высшего профессионального образования. «Казанский государственный технологический университет»




«Казанский государственный технологический университет»

 

ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

 

Методическое пособие

 

 

Казань

КГТУ

УДК 572

 

 

Основы социальной медицины: Методическое пособие / сост. З. Н. Хисматуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. – 132 с.

 

Включает в себя программу и краткое содержание лекций по дисциплине «Основы социальной медицины» ОПД.Ф.02, планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, тематику рефератов и темы курсовых работ, а также вопросы для подготовки к экзаменам и список необходимой для подготовки литературы.

Предназначено для студентов специальности 040101 «Социальная работа», изучающих дисциплину «Основы социальной медицины».

Подготовлено на кафедре социальной работы, педагогики и психологии.

 

Печатается по решению методической комиссии социальных и гуманитарных технологий.

 

Рецензенты: д-р мед. наук З. М. Аминова

канд. соц. наук О. В. Тимуца

 

ISBN © Казанский государственный

технологический университет, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………….  
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе …………..……….  
1.1. Цели преподавания дисциплины ………………………………………  
1.2. Задачи изучения дисциплины ………………………………………….  
1.3. Перечень дисциплин, необходимых для изучения дисциплины …….  
2. Содержание дисциплины ………………………………………………………..  
2.1. Лекции ……………………………………………………………….…..  
2.2. Семинарские занятия …………………………………………………...  
3. Самостоятельная работа студентов …………………………………………….  
3.1. Контрольные вопросы и задания по СРС ……………………………..  
3.2. Тематика рефератов ……………………………………………….……  
3.3. Темы курсовых работ …………………………………………………...  
3.4. Вопросы к экзамену ……….……………………………………………  
4. Требования к написанию и защите работ ……………………………………...  
4.1. Требования к содержанию контрольных и курсовых работ …………  
4.2. Требования к оформлению контрольных и курсовых работ ………...  
4.3. Порядок написания и защиты работы …………………………………  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет «Основы социальной медицины», относясь к числу общепрофессиональных дисциплин, занимает важное место в подготовке специалистов по социальной работе, профессиональная деятельность которых в процессе решения многочисленных проблем социально-медицинского характера клиентов будет теснейшим образом связана с деятельностью органов здравоохранения и общественных организаций медико-социального направления.

В современных условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем социального и медицинского характера. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера, специфика её форм и методов позволяют рассматривать такой вид деятельности, как самостоятельное направление социальной работы.

При решении разнообразных социально-медицинских проблем клиентов специалист по социальной работе вступает во взаимодействие с органами здравоохранения и общественными организациями медико-социального направления в качестве организатора, координатора. Поэтому знание основ социальной медицины, включающей знание основных понятий, значение образа жизни, экологии и наследственности в формировании общественного здоровья, знание вопросов организации отечественного здравоохранения выступает необходимым элементом подготовки специалистов социальной работы.

Методические указания составлены таким образом, чтобы помочь студентам изучить дисциплину «Основы социальной медицины», входящую в государственный стандарт по подготовке специалистов специальности «Социальная работа». Освоение данной дисциплины позволит будущим специалистам социальной работы оказывать помощь своим клиентам в решении медико-социальных проблем, помогать им и их семьям получать пользу от социальных программ здоровья; способствовать процессу лечения и реабилитации пациентов в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения и медико-социальной экспертизы; оценивать и улучшать медико-социальную поддержку; участвовать в анализе сложившейся ситуации и разработке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения; способствовать повышению уровня информированности клиентов о правах на получение медико-социальной помощи, об этапах оказания медико-социальной помощи и совместно с органами здравоохранения способствовать формированию установки на здоровый образ жизни.

Преподавание дисциплины «Основы социальной медицины» преследует цель творческого познания студентами наиболее актуальных в современном мире социально-медицинских проблем, умения распознавать их в структурах социальной ситуации и жизненных обстоятельств, в которых может оказаться человек или группа людей в наше время, и на основании правильной диагностики социально-медицинской проблемы грамотно и профессионально её решать.

 


 

1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

1.1. Цели преподавания дисциплины

Цельюпреподавания дисциплины «Основы социальной медицины» является формирование у студентов научных знаний и представлений о социальной медицине, об организации медико-социальной работы, санитарного просвещения, а также выработка у молодых специалистов умений и навыков оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Место дисциплины «Основы социальной медицины» в учебном процессе определяется тем, что в современных условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем социального и медицинского характера. Поэтому освоение данного курса является важнейшим условием эффективной профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

 

1.2. Задачи дисциплины

Студент, изучив данную дисциплину, должен знать:

теоретико-методологические основы курса «Основы социальной медицины»:

§ сущность понятий «социальная медицина», «здоровье», «болезнь», «индивидуальное и общественное здоровье», их социальную обусловленность;

§ показатели общественного и индивидуального здоровья, факторы риска здоровью, понятия «образ жизни», «здоровый образ жизни» и пути его формирования, понятие о профилактике заболеваний;

§ организацию медико-социальной помощи населению, этапы социальной работы при решении медико-социальных проблем клиента;

§ признаки наиболее распространенных неотложных состояний и способы оказания неотложной медицинской помощи при этих состояниях.

Студент, освоив данную дисциплину, должен уметь:

§ провести обследование с целью выявления медико-социальных проблем клиента (включая расспрос, осмотр, ознакомление с документами, общение с окружением клиента, медицинскими работниками, юристами и т.д.);

§ оценить ситуацию, которая привела к социальной нестабильности клиента, и оказать помощь в решении медико-социальных проблем;

§ помочь клиентам и их семьям получить пользу от социальных программ здоровья;

§ способствовать процессу лечения и реабилитации пациентов в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения и медико-социальной экспертизы;

§ оценивать и улучшать медико-социальную поддержку;

§ привлекать население к участию в социальной помощи;

§ способствовать повышению уровня информированности клиентов о правах на получение медико-социальной помощи, этапах оказания медико-социальной помощи;

§ совместно с органами здравоохранения способствовать формированию здорового образа жизни населения;

§ оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

 

1.3. Перечень дисциплин, необходимых для изучения курса

Содержание курса «Основы социальной медицины» основано на знаниях анатомии и физиологии человека, генетики, экологии (курс «Антропология»).


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Лекции – 72 часа

РАЗДЕЛ I. Основные понятия и задачи социальной медицины

Тема 1. Предмет социальной медицины – 1 час.

Определение социальной медицины. Цель медико-социальной работы. Предмет и объект изучения в социальной медицине. Область социальной медицины в структуре медицинского и социального знания. Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения.

Тема 2. Основные задачи и разделы современной социальной медицины – 1 час.

Появление в современном мире социальной медицины как самостоятельной отрасли. Составляющие предмета социальной медицины, его содержание. Задачи социальной медицины. Основные направления развития социальной медицины.

 

РАЗДЕЛ II. История развития социальной медицины

Тема 3. Истоки социальной медицины. Становление основных понятий. – 1 час.

Египет времен фараона Эхнатона. Гиппократ как социальный врач. Милосердие по-спартански. Спартанский опыт решения проблем общественного здоровья. Ибн-Сина (Авиценна) как социальный врач. Роль социал-утопистов в развитии общественной медицины. Расцвет социальной медицины в США и странах Западной Европы после Второй мировой войны. Медицина и общество XX века.

Тема 4. История социальной медицины в зарубежных странах и в России – 1 час.

Основные этапы в развитии социальной медицины за рубежом. Этапы развития отечественной медицины. Роль И.Л.Данилевского, С.П.Боткина, А.П.Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана, Е.А.Осипова, Н.А.Семашко, З.П.Соловьева, З.Г.Френкеля и др. в развитии отечественной социальной медицины.

РАЗДЕЛ III. Здоровье, предболезнь, болезнь, профилактика

Тема 5. Здоровье и болезнь – 2 часа.

Определение понятия «здоровье». Компоненты здоровья. Социальные условия и социальные факторы, их значимость в формировании здоровья. Различие между психическим и социальным здоровьем.

Определение понятий «предболезнь» и «болезнь». Третье состояние. Факторы, определяющие здоровье. Факторы риска заболеваний.

Тема 6. Профилактика заболеваний –2 часа.

Определение профилактики. Смысл первичной, вторичной и третичной профилактики, индивидуальной и общественной. Центры медицинской профилактики. Социально-экономическое значение профилактических мероприятий. Основные слагаемые экономической эффективности.

РАЗДЕЛ IV. Общественное и индивидуальное здоровье

Тема 7. Показатели здоровья населения – 3 часа.

Общественное здоровье – характеристика важнейшего качества общества как социального организма. Показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, показатель средней продолжительности предстоящей жизни, показатель постарения населения.

Показатели механического движения населения: эмиграция и иммиграция.

Показатели заболеваемости: показатель заболеваемости, показатель болезненности, заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Показатели инвалидности. Показатели физического развития.

Пути улучшения общественного здоровья населения России.

Тема 8. Индивидуальное здоровье – 1 час.

Понятие здоровья индивида. Норма – биологический оптимум живой системы. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Контроль за состоянием здоровья детей. Критерии оценки здоровья детей по С.М.Громбаху. Группы здоровья детей.

РАЗДЕЛ V. Здоровье и образ жизни

Тема 9. Образ жизни – 1 час.

Определение понятия «образ жизни». Три категории образа жизни: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Структура образа жизни. Особенности жизнедеятельности современного человека.

Тема 10. Здоровый образ жизни – 1 час.

Понятие здоровый образ жизни. Необходимость ЗОЖ. Принципы ЗОЖ.

Понятие о медицинской активности.

Двигательная активность и здоровье. Понятие о гипокинезии и ее влияние на здоровье человека. Место физической культуры в жизнедеятельности человека. Принципы физической тренировки. Общие эффекты физической тренировки. Общие подходы при формировании физической культуры.

Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни.

Тема 11. Питание и здоровье – 2 часа.

Рациональное питание. Значение основных питательных веществ, их энергетическая ценность. Роль питания в развитии болезней. Пять групп заболеваний, связанных с нарушением питания.

Первичные (экзогенные) болезни недостаточного или избыточного питания. Белково-энергетическая недостаточность. Железодефицитные состояния и анемии. Йододефицитные состояния. Ожирение. Последствия ожирения.

Вторичные болезни недостатка и избытка питания (эндогенные). Заболевания с алиментарными факторами развития патологии. Заболевания, обусловленные пищевой непереносимостью. Заболевания с алиментарными факторами возбудителя. Современные основы рационального питания.

 

 

РАЗДЕЛ VI. Экология и здоровье

Тема 12. Понятие экологии человека – 1 час.

Определение термина «экология». Имена и направления исследований наиболее выдающихся деятелей науки в данной области. Влияние неблагоприятных экологических факторов на здоровье человека. Законодательная и нормативно-правовая база в области экологии в России.

Тема 13. Влияние атмосферного воздуха и питьевой воды на здоровье человека – 1 час.

Атмосферный воздух и здоровье. Понятие атмосферного воздуха. Антропогенные выбросы в атмосферу. Парниковый эффект. Озоновый экран Земли.

Питьевая вода и здоровье. Значение воды для жизни человека. Химическое загрязнение воды. Биологическое загрязнение воды. Пути обезвреживания питьевой воды.

Тема 14. Экология почвы. Экология жилых и общественных помещений – 2 часа.

Понятие экологии почвы. Новое научное направление – геохимическая экология эндемичных заболеваний. Примеры эндемичных заболеваний. Химическое загрязнение почвы. Биологическое загрязнение почвы. Последствия загрязнения почвы для здоровья человека.

Основные источники загрязнения воздушной среды помещений. Вещества, поступающие в помещение с загрязненным воздухом. Продукты деструкции полимерных материалов. Антропотоксины. Продукты бытовой деятельности. Радиоактивность в доме. Электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений. Шум в жилой среде.

Тема 15. Экология продуктов питания. Климат и здоровье – 2 часа.

Пища – регулятор биохимических процессов. Экологическая чистота современных продуктов питания. Пищевые добавки.

Природные и климатические факторы. Связь здоровья человека и климатических факторов. Негативные последствия солнечной радиации для здоровья человека. Пути профилактики. Особенности воздействия холода на организм человека. Влияние на человека изменений атмосферного давления.

Понятие термина «эндоэкология». Проявления «эндоэкологической болезни».

РАЗДЕЛ VII. Здоровье и наследственность

Тема 16. Азбука генетики – 2 часа.

Биологический потенциал здоровья. Генетика человека. Медицинская генетика как отдельная отрасль общей генетики. Наследственные болезни. Механизм наследования болезней. Причины наследственных болезней, «груз мутаций».

Болезни с наследственной предрасположенностью. Хромосомные наследственные болезни. Наследственные болезни, вызванные генными дефектами обмена веществ (ферментопатии).

Тема 17. Генная терапия – 2 часа.

Современная генетика, требования к генной терапии. Цель и основные принципы осуществления генетической помощи. Общие этические принципы в медицинской генетике. Клонирование. Медицинские, социальные и моральные проблемы клонирования.

Биологические и социальные компоненты наследственности человека.

Евгеника. Социальное и биологическое значение евгеники.

Медико-генетическое консультирование. Главная цель, задачи и показания к этому виду консультирования. Основные методы медико-генетического консультирования.

РАЗДЕЛ VIII. Организация здравоохранения

Тема 18. Система охраны здоровья населения – 2 часа.

Определение понятия здравоохранения. Основные принципы охраны здоровья населения.

Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России. Конституция РФ и другие законы об охране здоровья граждан. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Права пациента. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья. Согласие на медицинское вмешательство. Отказ от медицинского вмешательства. Первичная медико-санитарная помощь. Врачебная тайна. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.

Тема 19. Организация и структура здравоохранения в России – 8 часов.

Характеристика уровней организации лечебно-профилактической помощи в России. Первичная медико-санитарная помощь. Ее цель, задачи, виды.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению. Поликлиника – предназначение, основной принцип работы, задачи. Отличие поликлиники от амбулатории.

Диспансеризация населения. Определение и сущность понятия.

Стационарная медицинская помощь. Функции стационаров, формы организации стационара.

Принципы организации скорой медицинской помощи. Цель, функции скорой помощи.

Новые формы организации внебольничной помощи населению. Причины появления различных подразделений догоспитальной медико-социальной помощи.

Специализированная медицинская помощь населению. Диспансер, основные принципы его работы. Деятельность консультативно-диагностических центров (КДЦ).

Медико-социальное значение восстановительного лечения. Определение реабилитационно-восстановительного лечения. Принципы медицинской реабилитации.

Медико-социальная помощь сельскому населению. Три этапа оказания врачебной помощи сельским жителям. Врачебный участок. Организация работы фельдшерско-акушерского пункта (ФАПа). Центральная районная больница. Областная больница.

Медико-социальные основы охраны материнства и детства. Определение «охраны материнства и детства». Осуществление в России охраны здоровья женщин и детей. Этапы оказания профилактической и лечебной помощи в системе охраны материнства и детства. Организация акушерско-гинекологической помощи. Организация гинекологической помощи. Социально-правовая защита женщин в период беременности и после. Организация медико-социальной помощи детям. Медико-социальный патронаж в системе охраны материнства и детства.

Организация стоматологической помощи. Медико-социаьные проблемы стоматологической помощи населению. Профилактика стоматологических заболеваний.

Организация деятельности санитарно-эпидемиологической службы. Понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Права граждан. Обязанности граждан. Задачи предупредительного санитарного надзора. Текущий санитарный надзор. Отделение коммунальной гигиены. Отделение гигиены питания. Отделение гигиены труда. Отделение гигиены детей и подростков. Гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Тема 20. Медицинское страхование – 2 часа.

Система страховой медицины в РФ. Законодательная база медицинского страхования. Основные организационно-экономические и правовые принципы обязательного медицинского страхования.

Субъекты медицинского страхования. Страховой медицинский полис. Права граждан в системе медицинского страхования.

Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.

Тема 21. Перспективы здравоохранения в России. Деятельность ВОЗ и РОКК – 2 часа.

Социальная, медицинская и экономическая эффективность здравоохранения. Основные задачи реформы здравоохранения. Приоритет ПМСП в развитии системы охраны здоровья населения.

Всемирная организация здравоохранения. Цель, основные задачи ВОЗ. Принципы, содержащиеся в Уставе ВОЗ. Структура ВОЗ. Программная деятельность ВОЗ. Экспертная деятельность ВОЗ. Издательская деятельность ВОЗ.

Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Основная цель Международного Красного Креста. Основополагающие принципы Международного Красного Креста. Краткий исторический очерк развития обществ Международного Красного Креста.

Российское Общество Красного Креста (РОКК). История создания РОКК. Деятельность РОКК в настоящее время.

РАЗДЕЛ IX. Медико-социальная экспертиза и реабилитация

Тема 22. Организация экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности) – 2 часа.

Понятие экспертизы трудоспособности. Причины нетрудоспособности. Виды нетрудоспособности: временная и стойкая, полная или частичная. Временная нетрудоспособность. Экспертиза временной нетрудоспособности. Организация работы клинико-экспертной комиссии (КЭК).

Временная нетрудоспособность по уходу за членами семьи. Временная нетрудоспособность при инфекционных заболеваниях. Особые случаи выдачи листка нетрудоспособности.

Понятие стойкой нетрудоспособности (инвалидности). Группы и причины инвалидности.

Медико-социальная экспертиза. Бюро медико-социальной экспертизы. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов.

Тема 23. Медико-социальная реабилитация – 2 часа.

Понятие реабилитации. Принципы государственной политики в области реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов.

Виды реабилитации. Программа медицинской реабилитации. Программа профессиональной реабилитации. Программа социальной реабилитации. Программа психолого-педагогической реабилитации.

Реабилитационные учреждения.

 

РАЗДЕЛ X. Репродуктивное здоровье

Тема 24. Репродуктивное здоровье. Планирование семьи – 2 часа.

Понятие репродуктивного здоровья. Определение репродуктивного здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения. Охрана репродуктивного здоровья.

Понятие планирования семьи. «Планирование семьи» согласно определению ВОЗ. История развития области деторождения.

Регулирование рождаемости. Работа служб планирования семьи. Подготовка к желанной беременности. Предупреждение наступления нежелательной (непланируемой) беременности. Методы контрацепции. Обследование и лечение бесплодных пар. Бесплодный брак.

Искусственное прерывание беременности. Определение аборта. Социальные показания для прерывания беременности. Последствия аборта. Отношение Церкви к аборту и контрацепции.

РАЗДЕЛ XI. Социально-медицинские проблемы наркотизма

Тема 25. Алкоголизм, курение, наркомания и токсикомания как социально-медицинские проблемы – 4 часа.

Алкоголизм. Понятие алкоголизма. Классификация потребления алкогольных напитков. Алкогольные мифы. Причины алкоголизма. Последствия алкоголизма. Меры борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Наркомания и токсикомания. Понятие наркомании. Понятие токсикомании. Особенности наркотического опьянения. Причины наркомании и токсикомании. Последствия наркомании. Меры борьбы с наркоманией и токсикоманией.

Курение. Понятие никотинизма. Понятие табакокурения. История зарождения самого «молодого» порока. Медико-социальные последствия курения. Меры борьбы с курением.

РАЗДЕЛ XII. Социально-медицинские аспекты венерических заболеваний и инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

Тема 26. Венерические заболевания – 2 часа.

Понятие заболеваний, передающихся половым путем. Общая характеристика венерических заболеваний. Сифилис: возбудитель, пути передачи, причины, признаки, осложнения, лечение. Гонорея: возбудитель, пути передачи, причины, признаки, осложнения, лечение. Трихомониаз и хламидиоз, краткая характеристика.

Профилактика венерических заболеваний. Роль специалиста по социальной работе в профилактике распространения венерических заболеваний.

Тема 27. ВИЧ-инфекция – 2 часа.

Определение термина «иммунный дефицит». Пути передачи ВИЧ-инфекции. Определение наличия ВИЧ в организме. Особенности клинического проявления ВИЧ-инфекции в организме. Медико-социальные и экономические последствия ВИЧ-инфекции. Группа риска ВИЧ-инфекции. Меры ответственности за заведомое распространение ВИЧ-инфекции. Законодательные акты и нормативно-методические документы, направленные на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции. Меры профилактики ВИЧ-инфекции. Роль специалиста по социальной работе в профилактике ВИЧ-инфекции. Территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом.

РАЗДЕЛ XIII. Инфекционные заболевания как социально-медицинская проблема

Тема 28. Социальные корни инфекционных заболеваний. Основные инфекционные заболевания – 3 часа.

Распространенность инфекционных заболеваний. Понятие об инфекционном заболевании. Возбудители инфекционных болезней. Периоды развития инфекционного заболевания. Классификация инфекционных заболеваний. Основные симптомы инфекционных болезней.

Основные инфекционные заболевания. Инфекции дыхательных путей. Кишечные инфекции. Инфекции половой системы. Паразитарные болезни – инвазии.

Тема 29. Профилактика инфекционных заболеваний, реабилитация и диспансерное наблюдение инфекционных больных – 2 часа.

Обезвреживание факторов передачи инфекции. Понятие дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Профилактика инфекционных заболеваний. Понятие противоэпидемических мероприятий. Отличие инфекционных больных от всех других больных. Реабилитация инфекционных больных. Понятие, этапы реабилитации. Диспансерное наблюдение инфекционных больных.

РАЗДЕЛ XIV. Доврачебная неотложная медицинская помощь

Тема 30. Основные понятия первой доврачебной помощи – 1 час.

Роль первой доврачебной помощи в спасении жизни при неотложных состояниях. Определение первой доврачебной помощи. Цель помощи.

Понятие внезапной смерти. Признаки агонального состояния. Понятие социальной смерти. Понятие клинической смерти. Признаки клинической смерти.

Понятие истинной (биологической) смерти. Признаки биологической смерти.

Потеря сознания. Первые действия при потере сознания. Дифференциальная диагностика состояний при потере сознания.

Тема 31. Общие правила оказания помощи больным и пострадавшим с нарушением сознания – 1 час.

Понятие реанимации. Этапы реанимационных мероприятий. Искусственная вентиляция легких (ИВЛ). Непрямой (наружный) массаж сердца.

Схема оказания неотложной помощи при клинической смерти (реанимация). Признаки эффективности непрямого массажа сердца. Постреанимационные осложнения. Предвестники внезапной остановки сердца.

Тема 32. Коматозные состояния – 1 час.

Кома. Контузия. Причины комы. Схема оказания неотложной помощи при коме. Обморок, коллапс. Причины обмороков и коллапсов. Признаки обморока. Предвестники обморока. Развитие обморока и коллапса при скрытой кровопотере. Особенности обморока и коллапса при потере жидкости. Схема оказания неотложной помощи при внезапной потере сознания.

Тема 33. Раны и кровотечения – 2 часа.

Понятие асептики и антисептики.

Раны. Определение раны. Виды ран. Симптомы. Первая помощь.

Кровотечения. Определение, виды, симптомы. Артериальное кровотечение: признаки, схема оказания неотложной помощи. Правила и способы наложения жгута. Венозное кровотечение: причины, признаки, помощь.

Внутреннее кровотечение. Кровотечение внутреннее при травме живота: симптомы, первая помощь, госпитализация.

Кровотечение носовое: симптомы, неотложная помощь.

Ранения грудной клетки. Признаки, оказание неотложной помощи.

Ранения живота. Схема оказания неотложной помощи при ранениях живота.

Тема 34. Механические повреждения – 2 часа.

Переломы костей. Определение перелома. Характерные общие симптомы перелома любой кости. Признаки открытого перелома конечностей. Признаки закрытого перелома конечностей. Признаки перелома позвоночника. Признаки повреждения костей черепа. Оказание неотложной помощи. Иммобилизация при переломах.

Ушибы. Определение, признаки, оказание неотложной помощи.

Вывихи. Определение, признаки, оказание неотложной помощи.

Травматический шок. Понятие о защитных реакциях при шоке. Внешние проявления первой стадии травматического шока. Стадия возбуждения (эректильная). Внешние проявления второй стадии травматического шока. Стадия торможения (торпидная). Схема оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.

Тема 35. Ожоги и отморожения. Острые отравления – 2 часа.

Ожоги. Определение, виды, степени. Оказание неотложной помощи при термических ожогах. Оказание неотложной помощи при химических ожогах. Ожоги фосфором. Ожоги глаз.

Отморожение и переохлаждение. Признаки отморожения конечностей, оказание неотложной помощи. Признаки переохлаждения, оказание неотложной помощи.

Отравления. Отравление угарным газом: признаки, действия. Отравление бытовым газом, метаном: признаки, оказание помощи. Пищевое, лекарственное отравление: признаки, оказание помощи. Отравление алкоголем: последствия, действия для отрезвления. Передозировка наркотиков: признаки наркотической комы, наиболее частые причины смерти наркоманов, оказание помощи.

Тема 36. Несчастные случаи, связанные с внешним воздействием – 2 часа.

Поражение электрическим током. Оказание неотложной помощи при поражении электрическим током. Поражение током высокого напряжения или молнией. Схема оказания неотложной помощи при поражении молнией.

Утопление. Этапы оказания первой медицинской помощи. Признаки истинного («синего») утопления. Схема оказания первой медицинской помощи при истинном («синем») утоплении. Причины смерти в первые минуты после спасения. «Бледное» утопление. Оказание неотложной помощи при «бледном» утоплении.

Тепловой, солнечный удар (перегревание головы и тела). Признаки, действия, оказание неотложной помощи.

Инородные тела. Виды инородных тел. Способы оказания неотложной помощи. Схема оказания первой медицинской помощи при попадании инородного тела в гортань или трахею.

Травмы и поражение глаз. Виды, признаки, действия.

Укусы насекомых и змей. Симптомы, первая помощь.

Тема 37. Неотложные состояния при различных заболеваниях органов и систем – 2 часа.

Анафилактический шок. Внешние проявления аллергического шока. Варианты проявления аллергического шока. Неотложная помощь при аллергической реакции без потери сознания. Неотложная помощь при анафилактическом шоке с потерей сознания.

Бронхиальная астма. Определение астмы, механизм возникновения приступа, симптомы, купирование приступа.

Комы при сахарном диабете. Гипергликемическая кома: причины, признаки, оказание помощи. Гипогликемическая кома: причины, признаки, оказание помощи.

Гипертонический криз. Понятие термина «криз». причины, признаки, принципы оказания неотложной помощи. Схема оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе.

Приступ стенокардии. Факторы риска, вызывающие приступ стенокардии, ведущие признаки. Схема оказания помощи при стенокардии.

Острые боли в животе. Причины, первая помощь.

Общие правила транспортировки пострадавших.

 

2.2. Семинарские занятия – 36 часов

 

Тема 1. Предмет социальной медицины

Цель занятия:

1. Сформировать знания по теме: «Предмет социальной медицины».

2. Сформировать представление о предмете социальной медицины и цели медико-социальной работы, а также о предмете и объекте изучения социальной медицины.

3. Ознакомить с областью социальной медицины в структуре медицинского и

социального знания.

Студент должен знать:

· Основные понятия и категории социальной медицины.

· Цель медико-социальной работы, предмет и объект изучения в социальной медицине.

· Область социальной медицины в структуре медицинского и социального знания, клинической и общественной практики.

· Общее и различное в понятиях «клиническая медицина» и «социальная медицина».

Студент должен уметь:

· Оперировать основными понятиями и категориями социальной медицины.

· Охарактеризовать цель медико-социальной работы, перечислить объекты социальной медицины.

· Охарактеризовать область знаний и умений специалиста по социальной работе в социальной медицине.

· Анализировать взаимосвязь и взаимоотношения социальной и клинической медицины.

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Дайте определение понятию «социальная медицина».

2. Охарактеризуйте цель и предмет медико-социальной работы.

3. Перечислите объекты социальной медицины.

4. Кто является субъектом социальной медицины?

5. Дайте характеристику области знаний и умений специалиста по социальной работе по социальной медицине.

6. В чем проявляется взаимосвязь и взаимоотношения социальной и клинической медицины?

7. Пациент и клиент – что отражают данные понятия в структуре медицинского знания и врачебной практики?

8. На стыке каких наук находится социальная медицина?

9. Перечислите другие названия социальной медицины.

Задание на дом

Вопросы для самоподготовки Цель деятельности Вопросы самоконтроля
  Основные понятия и категории социальной медицины. Уточнить понимание основных терминов и понятий социальной медицины. Составить в тетради словарь терминов с их кратким объяснением.
  Цель, предмет, объект и субъект социальной медицины. Структурировать знания по данному вопросу. Раскрыть сущность каждого из данных понятий (письменно).
  Общее и различное в понятиях «клиническая медицина» и «социальная медицина» Повторить содержание данных понятий, уметь объяснить их взаимосвязь и взаимоотношения. Записать в тетради общее и различное в понятиях: 1) «клиническая медицина» и «социальная медицина»; 2) «пациент клинического врача» и «клиент социального врача».
  Область знаний и умений специалиста по социальной работе в социальной медицине. Уметь раскрыть сущность данного вопроса. Перечислить область знаний и умений специалиста по социальной работе в социальной медицине.

 

План самостоятельной работы студентов

Название и описание этапа Цель
1. Самостоятельная работа студентов. Усвоение основных понятий и категорий социальной медицины. Составление представления о предмете социальной медицины.
2. Групповой разбор результатов. Каждый студент или подгруппа представляет доклад или сообщение по теме занятия. Закрепление полученных знаний путем анализа.
3. Подведение итогов самостоятельной работы. Студенты самостоятельно оценивают проделанную работу. Преподаватель отмечает наиб


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: