усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов) 12 глава




Храбрость – это мужество, решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью, это готовность человека к преодолению препятствий.

Сострадание – это взаимопонимание и готовность помочь другому человеку, готовность разделить с ним его страдания, радость и другие чувства.

Терпение – это способность терпеть, настойчивость, упорство, выдержка в каком-то деле.

Итак, жизнь и профессиональная деятельность человека, его карьера невозможны без самовоспитания в течение всей жизни.

В структуре карьеры человека значительную роль играет его имидж.

Имидж – эмоционально-окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества, так и приписываемые ему. Имидж может создаваться произвольно и формироваться осознанно и целенаправленно. Чтобы включиться в «созидание себя», важно знать составляющие имиджа.

1-я группа – качества, формирующие имидж личности, образуют природные качества (лицо, рост), которыми важно уметь пользоваться;

2-я группа – социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие);

3-я группа – образованность (нравственные ценности, владение технологиями приятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность);

4-я группа – «рабочие» качества, связанные с ориентаций на достижения, с ответственностью, обязательностью.

Создание своего имиджа и его поддержание – это также процесс и результат самовоспитания, самосозидания, непрерывной работы человека над собой.

 

Материалы к практическому занятию

 

Занятие 1. Самосовершенствование личности

 

1. Самосовершенствование человека, его акмеологические основы.

2. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

3. Сила личности как фактор личностного самосовершенствования.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что включается в понятие «компетентность»?

2. Назовите и охарактеризуйте роли, которые предстоит освоить выпускнику школы, чтобы быть востребованным и компетентным в обществе.

3. В чем состоит сущность педагогической позиции личности по отношению к самой себе?

4. Что является предметом профессиональной акмеологии, а что исследует акмеология личности?

5. Назовите отличительные признаки развитой в профессиональном отношении личности.

6. Что понимают под самовоспитанием?

7. С чем сопряжены завышенная и заниженная самооценка профессионала?

8. Назовите условия полноценной жизненной самореализации человека в профессиональной сфере.

9. Назовите наиболее важные факторы, от которых зависит успешность карьеры человека.

10. Раскройте сущность силы личности и ее составляющие.

11. Определите сущность самоконтроля.

12. Охарактеризуйте понятие «имидж» и способы его создания.

 

Темы рефератов

 

1. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития.

2. Имидж профессионала: как понравиться людям.

 

Л е к ц и я 20. Психолого-педагогические основы преодоления

отклоняющегося поведения

 

20.1. Человек как жертва социализации в современном мире

 

Актуальность обсуждаемой темы подтверждается статистическими данными: к примеру, на сегодняшний день по всем видам наркотической зависимости на учете в Республике Беларусь состоит около 10 тысяч подростков. Это тех, кто попал в поле зрения милиции. Бытовое пьянство также стало одной из острейших проблем общества. Судя по результатам опроса студентов некоторых российских вузов, в студенческой среде отклоняющееся поведение также явление достаточно распространенное. Причем наиболее распространены такие девиации, как воровство, изнасилования, затяжное пьянство, потребление наркотиков, гомосексуализм, проституция, склонность к самоу­бийству.

По утверждению некоторых наблюдателей, в любом быстро изменяющемся обществе многие люди раздражительны, нетерпеливы и ни в коей мере не удовлетворены тем, что они делают. Другими словами, больной индивид есть продукт больного общества, как если бы личные проблемы были индивидуальной копией социальной дезорганизации. Продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям носит название социализации. Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он может также оказаться жертвой социализации, поскольку человеческое общество с его уникальной противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями далеко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности.

Для условий социализации характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные. К реальным жертвам относятся инвалиды, сироты и др. Потенциальными жертвами можно считать людей с пограничными психическими состояниями, детей мигрантов, детей метисов, детей из неблагополучных семей и др. Латентными жертвами можно считать тех, кто не смог реализовать заложенных в них талантов в силу объективных обстоятельств их социализации. К примеру, высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю примерно одного человека из тысячи родившихся. А действительно гением становится один из 10 млн. родившихся (В.А. Мудрик).

В современном мире существует достаточное количество условий, способствующих виктимизации человека (т.е. превращения его в жертву социализации). Это, к примеру, социальные и феноменологические условия или факторы. К социальным факторам можно отнести влияние особенностей социального контроля в том обществе, государстве, в котором проживает человек. Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, неблагоприятные климатические условия – все это факторы виктимизации населения. К преобладающим факторам виктимизации в современной жизни относят повсеместное загрязнение окружающей среды, ведущее к сокращению продолжительности жизни населения; снижение адаптации людей в связи с быстроменяющимися условиями жизни, что также способствует увеличению заболеваемости и росту смертности; значительные психологические стрессы, напряжение, перегрузка, которую испытывает большинство населения. Виктимогенные факторы нарушают процесс семейного воспитания, поскольку в неблагоприятных обстоятельствах семья направляет свои основные усилия на выживание. В таких условиях падает воспитательный потенциал семьи. Именно в виктимогенных семьях можно наблюдать детей с девиантным поведением.

Феноменологические факторы виктимизации связаны обычно с формированием определенных свойств личности, которые постепенно превращают человека в жертву ситуации. Это может быть формирование каких-то черт, особенностей человека в определенных социальных условиях. Важным субъективным фактором виктимизации является развитие агрессивности в детском возрасте. У людей психологи различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Источник враждебной агрессии – это злость. Ее единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда – это средство достижения какой-либо цели (война в Ираке, в Афганистане и др.). Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три важные теоретические концепции: 1) существуют врожденные агрессивные побуждения; 2) агрессия – естественная реакция на фрустрацию; 3) агрессивное поведение является результатом научения. К биологическим факторам относят влияние нервной системы, генетические влияния (наследственность: выведение агрессивных видов животных). Агрессия может быть результатом сравнения: восприятие своего положения как худшего по сравнению с положением других. Агрессия может быть приобретенным социальным навыком: агрессивный человек чаще добивается своего, т.е. агрессия как бы вознаграждается. Механизмы агрессивных реакций запускаются такими факторами, как ненормальные условия, массовая культура, порнография и сексуальное насилие, групповые влияния.

 

20.2. Понятие девиантного поведения

 

Девиации имеют два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный.

Конструктивные девиации представляют собой вид деятельности, при котором носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке (Д. Бруно, Г. Галилей), технические изобретения и новации, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение, что приводило к соответствующим репрессиям.

Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция и др.) и преступными действиями, направленными против личности, общества и государства.

В специальной литературе используются три термина, достаточно близких по значению: деструктивное поведение, отклоняющееся или девиантное. Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности, неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек, и недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих развитию отклонений.

Девиантным принято называть отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение. Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Норма не только оценивает и ориентирует, но и предписывает. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества.

Выделяют следующие варианты отклоняющегося поведения в современном мире: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, нарцистическое, фанатическое, аутистическое. Одним из наиболее распространнеых отклонений в современном мире является аддиктивное поведение. Сущность аддиктивного поведения заключается в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. Предметом аддикции может быть все, что угодно: азартные игры, деньги, работа, покупки, коллекционирование марок, употребление лекарств и т.д. Однако далеко не во всех случаях перечисленные выше явления связаны с развитием аддикции. Это происходит только в определенных условиях и с определенными людьми. «Определенные люди» – это те, у кого низкая переносимость психологических затруднений. Они стремятся улучшить свое психическое состояние искусственным способом. Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда человек переживает ощущения необыкновенного подъема, связанного с определенными действиями. Сознание фиксирует эту связь (например, покупка новой вещи или рюмка вина и улучшение настроения). Время от времени, в неблагоприятных условиях, человек начинает прибегать к этому средству, что и является началом отклонения. Второй этап характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается определенная последовательность прибегания к аддикции. На третьем этапе аддикция становится обычным, привычным, шаблонным и стеретипным типом реагирования в неблагоприятной ситуации. На четвертом этапе происходит полное доминирование аддиктивного поведения вне зависимости от благополучия или неблагополучия ситуации. Виктимогенные факторы уже не имеют существенного значения. Происходит разрыв нормальных межличностных отношений, человек живет в искусственном мире своей аддикции. Пятый этап – катастрофа. Психологическое состояние человека – крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведение уже не приносит прежнего удовлетворения и не вызывает изменений настроения. Так, например, у наркомана на этой стадии есть только стремление хоть как-то существовать, потому что отсутствие наркотика для него непереносимо, и в то же время употребление наркотика также ведет к гибели. Психическое состояние определяется депрессией или апатией. Практически это необратимая стадия, и даже опытный психотерапевт вряд ли сможет исправить положение.

Рассмотрим особенности девиантного поведения на примере таких его форм, как алкоголизм, наркомания и суицид.

 

20.3. Основные формы отклоняющегося поведения

и методы их профилактики

 

Алкоголизм как форма девиантного поведения.

С точки зрения медицинской, алкоголизм – это заболевание, относящееся к широкой группе наркомании, причем, заболевание, характеризующееся патологической потребностью человека в алкоголе. Кого же мы называем алкоголиками?

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, алкоголиками являются неумеренно пьющие лица, чья зависимость от алкоголя достигает такой степени, что она приводит к нарушениям соматического и психического здоровья, вызывает конфликты с другими людьми, ухудшение социально-экономического положения и требует лечения.

Различают три стадии алкоголизма:

– начальная – появление влечения к алкоголю. Это результат психической зависимости, возрастания устойчивости к принимаемым дозам: для достижения опьянения требуется большая доза алкоголя, употребление которого становится систематическим;

– средняя стадия характеризуется нарастающим влечением к алкоголю, изменением характера опьянения, последующим забыванием прошедшего, потерей контроля над количеством выпитого, появлением состояния похмелья. На этой стадии отмечаются нарушения психики, изменения во внутренних органах и нервной системе;

– последняя стадия характеризуется снижением устойчивости к принимаемым дозам алкоголя, развитием запойного пьянства, возникновением тяжелых нервно-психических нарушений, глубоких изменений во внутренних органах.

Когда появляется психическая зависимость от алкоголя, человек, чаще всего не считает себя больным. Вслед за психической зависимостью наступает физическая: алкоголь включается в процессы обмена веществ, лишение его приводит к тягостному заболеванию – похмелью, которое характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжелым сном с кошмарами, неприятными ощущениями со стороны внутренних органов. Снижается активность иммунной системы. У алкоголиков в полтора раза чаще развиваются заболевания органов желудочно-кишечного тракта; может также развиться тяжелое поражение печени – цирроз, гепатит.

Основные принципы профилактики и социально-психологической работы с больными, страдающими алкогольной зависимостью, можно подразделить на следующие направления:

1. Сохранение и развитие условий, способствующих здоровью;

2. Предупреждение негативного влияния алкогольных обычаев в семье.

3. Выявление групп населения, наиболее уязвимых по отношению к алкоголизму, оздоровление микросоциальной почвы.

4. Предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений.

5. Воздействие на политику в отношении цен и организации торговли спиртными напитками, создание условий для воспитания трезвого образа жизни.

6. Применение методов психотерапии:

а) гипноз;

б) рациональная терапия – обращение к сознанию и рассудку человека, его логике;

в) аутогенная тренировка – самовнушение;

г) наркопсихотерапия (кодировка);

д) коллективная и групповая психотерапия (ЛТП);

е) создание обществ анонимных алкоголиков и т.п.

Наркомания (от греческого narke – оцепенение и mania – бешенство, безумие) – это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения.

По данным А.А. Габиани, наркомания распространена главным образом среди мужчин в возрасте до 35 лет, проживающих в городах, треть из них – молодежь до 25 лет.

Большинство опрошенных (77, 1%) пристрастились к зелью под воздействием других лиц. К числу искусителей относятся главным образом друзья и знакомые. Почти 2/3 имели гедонистические устремления, испытывали жажду острых ощущений, четвертая часть вступила на этот путь, подражая другим, из снобистских побуждений.

Состояние наркотического опьянения почти во всех видах наркомании напоминает алкогольное, но без характерного запаха алкоголя изо рта. Общим признаком состояния опьянения для всех видов наркотиков является эйфория, т.е. повышенное настроение, безмятежное блаженство в сочетании с замедлением или ускорением мышления. Однако такое настроение неустойчиво и может внезапно смениться недовольством. Опьяневшие оживлены, веселы, общительны, болтливы, громко разговаривают, назойливы. Может возникнуть полная потеря сознания на длительное время, либо сексуальное возбуждение. Появляются расстройства координации. Лицо опьяневшего напоминает маску.

Некоторые наркотики ухудшают сенсорные способности до такой степени, что становится крайне трудно, если не невозможно, сохранять осмысленную ориентацию по отношению к миру. Поле их восприятия сводится до непосредственного окружения. Многие вспоминали, что им было трудно выделить себя как определенную единицу из окружения; они были не способны сформировать Я-образ.

Важнейшим признаком, указывающим на употребление наркотиков, является абстинентный синдром. Даже очень сильные и терпеливые люди с трудом переносят его, настолько интенсивны боли (могут вызвать попытки самоубийства). Абстинентный синдром проявляется тогда, когда организм человека уже не может нормально функционировать без наркотических средств. Эта зависимость настолько велика, что без наркотика в отдельных случаях наступает смерть.

К специфическим проявлениям абстиненции следует отнести:

– зевоту, слезо- и слюнотечение, чихание, насморк, ознобы, «гусиную кожу», судороги, боли в пояснице и др. (опийная наркомания);

– неприятные, мучительные, тягостные ощущения (стягивание, жжение, давление, раздражение, переворачивание, переливание, щекотание, исходящее из разных органов (гашишная наркомания);

– головные боли (в половине головы), светобоязнь, тик лица, необоснованная подозрительность, грубость (эфедрон);

– ощущение инородных неодушевленных и одушевленных предметов под кожей (кокаин, крек);

– грызущие, выкручивающие боли в суставах, боли в желудке, судороги мышц, дрожь языка (снотворные препараты).

Длительное употребление наркотиков накладывает отпечаток и на внешний облик человека: люди выглядят старше своих лет; развиваются серьезные заболевания жизненно важных органов, импотенция. Причастность человека к кругу наркоманов заметна даже по стилю его разговорной речи (гера, гонец, дунуть, кайф, косяк, ломка, ширяться и т.п.).

Заметив какие-либо из перечисленных признаков, практический психолог должен войти в контакт с другими структурами, которые непосредственно занимаются данной проблемой (медицинские, правоохранительные органы, администрация и др.).

Суицид (самоубийство), намеренное прекращение собственной жизни.

В разных культурах отношение к суициду всегда было неоднозначным. В Древней Греции к нему относились негативно, суицид считался юридически наказуемым преступлением. Негативным отношение к самоубийству было и в нашей культуре: людей, совершивших такое преступление, не хоронили даже на кладбище. Осуждается это явление и с позиций католической веры. В других же странах, например, в Китае, отношение к суициду было весьма спокойным, считалось, что человек, таким образом, освобождает душу. В Японии до недавнего времени существовал обряд харакири, когда совершение самоубийства считалось высшим проявлением мудрости, честности, порядочности. Но все это относится к разговору о традициях. Сейчас в мире происходит смешение культур и изменение факторов, приводящих к суициду.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению роста самоубийств. Исследования показали, что имеются определенные группы, в которых частота самоубийств повышена. Например, среди мужчин она в три раза выше, чем среди женщин, хотя частота суицидальных попыток значительно выше у женщин. Исторически частота самоубийств была наивысшей среди пожилых, однако в конце XX века отмечается резкий рост суицидов в группе 15–24 – летних.

Главенствующую роль в возникновении суицидально-опасной ситуации играют конфликты. Как показывает практика, наиболее распространенными конфликтами, обуславливающими суициды, являются:

1. Конфликты, связанные со спецификой профессиональной деятельности;

2. Лично-семейные конфликты;

3. Конфликты, обусловленные состоянием здоровья;

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением;

5. Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.

Представляется, что профилактика самоубийств, прежде всего, должна начинаться с развенчания «мифов», укоренившихся среди руководителей на проблему суицида.

Миф 1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми (но среди суицидентов только 8–9 % нуждались в специализированной медицинской помощи).

Миф 2. Невозможно остановить самоубийцу (они нуждаются в помощи).

Миф 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства (3/4 самоубийц сообщали о своих намерениях).

Миф 4. Можно предупредить суицидальное происшествие, загрузив суицидента работой.

Миф 5. Нет внешних признаков, указывающих на то, что человек решил покончить с собой (факты свидетельствуют о суицидальных намерениях).

В самом явлении суицида выделяют несколько фаз.

1. Пресуицид – в определенной ситуации у человека появляются мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни» и т.п. Не имеется четкого представления о смерти, а имеется самоотрицание жизни.

2. Пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться» и т.п., которые выражают внутреннюю готовность человека к суициду.

3. Суицидальные замыслы: идет разработка плана суицида.

4. Суицидальные намерения: принято решение о самоубийстве, идет подготовка к совершению самоубийства.

Центральной частью преодоления кризисного состояния человека и определения путей его выхода из трудной ситуации является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.

Специфика такой беседы:

1) приглашение на беседу делается лично, а не через третьих лиц;

2) отсутствие при беседе посторонних;

3) планировать беседу не в рабочее время;

4) в процессе беседы не вести никаких записей;

5) профилактическая беседа должна включать несколько этапов:

а) установление эмоционального контакта;

б) установление последовательности событий, приведших к кризису; снятие ощущения безысходности ситуации;

в) совместное планирование действий по преодолению кризисной ситуации;

г) окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка.

В ходе беседы суицидента следует убедить в том, что данное тяжелое состояние является временным; уход из жизни станет тяжелым ударом для родственников; вопрос об уходе из жизни в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время.

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то при возможности его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение.

 

Материалы к практическому занятию

 

Занятие 1. Психолого-педагогические основы преодоления

отклоняющегося поведения

 

1. Человек как жертва социализации в современном мире.

2. Понятие девиантного поведения.

3. Основные формы отклоняющегося поведения и методы их профилактики.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Почему человек может оказаться жертвой социализации?

2. Назовите и охарактеризуйте виды жертв неблагоприятных условий социализации.

3. Какие условия способствуют виктимизации человека?

4. В чем разница между конструктивными и деструктивными девиациями?

5. Охарактеризуйте сущность аддиктивного поведения, процесс его развития.

6. Кого можно назвать алкоголиком?

7. Чем различаются стадии алкоголизма?

8. Как вы думаете, почему алкоголик, как правило, не считает себя больным?

9. Назовите основные принципы профилактики и социально-психологической работы с больными, страдающими алкогольной зависимостью.

10. Опишите состояние наркотического опьянения.

11. Охарактеризуйте специфические проявления абстиненции.

12. Назовите наиболее распространенные конфликты, обусловливающие суициды.

13. Выделите основные фазы в явлении суицида.

14. В чем состоит специфика индивидуальной профилактической беседы с суицидентом?

 

Темы рефератов

 

1. Проблема алкоголизма.

2. Наркомания как предмет психологического исследования.

3. Смерть как психологическое явление.

 

Б л о к 8. Мини-практикум

(приложение к модулю 3 «Основы педагогики»)

Тест № 1. Восприятие индивидом группы

Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.

Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим»(И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим»(П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим»(К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.

По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую вашу точку зрения.

1.. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а) знает больше, чем я;

б) все вопросы стремится решать сообща;

в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход к обучающимся;

б) создают условия для помощи со стороны других;

в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.

3. Я рад, когда мои друзья:

а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;

в) помогают другим, когда в них нуждаются.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;

б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;

в) остальные слабее подготовлены, чем я.

 

Ключ для обработки результатов методики

«Тип восприятия индивидом группы»

 

«И» «П» «К» «И» «П» «К»
   
   
  Зв За   10в
  Па Ив  
  12а   12в
  13в   13а
    14а 14в

 

5. Мне кажется, что я способен на многое, когда:

а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;

б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;

в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.

6. Мне нравится группа, в которой:

а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

б) каждый занят своим делом и не мешает другим;

в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость.

7. Я не удовлетворен преподавателями, которые:

а) создают дух соперничества;

б) не занимаются увлеченно своей наукой;

в) создают условия напряжения и жесткого контроля.

8. Я больше удовлетворен жизнью, если:

а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое;

б) общаюсь и отдыхаю;

в) нужен кому-то и полезен.

9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:

а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: