Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, научных дискуссий, подготовку и обсуждение эссе, докладов и рефератов, вузовских конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, в целом в учебном процессе составляет 60 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся составляют 50 процентов аудиторных занятий.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
№ п/п | № семестра | Раздел учебной дисциплины | Вид самостоятельной работы студента | Всего часов |
Раздел I. Философия, круг ее проблем, место и роль в обществе | Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы, а также решение тестовых заданий | |||
Раздел II. История философии | Изучение оригинальных философских текстов, разработка рефератов и докладов, решение тестовых заданий | |||
Раздел III. Философское учение о бытии | Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы, а также решение тестовых заданий | |||
Раздел IV. Философское учение о познании | Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы, а также решение тестовых заданий | |||
Раздел V. Человек и общество | Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы, а также решение тестовых заданий |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | № семестра | Раздел учебной дисциплины | Виды контроля (текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговый аттестация) | Оценочные средства |
текущий контроль | тесты | |||
1-2 | зачет по 1-2 разделам | Контрольные вопросы | ||
текущий контроль | тесты | |||
текущий контроль | тесты | |||
1-5 | экзамен по курсу | Экзаменационные билеты |
Тематика эссе, рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов и заданий:
А) 1-2 разделы
1. Мировоззрение: сущность и исторические типы.
2. Материализм и идеализм.
3. Структура философии, ее функции.
4. Диалектика и метафизика.
5. Особенности философии Древней Индии.
6. Основные черты и школы философии Древнего Китая.
7. Основные проблемы и особенности философии Античности.
8. Средневековая философия и её специфические черты.
9. Философия эпохи Возрождения.
10. Философия Нового времени.
11. Рационализм и сенсуализм.
12. Философия эпохи Просвещения.
13. Своеобразие русской философии.
14. Общая характеристика немецкой классической философии.
15. Вклад Им.Канта в теорию познания.
16. Вклад Г.В. Гегеля в разработку законов диалектики.
17. Антропологические взгляды Л.Фейербаха.
18. Роль К.Маркса и Ф.Энгельса в разработку философии диалектического материализма.
19. Вклад Г.В. Плеханова и В.И. Ленина в развитии марксистской философии.
20. Общая характеристика западноевропейской философии ХХ века.
21. Неопозитивизм: истоки, представители, основные идеи.
22. Философская герменевтика: истоки, представители, основные идеи.
23. Философия прагматизма: истоки, представители, основные идеи.
24. Философия психоанализа: истоки, представители, основные идеи.
25. Философия неотомизма: истоки, представители, основные идеи.
Б) 3-5 разделы
26. Материя и её атрибуты.
27. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.
28. Пространство и время как атрибуты материя.
29. Отражение как общее свойство материи.
30. Движение и развитие. Диалектика как учение о развитии.
31. Диалектика как наука и метод. Основные принципы диалектики, их методологическое значение.
32. Сущность закона единства и борьбы противоположностей: особенности его проявления в развитии природы, общества, и в познании.
33. Закон отрицания отрицания: особенности его проявления в природе, обществе и познании.
34. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений: особенности его проявления в природе, обществе и познании.
35. Сущность сознания и проблема его происхождения.
36. Проблема бессознательного.
37. Сознание и самосознание.
38. Сущность познания. Субъект и объект познания.
39. Чувственное и рациональное в познания: специфика, формы, взаимосвязь.
40. Роль практики в познании. Виды практики. Место и роль практики в процессе познания.
41. Природа истины и её свойства.
42. Специфика научного познания.
43. Наука как деятельность, как знание, как социальный институт.
44. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.
45. Методы и формы научного познания.
46. Предсказание и прогноз. Научный прогноз.
47. Современная научно-философская картина мира.
48. Понятие общества. Основные сферы жизни общества.
49. Основные концепции общественного развития.
50. Критерии общественного прогресса.
51. Объективные и субъективные факторы в историческом процессе и их взаимосвязь.
52. Философия о происхождении человека. Человек, индивид, личность.
53. Социализация личности.
54. Общественное бытие и общественное сознание.
55. Государство: происхождение и сущность.
56. Духовная жизнь общества: структура и роль.
57. Культура и её роль в самоопределении и развитии личности.
58. Мораль и нравственность: сущность и роль в обществе.
59. Экология как философская проблема.
60. Глобальные проблемы современности и будущее цивилизации. Стратегия выживания человечества.
61. Социальные изменения в России: реформы и контрреформы.
62. Гуманистическое измерение общественного прогресса.
63. Проблема смысла человеческого бытия.
64. Проблема человека в западной философии и культуре XXI в.
65. Информационное общество: тенденции изменения.