для магистрантов, аспирантов и соискателей




Вопросы к кандидатскому экзамену

По курсу «философия и методология науки»

для магистрантов, аспирантов и соискателей

1. Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы. Миф, религия, философия, наука: общность и различие.

2. Философское и научное мировоззрение: общность и различие. Исторические формы взаимодействия философии и науки.

3. Проблема начала философии. Предметная область философских исследований. Язык философии.

4. Специфика философского осмысления оснований науки. Исторические типы философствования.

5. Классический и неклассический типы рациональности. Становление и основные черты неклассической философии.

6. Сциентистская и антисциентистская ориентации в неклассической философии.

7. «Философия науки» в ХХ веке: основные проблемы и типы развития.

8. Ситуации постмодерна в современной культуре и философии.

9. Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба.

10. Философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия, их диалектика.

11. Категория материи и ее интерпретации в истории философии и естествознания.

12. Понятие движения. Основные формы движения материи, их динамика. Современная наука и проблема классификации движения.

13. Проблема пространства и времени в философии и науке. Концепции пространства и времени в современном естествознании.

14. Исторические формы диалектики. Диалектика как философская теория развития. Диалектика и ее альтернативы в истории философии.

15. Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий.

16. Диалектика и синергетика.

17. Принцип системности и модели самоорганзации в современных концепциях.

18. Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм: сущность и особенности различных концепций.

19. Природа как объект философского осмысления. Человек и биосфера: проблема коэволюции.

20. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

21. Основные модели отношения «человек – природа».

22. Человек как предмет философского и научного анализа.

23. Проблема происхождения человека. Основные концепции антропосоциогенеза.

24. Природа, сущность и предназначение человека. Человек как биосоциальный феномен. Критика биологизаторских и социологизаторских концепций.

25. О смысле жизни человека. Проблема жизни, смерти и бессмертии в духовном опыте человечества.

26. Проблема личности в истории философии. Индивид, индивидуальность, личность. Комплексный характер социализации личности.

27. Свобода как необходимое условие становления личности. О «негативной» и «позитивной» свободе личности. Свобода и ответственность.

28. Личность и проблема ценностных ориентаций. Проблема классификации ценностей.

29. Проблема сознания в истории философии. Переход от понятия души к категории сознания.

30. Сознание и мозг. Возможности и пределы «искусственного интеллекта».

31. Системный и многоуровневый характер сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

32. Сознание как отражение и деятельность. Эволюция форм отражения.

33. Социальная природа сознания. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Мышление и язык.

34. Познание как предмет философского анализа. Основные проблемы и принципы теории познания.

35. Структура и основные закономерности познавательного процесса.

36. Проблема истины в теории познания.

37. Понятие практики. Роль и функции практики в познавательном процессе.

38. Наука как специфическая форма познания в современном мире. Сущность и функции науки.

39. Классификация наук и проблема периодизации истории науки.

40. Наука и вненаучные знания в современной культуре.

41. Возникновение науки. Основные этапы социализации науки.

42. Специфика научного познания. Структурная организация научного познания.

43. Научная картина мира и ее эволюция.

44. Эмпирический базис науки и методы научного исследования.

45. Теоретическое знание и его структура. Методы теоретического исследования.

46. Общелогические методы в структуре научного исследования.

47. Формы научного познания.

48. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.

49. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого.

50. Инновационная деятельность и устойчивое развитие.

51. Общество как предмет философского анализа. Специфика социального познания.

52. Основные социокультурные парадигмы социального познания.

53. Общество как развивающаяся система. Основные сферы общества: экономическая, социальная, политическая и духовная.

54. Структура общества и основные типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.

55. Проблема факторов, субъекта и источников социальной динамики.

56. Развитие общества как цивилизационный процесс. Типы цивилизаций в истории общества.

57. Духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития. Мораль, искусство, религия как формы духовности.

58. Общество и культура. Основные направления философского анализа культуры.

59. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания. Классическое естествознание. Возникновение дисциплинарного естествознания.

60. Неклассическое естествознание. Революционные изменения в науке в конце XIX – пер. пол. ХХ вв. Философские аспекты квантовой механики, теории относительности, генетики.

61. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии. Междисциплинарный статус синергетики.

62. Техника как объект философской рефлексии. Предмет и структура философии техники. Генезис и социодинамика техносферы.

63. Сущность научно-технической революции. Становление техноструктуры XXI века. Нанотехнология и биотехнология.

64. Проблема оценки экономических, социокультурных и социальных последствий развития техники. Глобализация, ее сущность и особенности.

65. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.

66. Проблема техногенной цивилизации и кризис технократического мышления в конце ХХ века. Футурология и мировая динамика. Методы прогнозирования и типы прогнозов.

67. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования.

68. Бердяев Н.А. Смысл истории.

69. Вебер М. Наука как призвание и профессия.

70. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики.

71. Гуссерль Э. Философия как строгая наука.

72. Камю А. Творчество и свобода.

73. Кун Т. Структура научных революций.

74. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.

75. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритизм.

76. Лиотар Ж. -Ф. Ситуация постмодерна.

77. Маркс К. К критике политической экономии.

78. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей.

79. Платон. Пир.

80. Поппер К. Логика и рост научного знания.

81. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.

82. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?

83. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы.

84. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.

85. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.

86. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.

87. Тойнби А.Дж. Постижение истории.

88. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.

89. Франк С. Л. Смысл жизни.

90. Фрейд З. Психология бессознательного.

91. Фукуяма Ф. Конец истории.

92. Хайдеггер М. Наука и осмысление.

93. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.

94. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.

95. Юнг К. Архетип и символ.

96. Ясперс К. Смысл и назначение истории.

97. Макиавелли Н. Государь.

98. Бэкон Ф. Новый органон.

99. Кант И. Критика чистого разума.

 

Заведующая кафедрой

высшего учебного заведения Е. Г. Кириченко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: