Типология знаков по Пирсу. Функция знаков.




Выделил 3 типа знаков по означаемому и означающему.

1)Икона (изображение, образ) Основа на фактическом или изобразительном объектом. (Фотографии, картины) – там, где узнаётся этот предмет.

2)Индексные знаки (указатель) – действие основано на реальной смежности означающего и означаемого. Благодаря индексу объект сигнализирует о себе миру.

Дым – индекс огня. Жесты, одежда, запахи. Вообщем мы живём в облаке индексов.

Символ – знак. Знак не равно символ. Действие символа как знака обусловлено на условной, установленной по соглашению связью между означающим и означаемым.

Символом может становиться и иконические и индексные знаки, если они становятся общезначимыми по незримому соглашению социума и означают именно это.

По Пирсу самым простым знаком является иконический, так как сам по себе он не передаёт информацию, а принадлежит к прошлому опыту. (Это было так). Индексный знак более сложный. Он существует в настоящем и может передавать актуальную информацию. Самый сложный – символический знак, поскольку он, благодаря своему общему значению может воздействовать на мысли и деятельность человека, предопределяя действия человека или будущую реакцию.

Незнание социально обусловленного значения символических знаков, их ошибочная интерпретация не только затрудняет коммуникацию, но может привести к полному её разрыву.

Социальный знак в социологии понимается как символ, который может быть представлен в предмете, слове, действии, жесте или образе. В первую очередь это те знаки, которые сообщают информацию о социальном статусе индивида, его принадлежности к определённой группе, движению, организации. (военные организации, мигалки)

Как обращаются россияне друг к другу. (Кто они по отношению друг к другу)

Единое обращение. (Товарищ было. Сейчас единого знака нет)

 

Уровни семиотического анализа Морис.

1)Семиотика изучает отношения между знаками и обозначаемый объектом. Зона интереса семантики.

 

 
 

 

 


2)Синтактика – изучает соотношение или связь знаков друг с другом.

3)Прагматика – изучает оценки и мнения коммуникаторов, адекватность интерпретации знаков, условия использования знаков в типовой ситуации.

Золотое практическое правило маркетолога. Следует употреблять только те качества знаков, которые понятны и приняты в определённой социальной группе.

 

Социобиологические коммуникации.

Социология коммуникации изучает функциональное назначение социальной коммуникации, связанное с созданием наиболее устойчивых форм социальной солидарности и соц. иерархии.

Этология – наука о коллективном поведении животных, которая объясняет биологические основание сохранения вида с позиций солидарности и иерархии.

И там и там изучаются коммуникативные механизмы объединения особей и выстраивания иерархии между ними.

Сравнительная этология Конрад Лоренц (1903-1989)

19, Социобиологическое основание коммуникации: агрессия и насильственная коммуникация.

Книга: «Агрессия так называется зло»

Межвидовая борьба лишена агрессивности. В отношении агрессии вступают только близкие особи.

Агрессия – форма борьбы за передел ресурса. Ресурс – это вспомогательное средство. Ресурсы: материальные(пространство, деньги, еда, одежда, территория, и т.д.) и нематериальные(власть, влияние, любовь, знания) Чем больше у меня ресурсов – тем я выше в иерархии. Иерархия – ранжирование членов сообщества по уровню властных полномочий и возможностей доступа к различным жизненным ресурсам.

По мнению Конрада Лоренца полож. значение агрессии – она носит сохранение вида.

1)Агрессия обеспечивает равномерное распределение ресурса в зоне обитания определённого вида.

Агрессия по поводу передела ресурса увеличивается, когда ресурса становится меньше.

Наиболее остро агрессия проявляется в сообществах ограниченного типа с ограниченным видом ресурсов(армия, тюрьма, пионерский лагерь)

2)Агрессия – служит полезному отбору, когда бойцы проверяются внутривидовыми дуэльными правилами для схватки с внешним врагом.

3) Агрессия – создаёт иерархию сообщества и тем самым и как это не парадоксально, демократизирует это сообщество. Чем сильнее иерархический пост в жизни – тем слабее напряжённость между ними.

Насильственная коммуникация – способ научения групповой норме. – это болевое воздействие на тело, способ навязанной коммуникации, когда субъект не желает или не готов её принять. Она применяется на разных этапах освоения нормы:

1)на этапе приёма в общество (разные формы посвящения)

2) нарушение нормы(наказание, пытка, разборка)

3)исключение из общества (отлучение от церкви, раскулачивание, бойкот, троллинг.)

В процессе насильственной коммуникации происходит не просто деформация определённой части тела, а трансформация его в соответствии с групповой нормой, придание формы, приближенной к образцу.

20. Социобиологические основания коммуникации. Гендерные различия в коммуникации.

Стереотипы формируются при помощи генерализации обобщения и схематизации опыта и основаны на поляризации или дихотомии качеств человека.

Мужские черты – мускулистость, агрессивность, бескомпромиссность, властность, склонность к лидерству, гласность, способность к стратегическим решениям, ум.

Феминные черты. – компромисность, неагрессивность или лояльность, тактическая гибкость, отсутствие амбиций, ограниченные умственные способности.

Психологические исследования 70 годов 20 века – различия между мускулинностью и феминностью сильнее, чем между полами.

С точки зрения этологии мужские и женские особи демонстрируют очень большое разнообразие коммуникативных тактик и построений в различных ситуаций.

1)Агрессивность. С точки зрения этологии мужчины чаще всего проявляют демонстранивную агрессивность – вызвать всеобщую настороженность, поскольку чем страшнее становится окружающим – тем выше становится потенциальный иерархический ранг. Это способ привлечь к себе внимание во время опасности как потенциальным защитникам вида. Женская агрессия возникает не для запугивания, а чтобы уничтожить противника, или нанести физический урон.

2)Способность к лидерству – чаще всего самцы становятся лидерами в численно ограниченных сообществах, охраняющих свою территорию. Самки становятся вожаками только в больших сообществах, без чёткой территории, которые возглавляют спасающийся народ.

В управлении сообществом – поведение муж. И жен. Особей различается – ситуация нападения. Самка отвлекает внимание – самец сзади, где убивают жертву. В ситуации защиты потомства – самки уводят потомство безопасное место, а самцы нападают спереди. Самец решает как правило сиюминутные оперативные задачи, а самки – стратегические, отдалённые, требующие опыта и знания.

3)Способность к обучению и интеллект. Женским особям присуще игровое поведение с предметами, не имеющими кормовой или иной биологической ценности(манипулятивная активность) Сначала идёт какая-либо самка – осваивает индивидуально: потом дети, далее другие низко ранговые самки, вожак, остальное стадо, за исключением высокоранговых самцов, которые в принципе не обучаемые

4)Соотношение задатков и уровня обучаемости. Муж. Особи рождаются с жёстким, но чётким наборов задатков. Надо найти себя, а не тыкаться. Жен. Особи рождаются с умеренным набором широких задатков. Стратегия – развить себя, обучиться и применить себя в различных сферах. В учительской сфере – мужчина говорит о себе любимом, а женщины – об окружающем мире.

Дмитриева Александра Владимировна.

Интернет коммуникации.

 

Признаки:

1)мультимедийность (даёт возможность объединять видео, звук и всё остальное)

+ экономическая составляющая

- другие СМИ теряют своё существование, несистематизированность данных, возможности сегментирования нет (малые) (имеющие равный доступ к интернету)

2) персонализация

3)отсутствие посредников

4)темпоральность

5)быстрое сохранение информации

6)бесконтрольность интернета (цензура)

7)реклама соседствует с целевой информации (нацеленность и возможность конструировать социальную реальность.

8) интерактивность.

Сеть.

1) Теоритический сетевой подход – общество рассматривается как глобальная развлетвлённая сеть.

2) Объединение людей в соц. пространстве.

3) Соц. сеть как Вэб. Сервис.

Джон Барсон – употребил соц. сеть. Социальные сети – те системы взаимоотношений, которые нельзя установить как определённые группы.

Соц. сеть как соц. структура, которая состоит из узлов и в роли узлов выступают социальные субъекты + связи этих субъектов.

Как вэб. Сервис – это в первую очередь соц. сеть обеспечивает соц. презентацию.

Коммуникативная составляющая сети. Расширение круга общения.

Соц. сеть должна давать возможность кооперации. Первая волна – 70 –е.

Соц. сети объединяют в группы.

Религиозные сети, научные сети.

Социальные сети- самопрезентация + коммуникация.

Социальные сообщества – на основе интереса.

Объективизм и коструктивизм(понимающая социология, символический интеракциализм, феноменология)

Конструктивистский подход.(мы сами делаем свою реальность)

Лукман

Институализация

Реальность объективирована. Потомки думают, что реальность объективна.

Но нужна социализация потомства. Интернализация – процесс усвоения норм, правил, как объективных на уровне субъекта.

Интернет позволяет конструирования реальности.

Конструируем себя, рекламу, новости.

Идентичность – социальная. Личностная есть ещё.

Фактически, идентичность – представление индивида о себе. Он соотносит себя, принадлежит такой-то группе. Классовая, политическая, экономическая идентичность, что непосредственно выражается в жизни.

Как проблема коммуникации понимается в социологии.

Понимание социальной коммуникации в объективистской социологии(технологический детерминизм)

Понятие объективное и субъективное. Объективное – то, что находится вне и существует независимо от нашего сознания.

Субъективное – находящееся в нашем сознании, наше. (сны и др.)

Ни те, ни другие не отрицают, что в обществе существует и объективное и субъективное, но речь идёт о том, что считается первичным в описании общества.

Объективистская социология понимает общество как результат взаимодействия социальных институтов и систем. Развитие социальной коммуникации связано с развитием технологий и особенностями функционирования социальных институтов.

Алан Тофлер (3-я волна) – это книга, где зафиксировано информационное общество (1980 год) (практопия) –общество, которое будет через 10-15 лет, а то и 30.

3 волны. 1-е – аграрное общество, которое как волна убегает назад

2-е – индустриальное общество (до конца 20 века)

3-е – информационное общество.

Главным фактором развития общества не техника, а информация. «2-я волна индустриального общества привела к печальным последствиям: стандартизация массового производства, централизация управления, концентрация ресурсов, синхронизация образа жизни»

Культ инновационной экономики – основана на информационных технологиях, порождает гибкий динамичный рынок, дифференцирует его, делает более разнообразным. Благодаря информационным технологиям возникает информационное правительство и электронное правительство. Максимизация ресурсов.

Благодаря информационным технологиям и науке человечество способно не только разработать ресурсы сберегающей технологии, но и открыть новый ресурс, где раньше его и не видели.

Синхронизация образа жизни, которое теперь замещается введением фиксированного рабочего дня, увеличением свободного времени, массовым увеличениям дистанционного обучения.

Скрытые образовательные программы – это некоторые практики, которые возникают при общении преподавателей, студентов – то есть быть интеллектуалом.

Сетевые коммуникации в информационном обществе.

Сети были и до интернета, а есть и другие сети. Грановеттер.

Современные социальные сети связаны с их осуществлением в режиме онлайн коммуникации (Мануэль Кастельс) «О русском следе» В 90-е годы – Россия делает больше всего в мире. Книга «Информационная эпоха: Экономика. Общество. Культура.» Описывает сети.

Предприятие, система средств которого составлена путём пересечения сегментов автономных систем целей. Существует много автономных структур – и в других структурах не нуждаются.

Сетевые предприятия в экономике имеют большое преимущество по сравнению с вертикальными структурами, поскольку они динамичны и быстрее приспосабливаются к имениям рынка. Особенности сетевых предприятий:

1)Плоская иерархия горизонтальной структуры.

2)Строится вокруг процесса, а не задачи

3) Переподготовка и обучение на всех уровнях.

4) Максимизация контакта с покупателем.

5)Сетевые структуры имеют адхократический характер.(от случая к случаю) (рождаются, существуют, умирают)

В политической сфере на смену традиционных институтов приходит сетевые конфигурации политических субъектов различного уровня, созданные в соответствии с определённой целью.

Общество знаний – новая версия информационного общества.

Обществознание: от идеи к практике часть первая, основные контуры концепции общества знания. В 2005 году впервые словосочетание информационная эпоха поставили под вопрос.

С 80 годов 20-ого века за 20 лет до информационного века сформировались новые проблемы и новые информационный разрывы, между севером и югом. Образовательный разрыв.

Консюмеризм. Доступ к информации недостаточен для решения проблем. Знание предполагает необходимость критически осмыслить и осуществить селекцию информации.

С точки зрения субъективизма – коммуникация – обмен смыслами.

Социальное действие – действие индивидов, направленное на и сознательно ориентированно на ожидание (ответное поведение людей). В зависимости от социальных действий, выделяют следущие: 1)целерациональное

2)ценностнорациональное

3)традиционное

4)аффективный.

Альберт Шутц считал, что основной задачей социологии является исследование путей и способов которыми структурируем мир, в котором мы

Человек живёт в потоке общества, в процессе ощещения есть опыт, но этот опыт нужно логически упорядочить, что происходит в сознании одного индивида, а потом в процессе коммуникации.

Типизация – это ситуация, когда существующий опыт может быть применён в новой ситуации, если это происходит, то возникает коммуникативная норма. Цитата:

«Конструирование и упорядочивание опыта происходит на основе ряда бездоказательных допущения или само собой разумеющихся смыслов.

Цель – этнометодология Гарфинкля – изучить те способы,, которые люди используют, чтобы извлечь смысл того, что они подразумевают в разговорах и действиях других людей.

1)Невербальная коммуникация.

2)Контекст

3)Фоновые ожидания определяются тем, кто нас спрашивает и какие отношения связывают нас с ним. Они определяются способами действия коммуницирующих.

Люди в повседневной коммуникации строят свои взаимодействия на основе моделей, о существовании которых они не догадываются, но которые неосознанно приспосабливают своё поведение. Тотальное нарушение «нормативной» коммуникации ведёт к разрыву социальной сети.

3 вопроса на экзамене:

1)Проблема коммуникаций а=в символическом интеракционизме (Мид, Кули, Гофманн)

2)Гоффман. Представление себя другим в повседневной жизни. Драмматургический подход Гоффмана (исполнения зоны и зональное поведения) 1 и 3 главы.

3)Драмматургический подход Гоффмана. (Команда и противоречивые роли) 2 и 4 глава.

 

 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: