что носит какой характер




Притекстовые задания.

1. Прочитайте название и первое предложение текста. Определите коммуникативную задачу и прогрессию текста, т.е. в скольких направлениях развивается информация текста.

2. Прочитайте текст и определите количество смысловых частей в нем.

Государственная власть как разновидность социальной власти

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (роду, племени, семье, общественной организации, партии, государству, обществу и т.п.); она – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1) распространяется на все общество;

2) носит публично-политический характер;

3) опирается на государственное принуждение;

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) имеет систему налогов;

6) делит население по территориальному признаку.

 

Послетекстовые задания

1. Определите коммуникативную задачу каждой смысловой части, сформулируйте их в виде назывных предложений, последовательно запишите.

2. Задайте вопрос к каждому пункту записанного вами плана, запишите все вопросы.

3. Письменно ответьте на заданные вопросы.

4. Выпишите опорные слова каждой смысловой части. Для этого прочитайте текст по абзацам. Ключевые слова определяются как ответ на вопрос: Что рассматривается в этом абзаце (смысловом куске)? Слово (словосочетание), называющее микротему, встречается в первом предложении абзаца, может повторяться далее.

 

ТЕКСТ 2

Предтекстовые задания

87. Подберите синонимы к словам слева, используя слова, данные справа:

 

аспект =… самое главное в чем-либо, суть
выдвинуть на первый план=… одновременно
содействовать =… преобладать
концентрировать=… исполнить, осуществить
сущность, суть =… сторона
доминировать =… другие
удовлетворить =… собирать
иные =… придать чему-либо важное значение
наряду =… другие

 

88. Прочитайте предложения, постарайтесь понять выделенные слова без словаря.

1. Нельзя упрощать это явление и сводить его как к чему-то несложному, несущественному.

2. В результате длительных переговоров стороны при- шли к компромиссу, пойдя на взаимные уступки.

3. Следователь действовал в рамках закона.

4. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в социальных группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллективах и т.д.

89.Составьте словосочетания, используя слова, данные справа.

организовать что?  
организация чего? политическая власть
осуществлять что?  
осуществление чего? конкретные интересы
рассмотреть что?  
рассмотрение чего? сущность государства
обеспечить что?  
обеспечение чего? общественные интересы
удовлетворить что?  
удовлетворение чего? классовые интересы
снять что?  
снятие чего? сопротивление классов

 

90. Найдите в тексте предложения, построенные по следующим моделям. Определите, какой смысл выражен в этих предложениях.

что служит чему что используется для чего / как что что это что что можно определить как что

 

Притекстовые задания

1. Прочитайте название и первое предложение текста. Определите коммуникативную задачу и прогрессию текста, т.е. в скольких направлениях развивается информация текста.

2. Прочитайте текст и определите количество смысловых частей в нем.

Понятие и сущность государства

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать 2 аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

- классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо одних классов не может не вызвать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план);

общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных.

 

Послетекстовые задания

1. Определите коммуникативную задачу каждой смысловой части, сформулируйте их в виде назывных предложений, последовательно запишите.

2. Задайте вопрос к каждому пункту записанного вами плана, запишите все вопросы.

3. Письменно ответьте на заданные вопросы.

4. Выпишите опорные слова каждой смысловой части. Для этого прочитайте текст по абзацам. Ключевые слова определяются как ответ на вопрос: Что рассматривается в этом абзаце (смысловом куске)? Слово (словосочетание), называющее микротему, встречается в первом предложении абзаца, может повторяться далее.

 

ТЕКСТ 3

Предтекстовые задания

91. Прочитайте предложения, уясните для себя значение выделенных слов.

1. Новый министр был убежденным государственником, т.е. сторонником государственного регулирования, прочной государственной власти.

2. Выступавший депутат был либералом, т.е. сторонником парламентского строя, широких политических свобод и частного предпринимательства, освобождения от жесткого государственного контроля, регулирования, планирования.

3. Нам представляется, что обсуждаемые поправки к закону в случае их принятия негативно отразятся на состоянии отрасли.

 

92.Подберите синонимы к словам слева, используя слова, данные справа:

 

абсолютизировать возносить заблуждение сущность - возвеличивать, возвышать - ложное мнение - самое главное и существенное в чем-нибудь - делать что-либо самостоятельным, не зависящим ни от каких условий

 

93.В предложении: Вместо того чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть укажите, какой частью предложения выражено предпочитаемое действие, какой – нежелательное действие.

94. Найдите в тексте предложения, построенные по следующим моделям. Определите выражаемые ими смыслы.

что зависит от чего;что обусловлено чем;что есть что

что служит чем;

Притекстовые задания

1. Подготовьтесь ответить на вопрос: Что нового вы узнали из данного текста в сравнении с предыдущим текстом?

2. Прочитайте название и первое предложение текста. Определите тему, КЗ и прогрессию текста.

3. Прочитайте текст и определите количество смысловых частей в нем.

Понятие и сущность государства

Понятие «государство» многозначно. Многое в определении существенных сторон этого понятия зависит от политической позиции того, кто определяет («государственник» или либерал).

В рассмотрении сущности государства существуют три основных теоретических подхода: общественный, классовый и политико-правовой. Суть первого: государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Квинтэссенция (т.е. самая сущность) второго (марксистского): государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классовой борьбы, подавлением одних классов другими. Основа третьего: государство есть источник права, которое организует жизнь общества и самого государства. Представляется, что определенный смысл есть во всех этих трех позициях. Заблуждения начинаются тогда, когда чрезмерно возносят одну теоретическую позицию над всеми остальными, когда ее абсолютизируют. Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Конечно, в современный период все концепции и определения государства должны рассматриваться как одно из направлений общественной мысли наряду с другими теориями и концепциями.

Послетекстовые задания

1. Сравните содержание текстов 2 и 3. Что в них общего? Что нового вы узнали из текста 3?

2. Составьте и запишите сложный план текста, то есть определите коммуникативную задачу каждой смысловой части, сформулируйте их в виде назывных предложений (микротем), последовательно запишите.

3. Составьте письменно вопросный план текста, то есть задайте вопрос к каждому пункту назывного плана.

4. Составьте тезисный план, то есть письменно ответьте на заданные вопросы.

5. Подготовьтесь к участию в учебной беседе «Понятие и сущность государства». Проработайте следующие вопросы:

- Существует множество определений государства. Как государство определяется в изучаемой вами теории права?

- От чего зависит многообразие взглядов на государство?

- Какие существуют подходы к рассмотрению сущности государства?

- Какой подход при определении сущности государства изберет, по-вашему, политик-государственник? Политик-либерал?

- Какие факторы должны учитываться при определении государства?

- Какого подхода в определении государства придерживаетесь Вы?

 

ТЕКСТ 4

Предтекстовые задания

1. Составьте словосочетания, используя слова, данные справа.

 

переходить к чему?  
переход к чему? сущность государства
направлять что?  
направление чего? деятельность государства
решать что?  
решение чего? задачи
осуществлять что?  
осуществление чего? функции государства
развить что?  
развитие чего? государство
охранять что?  
охрана чего? права и свободы человека и гражданина
оборонять что?  
оборона чего? страна
поддержать что?  
поддержание чего? мировой порядок
сотрудничать с кем?  
сотрудничество с кем? другие государства

95.Прочитайте предложения. Подчеркнутые слова замените близкими по смыслу словами.

1. По утрам, как правило, он делает физзарядку. 2. Вылететь домой его заставили чрезвычайные обстоятельства: тяжелое положение родителей, попавших в автомобильную катастрофу. 3. Непосредственная обязанность дворника – подметать придомовую территорию. 4. Работа всего государственного аппарата подчинена осуществлению функций государства.

Слова для справок: исключительный, прямой, обычно, выполнение.

 

96. В данных ниже предложениях укажите ту часть, в которой выражена функция долженствования.

1. Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов.

2. Все составные части государственного органа должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.

97. Просмотрите текст, найдите в нем предложения, построенные по данным моделям. Определите, что выражают эти предложения.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!