Структура государственной службы




«Согласно теории и практике государственного управления США, в категорию государственных служащих включаются как должностные лица и вспомогательно-технический персонал, связанный с реализацией государствено-властных полномочий, так и работники по найму (в том числе преподаватели государственных заведений, рабочие государственных предприятий и сферы коммунального обслуживания). В США государственным служащим (government employee) или служащим общественного сектора (public employee) в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штатов или местных органов власти. «Понятие «служащий общественного сектора», - писал председатель Комиссии гражданской службы в правительстве Л. Джонсона Д. Маси, может включать полицейского в патрульной машине, преподавателя в классе, почтальона, сборщика налогов в его конторе или механика на военно-морской базе». Смешивая в понятии «государственный служащий» должностных лиц, обслуживающий персонал и работников по найму, государствоведческая наука США преследует цель создать представление обо всех лицах, занятых в государственном секторе, как о едином социальном слое».   Государственный сектор США имеет структурные особенности, обусловленные федеративным устройством страны. Поэтому все государственные работники подразделяются на: а) федеральных, т. е. тех, кто занят в учреждениях федерального правительства, б) работников штатов - занятых в органах правительств штатов; в) местных - работающих на предприятиях и в учреждениях местной администрации (в графствах, муниципалитетах, округах). В США под федеральным государственным служащим понимается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации. Помимо федеральной существуют государственные службы отдельных штатов и аппарат управления органов местного самоуправления. В основу организации федеральной государственной службы положено деление служащих на две категории - "конкурсную" и "патронажную". К первой категории относятся государственные служащие, поступающие на службу и продвигающиеся по службе в соответствии с принципами "системы заслуг", установленными законодательством. Ко второй категории относятся те государственные служащие, которые назначаются на должности президентом единолично (помощники и советники президента) либо по совету и с согласия сената (главы федеральных органов исполнительной власти и т.д.). Кроме того, к числу "патронажных" относятся те доверенные лица, которые обеспечивают организацию работы глав федеральных органов исполнительной власти (советники, секретари министров и т.д.). Особый статус имеют государственные служащие так называемых "исключенных" (не подпадающих под общее регулирование) государственных органов. К числу последних относятся Федеральное бюро расследований, ЦРУ, иные органы "разведывательного сообщества", Генеральное отчетное управление и ряд других федеральных ведомств. «Законодательство делит государственных служащих на несколько категорий: - карьерные государственные служащие, продвигающиеся по службе в соответствии с "системой заслуг"; - государственные служащие, нанимаемые на определенный срок (до трех лет); - государственные служащие, нанимаемые на срок действия чрезвычайных обстоятельств (но не более чем на 18 месяцев); - государственные служащие на резервируемых должностях перечень этих должностей ежегодно определяется Управлением по делам государственной службы в тех случаях, когда необходимо обеспечить полную политическую беспристрастность в ведении дел); - не карьерные государственные служащие (занимающие главным образом, "патронажные" должности). Должности государственных служащих делятся на 18 категорий. Первые восемь отведены техническим исполнителям с 9 по 15 - среднему руководящему составу и вспомогательно-техническому персоналу высей квалификации; с 16 по 18- высшему руководящему составу, (В ряде министерств и ведомств, например в Государственном департаменте, установлены собственные табели о рангах.)». Поскольку деятельность государственной службы определяется в основном профессиональной квалификацией ее высшего звена, в дальнейшем изложении материала мы будем рассматривать, главным образом, законодательство о высшем руководящем составе государственной службы. Согласно параграфу 31З2 титула 5 Свода законов США, к высшему руководящему составу относятся служащие: " - руководящие ведомствами или структурными подразделениями органов исполнительной власти; - ответственные за реализацию определенных программ или проектов; - контролирующие, оценивающие или координирующие осуществление задач, стоящих перед органами исполнительной власти; - руководящие работой государственных служащих, не отнесенных к числу персональных помощников; - иным образом выполняющие важные задачи принятия политических. решений и осуществления функций управления". Законодательство США достаточно эффективно решает задачу ограничения неконтролируемого роста высшего звена государственной службы. Общая ее численность не должна превышать 10 777 человек (пар. 413 Свода законов США). Устанавливаются должности высшего руководящего состава следующим образом. Каждые два года соответствующие органы исполнительной власти обращаются в Управление государственной службы с заявками на утверждение общего числа высшего руководящего состава. В обосновании указываются не только предполагаемые характер и объем управленческих задач, но и предполагаемые бюджетные ассигнования на следующие два финансовых года. Управление государственной службы проводит консультации с Административно-бюджетным управлением (входит в аппарат президента) и выносит решение по заявкам каждого из ведомств, корректируя их при необходимости. Решения Управления государственной службы публикуются в "Федерал реджистер". Установлены ограничения и в отношении других категорий государственных служащих. В частности, общее число не карьерных государственных служащих (заявки на утверждение этих должностей подаются ведомствами в Управление государственной службы ежегодно) не должно превышать 10% от общей численности высшего руководящего состава. А общее число государственных служащих, нанимаемых на определенный срок, и государственных служащих, нанимаемых на срок действия чрезвычайных обстоятельств, не может превышать 5% от общей численности высшего руководящего состава.

 

  6. Поступление на государственную службу
«Законодательство достаточно скупо описывает процедуру допуска к "патронажным должностям". Как отмечалось, на эти должности проводятся лица, пользующиеся особым доверием президента или глав министерств и ведомств. Что же касается государственной службы, основан на принципах "системы заслуг", набор на соответствующие посты проводится в двух формах - "открытой" (для должностей конкурсной службы) и закрытой (для государственного департамента, служб здравоохранения и лесного хозяйства и ряда других ведомств). При открытом наборе должность может быть занята любым лицом, успешно сдавшим экзамен. При закрытом наборе занятие высших постов осуществляется правило, в порядке карьерной службы в данной системе. На конкурсную службу и службу в "исключенных" государственных органах иностранцы, как правило, не принимаются. Исключение сделано только в отношении низших должностей и отдельных ведомств (например, государственного департамента) где существует необходимость в привлечении специалистов высшей квалификации, не являющихся гражданами США». Одним из принципов государственной службы является равенство возможностей при трудоустройстве. Однако законодательством установлены льготные условия для ряда категорий, в том числе для ветеранов войны, бывших военнослужащих, инвалидов и представителей национальных меньшинств. В последнем случае речь идет о недостаточном или непропорционально малом представительстве национальных меньшинств в федеральной государственной службе. Для устранения подобных перекосов в кадровой политике Управление государственной службы совместно с Комиссией по обеспечению равных возможностей при трудоустройстве разрабатывает особые программы для представителей национальных меньшинств. Процедура приема на работу включает следующие стадии: 1) проверка заявления; 2) проведение экзаменов или собеседования; 3) проверка благонадежности; 4) выбор кандидата на должность; 5) проверка в течение испытательного срока. Конкурсные экзамены проводятся в письменной и устной форме и имеют целью проверку профессиональных знаний и пригодности кандидатов для занятия должностей, как правило, среднего звена управления. Экзаменационные требования согласовываются с управлением государственной службы. Важным условием является опубликование перечня вакансий, по которым проводятся экзамены на замещение должностей, что формально дает возможность принять в них участие каждому заинтересованному лицу. Допускается выплата компенсаций тем соискателям должностей, которые приезжают для экзаменов или собеседования из другой местности. Испытательный срок по закону не должен превышать одного года. По истечении этого срока государственный служащий зачисляется в штат соответствующего административного ведомства. Не прохождение испытательного срока на вышестоящей должности дает государственному служащему право на восстановление в должности, равноценной прежней по классу и уровню заработка. Таковы общие требования к приему на государственную службу. Квалификационные требования устанавливаются главой какого-либо административного ведомства в соответствии с теми нормами, которые разрабатываются управлением государственной службы. Интересно отметить, что законодательство ограничивает прием на государственную службу высших чиновников, не имеющих должного опыта работы на государственной службе. Общая численность должностных лиц высшего руководящего состава, не имеющих до вступления в должность 5-летнего непрерывного стажа государственной службы, не должна превышать 30%. В каждом административном ведомстве с учетом, рекомендаций управления государственной службы разрабатывается собственная программа трудоустройства, которая должна предоставлять возможность получения должности не только лицам, занятым на государственной службе, но и не состоящим на ней. В административных ведомствах, из числа работающих в них служащих создаются комиссии по вопросам приема на работу, в задачу которых входит рассмотрение заявлений кандидатов на занятие карьерных должностей. Решения комиссий по каждому из заявлений кандидатов на занятие карьерных должностей в письменной форме. Общими критериями оценки служат: 1) опыт управленческой деятельности; 2) успешное участие в программах повышения квалификации, созданных Управлением государственной службы; 3) наличие особых знаний и опыта, которые дают основания полагать, что государственный служащий будет успешно справляться с возложенными на него обязанностями (пар 3392-3393 Свода законов США).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: