что зависит от чего что подразделяется на что

что обусловлено чем что можно отнести к чему

что – это что что необходимо отличать

от чего

Притекстовые задания

1. Прочитайте название и первое предложение текста. Определите тему, коммуникативную задачу и прогрессию текста.

2. Прочитайте текст и определите количество смысловых частей в нем.

Функции государства

Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функций государства так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют всего органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никто другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные(осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения – на основныеи неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства можно отнести следующие: 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; 2) экономическая; 3) налогообложения; 4) социальной защиты; 5) экологическая; 6) культурная и др.

К внешним функциям государства можно отнести следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и т.п.

Послетекстовые задания

1. Составьте и запишите назывной план текста, то есть определите КЗ каждой смысловой части, сформулируйте их в виде назывных предложений (микротем), последовательно запишите.

2. Сравните ваш назывной план со следующим планом. Если имеются отличия, объясните их.

1. Зависимость функций государства от его задач и сущности.

2. Определение понятия «функции государства».

3. Необходимость отличия функций государства от функций его органов.

4. Виды функций государства:

а) постоянные и временные;

б) основные и неосновные;

в) внешние и внутренние.

3. Составьте письменно вопросный план текста, то есть задайте вопрос к каждому пункту назывного плана.

4. Составьте тезисный план, то есть письменно ответьте на заданные вопросы. Помните, что при составлении тезисов дополнительная информация смысловых частей может быть сокращена.

5. Составьте кластер текста. Для этого слово-тему (словосочетание) напишите в центре листа. Вокруг него по часовой стрелке, отражающей развитие информации текста, записывайте слова или словосочетания, связанные с ним по смыслу и выражающие какие-либо отношения. По данной теме вам нужно схематически отразить отношения «явление и его классификация».

6. Сравните ваш кластер с данным. Какая микротема не нашла в нем отражения? На основе кластера разверните диалог-расспрос.

 
 


Комментарий 35

При подготовке устного сообщения по теме текста к каждому пункту плана можно выписать опорные слова и словосочетания. Опорными словамиилисловосочетаниями являются слова, с помощью которых передается новая информация текста. Чтобы определить опорные слова, в каждой смысловой части надо найти предложения, выражающие основную и дополнительную информацию, затем выделить в них слова (словосочетания), несущие основную смысловую нагрузку. Как вы помните, наиболее важная информация в предложении выражена в реме.

Рассмотрим, как могут быть выписаны опорные слова и словосочетания к пунктам плана.

Указываете цифрой и обводите кружочком (квадратиком) пункт плана. Данная информация, которая может быть восстановлена из названия пункта назывного или вопросного плана, пропускается и обозначается многоточием: От чего зависят функции государства и когда они изменяются? – Для ответа на этот вопрос выписываете только опорную часть предложения, без которой вы не сможете выразить основную мысль смысловой части: … от его задач, от его сущности; … по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Поскольку слова обусловлены, зависят – это синонимы, оставляете одно из них. Начальную часть ответа (данную информацию = теме предложения) вы восстанавливаете из вопроса: Функции государства зависят+ опорные слова,изменяются +опорные слова.

Выписанные в определенной последовательности опорные слова, словосочетания и предложения помогают запомнить и потом воспроизвести основное содержание текста, затем дополнить и конкретизировать его.

 

98. Из составленного вами вопросного плана текста «Функции государства» к каждому пункту выпишите опорные слова и словосочетания. Расскажите о функциях государства, используя свои записи.

 

§ 6. Аннотация: понятие, назначение, структура

Комментарий 36

Представьте себе, что вы стоите перед книжным прилавком и увидели новую книгу, имеющую отношение к вашей специальности. Что даст вам возможность решить: покупать или не покупать эту книгу, изучать данный в ней материал подробно или нет? Несомненно, помощь вам окажет аннотация книги, помещенная на обороте титульного листа.

Теперь представьте себе, что вы прочитали книгу или статью и вам задали вопрос: О чем говорится в этой книге (статье), что рассматривается? Для ответа в этом случае вам нужно кратко охарактеризовать прочитанное, то есть дать аннотацию этой книги (статьи). Аннотация – это предельно сжатая характеристика текста первоисточника. Также как назывной план, аннотация не раскрывает содержания первоисточника, а дает о нем самое общее представление.

Структура аннотации книги включает в себя две части:выходные данные(иначе – библиографическое описание)и сам текст аннотации. В тексте аннотации обычно указывается главная тема работы и перечисляются основные вопросы, рассмотренные в тексте книги, статьи. В ряде случаев аннотация характеризует структуру первоисточника, указывает на цель издания и на его адресата.

Для оформления структурных частей аннотации используются определенные стандартные конструкции, иначе называемые клише. Клише – это готовые речевые обороты, которые легко воспроизводятся в определенных условиях.Например, вам нужно указать, для кого создан прочитанный вами первоисточник (т.е. надо назвать адресата). Для этой цели существуют клише: книга рассчитана на кого, предназначена для кого, адресована кому и др.

Наибольшее распространение аннотации получили в научной и научно-информационной деятельности. Их назначение – своевременно информировать читателей о новейших достижениях в различных областях науки и техники, экономить время на поиск и сбор нужной научной информации. Поэтому важно уметь пользоваться справочными аннотациями. И не менее важно уметь самим составлять их. Составление аннотации имеет целью проанализировать первоисточник, извлечь нужные вам сведения и в крайне обобщенной форме обозначить его тематику. Высокая степень обобщения определяет его размер. Например, средний размер аннотации определен в 30–40 слов (3-4 предложения).

99. Прочитайте таблицу. Скажите, какие сведения излагаются в выходных данных и какие – включаются в текст аннотации?

 

Структура аннотации
Обязательные элементы Выходные данные (библиографическое описание): фамилия и инициалы автора, название работы, издание, место издания, название издательства, год издания, количество страниц, сведения об иллюстрациях
Тема (-ы) работы
Проблема работы
Цель работы
Факультатив- ные элементы Структура работы
Адресат
Причина переиздания
?
?
?

Комментарий 37

Как видно из таблицы,библиографическое описание состоит из нескольких, расположенных в определенной последовательности элементов. Фамилия автора приводится в именительном падеже, инициалы располагаются после фамилии автора. Если книга имеет двух авторов, то приводятся фамилии обоих авторов. Если книга имеет трех авторов, то приводится фамилия первого автора со словами «и другие» («и др.»), при необходимости – фамилии всех авторов через запятую. Если книга имеет четырех и более авторов, то вначале указывается название произведения, которое дается по титульному листу, без кавычек. После названия ставится косая черта и приводятся фамилии первых трех авторов со словами «и другие» («и др.»), при необходимости – фамилии всех авторов через запятую.

Издание – сведения об отличиях данного издания от других изданий того же произведения. Например: 4-е изд., испр. и доп.; 16 изд., перераб.; 19 изд., стереотип. (стереотипное – т.е. повторяющееся без изменений, стандартное)

Место изданиягород, в котором было издано произведение. На русском языке сокращаются названия только двух городов: Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.).

Наличие иллюстративного материала обозначается цифрами и сокращением «ил.». Напр.: 13 ил. Карты.

100. а) Прочитайте аннотации. По приведенной выше таблице определите, какие структурные элементы аннотации в них имеются, какие – отсутствуют. Если в тексте аннотации имеются элементы, отсутствующие в таблице, определите их микротемы. Например, о чем идет речь в абзаце: Учебное пособие подготовлено на базе лекций по курсу «Основы профессиональной деятельности юриста», который читается в ряде высших учебных заведений как введение в специальность? – Об основе учебного пособия.

б) Обратите внимание на правила построения библиографического описания, расстановку в нём знаков препинания.

1. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. Учеб. пособие. – М.: Издательство БЕК, 1995 – 334 с.

Работа представляет собой первый опыт пособия по курсу «Культура речи юриста», в котором в тесном взаимодействии рассматриваются лингвистические, правовые, логические, психологические, этические вопросы культуры устной публичной речи. На конкретном материале анализируются наиболее характерные речевые ошибки, даются рекомендации по их предупреждению.

Пособие рекомендовано студентам юридических вузов и факультетов, преподавателям, читающим курс «Культура речи юриста», а также юристам, выступающим в судебных прениях.

Молодым специалистам пособие поможет приобрести определенные навыки в подготовке судебной речи, опытным специалистам поможет избавиться от некоторых ошибок.

2. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 330 с.

Учебное пособие подготовлено на базе лекций по курсу «Основы профессиональной деятельности юриста», который читается в ряде высших учебных заведений как введение в специальность.

Автор книги – доктор юридических наук, профессор, член Научно-консультативного совета при Генеральном прокуроре РФ. Им опубликовано более 200 работ по проблемам криминологии, уголовного права, юридического мышления. В настоящее время – профессор Московского института экономики, политики и права, Московского юридического института МВД РФ.

В учебном пособии раскрываются ранее практически не освещавшиеся в литературе особенности профессиональной деятельности юриста, техника его труда, правового мышления, служебных карьер. Особое внимание уделяется личностным свойствам юриста и проблемам юридического образования.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун – 3-е изд., обновл. и дораб. – М.: Издательство БЕК, 2000. – 784 с.

Общая часть курса конституционного (государственного) права зарубежных стран, представленная в предлагаемой читателю книге, опирается на мировой опыт развития демократической государственности, и ознакомление с ним необходимо при изучении не только зарубежного, но и отечественного конституционного права. Учебник также принесет пользу студентам, изучающим общую теорию государства и вообще политическую теорию.

Настоящее, третье, издание доработано авторами и ответственным редактором, устаревший правовой материал исключен и заменен новейшим. К каждой главе дан список рекомендательной литературы. В конце учебника приведен подробный алфавитно-предметный указатель.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов. Учебник может быть использован депутатами и работниками представительных, исполнительных и судебных органов.

4. Барщевский М.Ю. Наследственное право. Учебное пособие. М.: Белые альвы. 1998.

Вопросы собственности и права ее наследования заняли прочное место в нашей жизни. Меняется общество – меняются законы. Этим и вызвана необходимость 2-го исправленного и дополненного издания книги, впервые увидевшей свет в 1989 г. Кто может претендовать на наследство, как правильно оформить свои права, какова пошлина, которую придется заплатить – на это и другие вопросы вы найдете ответы в предлагаемой книге.

Для студентов и преподавателей юридических вузов, практикующих юристов, нотариусов и всех граждан.

5. Сапаргалиев Г. Становление конституционного строя Республики Казахстан. 1990- 1996: Сб. стат. – Алматы: Жеті жарғы, 1997. – 168 с.

В работе освещаются вопросы, связанные с утверждением независимости Казахстана как суверенного государства, с разработкой проектов Конституцией Республики Казахстан 1993 г. и 1995 г., рассматриваются проблемы становления парламента- ризма, президентской формы правления, демократического строя, а также законотворческой работы в Республике Казахстан.

Для специалистов, преподавателей, студентов, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами становления конституционного строя в Казахстане.

101. Прочитайте таблицу, ознакомьтесь с речевыми клише для аннотирования. Проследите за управлением ключевых глаголов.

 

Содержание Примеры
Информация о главной теме работы   Характеристика структуры работы   Передача основного содержания работы     Выражение оценки     Указание на назначение работы и на ее адресата В работе говорится очем, освещается что, рассматривается что? – вопрос, проблема, положение, развитие чего-л.; дается что? – анализ, критический разбор, обобщение чего-либо; излагается что? – точка зрения, подход; работа посвящена чему? – рассмотрению, анализу чего-л.; работа представляет собой что? – описание, анализ, изложение, обобщение чего-л. и т.п. Работа состоит из трех частей; включает три части; делится на три части; в работе можно выделить три (части) раздела. В работе рассматриваются (ставятся, решаются, анализируются) следующие проблемы; в работе поставлены (рассмотрены, решены) следующие вопросы; автор ставит (затрагивает, рассматривает) актуальные вопросы, связанные с чем-либо, касающиеся чего-либо; автор останавли вается на следующих вопросах; касается ряда проблем; затрагивает ряд проблем; в основу работы положено (что). Работа имеет большое значение для…; представляет собой дальнейшее развитие чего-либо; вносит существенный вклад во что-либо. Цель работы – показать, раскрыть (что); целью работы (статьи) является изучение чего; автор ставит своей целью проанализировать что. Книга (статья) предназначена для широкого круга читателей (учащихся, специалистов в области чего-либо); Предназначается широкому кругу читателей Учебное пособие адресовано кому… Работа представляет интерес для кого… Для студентов, магистрантов

 

102.Прочитайте аннотацию журнальной статьи. Проанализируйте оформление библиографического описания.

СмирновЕ. «Нефтедоллары» // Междунар. жизнь. – 1978. - № 9. – С. 146-148.

Под «нефтедолларами» понимают валютные накопления нефтеэкспортирующих развивающихся стран, получаемые ими от продажи нефти и нефтепродуктов. Статья посвящена вопросам образования и использования нефтяных капиталов.

 

103.Выпишите аннотации трех учебников (учебных пособий). Определите, из каких структурных элементов они состоят, какие клише в них используются. При затруднении обратитесь к таблице (задание 101).

 

104. Прочитайте аннотацию текста «Юридические факты», выделите в ней клише, укажите назначение этих клише.

В учебно-научном тексте «Юридические факты» дается понятие юридического факта, излагается классификация юридических фактов по различным критериям, рассматривается понятие фактического состава правоотношений. Текст предназначен для студентов юридических специальностей.

 

105. Напишите аннотации текстов 3 и 4, используя таблицу.

 

§ 7. Конспект: понятие, виды, назначение

 

106. Общеизвестно, что конспект у студентов – один из наиболее популярных видов записи получаемой ими информации. Поделитесь своим опытом конспектирования, ответьте на вопросы: Что такое, по-вашему, конспект? Знакомы ли вы с какими-либо правилами конспектирования? Какие вам известны виды конспектов? Как вы конспектируете устные тексты (лекции, доклады)? Как вы конспектируете тексты учебника (статьи, монографии)?

 

Комментарий 38

Конспект – это сокращенная запись информации. С одной стороны, в конспекте должны быть отражены основные положения текста. С другой стороны, конспект может содержать

не только основные положения и выводы, но и дополнительные сведения (факты, доказательства, примеры). Ведь основная мысль, не подкрепленная примером, не будет убедительной и трудно запоминается. Детализирующая, иллюстрирующая информация обычно сокращается в большей или меньшей степени.

С точки зрения полноты изложения конспекты подразделяются на краткие, подробные и смешанные.

В краткомконспекте представлены основные положения с минимальным количеством аргументов, пояснений и объяснений; второстепенная информация опускается. Такой конспект практически по объему и структуре совпадает с тезисным планом.

В подробном конспекте находят свое отражение как основные положения, так и ход доказательств, пояснений и объяснений, а также конкретизация основных положений и основной иллюстративный материал (примеры).

В смешанном конспекте одни части могут представлять собой подробное изложение основной информации, другие – только наиболее интересное, необходимое для составителя конспекта. Некоторые части конспекта могут иметь тезисную форму, форму пунктов назывного плана или же состоять из отдельных выписок, схем и т.д.

Конспект пишется для того, чтобы на основании записи можно было через некоторое время восстановить информацию. Он помогает ясно, просто изложить содержание трудной для понимания работы. Конспект составляется также, если первоисточник находится в распоряжении читающего временно. В этом случае он заменяет первоисточник, и такой конспект может быть очень подробным.

По форме изложения конспекты подразделяются на следующие виды.

 

Виды Характеристика и назначение
Плановый Составляется с помощью предварительного плана текста. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Но если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Помогает последовательно и четко излагать информацию, обобщать ее содержание в формулировках плана.
Тексту- альный Составляется в основном из цитат или близко к тексту. Выписки связываются друг с другом цепью логических переходов. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора. Использование цитат помогает выявить спорные моменты. Целесообразно использовать при сравнительном анализе положений, высказанных рядом авторов.
Свобод-ный Основные положения такого конспекта формулируются самим составителем. Передавать информацию текста можно путем перефразирования (несколько изменяя и сокращая авторский текст) и переработки (передавая содержание своими словами).
Темати-ческий Используется несколько источников, поэтому дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос – тему, но не отражает полностью содержания источников. Помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать свои знания.

Комментарий 39

Конспектирование устного и письменного текста имеет свои особенности. К письменному тексту можно возвращаться неоднократно, а к устному тексту – нет. Без специального навыка трудно. конспектируете лекцию (доклада на конференции). Задача облегчится, если вы научитесь различать основную информацию (определение понятия, формулировки логических тезисов и правил) и записывать ее дословно, а все остальное делить на дополнительную информацию (развивающую и иллюстрирующую). Включать ли дополнительную информацию в конспект – решает составитель конспекта. Многие, по крайней мере, считают, что дополняющая (развивающая) информация (аргументы в рассуждении, аспекты в описании, видовые группы в классификации и т.д.) в конспекте должна быть отражена обязательно. Иллюстрирующая информация в конспекте, как правило, включается частично или исключается.

Таким образом, конспектирование как процесс составления конспекта включает следующие действия:

1) прочитать и разделить текст на смысловые части; если в тексте есть незнакомые или неясные для вас слова (словосочетания), выяснить их значения по толковому словарю или по справочнику, энциклопедии;

2) определить коммуникативную задачу каждой части (как вам известно, в тех предложениях, в которых выражена коммуникативная задача смысловой части, содержится ее основная информация);

3) записать в конспекте предложения, осуществляя компрессию(попутно сокращая) на уровне предложения (см. § 4. Основная и дополнительная информация текста).

Составим таким образом конспект текста «Юридические презумпции и фикции».

▪ В данном тексте выделяем 8 смысловых частей.

▪ Определяем коммуникативную задачу каждой части:

1. Понятие презумпции; 2. Характерные черты правовой презумпции; 3. Презумпция знания права и закона; 4. Презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе; 5. Презумпция виновности неисправного должника в гражданском процессе; 6. Классификация юридических презумпций по сфере действия, по юридической силе, по форме существования; 7. Понятие правовой фикции и ее назначение; 8. Легальные и фактические фикции.

Фиксируем в конспекте предложения, в которых выражена КЗ, попутно сокращая на уровне предложения.

 

Исходный текст Конспект
Презумпция - это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, имеющих силу юридических фактов (основано на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом). В основе презумпций лежит социальный опыт, многократно проверенное практикой знание о том, что презюмируемое - типичный, вероятный при данных условиях факт. Правовая презумпция имеет следующие характерные черты: а) прямо или косвенно закрепляется в праве; б) в любом случае имеет значение для правового регулирования; в) вызывает правовые последствия, если она является неопровержимой в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела. Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона, которой предполагается, что все должны знать писаный закон. Эта презумпция была сформулирована и применялась еще в римском праве («незнание закона никого не извиняет»). Без такого юридического предположения было бы вообще невозможно применить правовую норму, решить то или иное юридическое дело. А самой важной и, пожалуй, самой знаменитой юридической презумпцией является презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность: его вину должен доказать обвинитель. Презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе закреплена в ст. 49 Конституции Российской Федерации. В гражданском процессе действует обратная презумпция: презумпция виновности неисправного должника (должник, не исполнивший свое обязательство, считается виновным в неисполнении, пока не докажет обратное). Презумпции, таким образом, тесно связаны с процессом доказывания и с распределением бремени доказывания. Юридические презумпции можно подразделить: по сфере действия - на общеправовые и отраслевые. Общеправовой является презумпция знания опубликованных законов (действует во всех отраслях права). Примером отраслевой презумпции может служить презумпция вины владельца источника повышенной опасности в случае причинения им вреда (действует в гражданском праве); по юридической силе - опровергаемые (положения, которые допустимо оспаривать - например, презумпция отцовства) и неопровергаемые (положения, которые являются принципами права - например, презумпция невиновности); по форме существования - легальные (предположения, которые закреплены нормами права. Например, отцом ребенка признается лицо, состоящее в браке с матерью ребенка) и фактические (предположения, основанные на разумных началах и житейском опыте. Например, положение, согласно которому при отсутствии доказательств необычные факты признаются несуществующими). К таким же феноменам правовой действительности, которые, не будучи юридическими фактами, тем не менее, могут порождать юридические последствия, относятся и правовые фикции. В точном переводе с латыни - это выдумка, вымысел. Видный германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892 гг.) образно характеризовал правовые фикции как «юридическую ложь, освященную необходимостью», как «технический обман». Под правовой фикцией понимается положение, которое в действительности не существует, но которому право придало значение факта (в установленных юридических процедурах). Так, в римском праве была фикция о признании «по вымыслу» иностранца римским гражданином, если он выступал истцом или ответчиком в гражданских сделках. Во французском праве существует фикция, которая гласит: если жена и муж погибли одновременно, первым погибшим считается муж. Эта фикция необходима для того, чтобы установить четкий порядок наследования. По российскому гражданскому праву днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Теория права относит юридические фикции к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности права. Они упрощают правовые отношения и способствуют установлению справедливости. Различают легальные и фактические фикции. Легальные фикции закреплены в законе. Например, в уголовном праве гражданин считается несудимым, если судимость в установленном законом порядке снята или погашена. Фактические фикции - например, положение о том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Однако знание огромного массива законов является фикцией даже для юристов. Таким образом, правовые фикции, как и правовые презумпции, устраняют неопределенность в правовых отношениях, вносят четкость и стабильность в правовое регулирование. → Понятие Презумпция - это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, имеющих силу юридических фактов   → Характерные черты Правовая презумпция имеет характерные черты: а) прямо или косвенно закрепляется в праве; б) в любом случае имеет значение для правового регулирования; в) вызывает правовые последствия, если она является неопровержимой в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела. →Самая древняя презумпция Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона, которой предполагается, что все должны знать писаный закон. → Презумпция невиновности А самой важной и знаменитой юридической презумпцией является презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. → Презумпция виновности В гражданском процессе действует обратная презумпция: презумпция виновности неисправного должника (должник, не исполнивший свое обязательство, считается виновным в неисполнении, пока не докажет обратное). → Классификация презумпций Юридические презумпции можно подразделить: по сфере действия - на общеправовые и отраслевые; по юридической силе – опровергаемые и неопровергаемые; по форме существования – легальные и фактические.   → Понятие правовой фикции, ее назначение Под правовой фикцией понимается положение, которое в действительности не существует, но которому право придало значение факта (в установленных юридических процедурах). Теория права относит юридические фикции к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности права. Они упрощают правовые отношения и способствуют установлению справедливости.   → Характеристика легальных и фактических фикцийРазличают легальные и фактические фикции. Легальные фикции закреплены в законе. Фактические фикции - например, положение о том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Однако знание огромного массива законов является фикцией даже для юристов.

 

107. Сравните исходный текст «Юридические презумпции и фикции» и его конспект. Определите, к какому виду конспекта по полноте изложения и по форме изложения он относится.

 

108. Прочитайте текст. Составьте его конспект.

Правовое государство

Правовое государство – в теории конституционного права – общественный строй, при котором осуществляются несколько основополагающих принципов. 1. Господство закона, т.е. высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т.е. подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и должностных лиц выносятся на основании закона с соблюдением всех его требований. 2. Связанность государства правом. Законы издаются государством, но государство не вправе считать их своей «собственностью», поскольку в основе закона лежит воля народа. Принятый закон обязателен для государства, его органов и должностных лиц так же, как и для каждого человека. 3. Взаимная ответственность государства и человека. Гражданин совершивший правонарушение, привлекается государством к юридической ответственности и может быть осужден. В этом проявляется ответственность гражданина перед государством. Но в этой связи есть и другая сторона. Государство, нарушившее право гражданина, принесшее ему вред (например, при незаконном аресте, осуждении), должно также нести ответственность. В правовом государстве нет и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответственности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед Конституцией и законом все равны. 4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина – основа правопорядка. Лишь там, где соблюдаются права и свободы, общество гарантировано от произвола, репрессий, диктатуры кого бы то ни было. Одним из признаков правового государства является наличие в нем системы органов, обеспечивающих реализацию законности, охрану прав и интересов граждан, их юридическую защищенность от произвола государства и отдельных должностных лиц. Созданные на основе Конституции и других законов, эти органы действуют в строгих рамках их компетенции, в условиях демократии, гласности и социальной справедливости. 5. Разделение властей – разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли: законодательную, исполнительную и судебную – предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается чрезвычайно гипертрофированная бюрократизация исполнительной власти и ее аппарата, стремящегося узурпировать законодательные полномочия под завесой демократической риторики о разделении властей. Ст.1 Конституции РФ 1993 г. довольно смело провозглашает РФ правовым государством (большинство конституций так называемых «развитых» стран не содержит подобных деклараций).

Комментарий 40

В тексте конспекта обычно применяются сокращения. Вот некоторые советы сокращения слов в конспекте.

1. Сокращайте только длинные слова. Сокращенное слово заканчивайте точкой. Например: исторический период – истор. период.

2. Сокращайте слово на согласную букву: современная наука – совр. наука.

3. Если в слове рядом несколько согласных, сокращайте его на последнюю согласную: коллективный труд – коллект. труд.

4. Сокращая слово, можно писать его начало и конец. Между частями слова ставьте дефис: государство – гос-во, общество – общ-во.

5. В сложных словах первый корень записывайте полностью, сокращайте вторую часть: немногочисленный – немногочисл-ый. В сложных словах с дефисом каждая часть сокращается самостоятельно: северо-западный – сев.-зап-ый, социально-экономический – соц.-экон-ий.

В конспекте используются как общепринятые (т.е. – то есть, напр. – например, ср. – сравните), так и прочие (явл-ся – является, искл. – исключение), вплоть до индивидуальных.

Ознакомьтесь с некоторыми общепринятыми сокращениями.

 

и другие – и др. и прочие – и пр. и так далее – и т. д. и тому подобное – т.п. в том числе – в т.ч. так как – т.к. точка зрения – т. зр. следовательно – сл. таким образом – т.о. главным образом – гл.обр. так называемый – т.н. вариант – вар-т главный – гл-ый зависимость – зав-ть зависят – зав-ят изменение – изм-ие примечание – прим-ие свойство – св-во человек – ч-к явление – явл-е какой-либо – к.-л. чей-либо – ч.-л. век – в. века – вв. год – г. годы – гг. город – г. область – обл. гражданин – гр. имени – им. ст




©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...