Принципы внутренней организации




Цели существования

Основная цель существования центра: создание новых общественных отношений, не зависимых от иерархии и рыночной экономики (как снаружи, так и изнутри). Это социальное образование должно давать человеку возможность реализовывать себя как полноценного субъекта общественных отношений в сообществе свободных и равных, дать человеку возможность совершать неотчуждённую деятельность. Предполагается, что центр создаст условия адекватные человеческой природе, в которых человек сможет реализовать свой подлинный потенциал. Деятельность, осуществляемая центром, вторична по отношению к этой цели, так как основной задачей является создание среды необходимой для совершения неотчуждённой деятельности людей, а не деятельность как таковая. Деятельность сама по себе тоже важна, однако, приоритетным является её неотчужденный характер. Внутренняя структура должна адекватно отражать цель существования центра.

В целях безопасности центру стоит избегать прямого отождествления, с какими-либо идеологическими течениями и политическими организациями. Целью данной организации является в первую очередь практика социального творчества, а не захват власти. Мы не ставим своей задачей пропаганду идей, мы стремимся к их реализации.

Деятельность

Центр должен обеспечить условия для реализации различных видов деятельности. Организация того или иного вида деятельности будет, осуществляется в зависимости от желаний и потребностей участников центра. На первых порах, вероятно, будут организованны виды деятельности связанные с культурой и досугом.

Важным этапом будет организация самоуправляющейся структуры центра. Организация структуры центра - самый первый этап деятельности центра, и к этой деятельности применимо все, что сказано о деятельности центра выше. Она имеет первостепенное значение, так как здесь должен быть осуществлен акт социального творчества, который заложит основы для осуществления всех остальных видов деятельности. Следовательно, чрезвычайно важно, что бы он носил неотчуждённый, свободный и творческий характер, так как это событие отразится на всей последующей жизнедеятельности центра.

Людей принимающих участия в работе центра далее будем условно называть участниками центра, или просто участниками.

Последующая работа по обустройству помещения должна вестись всеми участниками центра при равном распределении обязанностей и принятии всех решений демократическим путём.

Организация конкретной деятельности центра будет, осуществляется как реализация желаний и потребностей участников центра. Следовательно, желательно, что бы внутренняя организация отражала это. Каждый должен иметь возможность организовать необходимый ему вид неотчужденной деятельности, для которой центр может стать опорой, если это не противоречит основным принципам и целям существования центра и если для этой деятельности возможно создать необходимую материальную базу.

Для начала можно предложить создать в рамках центра библиотеку, а также концертный и тренажерный залы (естественно для начала некое их подобие). Возможно создание кружков или секций по интересам, к примеру, изучения языка, литературы, философии, изобразительного искусства, физической культуры, актерского мастерства и других, путем самоорганизации участников центра, в которых они будут делиться опытом и впечатлениями от своей творческой и познавательной деятельности. Естественно предполагается, что в них не будет фиксированного членства, так же как и разделения на преподавателей и учеников, и они будут активно взаимодействовать между собой.

При этом не стоит забывать о том, что наша фантазия не может быть ни чем ограниченна и наш социальный центр может стать основой для реализации самых смелых проектов.

Помимо этого на базе центра можно проводить социальные акции наподобие «еды вместо бомб» и «фримаркетов». Не стоит забывать, что о подобных акциях можно найти самую подробную информацию в различных интернет-источниках. Еще раз отмечу, что нашу фантазию ни что не ограничивает, и мы можем попытаться реализовать самые смелые идеи. Не стоит бояться делать что-то новое и неожиданное, так как социальное творчество, в некотором роде, и есть цель существования центра.

Предполагается, что в рамках центра возможна организация как «внутренней», так и «публичной» деятельности (концертов, выставок, лекций и прочего). Здесь скрывается проблема, связанная с возможной дифференциацией между «участниками» центра и публикой приходящей на мероприятия. На мой взгляд, граница меду этими двумя группами должна быть как можно более размытой, если вообще должна существовать. В любом случае даже те люди, которые не помогают работе центра, должны иметь возможность как минимум высказывать свои идеи, предложения и пожелания. Стоит отметить, что желательно, что бы все «публичные» мероприятия были абсолютно бесплатными, обратное противоречило бы целям центра и привносило бы в его деятельность элементы коммерции.

Принципы внутренней организации

Внутренняя организация центра должна быть результатом коллективного творческого акта его участников. Здесь я выскажу только ряд моих личных соображений по поводу того что, на мой взгляд, должно быть учтено. Впрочем можно сказать что все написанное здесь это только мои пожелания, мое видение того чем должен быть центр. В реальности, участники центра должны определять его судьбу сами, постоянно изменяя его структуру и виды деятельности в соответствии с изменяющимися потребностями. Я думаю, что участники центра не отойдут от гуманистических идеалов и основной цели существования центра, в противном случае центр рискует превратиться в нечто далекое от идеалов гуманизма. При этом попытка ввести сдерживающие механизмы может привести к такому же результату и вступить в противоречие с целями центра. Это важная проблема.

Существуют различные практики внутренней демократии в небольших сообществах и здесь возможно воспользоваться имеющимся опытом, который может быть творчески переработан участниками центра. Изучение подобных практик совершенно необходимо на подготовительном этапе создания центра.

В целом структура должна быть гибкой и изменятся в соответствии с потребностями, возникающими у участников, вследствие совершения ими различных видов деятельности. Также важно, что бы отношения между участниками строились как отношения между свободными и равными, существование каких-либо иерархических связей не желательно. Важно что бы человек в рамках центра чувствовал себя абсолютно свободным, что даст ему возможность совершать неотчужденную деятельность, не опосредованную иерархией.

Решения будут приниматься методами «прямой демократии» при равноправии всех участников. В принятии решений должны принимать участие все участники центра (естественно, что если центр станет более-менее крупным сообществом, решения, касающиеся только интересов отдельной группы участников, будут приниматься ими). Следует отметить, что помимо голосования существует так же метод консенсуса, который следует изучить и использовать.

Важно избегать создания иерархических структур и концентрации властных полномочий. Вероятно, нужно будет создать механизмы защищающие сообщество от подобных тенденций.

Также важной проблемой является вопрос об установлении (или не установлении) неких общих базовых правил, и о возможном введении ряда запретов (в первую очередь на употребление алкоголя в помещении центра). Стоит отметить, что введение четких правил и запретов входит в явное противоречие с духом идей свободы, равенства и братства, воплощением которых должен стать центр. При этом алкоголь может стать большой проблемой и парализовать работу центра.

Вопрос о членстве

Вопросы о членстве и членских взносах должны быть тщательно проработаны. С этим связанно значительное количество возможных проблем. С одной стороны должна существовать возможность участвовать в работе центра для всех желающих, при этом не должно существовать каких-либо формальных и любых других препятствий для этого. Если человек уважает свободу других, двери центра должны быть для него открыты.

Здесь следует обсудить важную проблему о том, что делать с тем, кто не уважает свободу других и возможно ли найти четкие критерии для того что бы определить кто уважает, а кто нет. В целом наиболее адекватное решение в данном вопросе: чем меньше ограничений, тем лучше. Лучше всего вообще не устанавливать фиксированного членства и участниками считать всех тех, кто принимает участие в его работе на данный момент.

Важно отметить, что центр не должен быть ограничен рамками субкультур или других социальных групп. Предполагается, что участником центра может стать любой человек вне зависимости от пола, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, уровня образования, политических убеждений (в вопросе о политических взглядах вероятно нельзя будет обойтись без некоторых ограничений), отношения к религиям. Главное что бы человек был готов участвовать в работе центра и при этом не посягал на свободу других участников центра.

Следует найти решение проблемы взаимодействия с различных идеологических течений внутри центра, в том отношении, что для центра важно, в определённом смысле, дистанцироваться от собственно политических вопросов, что бы избежать с одной стороны, репрессий со стороны властей, а с другой стороны, развития догматического мышления внутри центра. Естественно, что сама идея подобного центра существует в рамках гуманистического мировоззрения близкого к, условно говоря, «левому» движению, но при этом хотелось бы избежать прямой связи с организациями, совершающими определённые «политические» действия. Если человек желающий принимать участие в работе центра состоит в какой-либо политической организации это не должно быть препятствием для такого участия (здесь так же присутствует отдельная проблема, так как участников ультраправых и проправительственных организаций допускать к участию в работе центра весьма не желательно).

Не хотелось бы, что бы подобный подход в глазах сторонников радикально левых движений выглядел оскорбительным или конформистским. Но, на мой взгляд, центр не должен превращаться в филиал какого-либо политического движения, ему следует оставаться единицей относительно независимой от политики.

Материально-бытовые вопросы

Вопросы, связанные с финансами, также могут стать причиной ряда проблем. Важно что бы деятельность центра была опосредована товарно-денежными отношениями в наименее возможной степени.

Наилучшим решением будет стараться решать все возможные проблемы в обход товарно-денежных отношений. Если центру что-то необходимо было бы лучше, если бы его участники приносили это из дома или изготовляли это сами, то есть обеспечивали его необходимыми материальными объектами в обход товарно-денежных отношений. В этом вопросе также открывается простор для фантазии и социального творчества.

Тем не менее, деньги центру, вероятно, все же будут нужны. В этом случае участникам центра всегда следует чётко осознавать: для каких целей им нужны деньги. Необходимо сначала определиться, для чего нужны деньги, а уже потом думать о том, откуда их брать. Важно помнить, что задачей центра не является извлечения прибыли.

Самым естественным в данном случае способом сбора средств, вероятно, будут членские взносы. При этом они вероятно должны быть целевыми, то есть взыматься только вследствие необходимости, а не постоянно. Вероятно они так же могут быт дифференцированы с одной стороны в зависимости от того для какой категории участников центра эта трата наиболее необходима и с другой в зависимости от материального положения конкретного участника. Важно помнить, что членские взносы это средство для решения конкретной проблемы, а не плата за участие в работе центра и не жертва на алтарь чего-нибудь там. При этом желательно, что бы это были скорее не взносы, а добровольные пожертвования. Возможно, следует вообще отказаться от обязательности каких-либо взносов, каждый сам должен решать: сколько внести денег и насколько это необходимо. Вероятно, эта сфера не должна быть старого регламентирована, так как каждый отдельный случай может потребовать своего подхода. Впрочем, возможно то же можно сказать и обо всей деятельности центра.

На первом этапе главным материальным вопросом будет вопрос о помещении. Существуют два основных способа заполучить помещение: самовольно захватить (сквотировать), арендовать (вариант с покупкой вряд ли возможен). Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Аренда помещения повлечёт за собой вопрос об оплате помещения и потребует введения повременных членских взносов для всех участников центра, при этом возможно достаточно больших. Однако этот вариант сразу снимает с повестки значительное количество проблемных вопросов. Сквотинг делает центр весьма уязвимым и его прямым следствием будет постоянная угроза выселения, однако этот способ требует гораздо меньших финансовых затрат. Возможны так же промежуточные варианты, такие как заселение пустующих зданий с согласия хозяев.

При этом желательно, что бы помещение было достаточно большим для проведения мероприятий, в которых сможет принять участие значительное число людей. Однако слишком большое помещение на первых порах не является необходимостью.

Центр не подразумевает существование коммуны в его рамках. Однако постоянно проживание какого-то количества людей, в помещении центра, вполне приемлемо и, в некоторых отношениях, весьма полезно. Однако здесь также кроется ряд проблем. Несомненно, что коммуна так же является новым общественным отношением и возможно некоторые коммуны более совершенные социальные образования чем то, что мы пытаемся создать, однако обычно коммуна это более-менее замкнутое сообщество. Центр предполагается как открытое сообщество, и не подразумевает совместное проживание, таким образом, центр сможет привлечь к своей деятельности значительное число людей, которым не обязательно будет кардинально перестраивать свою жизнь. Центр не будет полной заменой существующих общественных отношений. Он предполагается с одно стороны как отдушина, позволяющая человеку сделать глоток свежего воздуха, в то время как он задыхается в повседневной рутине, с другой как росток новых общественных отношений, пока еще, в некотором роде, зависимых от старых. При этом возможно, что такое отношение имеет шансы стать более устойчивым, чем коммуна, так как оно будет взаимодействовать с социумом, в отличие от относительно замкнутой коммуны (что в свою очередь скрывает опасность адаптации центра в институт, поддерживающий существующий порядок).

При этом постоянное проживание одного или более (но не слишком много) человек может быть полезно в целях безопасности. Центр также может стать временным ночлегом для путешественников. Однако все эти вопросы должны быть обговорены отдельно, т. е. кто, как и на каких условиях поживает и ночует в центре. Здесь надо учесть два момента: с одной стороны совместное проживание не противоречит целям центра, с другой стороны важно, чтобы постоянное проживание не мешало работе центра. При этом также следует избегать положения вещей, при котором люди, постоянно проживающие на территории центра, имеют особые привилегии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: