ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.




1)Мифологическое мировоззрение-суть этого этапа, одухотворение всего существующего;

2)Религиозное мировоззрение, суть этого этапа-отделение умственного труда от физического и осознание различия между душой и телом, то есть разделение мира на духовный и материальный;

3)Философское мировоззрение, основой которого является разум.

Античная философия.

Философия Древней Греции и Древнего Рима от 6 до 4 века до н.э.

Этапы античной философии:

1)Архаический,основные школы: а)милетцы (основной вопрос-из чего все состоит. Они говорили что в основе всего стоит первичная субстанция, по определению то, что не нуждается для своего объяснение в чем либо другом (представители Фалес-вода, Анаксимен-воздух и Анаксимандр-некое беспредельное и вечное начало «апейрон», Пифагор-всё есть число, и его последователи Пифагорейцы)); б)элиты (Парменид и Зенон особое внимание выделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов «апорий» парадокс-это неожиданное высказывание, апория-это затруднение, недоумение, трудно-разрешимое задание, по мнению элиатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя повысить множественность. Если вещи могут быть бесконечными, то их сумма никак не даст нечто конечное, если же вещи конечны, то между двумя конечными вещами всегда есть третья вещь, и мы приходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Получается невозможна не только множественность, но и движение.); в)атомисты (атомисты предложили что вещество, пространство и время, нельзя делить бесконечно, вить есть мельчайшие, далее неразделимые фрагменты-атомы вещества, то или иное тело состоит из определённого числа атомов, каждый из которых имеет конечный объём, соответственно конечный объем имеет составленное из атомов тело. Стрела летит, так как по определению движение есть преодоление определенного, состоящего из определённого числа атомов за определённое время, которое в свою очередь состоит из определённого числа своих атомов, было предложено что атомы неизменны, они неделимы и однородны. По Демокриту атомы различаются по форме и весу, сочетание атомов образует целые миры, даже душа состоит из атомов, только из особых. Демокрит, Гераклит-он стоит вне определённых школ);

2)Классический, основные школы: а)софисты (природе, естественному, софисты противопоставляли искусственное, говорили, что в обществе нет естественного, в том числе обычаев, традиций, религий. Право на существование получает только то, что обосновано, доказано, в чём удалось убедить соплеменников. Исходя из этого софисты, особое внимание уделяют, проблемам языка и логики. Протагор: «Человек, есть мера всех вещей, существующих что они существуют, и несуществующих что они не существуют, то есть человек решает существуют они или не существуют». Сократ-хочет понять мир двигаясь не от события к событиям, а двигаясь от общего к событиям, типичными для него являются рассуждения о прекрасном, ему известно множество прекрасных вещей и меч и копье и девушка и горшок и кобылица, но каждая вещь прекрасна по своему, поэтому нельзя прекрасное связать с одной из вещей, но все прекрасные вещи имеют нечто общее-прекрасное, как таковое, это их общий смысл, общие идеи, эйдос (так он говорил), коль скоро общее может быть обнаружено не чувствами, а умом, он отнёс общее к миру, тем самым основав основы идеализма. Сократ приходит к убеждению, что самая главная идея, это идея блага, ею обусловлена пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости, для него нет ничего выше этического. Добродетель состоит в знании добра, и в действии соответственно этому знанию. Он сравнивает нравственность с разумом, что даёт основание считать его этику рационалистической. Сократ разработал определённый метод для приобретения знания, диалектику, состоящую из иронии и майевтики (рождение мысли и понятия).Ирония состоит в том, что обмен мыслями в начале даёт негативный результат: «я знаю что ничего не знаю». Однако перебор мнений, и их обсуждение позволяет достичь новых мыслей. Из-за чего разругался с софистами. Когда речь заходила о справедливости, то софисты, не моги прийти к одному мнению. Протагор-выражал общее мнение граждан, другой софист говорил что справедливость заложена в человеке с рождения, а третий говорил что справедливость это выгода сильнейшему); б)академия (ученик Сократа Платон. Для всякой вещи фиксируется её смысл, или идея, которая для каждой вещи данного класса этих вещей, одна и та же. Пример: «я видел массу лошадей, но все они имеют один смысл-лошадность». Платон убеждён, что без обращения к идеям, никак не обойтись, так ка это единственный путь преодоления многообразия и неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира. Идея по Платону: «вещь можно потрогать и рассмотреть, а идею нельзя». Он не согласен, что идея, это просто мысль которую можно обозначить устным или печатным словом, по Платону мысль и слово это прерогатива человеку, а идея существует и без человека, то есть она объективны, соответственно Платон-это объективный идеалист. Он не только убежден, в объективности идей, но считает, что они могут существовать и без сопричастности к ним вещей, порой присоединяясь к ним или покидая их. Между тем общая (идея) и отдельная (вещь), настолько тесно сопричастны друг к другу, что отсутствует механизм, чтобы увидеть как это происходит. Он мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. По его мнению постулируется существование идеи, материи и бога, который понимается как мастер который создаёт ту или иную вещь. Из смеси идей и материи Демиург (мастер), создаёт мировую душу, и распространяет её по всему свету. Мировая душа в своём исходном состоянии делится на стихии-огонь, земля, вода и воздух. В соответствии с гармоническими и математическими отношениями, бог придал космосу форму сферы, в центре космоса земля, орбиты планет и звезд подчиняются гармоническим и математическим соотношениям. Космос-это одарённое разумом живое существо, и структура мира такова: божественный разум, мировая душа и мировое тело); в)лицей (ученик Платона-Аристотель, говорил: «Самобытное единичное бытие-субстанция, это такое бытие которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе, мир есть совокупность субстанций, каждая из которых некое единичное бытие-это сочетание материй и форм». Форма-это последнее видовое различие, она выражается понятием. Пример: из меди можно сделать шар или статую, то есть как материя у меди есть возможность шар или статуи, понятие шара и статую справедливо и тогда, когда и шар и статуя не сделаны. Всякая вещь имеет 4 причины: 1)сущность (форму); 2)материю (субстрат); 3)действие (начало движения); 4)цель (то ради чего).Эйдосом все эйдосов, есть перводвигатель или первоум, Аристотель называет его Богом, но это не персонифицированный Христианский Бог.На основе законов, логики Аристотель создает учение о силлогизмах (вид умозаключения), смысл силлогизма состоит в том, что два крайних термина соединяются посредством третьего, общего обеим первоначальным терминам, в итоге получается определение называемое выводом). Главные темы: 1)сущность человека; 2)его познания; 3)синтез философского знания и построение универсальной философии.

Справедливое государственное устройство, Платон выводит из трёх состояний души: 1)разумный; 2)аффективный; 3)вожделеющий. Разумные должны управлять государством. Аффективные должны защищать государство. Вожделеющие должны снабжать государство провиантом. Этика Платона, Платон ставит,этическое, выше эстетического и выше научно-познавательного.

Теория любви Платона. Истинная любовь-это продвижение к прекрасному, весьма скромная в физиологическом желании тела, как мужского, так и женского, более высокое в очарованности душой другого человека, и наконец, достигающее предела в сиянии блага.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: