усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов) 10 глава




2. В чем состоит положительное влияние группы на формирование и развитие личности?

3. Назовите факты отрицательного влияния группы на личность.

4. Есть ли альтернатива коллективному воспитанию?

6. Какие типы взаимоотношений личности и коллектива вы знаете?

7. Может ли коллектив препятствовать развитию личности?

8. В чем заключается двойственное влияние на психологию и поведение личности средне- и слаборазвитых в социально-психологическом отношении коллективов?

9. В чем заключается суть концепции Р.С. Немова по перестройке системы воспитания? Со всеми ли положениями данной концепции можно согласиться?

10. В чем, на ваш взгляд, заключается педагогический потенциал коллектива?

 

Темы рефератов

 

1. Явление деинвидуализации личности в коллективе, его причины и следствия.

2. Противостояние: индивидуализм – коллективизм.

 

Б л о к 3. Семейное воспитание и семейная педагогика

 

Л е к ц и я 17. Семейное воспитание и семейная педагогика

 

17.1. Семья в социальном пространстве воспитательного процесса

 

Любое явление жизни разворачивается в пространстве и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство.

Воспитательный процесс также конструируется, реализуется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего. Разнообразие социальных отношений содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот складывающихся новых отношений. Все это создает социальную ситуацию развития человека.

Для каждого человека социальная ситуация развития имеет свой индивидуальный вариант, содержит в своем особом сочетании общечеловеческий, исторический, семейный, групповой элементы и разворачивается как микросреда (ближайшее окружение человека).

В социуме как в предназначенном для жизни пространстве человек проявляет и утверждает свое «Я», функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность.

Социум оказывает формирующее и развивающее влияние на человека через слагаемые социального пространства, и, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает его реальная жизнь. Основной перечень слагаемых социального пространства – семья, детский сад, двор, школа, спортивная секция, клуб, студия, студенческая, производственная группа и пр.

Все отчетливее обнаруживается стирание границы между миром взрослых и детей. Последние становятся равными участниками жизни, и разграничение социального пространства взрослых и социального пространства детей уходит в прошлое, неся с собой как положительное, так и отрицательное влияние на детство.

Семья как основное слагаемое социального пространства выполняет следующие функции: в семье формируются уникальные качества человека; семья осуществляет социализацию личности, воспроизводит полноправных членов общества; семья обеспечивает преемственность традиций, семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина; семья оказывает существенное влияние на выбор профессии.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи – мощное государство. Это аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отметим следующие.

1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплат, продуктов питания, товаров и т.д.).

2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль.

3. Двойная нагрузка на женщину в семье: средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 часов.

4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально бытовых и моральных причин.

5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей.

6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.

7. Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи.

Некоторые исследователи (Р. Хоментаускас) считают, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

– ребенок – не просто продукт воспитательных воздействий родителей, он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок – воспитатель себя;

– дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;

– на детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

– выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

– ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

– уверенность в своих силах и самодостаточность;

– умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

– способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

 

17.2. Влияние семьи на формирование «Я – концепции» личности

 

Основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки являются, прежде всего, внутренняя установка матери на принятие ребенка и уровень ее собственной самооценки, а также дисциплинирующее начало в семейном воспитании.

Установка родителей, благодаря которой ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Концепция собственной ценности созревает у ребенка интуитивно, а оценочные установки передаются через механизм социального подкрепления со стороны любящих родителей, которые выступают не только в роли проводников этих установок, но и в качестве моделей для подражания. Было также обнаружено, что корреляция между самооценкой и отношениями с родителями зависит преимущественно от характера отношений ребенка с родителями одного с ним пола. У мальчиков, испытывающих недостаток в отцовской любви, больше развито чувство неуверенности и защищенности, они хуже адаптируются в социальной среде, чем девочки из подобных семей. Благоприятное воздействие на «Я – концепцию» ребенка оказывают активная забота о нем матери, незамедлительная помощь в любой ситуации, установление определенных норм, регулирующих его поведение.

На основании приведенных фактов можно сделать вывод, что тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «Я – концепции». Р. Бернс объясняет это двумя причинами. Во-первых, основа «Я – концепции» закладывается в раннем детстве, когда главным значимым. Другим является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности.

Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. Именно с отцом девочка будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Мальчик, взрослея, в поисках спутницы жизни будет ориентироваться на мать. В случае, если мать позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, у него может сложиться искаженное представление о женщинах вообще.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличению «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано женское поведение.

Большое влияние на формирование «Я – концепции» и вообще на развитие ребенка оказывает стиль семейного воспитания.

В семейном воспитании выделено два стиля – демократический и контролирующий. Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется. Одновременно присутствует вера в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети в семьях с демократическим стилем обладают умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не были присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддаются внешнему контролю.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

В классификации Г. Крайга, к существующим стилям воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) добавлен еще стиль авторитетный. Данный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения – родители открыты для общения. допускают изменения своих требований. Результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Данный стиль напоминает стиль демократический.

Авторитарный стиль, как подчеркивалось ранее, характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Результат: дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль – низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Фиксируется три типа неправильного воспитания: отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства); гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами); эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я – большой» в качестве самовладеющей ценности).

 

17.3. Правовые основы семейного воспитания

 

Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 году и ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в июле 1990. В соответствии с Конвенцией родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция предоставляет новую возможность проявить конкретную любовь к детям. Современная цивилизация, ее гуманистические предпосылки приобретают в наши дни общечеловеческий характер. В то же время известно довольно значительное количество фактов лишений и злоупотреблений, жертвами которых становятся дети. Вот почему родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей. Конвенция предостерегает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Если родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, если вольно или невольно они наносят вред физическому или нравственному здоровью детей, соответствующие компетентные органы на основании судебного решения лишают их родительских прав, а детей определяют на воспитание в государственные учреждения.

Первым шагом, предпринятым в республике для реализации положений Конвенции, стало принятие 19 ноября 1993 года Закона Республики Беларусь «О правах ребенка». Данный правовой акт установил обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан в области защиты прав и законных интересов ребенка. В Законе подчеркнуто, что особое внимание и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, детям, лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в иных неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Среди документов, определяющих государственную политику в сфере охраны прав и интересов детей в семье, следует также назвать утвержденный 21 января 1998 года Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь». Согласно этому нормативному акту государство берет на себя обязанность обеспечивать выживание и защиту каждого ребенка, создавать условия для его полноценного физического, психического, нравственного, интеллектуального и социального развития независимо от социального статуса родителей (семьи). Таким образом, семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а также путем предоставления других видов пособий и помощи семье.

Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «Об образовании». Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Каждому ребенку гарантировано получение бесплатного общего среднего образования.

Значительную помощь семье оказывают государственные меры по охране прав материнства и детства. Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Он охватывает все стороны жизни детей в семье и означает, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто из них не имеет преимущества друг перед другом. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Это моральный долг родителей. К матерям и отцам, не выполняющим свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав. Основанием к такому решению может послужить жестокое обращение с детьми, оказание на них вредного, аморального влияния, тяжелые психические расстройства, антиобщественное поведения родителей: алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство. Недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей не бывает бесследным, оно обязательно отразится на личности ребенка. В этих случаях органы опеки и попечительства осуществляют надзор, регулируя отношения родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер и других родственников, если складывается сложная ситуация по воспитанию детей. Для правового разрешения таких ситуаций используется Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, принятый в 1999 году. Кодекс закрепил положение о том, что семья является естественной и основной ячейкой общества, и возложил на государство обязанность осуществлять всестороннюю ее защиту: создавать условия для экономической самостоятельности и роста, устанавливать льготную налоговую политику и различные выплаты государственных пособий семьям, имеющим детей, и т.д.

 

Материалы к практическому занятию

 

Занятие 1. Семейное воспитание и семейная педагогика

 

1. Семья в социальном пространстве воспитательного процесса.

2. Влияние семьи на формирование «Я – концепции» личности.

3. Правовые основы семейного воспитания.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дайте определение «социальное пространство».

2. Как Вы понимаете выражение – «семья – основное слагаемое социального пространства».

3. Охарактеризуйте основные функции современной семьи.

4. Какие типы семей Вы знаете?

5. Назовите наиболее веские причины неудовлетворительного воспитания детей в семье.

6. Выделите психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье.

7. Назовите основные предпосылки формирования у ребенка высокой самооценки.

8. Охарактеризуйте влияние стиля родительского воспитания на формирование «Я – концепции».

9. Какие черты должны демонстрировать родители в своем поведении?

10. Имеются ли особенности в формировании «Я – концепции» у детей в неполных семьях?

11. Выделите и охарактеризуйте основные стили семейного воспитания.

12. Каким образом стиль родительского воспитания влияет на формирование «Я – концепции»?

13. Какие типы неправильного воспитания Вы можете назвать?

14. Раскройте основные положения Международной Конвенции ООН о правах ребенка.

15. Когда и какой закон был принят в Республике Беларусь с целью реализации положений Конвенции о правах ребенка?

16. Охарактеризуйте мероприятия, осуществляемые в Республике Беларусь с целью охраны прав детей и обеспечения их социальной защиты.

Темы рефератов

 

1. Правила семейного воспитания.

2. Народная педагогика: ее сущность и роль в развитии педагогической науки и воспитательной практики.

 

Л е к ц и я 18. Воспитание экологического сознания личности

 

18.1. Экологическое образование

в условиях экологического кризиса

 

Понятие «экологическое сознание» очень широко и многомерно. Оно включает в себя отношение человека или масс людей к природе, всей окружающей среде, понимание закономерностей развития биосферы и ноосферы (части биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им) Земли, психические процессы и психические образования (представления, мотивы, привычки, хранящиеся в памяти программы действий), определяющие характер взаимодействия человека с природой и искусственной средой обитания.

Если двадцать–тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас слово «экология» знают даже дети. По общепринятому определению, экология – это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни. Но в сознании большинства людей слово «экология» связано еще с понятиями «тревога», «защита», «сохранение». В то же время технократическая парадигма мышления, свойственная XX веку, настолько сильна, что экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как-то, что заключено в нем самом. До настоящего времени регулирование государством состояния окружающей природы является принудительным и поэтому не может решить проблему ее разрешения. Исходя их этого, все большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис – это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. С этой точки зрения, решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Логика исторического развития «западной» цивилизации оказалась такова, что в общественном сознании прочно утвердилась так называемая парадигма «человеческой исключительности». Базирующееся на ней «западное» экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности:

1) высшую ценность представляет человек. Природа объявляется собственностью человечества;

2) иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже – вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека;

3) целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей;

4) характер взаимоотношения с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству;

5) природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда»;

6) этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы;

7) дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека;

8) деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, образовательную и т.д. Характерно, что в современном мире ответственные решения в отношении природы принимаются в основном горожанами, которые невольно переносят свой жизненный опыт на мир природы – все можно переставить, передвинуть, изменить направление (как в анропогенной среде). Анропоцентрический тип экологического сознания очень устойчив, люди не хотят от него отказываться. По данным одного из исследований около 90 % читателей газет просто избегают статей об экологических проблемах, поскольку они разрушают сложившийся «благополучный» образ мира: как говорится, катастрофа должна произойти, чтобы доказать, что она вообще возможна. Для преодоления экологического кризиса необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания.

Семидесятые годы XX века принято считать своеобразным рубежом в развитии западного общественного экологического сознания, поскольку стало наблюдаться существенное замедление прогресса во всех областях общественной жизни. Это было связано, в первую очередь, с ростом цен на энергоносители во время «нефтяного кризиса», что для современной индустриальной энергоемкой цивилизации являлось сигналом приближающейся катастрофы. Пришло понимание того, что неизбежное обострение конкуренции за жизненные ресурсы может привести к разрыву групповых связей, девальвации нравственных ценностей, к революциям и мировым войнам.

Все это с неизбежностью ставило вопрос о необходимости новой системы взаимоотношения человечества с природой. Базирующееся на новой парадигме («инвайронментальной») экологическое сознание в целом может быть названо экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности.

1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира. Разумность человека налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.

6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Какие же функции оно может осуществлять?

1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений (тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, существенно ниже, чем в семьях, где животных нет).

3. Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями способствуют как психологической, так и социальной реабилитации личности (исправительные учреждения, психиатрические лечебницы и т.п.).

4. Эстетическая функция. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности.

5. Познавательная функция. Взаимодействие с миром природы способствует интеллектуальному развитию личности.

6. Функция удовлетворения потребности в компетентности. Взаимодействие с миром природы позволяет существенно повысить самооценку.

7. Функция самореализации. Взаимодействие с природой позволяет удовлетворить потребность быть значимым для других.

8. Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, – функция партнеров общения.

Обобщая сказанное, можно сказать, что целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. Такая личность может быть названа экологической личностью.

 

18.2. История и перспективы экологического образования

 

На начальном этапе социогенеза люди еще не отделяли себя от природы, они мыслили себя частью единой Природы. Это и определяло характерную черту экологического сознания в архаическую эпоху – высокую степень включенности человека в мир природы. Первобытный человек наделял природное окружение своими собственными свойствами. Для первобытного человека природа не только «враждебное окружение» или «поставщик полезного продукта», но и его «родной дом».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: