усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов) 2 глава




 

Темы рефератов

 

1. Трансактный анализ общения.

2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.

3. Манипуляции собеседником. Защита от манипуляций.

 

 

Л е к ц и я 9. Барьеры общения и пути их преодоления

 

9.1. Понятие о барьерах общения

 

Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.

Наибольшее расположение собеседников друг к другу возникает при наличии духовной близости, ценностно-ориентационном единстве, общности позиций и интересов.

Однако на пути такого взаимопонимания лежат барьеры общения, защитные стереотипы, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга и по достоинству оценить.

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.

Чтобы успешно преодолевать такие психологические барьеры, следует вооружиться элементарными знаниями о сущности потребностей, характеров, установок.

Никто не застрахован от неудач, невзгод, волнений. Но как часто источником их являются не внешние, объективные обстоятельства, а неумение находить общий язык с окружающими. Никого не надо убеждать соблюдать гигиену тела. А ведь не менее важна и гигиена взаимоотношений. Тот, кто забывает о ней, оказывается вовлеченным в пучину конфликтов, ссор, споров по пустякам.

Чтобы разобраться, в чем же причина межличностных столкновений, придется коснуться такого сложного психологического понятия, как «потребность», а точнее, «осознанная потребность», или «желание». Дело в том, что за любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом – столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. К важнейшим мотивам общения относят потребности в самопознании и самоутверждении, духовном и эмоциональном контакте, реализации полового и других биологических влечений, руководстве, агрессии, в подчинении себе других, потребности в познании окружающего, в альтруизме, служении обществу, в поиске эмоционального контакта, осознании смысла своей жизни.

Препятствия к удовлетворению разнообразных желаний – истоки, первопричина конфликтов, как в семейной жизни, так и в сфере служебного общения.

В сфере служебного общения чаще всего разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи. Потеря интереса к работе, а тем более изначальное его отсутствие – один из факторов, приводящих человека к нервозности и конфликтности.

Темперамент также может стать барьером общения в семейных, дружеских и служебных взаимоотношениях. К примеру, медлительность в принятии решений мужа–флегматика может постоянно раздражать излишне вспыльчивую и суетливую жену, обладающую холерическим темпераментом. Недопонимание родителями особенностей темперамента своих детей – суть одного из самых первых конфликтов «отцов и детей».

С барьером темперамента приходится сталкиваться и на работе. У холерика, к примеру, бывают столкновения с людьми, протекающие по типу мгновенной эмоциональной разрядки. В таких случаях разговор начинается без мысли о ссоре, но внезапно в ответ на нечто его возмутившее (для другого это, может быть, пустяк) у него возникает вспышка негодования. А если у собеседника слабый тип нервной системы (меланхолический), то он надолго погружается в пучину обиды, в то время как сам «застрельщик» уже через 20–30 минут забывает о высказанном.

Руководящий работник с темпераментом флегматика порой испытывает значительные трудности при исполнении служебных обязанностей. Он не может одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного вопроса на другой.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека – сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. К примеру, И.П. Павлов выделил три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. Представители мыслительного типа весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений и событий, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. У людей художественного типа мышление образное, воображение яркое, они стремятся к широкому кругу общения. Естественно, что люди художественного и мыслительного типа часто воспринимают одно и тоже явление, событие по-разному, что и является психофизиологической подоплекой их столкновений, споров.

Разный склад личности также может явиться причиной барьеров общения. Так, известный психолог К. Юнг подразделяет людей на экстравертов (обращенных вовне) и интровертов (обращенных в себя). Экстраверты по темпераменту сангвиники или холерики, интроверты – флегматики и меланхолики. Определенное соотношение экстра– и интровертированности у конкретного человека определяет также своеобразие и непохожесть его общения с окружающими.

Как считает известный немецкий психиатр Карл Леонгард, у 20–50 % людей некоторые черты характера или темперамента столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипных конфликтам и «нервным срывам». Акцентуация проявляется непостоянно, лишь в определенных ситуациях (например, кто-то вспыльчив и груб с коллегами, но сдержан с начальством). Кроме того, она с годами может существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Не только темперамент и характер, но и эмоции в определенных случаях могут становиться отрицательными и превращаться в барьер общения. Основной причиной отрицательных эмоций являются межличностные столкновения, особенно конфликты. Пожалуй, у любого из нас в ответ на чьи-то преднамеренные или даже невольные действия, препятствующие достижению цели, возникают обида, раздражительность, гнев. Не только действия, но и слова могут вызывать неприятные чувства.

По мнению психологов, чрезмерная эмоциональная возбудимость нередко отмечается у творческих личностей, для которых яркие переживания служат своеобразным допингом. Таким людям зачастую никак не удается преодолеть барьер отрицательных эмоций во взаимоотношениях. Столкновения могут возникать по самым неожиданным и, казалось бы, незначительным поводам. Нередко также усталость, раздраженность, подавленность, болевые ощущения снижают порог возникновения отрицательных эмоций.

Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению. Испытывая к нему неприязнь, брезгливость, трудно рассчитывать, что удастся правильно его понять, и, наоборот, влюбленность, очарование, например красотой и остроумием собеседника, часто приводит к тому, что его видят сквозь «розовые очки» – даже явные недостатки не воспринимаются.

Не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть серьезный барьер в общении. К таким эмоциям относят горе, гнев, отвращение, презрение, страх.

Неприятные эмоции могут вызвать слишком громкий голос, неприятное (вялое, жесткое) рукопожатие, отталкивающие манеры (почесывание и облизывание губ во время лекции), дистанция общения, неприятный (зловонный) запах изо рта, запах пота, выраженные дефекты внешности и т.д.

На пути понимания человека нередко встает также барьер восприятия, который воздвигаем мы сами, если нечетко формулируем свои мысли, или невнимательно слушаем, оказываясь во власти отрицательной установки. К примеру, эмоциональное состояние человека может существенно повлиять на его речь. Нередко человек теряет дар речи и при переживании и при радостном волнении. Чем хуже человек владеет речью, тем он чаще попадает в нелепые ситуации.

Прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать, поступать так, а не иначе, т.е. в человеке формируется установка – готовность к определенному поведению, готовность положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, явления, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками.

Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, негативно или позитивно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению.

Барьером общения чаще служат отрицательные установки. Они могут обусловливать формирование предвзятого мнения. Нередко взгляд, верный лишь по отношению к одному человеку или группе людей, проявивших себя аморально в определенной ситуации, начинает переноситься на других людей («все торговые работники – нечестные люди»). Барьер установки мешает и семейным и служебным отношениям.

 

9.2. Приемы преодоления барьеров общения

 

Преодолеть барьеры общения помогают разнообразные приемы и средства. К ним относят вербальные (устные, словесные) и невербальные средства. К вербальным относят приемы убеждения, рефлексивное слушание и комплименты – явные и скрытые. К невербальным средствам можно отнести: нерефлексивное слушание, визуальный контакт, позы и жесты, взаимное расположение в пространстве, межличностное расстояние, паузы, ведение записей (во время деловой беседы), улыбка.

Особенно эти приемы эффективны в комплексе, тогда они, дополняя, усиливают друг друга.

Психологической основой расположения одного человека к другому является потребность каждого человека в положительных эмоциях. В благодарность за удовлетворение этой важнейшей человеческой потребности люди отвечают расположением к тому, кто вызвал положительные эмоции.

Познакомимся с этими приемами подробнее.

Умение слушать. Большинство из нас плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь лишь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание – это антикомплимент говорящему, негативная оценка того, что тот говорит.

Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость говорения в четыре раза меньше скорости мышления. Поэтому ¾ возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение. И обычно находят его в посторонних мыслях.

В психологической литературе приводится следующий занимательный случай. Молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнице бодрым светским тоном: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа» – «О, как тебе повезло, дорогая!» – последовал ответ. Комментарии, как говорится, излишни.

Чтобы слушать нужны волевые усилия. Однако куда проще утешить себя словами «ничего интересного я не услышу». Такой вывод мы стремимся сделать побыстрее, ибо он избавляет нас от волевых усилий, необходимых для слушания. Говорящему нужно помнить это и, во-первых, стараться заинтересовать собеседника самыми первыми своими словами, а во-вторых – быть кратким.

К эффективным приемам слушания можно отнести следующие.

Активное слушание – оно состоит в том, что вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник и подсказываете ему подходящие слова.

Задавание уточняющих вопросов. Это оживляет слушание.

Активная поза слушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего.

Различают слушание рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание полезно в ситуациях, когда собеседник горит желанием высказаться; хочет обсудить то, что его беспокоит; испытывает трудности в выражении своих мыслей и проблем; является человеком, занимающим более высокое положение.

Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим. Оно позволяет более точно понять собеседника.

Виды рефлексивного слушания:

выяснение («Что Вы имеете в виду?, «Уточните пожалуйста» и т.д.);

перефразирование («Другими словами…», «Как я понимаю, Вы говорите о …»);

отражение чувств («Вижу, что Вы этим очень расстроены» и т.п.);

резюмирование («Если подытожить все сказанное, то…»).

Во время деловой беседы принято делать записи. Это является необходимым элементом деловой культуры. И это не случайно, поскольку мы забываем 90 % того, что слышим, 50 % того, что видим, и только 10 % того, что делаем. Записывая, мы и видим и делаем, то есть лучше запоминаем.

Кроме объективных, есть и субъективные моменты, мешающие слушать: пассивное, безвольное слушание. Расслабленная поза, сидение откинувшись на спинку стула, мягкое сиденье.

Очень мешает попытка делать несколько дел сразу: машинально рисовать что-то, штриховать, чертить во время слушания.

Всякое проявление интереса к собеседнику является скрытым комплиментом: каждому приятно сознавать, что он интересен. Чтобы интерес был действительно искренним, найдите в человеке то, что Вам на самом деле по-человечески интересно.

Каждый из нас с удовольствием говорит о себе, о своих делах. Используйте это, заведите разговор о том, что интересно собеседнику, о нем, о его проблемах. Улыбнитесь человеку. Хорошая улыбка творит чудеса. Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно действиям. Улыбка – это действие, означающее «я к Вам хорошо отношусь, Вы мне нравитесь». Все это очень приятно осознавать и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное такое же расположение.

Известно, что человеку приятно слышать свое имя, отчество.

Когда мы хотим убедить кого-то, мы непроизвольно и довольно часто произносим его имя.

Произносить имя – означает проявить уважение к человеку.

Невербальные средства уже рассматривались нами. Это нерефлексивное слушание и все, что связано с умением слушать, а также улыбка. Они являются основными средствами, помогающими расположить к себе собеседника. Кроме них существуют и иные не менее эффективные механизмы аттракции.

Визуальный контакт – он является исключительно важной частью общения. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на говорящем, что способствует слушанию.

Исключение составляют обсуждения неприятных вопросов: здесь следует воздерживаться от визуального контакта.

Оптимальная продолжительность взгляда не превышает 10 секунд. Встреча взглядами обычно длится несколько секунд – этого вполне достаточно для взаимопонимания.

Позы и жесты играют важную роль в создании атмосферы беседы. Слегка наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более разваливается на сиденьи.

Поза непринужденная предпочтительнее скованной, ибо соответствующее состояние передается и партнеру.

Не скрещенные руки и ноги во время разговора свидетельствуют об открытости, доверии, а скрещенные означают защиту, оборону.

Руки, закинутые за голову, означают позицию превосходства.

Кивание головой во время слушания благотворно действует на говорящего, ибо в большинстве случаев кивок означает согласие, одобрение. Замечено, что говорящий больше обращается к тем из слушателей, кто кивает.

Отзеркаливание. Установлено, что когда беседующие симпатизируют друг другу или пришли к общему мнению, то они невольно повторяют позы и жесты друг друга. Позы и жесты эти обычно дружественные. Установлено, что принятие собеседником отличающихся поз является дополнительным препятствием в достижении взаимопонимания. Поэтому желающему добиться расположения рекомендуется зеркально отображать позы (жесты) собеседника, если они дружественные или нейтральные.

Взаимное расположение в пространстве. Сотрудничающие или хорошо знающие друг друга люди предпочитают располагаться сбоку друг от друга. При официальных переговорах, при приеме посетителей более естественно положение напротив друг друга.

Внешний вид. Первое впечатление обычно влияет на все последующие восприятие, и именно внешний вид – первая информация, которую получают люди друг о друге при встрече.

80 % визуальной информации о человеке получают, видя его лицо. Всякий сразу отметит, чисто ли выбрит мужчина, продумана ли косметика у женщины, как причесан собеседник, какие запахи он источает.

Плохое впечатление производит любая неопрятность во внешнем виде. Старомодный костюм, обувь или галстук также понижают имидж, ибо могут служить указанием на невосприимчивость ко всему новому.

Не перебивайте собеседника. Большинство из нас грешит этим недостатком. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Руководители перебивают чаще – и не только в общении с подчиненными, а и в быту. Внимательно слушая, мы как бы отдаем приоритет мыслям говорящего перед своими (скрытый комплимент). Наоборот, перебивая, мы как бы говорим: «Послушай лучше меня, мои мысли ценнее твоих. А все, что ты хочешь сказать, я и так знаю».

Если все же пришлось перебить, то помогите затем восстановить ход мыслей собеседника, прерванный Вами.

Искусство комплимента. Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, – это сказать ему хороший комплимент. Слабость и мужчин и женщин к комплиментам объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека – потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником.

Разобраться в том, что такое хороший комплимент, поможет, прежде всего, точное определение этого понятия.

Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе. Комплимент отличается от лести именно тем, что дает небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Сравните: «Тебе очень идет этот цвет» (комплимент) и «Ты самая красивая» (лесть). Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющей неправдоподобности. Хотя есть люди, которым и лесть по душе. Впрочем, многих лесть отталкивает. Поэтому, особенно в деловом общении. явное преимущество за комплиментом как инструментом более тонким и действенным.

Самый эффективный комплимент – это комплимент на фоне антикомплимента себе (например: «Как тебе удалось так быстро выполнить эту работу? Я с ней три дня бился!»

Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Дается интерпретация этого факта, представляющая собеседника в выгодном свете. Хуже всего если комплимент противоречит фактам. Например, сотрудница не спала ночь, мучаясь от зубной боли, а ей скажут, что она прекрасно выглядит. Не иначе как насмешка могут быть восприняты эти слова.

Наибольший успех имеют комплименты, будящие воображение того, кому они предназначены, дающие ему возможность мысленно продолжить их.

Например, женщине с ребенком говорят: «Какой красивый ребенок!» Мать домысливает похвалу как комплимент себе.

Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну–две мысли, не более.

Распространенное заблуждение состоит в том, что говорить комплименты необходимо только «нужным» людям, то есть тем, от которых хотите что-то получить.

Комплименты следует говорить как можно чаще. Всякому, кто хоть в какой-то степени достоин доброго слова. Когда комплимент пришелся по душе собеседнику, лицо его озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться собеседнику. И Вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и Ваше настроение улучшилось, так что польза от комплиментов всем.

 

 

Материалы к практическому занятию

 

Занятие 1. Барьеры общения и пути их преодоления

 

Дискуссия (1 ч) на тему: «Как расположить к себе собеседника»

Проблемное поле:

1. Потребности и барьеры общения.

2. Темперамент и характер как основа непродуктивного взаимодействия.

3. Роль установок в восприятии собеседника.

4. Эффективность приемов преодоления барьеров общения.

 

Практическая работа (1 ч): умеем ли мы располагать к себе? (психолого-типологическая характеристика личности).

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что понимают под общением?

2. Что включает в себя понятие «барьеры общения»?

3. В каком взаимоотношении находятся потребности и барьеры общения?

4. В чем проявляется отрицательная роль темперамента в семейных отношениях и на работе?

5. Как характер влияет на качество взаимоотношений?

6. Почему слушать труднее, чем говорить?

7. В чем состоит суть активного слушания?

8. Охарактеризуйте роль и место комплимента в системе продуктивных взаимоотношений.

 

Темы рефератов

 

1. Приемы убеждения собеседника.

2. Предрассудки: неприязнь к другим.

 

 

Б л о к 2. Межличностные конфликты

 

Л е к ц и я 10. Межличностные конфликты

 

10.1. Типы конфликтов и причины их возникновения

 

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идеет о взаимодействии людей. Конфликты могутбыть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой.

Бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, альтернатив или проблем, дает дополнительную информацию.

Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, называют конструктивными; препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений – деструктивными. Позитивная функция конфликта состоит в том, что он способствует определенному движению вперед, предотвращает застой; формирует новые отношения; способствует самоутверждению личности; создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; ускоряет рост сплоченности группы. К признакам деструктивного конфликта относят его расширение; эскалацию; увеличение потерь, которые несут участники конфликта; рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.

Существуют пять основных типов конфликта: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный.

Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Одна из наиболее распространенных форм конфликта, связанного с работой в организации – это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином, человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя обязывает его задерживаться на работе и т.п.

Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. Его причинами являются несходство характеров, борьба за ограниченные ресурсы (на производстве), различные точки зрения на дисциплину и загруженность у руководителя и подчиненного и т.п.

Конфликт между личностью и группой может иметь место там, где член группы не соблюдает нормы поведения и общения, предписываемые неформальной группе. Другой распространенный конфликт этого типа – конфликт между группой и руководителем, чей стиль руководства не устраивает группу.

Межгрупповой конфликт может возникать между формальными и неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между руководством и исполнителями, между администрацией и профсоюзом и т.п. Межгрупповые конфликты сопровождаются:

– проявлениями деинвидуализации, т.е. члены группы приписывают негативное поведение членам другой группы;

– проявлениями межгруппового сравнения: положительно оценивают свою группу и дают отрицательную оценку чужой группе;

– проявлениями групповой атрибуции, т.е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».

Социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных субъектов и т.п.

По длительности протекания конфликты делят на кратковременные и затяжные, по источнику возникновения на объективно и субъективно обусловленные.

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, заявлений и т.п.;

2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

Важным моментом в изучении проблемы конфликтов и их природы является выявление причин. Анализ социологических и социально-психологических исследований позволяет выделить следующие причины конфликтов: социально-экономические как порождение социально-экономических противоречий; социально-психологические – потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей; социально-демографические – различия в установках, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям.

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях:

Распределение ресурсов, как правило, ограниченных.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи.

Различия в целях. Цели отдельных работников, отделов, производственных подразделений нередко не совпадают, являясь источником конфликтов.

Различия в способах достижения целей. У руководителя и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, даже при отсутствии противоречивых интересов.

Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная передача информации или отсутствие информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта.

Различия в психологических особенностях. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов.

В общем для обеспечения совместимости с другими людьми требуется три основных качества характера: 1) способность критически относиться к себе; 2) терпимость к другим; 3) доверие к другим. Если эти качества полностью отсутствуют у человека, то он психологически несовместим с другими людьми и всегда несет с собой тень конфликта.

Считается, что восемьдесят процентов конфликтов возникает помимо желания их участников. И главную роль в возникновении конфликтов играют слова, действия (или бездействие) – так называемые конфликтогены, могущие привести к конфликту. Причем разжиганию конфликта способствует такая закономерность, как эскалация конфликтогенов, т.е. на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным из всех возможных, испытываем желание «проучить» обидчика как можно сильнее, больнее, обиднее, проявляем ответную агрессию. Первый конфликтоген часто бывает непреднамеренным, ситуативно случайным, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов – и конфликт состоялся.

 

10.2. Психологические особенности конфликтного поведения

 

Развитие конфликта всегда сопровождается изменением психологии его участников. Это затрагивает аналитические действия, процесс принятия решений, эмоциональное состояние и направленность памяти, социальные установки людей. Все это находит выражение в изменяющемся поведении участников конфликта.

Следует отметить, что поведение в конфликте связано с сильной фрустрацией, стрессовым состоянием его участников. В такой ситуации психического напряжения могут совершаться поступки, совершенно немыслимые в нормальной обстановке. Поведение людей подвержено влиянию сильнейших негативных эмоций, таких как гнев, ярость. Происходят также серьезные искажения в субъективных образах участников происходящего противоборства.

Очень часто в ситуации конфликта люди неправильно воспринимают собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, намерения и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:

– иллюзии собственного благородства. В конфликтной ситуации нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: