в венской тюрьме, или, более вероятно, убитый там, Хермине Браунштайнер-Риан, которая провела семнадцать лет за решеткой за то, что якобы отбирала еврейских детей для умерщвления в газовых камерах Майданека, – в тех самых камерах, которых согласно приговору Собиборского процесса в Берлине в 1950 году вообще не было! – Густав Вагнер, который добровольно сдался бразильской полиции, но после этого был убит группой еврейских киллеров, и восьмидесятидевятилетний Иван Демьянюк, которому после семи лет предварительного заключения в Израиле снова пришлось оказаться за решеткой по обвинению в выдуманных преступлениях, – все эти люди – жертвы этого Молоха.

К жертвам Молоха относятся и те, кто восстает против лжи. В Австрии Вольфганг Фрёлих за «ложь о холокосте» был приговорен к шести, а Герд Хонсик – к пяти годам тюрьмы. В «самом свободном государстве в немецкой истории» Гермар Рудольф отсидел в тюрьме три с половиной года. Эрнст Цюндель находится за решеткой без перерыва с февраля 2003 года – сначала в канадской, а потом в немецкой тюрьме. Выпустить его должны будут лишь в 2010 году. Ревизионистка Сильвия Штольц, адвокат, была приговорена террористической юстицией ФРГ к трем годам и трем месяцам лишения свободы. А Хорст Малер – вдумайтесь! – к тринадцати годам.

В августе 2009 года жена Хорста Малера, полька Эльжбета, написала одному из авторов этой книги (Ю.Г.) следующее письмо:

«Я согласна с Вами. Я тоже восхищаюсь своим мужем за его мужество, но также и за добросердечие и ум, несравнимые с другими людьми, которых я знала раньше. Его отсутствие я и мои дети, которые любят его как собственного отца, воспринимаем как большую потерю. Я надеюсь, что ему не придется сидеть весь срок. Ведь это целых тринадцать лет! А такого наказания достоин убийца, а не мой муж. Я посещаю Хорста раз в месяц, чаще я не могу по финансовым причинам».

Лживую конструкцию по имени «Холокост» нельзя разрушить одним ударом – слишком сильны и влиятельны ее защитники. Они контролируют правительства, правосудие, средства массовой информации и располагают неограниченными капиталами. Ревизионисты не могут ничего большего, кроме как пробивать бреши в стенах этого бастиона лжи. И если наша книга сможет проделать такую брешь, то она достигла своей цели.

 

Перевод с нем.: В. Крюков | Корректура: Алостраэль

 

 

Примечания

1 Ein ganz gewöhnlicher Handlanger («Самый обычный пособник») в Der Spiegel, Nr. 26/2009 (Интернет-версия).

2 Dieter Lehner, Du sollst nicht falsch Zeugnis geben (Дитер Ленер «Не лжесвидетельствуй»), издательство Vowinckel Verlag, Берг, 1987 г.

3 Mörderische Augen («Глаза убийцы») в Der Spiegel, Nr. 31/1993 (Интернет-версия).

4 Ein ganz gewöhnlicher Handlanger. Указ. соч.

5 Там же.

6 Deutschlandfunk, 14 июля 2009 (Интернет-версия).

7 Tagesspiegel, 14 июля 2009 (Интернет-версия).

8 Ein ganz gewöhnlicher Handlanger. Указ. соч.

9 Там же.

10 Термин «лагерь уничтожения» («Vernichtungslager») не было найдено ни в одном немецком документе времен войны. Оно происходит из лексикона союзников и представляет собой перевод английского выражения «extermination camp».

11 Carlo Mattogno und Jürgen Graf, Treblinka – Vernichtungslager oder Durchgangslager?, Castle Hill Publishers, Hastings 2002. Online: vho.org/D/Treblinka/

Издание на английском языке Treblinka – Extermination Camp or Transit Camp?, Theses & Dissertation Press, Chicago 2003. Online: vho.org/GB/Books/t

12 Carlo Mattogno, Belzec. Propaganda, Zeugenaussagen, archäologische Untersuchungen, historische Fakten, Castle Hill Publishers, Hastings 2004. Online:Vho.org/D/b/

Издание на английском языке Belzec in Propaganda, Testimonies, Archeological Research and History, Theses & Dissertation Press, Chicago 2004. Onne: vho.org/GB/Books/b

13 www.codoh.com/author/kues.html

14 Enzyklopädie des Holocaust. Die Verfolgung und Ermordung der europäischen Juden. Herausgegeben von E. Jäckel, P. Longerich, J. M. Schoeps, Hauptherausgeber Israel Gutman. («Энциклопедия Холокоста. Преследование и убийство европейских евреев» под редакцией Э. Йеккеля, П. Лонгериха, М. Шёпса, главный редактор Израель Гутман), издательство Argon Verlag, Берлин 1993г., том 3, стр. 1130-1134.

15 N. Blumental (изд.), Dokumenty i materialy z csasow okupacji niemieckiej w Polsce. Obozy. (Н. Блюменталь (ред.) «Документы и материалы времен немецкой оккупации Польши»), том 1, Лодзь, 1946г., стр. 210.

16 Там же, S. 200.

17 ROD (Rijksinstituut voor Oorlogsdocumentatie – «Государственный институт военной документации»), Амстердам, c[23.62]09

18 Там же.

19 Yuri Suhl, Ed essi si ribellarono. Storia della resistenza ebraica contro il nazismo, (Юрий Зуль «И тогда они восстали. История еврейского сопротивления нацизму»), Милан, 1969г., стр. 66.

20 Ilya Ehrenburg und Vasily Grossman (изд.), The Black Book, Holocaust Library, (Илья Эренбург и Василий Гроссман (ред.) «Черная книга»), Библиотека Холокоста, Нью-Йорк, 1981г., стр. 443.

21 Léon Poliakov, Bréviaire le la Haine, (Леон Поляков «Краткий словарь ненависти») Calman-Lévy, Париж, 1979г., стр. 387.

22 Wolfgang Scheffler, Judenverfolgung im Dritten Reich, (Вольфганг Шеффлер «Преследование евреев в Третьем Рейхе»), издательство Colloquium Verlag, Берлин, 1964г., стр. 40.

23 Raul Hilberg, Die Vernichtung der europäischen Juden, (Рауль Хильберг «Уничтожение европейских евреев» в 3-х томах), издательство Fischer Taschenbuch Verlag, Франкфурт-на-Майне 1986г., стр. 956.

24 Julius Schelvis, Vernietigingskamp Sobibor, (Юлиус Схелфис «Лагерь уничтожения Собибор»), издательство De Bataafsche Leeuw, Амстердам, 2008г., стр. 267.

25 Valérie Igounet, Histoire du négationnisme en France, (Валерий Игуне «История отрицательства во Франции»), издательство Editions du Seuil, Париж, 2000г., стр.. 640.

26 Der Reichsführer SS. Feld-Kommandostelle, den 5. Juli 1943. Nürnberger Dokument NO-482. (Рейхсфюрер СС. Полевая ставка, 5 июля 1943 г., документ Нюрнбергского процесса NO-482.) Копия этого приказа Гиммлера была опубликована в нескольких книгах о Собиборе, например у Томаса (Тойви) Блатта в книге Thomas Blatt, Sobibor. The Forgotten Revolt, («Собибор. Забытое восстание».) P. O. Box 122, Issaquah 1998 (ненумерованные страницы в приложении).

27 Enyzklopädie des Holocaust, указ. соч., стр. 1333.

28 SS-Wirtschafts-Verwaltungshauptamt, Berlin, 15 Juli 1943. Nürnberger Dokument NO-482. (Главное административно-хозяйственное управление СС, Берлин, 15 июля 1943 г., документ Нюрнбергского процесса NO-482.). Копия в книге Т. Блатта (указ. соч.).

29 Копия у Т. Блатта (указ. соч.).

30 Там же.

31 Peter Witte, Stephen Tyas, A New Document on the Deportation and Murder of the Jews during «Einsatz Reinhardt» 1942, (Петер Витте и Стивен Тайес «Новый документ о депортации и убийстве евреев во время «Операции Райнхардт») в Holocaust and Genocide Studies, Nr. 3, зима 2001, стр. 468, 470.

32 Peter Witte, Stephen Tyas, A New Document…, указ. соч., стр. 469.

33 NO-5194.

34 P. Witte und S. Tyas, A New Document…, указ. соч., стр. 468.

35 http:/ru.wikipedia.org/wiki/Печерский,_Александр_Аронович

36 Thomas (Toivi) Blatt, Sobibor. The forgotten revolt, (Томас (Тойви) Блатт, «Забытое восстание»), указ. соч., стр. 121.

37 https://en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Pechersky

38 T. Blatt, Sobibor. The forgotten revolt, указ. соч., стр. 123.

39 Там же, стр. 124.

40 https://fr.wikipedia.org./wiki/Alexander_Pecherski

41 https://en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Pechersky

42 https://de.wikipedia.org/wiki/Alexander_Petscherski

43 Barbara Distel, «Sobibor», указ. соч., стр. 402.

44 Источник: https://de.wikipedia.org/wiki/Ilja_Grigorijewitsch_Ehrenburg

45 The Black Book. Prepared under the editorship of Ilya Ehrenburg and Vasily Grossman, Holocaust Library, New York 1981. Статья П. Антокольского и В. Каверина «Revolt in Sobibor» находится в этой книге на страницах 427-445.

46 Alexander Pechersky, «Revolt in Sobibor», в Yuri Suhl (сост.), They fought back. The Story of the Jewish Resistance in Nazi Europe, (Юрий Зуль «Они защищались. История еврейского сопротивления в нацистской Европе») New York 1967.

47 Alexander Pechersky, «Rivolta a Sobibor, в Yuri Suhl (сост.), Ed essi si ribellarono. Storia della resistenza ebraica contro il nazismo, Mailand 1969.

48 The Black Book, указ. соч., стр. 443.

49 Rivolta a Sobibor, указ. соч., стр. 31,

50 The Black Book, указ. соч., стр. 443.

51 Julius Schelvis, Vernietigingskamp Sobibor, указ. соч., стр. 258, 259.

52 Там же, стр. 267.

53 Там же, стр. 246.

54 Там же, стр. 257.

55 Там же, стр. 342 (Примечание 69).

56 Там же, стр. 263.

57 См. главу 1.

58 Печерский ничего не сообщает о числе надзирателей. По «Энциклопедии холокоста» (Enzyklopädie des Holocaust) (указ. соч., стр. 1330) в Собиборе было «от 90 до 120 людей из Травников».

59 Julius Schelvis, Vernietigingskamp Sobibor, указ. соч., стр. 206 и стр.. 336 (примечание 8).

60 Adalbert Rückerl (Hrsg.), NSVernichtungslager im Spiegel deutscher Strafprozesse. (Адальберт Рюкерль (ред.) «Национал-социалистические лагеря уничтожения в зеркале немецких уголовных процессов»), издательство DTV-Verlag, Мюнхен 1979, стр. 163, 172-173.

61 Литовская организация, сотрудничавшая с немцами в годы войны.

62 Ilya Ehrenburg und Vasily Grossman (Hg.), The Black Book (И. Эренбург и В. Гроссман (ред.) «Черная книга»), указ соч. (см. главу 2), стр. 439.

63 N. Blumental (Hg.), Dokumenty i materialy, (Н. Блюменаль), указ. соч. (см. главу 2), S. 204. Показания Фельдхендлера датируются 1945 или 1946 годом.

64 Miriam Novitch (Hg.), Sobibor. Martyrdom and Revolt, (Мириам Нович (ред.) «Собибор: мученичество и восстание»), Holocaust Library, Нью-Йорк, 1980.

65 N. Blumental, Dokumenty i materialy, указ.соч., стр. 211. Это свидетельство было сделано в 1945 или 1946 году.

66 См. главу 2.

67 Miriam Novitch (Hg.), Sobibor. Martyrdom and Revolt (Мириам Нович (ред.) «Собибор: мученичество и восстание»), указ. соч., стр. 147.

68 Z. Lukaszkiewicz, Oboz zaglady w Sobiborze (З. Лукашкевич «Лагерь уничтожения в Собиборе»), в Biuletyn Glownej Komisji Badania Zbrodni Niemieckich w Polsce (Бюллетень Главной комиссии по расследованию немецких преступлений в Польше), Познань, 1947, стр. 52.

69 PS-1553.

70 Два самых серьезных анализа доклада Герштейна это книги Анри Рока «Признания Курта Герштейна. О проблематике одного ключевого документа» (Henri Roques, Die «Geständnisse» des Kurt Gerstein. Zur Problematik eines Schlüssel-Dokuments, изд-во Druffel-Verlag, Leoni am Starnberger See 1986), и Карло Маттоньо, «Доклад Герштейна. Анатомия одной фальшивки» (Carlo Mattogno, Il rapporto Gerstein. Anatomia di un falso, изд-во Sentinella d’Italia, Monfalcone 1985).

71 Militärgerichtshof, Fall 1, Nürnberg, Verhandlung vom 16. Januar 1947, (Военный трибунал в Нюрнберге, заседание 16 января 1947 года) стр. 1806-1815.

72 Jan Karski, Story of a Secret State, (Ян Карский «История тайного государства») издательство Houghton Mifflin Company, Бостон, 1944, стр. 339.

73 Stefan Szende, Der letzte Jude aus Polen, (Стефан Шенде «Последний еврей из Польши»), издательство Europa Verlag, Цюрих, 1945, стр. 290-292.

74 URSS-93.

75 Carlo Mattogno und Jürgen Graf, Treblinka – Vernichtungslager oder Durchgangslager? (Карло Маттоньо и Юрген Граф «Треблинка – лагерь уничтожения или транзитный лагерь?»), указ соч., (см. главу 1).

76 PS-3311.

77 Enzyklopädie des Holocaust («Энциклопедия холокоста»), указ. соч. (см. главу 2), стр.. 176 (Белжец), стр. 1428 (Треблинка).

78 Friedrich P. Berg, Diesel Gas Chambers: Ideal for Torture, Absurd for Murder (Фридрих П. Берг «Дизельные газовые камеры: идеальны для пыток, абсурдны для убийства») в Germar Rudolf (Hg.), Dissecting the Holocaust (Гермар Рудольф «Препарация Холокоста»), издательство Theses and Dissertation Press, Чикаго, 2003.

79 Raul Hilberg, Die Vernichtung der europäischen Juden (Рауль Хильберг «Уничтожение европейских евреев»), указ. соч. (глава 2), стр. 941.

80 Enzyklopädie des Holocaust, указ. соч. (см. главу 2), стр. 1334.

81 Yitzhak Arad, Belzec, Sobibor, Treblinka. The Operation Reinhard Death Camps, Indiana University Press, Bloomington 1987.

82 Miriam Novitch, Sobibor. Martyrdom and Revolt, Holocaust Library, New York 1980.

83 Richard Rashke, Escape from Sobibor, University of Illinois Press, Urbana and Chicago 1982.

84 Adalbert Rückerl, Nationalsozialistische Vernichtungslager im Spiegel deutscher Strafprozesse, dtv, Frankfurt a. M. 1977.

85 См. главу 2.

86 См. главу 4.

87 Wolfgang Benz und Barbara Distel (Hg.), Der Ort des Terrors. Geschichte der nationalsozialistischen Konzentrationslager, (Вольфганг Бенц и Барбара Дистель (ред.) «Место террора. История национал-социалистических концлагерей»), издательство Verlag C. H. Beck, Мюнхен, 2008.

88 См. главу 4.

89 www.holocaustdenialontrial.com/en/trial/defense/browning/550#browning_553p64n157

90 Там же.

91 N. Blumental (Hg), Dokumenty i materialy, указ.соч. (см. главу 2), стр. 199.

92 B. Distel, «Sobibor», указ. соч., стр. 391.

93 J. Schelvis, Vernietigingskamp Sobibor, указ. соч. (см. главу 2), стр. 114.

94 Alexander Donat (Hg.), The Death Camp Treblinka, (Александр Донат «Лагерь смерти Треблинка») Holocaust Library, New York 1979, стр. 48.

95 Julius Schelvis, Vernichtungslager Sobibor, (немецкое издание Юлиус Схелфис «Лагерь уничтожения Собибор»), издательство Metropol Verlag, Берлин 1998.

96 Jules Schelvis, Sobibor. A History of a Nazi Death Camp, (английское издание Юлиус Схелфис «Собибор. История нацистского лагеря смерти») Berg Publishers, Oxford 2006.

97 Julius Schelvis, Vernietigingkamp Sobibor,(голландское издание Юлиус Схелфис «Лагерь уничтожения Соибор»), издательство De Bataafsche Leeuw, Амстердам 2008.

98 См. главу 3.

99 В 1943 г. югославского государства не существовало. Скопье (нынешняя Македония) тогда принадлежало Болгарии.

100 Serge Klarsfeld, Le Mémorial de la Déportation des Juifs de France, (Серж Кларсфельд «Памятная книга о депортации французских евреев»), Париж, 1978. В книге Кларсфельда нет номеров страниц. В «Хронологической таблице поездов с депортированными» он упоминает о двух эшелонах из Франции в Собибор, первый из которых выехал 23 марта 1943 года и вез 994 человека, а второй – 25 марта 1943 года – 1008 человек..

101 А также в одном случае он ссылается на найденный в Травниках (а не в самом Собиборе) дневник одного депортированного из Минска еврея.

102 См. главы 3, 4.

103 См. главу 4.

104 См. главы 12, 13.

105 Y. Arad, Belzec, Sobibor, Treblinka. The Operation Reinhard Death Camps, И. Арад «Белжец, Собибор, Треблинка. Лагеря смерти операции «Райнхард», указ. соч. стр. 79.

106 Запись беседы Ады Лихтман и Клода Ланцмана (online: https://resources.ushmm.org/intermedia/film_video/spielberg_archive/transcript/RG60_5023/2DF2161E-9A19-4494-B7D6-6CB6AE292840.pdf), S. 39.

107 Y. Arad, Belzec, Sobibor, Treblinka, И. Арад, указ. соч, стр. 79.

108 Процесс против Адольфа Эйхмана, 64-е заседание, в: State of Israel. The Trial of Adolf Eichmann. Record of Proceedings in the District Court of Jerusalem. («Государство Израиль против Адольфа Эйхмана. Материалы процесса суда в Иерусалиме»), Иерусалим 1993, том III, стр. 1168.

109 Aiko Sawada, Yoru no Kioku - Nihonjin ga kiita Horokōsuto seikansha no shōgen, Sōgensha, Osaka 2005, стр. 303.

110 Joshua M. Greene, Shiva Kumar (Hg.), Witness. Voices from the Holocaust, (Джошуа Грин, Шива Кумар (редсост.) «Свидетель. Голоса Холокоста»), Simon & Shuster, New York 2000, стр. 154.

111 Запись беседы Ады Лихтман и Клода Ланцмана, указ. соч., стр. 24, 34.

112 Y. Arad, Belzec. Sobibor, Treblinka, (И. Арад), указ. соч., стр. 79.

113 См. главу 5.

114 Miriam Novitsch, Sobibor. Martyrdom and Revolt, (Мириам Нович «Собибор. Мученичество и восстание»), указ. соч., стр. 148.

115 См. главу 12.

116 T. Blatt, From the Ashes of Sobibor. A Story of Survival, (Т. Блатт. «Из пепла Собибора. История выживания»), Northwestern University Press, Evanston (IL) 1997, стр. 232, Примечание 7.

117 J. Schelvis, Vernietigingskamp Sobibor, (Ю. Схелфис «Лагерь уничтожения Собибор»), указ. соч, стр. 87/88.

118 Elizabeth Neuffer, The key to my neighbor's house: Seeking justice in Bosnia and Rwanda, (Элизабет Ньюффер «Ключ к дому моего соседа: в поисках справедливости в Боснии и Руанде»), Picador, New York 2002, стр. 215.

119 “U.N. Starts Digging Up Mass Grave in Bosnia”, The New York Times, («ООН начинает раскопки массовых захоронений в Боснии», газета «Нью-Йорк Таймс», 10 июля 1996, стр. 6.

120 https://www.deathcamps.org/sobibor/pic/bmap21.jpg

121 См. главу 6.

122 Запись беседы Ады Лихтман и Клода Ланцмана, указ. соч., стр. 46-47.

123 Thomas (Toivi) Blatt, Sobibor. The Forgotten Revolt, (Томас (Тойви) Блатт «Собибор. Забытое восстание», указ соч., см. Приложение без указания страниц.

124 Thomas (Toivi) Blatt, Sobibor. The Forgotten Revolt, указ. соч.

125 Там же, текст на клапане суперобложки.

126 Shaindy Perl, Tell the World. The Story of the Sobibor Revolt, (Шейнди Перл «Расскажите миру. История восстания в Собиборе»), издательство Eastern Book Press, Monsey (NY) 2004, стр.. 244. Юлиус Схелфис датирует смерь Фельдхендлера апрелем 1945 года (Vernietigingskamp Sobibor, указ. соч., стр. 270).

127 Службы продовольственного снабжения.

128 Archiwum Muzeum Stutthof, (Архив Музея Штуттхоф) I-1b-8, S. 53.

129 Julius Schelvis, Vernietigingskamp Sobibor, указ.соч., стр. 287.

130 Ulrich Völklein, «Der Mörder und sein Zeuge», (Ульрих Фёлькляйн «Убийца и его свидетель»), журнал STERN, №. 13, 22 марта 1984 года.

131 G. Sereny, Into That Darkness, (Г. Серени «В эту тьму»), издательство Vintage Books, Нью-Йорк, 1983, стр. 109.

132 Julius Schelvis, Vernichtungslager Sobibor, (Юлиус Схелфис «Лагерь уничтожения Собибор»), издательство Metropol Verlag, Берлин 1998, стр. 119.

133 Подробнее об этом будет рассказано в следующей главе..

134 Там же, стр. 120, сноска 285.

135 Там же, стр. 122.

136 Eugen Kogon, Hermann Langbein, Adalbert Rückerl u.a. (Hg.), Nationalsozialistische Massentötungen durch Giftgas,( Ойген Когон, Герман Лангбайн, Адальберт Рюкерль и др. (ред.-сост.) «Национал-социалистические массовые убийства с использованием отравляющего газа»), издательство S. Fischer Verlag, Франкфурт-на-Майне. 1983.

137 См. главу 2.

138 Gitta Sereny, Into that Darkness, указ.соч., 113-114.

139 Julius Schelvis, Vernichtungslager Sobibor, указ. соч., стр. 119.

140 E. Kogon, H. Langbein, A. Rückerl u. a. (Hg.), Nationalsozialistische Massentötungen durch Giftgas, указ. соч., стр. 158.

141 Немецкая версия книги G. Sereny, Into That Darkness, («Г. Серени «В эту тьму»), сравните примечание 1.

142 «Это был русский тяжелый бензиновый двигатель (возможно, с танка или тягача) с мощностью не меньше 200 л.с. (V-образный, 8-цилиндровый, водяного охлаждения)», Эрих Фукс, цитируется в E. Kogon, H. Langbein, A. Rückerl u. a. (Hg.), Nationalsozialistische Massentötungen durch Giftgas, указ. соч., стр. 158.

143 J. Schelvis, Vernietigingskamp Sobibor, указ.соч, стр. 120.

144 Adalbert Rückerl, NS-Vernichtungslager im Spiegel deutscher Strafprozesse, (Адальберт Рюкерль «Национал-социалистические лагеря уничтожения в зеркале немецких уголовных процессов»), dtv. Франкфурт, 1979, стр. 7 и сл.

145 Приговор Земельного суда Берлина от 8 мая 1950 г., PKs 3/50, стр. 1.

146 Указ. соч., стр. 3.

147 «Wagner, Spiess, Neumann, Rose, Greischutz, Gomelski, Weiss, Getzinger, Beckmann, Müller »(«Вагнер, Шписс, Нойманн, Розе, Грайшутц, Гомельски, Вайсс, Гетцингер,Бекманн, Мюллер», написание имен взято без изменений). N. Blumental (Hg.), Dokumenty i materialy, указ. соч. (см. главу 2), стр. 208.

148 «Szpic, Wagner, Frenkel, Niemand, Rost, Greischutz, Gomerski, Getzinger, Konrad, Gebrüder Wolf, Vetland, Michel, Veis, Bauer, Sztojbel, Richter» («Шпиц, Вагнер. Френкель, Ниманд. Рост, Грайшутц, Гомерски, Гетцингер, Конрад, братья Вольф, Ветланд, Михель, Вейс, Бауэр, Штойбель, Рихтер», написание имен взято без изменений). N. Blumental (Hg.), Dokumenty i materialy, указ. соч., стр. 209.

149 Shaindy Perl, Tell the World. The Story of the Sobibor Revolt, (Шэйнди Перл «Расскажите миру. История восстания в Собиборе»), издательство Eastern Book Press, Monsey (New York) 2004, стр. 221.

150 J. Schelvis, Vernichtungslager Sobibor, (Ю. Схелфис,«Лагерь уничтожения Собибор»), издательство Metropol Verlag, Берлин, 1998, стр. 239.

151 S. Perl, Tell the World, (Ш. Перл «Расскажите миру»), указ. соч., стр. 219.

152 Там же, стр. 221.

153 Там же, стр.. 222.

154 Земельный суд Берлина, указ. соч., стр. 7.

155 http:/de.wikipedia.org/wiki/Sobibor-Prozess. Юлиус Схелфис на странице 272 подтверждает, что арест Баура состоялся в 1949 году. Но на стр. 283 он, напротив, сообщает, что Бауэра арестовали еще в 1946 году. (Vernieti-gingskamp Sobibor, De Bataafsche Leeuw, Amsterdam 2008). Мы исходим из того, что правильна первая, а не последняя дата.

156 S. Perl, Tell the World, указ. соч., стр. 224.

157 Приговор Земельного суда Франкфурта-на-Майне от 25 августа 1950 года, 52 Ks 3/50.

158 Земельный суд Берлина, указ. соч., стр. 4.

159 J. Schelvis, Vernietigingskamp Soibor, указ. соч., стр. 293.

160 Земельный суд Берлина, указ. соч., стр. 5, 6.

161 Там же, S. 10.

162 S. Perl, Tell the World, указ. соч., стр. 222.

163 Земельный суд Берлина, указ.соч., стр.3.

164 Landgericht Düsseldorf, Urteil Hackmann u. a., (Земельный суд Дюссельдорфа, Приговор по делу Хакманна и других), XVII 1/75, том I, стр. 86 и след.

165 https://de.wikipedia.org/wiki/Hermine_Braunsteiner-Ryan

166 Landgericht Frankfurt, a.a.O.,S. 1.

167 https://holocaust-info.dk/sobibor/sobibor_personnel.htm

168 Земельный суд Франкфурта, указ. соч., стр. 1.

169 «Sobibor – Mordfabrik hinter Stacheldraht»,(«Собибор – фабрика смерти за колючей проволокой» ), газета Frankfurter Rundschau, 24 августа 1950 года.

170 Земельный суд Франкфурта, указ. соч, стр. 4.

171 Там же, стр. 3.

172 Там же, стр. 4, 5.

173 M. Novitch, Sobibor – Martyrdom and Revolt, (Мириам Нович «Собибор – мученичество и восстание»), указ. соч. (см. главу 5), стр. 57.

174 Земельный суд Франкфурта, указ. соч., стр. 3, 4.

175 www.nizkor.org/hweb/people/e/eichmann-adolf/Sessions/Session-065-04.html

176 См. главу 4.

177 B. Distel, „Sobibor“, указ. соч. (см. главу 3), стр. 400.

178 Thomas Kues, „A List of the Conveniently Deceased“, www.codoh.com/author/kues.html

179 http:/de.wikipedia.org/wiki/Gustav_Wagner_(SS-Mitglied)

180 Julius Schelvis, Vernietigingskamp Sobibor, указ. соч. (см. главу 2), S. 300, 302.

181 Stanislaw Szmajzner, Inferno em Sobibor, (Станислав Шмайзнер, «Ад в Собиборе»), издательство Edições Bloch, Рио-де-Жанейро, 1968.

182 На Интернет-сайте www.holocaustresearchproject.org/ar/sobibor/szmajzner.html находится частичный перевод на английский язык, причем, как утверждается, оригинал был на польском языке. Источник не назван. Возможно, Шмайзнер использовал для своей вышедшей в Бразилии на португальском языке книги польский оригинал.

183 См. главу 4.

184 J. Tennenbaum, In Search of a Lost People: The Old and the New Poland, (Дж. Тенненбаум «В поисках исчезнувших людей: старая и новая Польша»), The



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: