Подготовка реферата – это особый вид работы с литературой, прежде всего научной. Изучение литературы к теме следует начинать с учебников и учебных пособий, которые более доступны и позволяют определить круг рассматриваемых вопросов избранной темы. Однако эти источники не могут быть использованы в качестве теоретической основы реферата. Являясь самостоятельным исследованием, он должен опираться на научную, монографическую литературу, а также журнальные статьи. Работа с монографиями включает ознакомление с заглавиями, аннотациями, предисловиями, в которых содержатся данные о структуре издания, его актуальности и отличии от других работ. Что касается периодической печати, то следует просмотреть, начиная с 2000 года, двенадцатые номера таких журналов, как «Вопросы философии», «Полис», «Социс», «Общественные науки и современность», выбрать статьи, относящиеся к теме реферата. Подобный подход позволяет за максимально короткий срок определить ценность библиографических источников и составить их список.
Предварительное общее знакомство с литературой чрезвычайно полезно. Проведя систематизацию изученных работ, студент одновременно определяет способы будущей обработки того или иного материала. Изучение вопросов темы лучше начинать с основных обобщающих работ, постепенно переходя к специальным исследованиям. При изучении научной литературы надо обязательно обращать внимание на научно-справочный аппарат: примечания, подстрочные ссылки, библиографию, приложение и т.д.
Изучение специальной литературы может производиться двумя способами. В каждой научной работе материал, относящийся к теме, прочитывается и осмысливается сразу по всем вопросам. В этом случае после изучения каждого такого источника у студента складывается более или менее цельное представление о содержании реферата. Но при таком способе труднее акцентировать внимание на каждом его вопросе в отдельности. Поэтому применяем и другой способ – изучение литературы по каждому отдельному вопросу.
При изучении литературы нужно записывать все встречающиеся спорные вопросы, выявлять точки зрения различных авторов, с тем чтобы, сопоставив их, получить правильное представление об исследуемом объекте.
Изучив необходимую по данной проблеме литературу, автор должен разобраться в имеющихся точках зрения, показать умение обобщать, систематизировать, сопоставлять, кратко и концептуально излагать и оценивать идеи различных авторов и на этой основе формулировать собственную точку зрения или присоединяться к одной из изложенных в научных работах.
После ознакомления с литературой студент составляет план реферата. План работы есть отображение ее структуры, под которой понимается порядок построения и взаимосвязь ее частей. Следует отметить, что часто встречается такой недостаток, как несоразмерность глав, разделов темы, что объясняется увлечением какой-то одной проблемой в ущерб другим.
Порядок выполнения реферата заключается:
· в изучении литературных источников;
· составлении плана;
· сборе, обобщении и анализе теоретического материала;
· промежуточных консультациях с научным руководителем;
· оформлении текста и представлении его для рецензирования научному руководителю;
· подготовке к защите.
Срок выполнения реферата зависит от избранной темы, так как его защита проводится на том семинарском занятии, на который выносится сходный круг учебных вопросов. Во время подготовки реферата студент должен консультироваться с научным руководителем, причем делается это поэтапно: после подбора литературы к теме и составления плана. Лишь после этого наступает стадия оформления материала и представления на рецензирование окончательного варианта.
Порядок защиты реферата
Защита проводится перед научным руководителем и студентами группы и заключается в кратком изложении результатов исследования, в ответах на вопросы и в пояснении своих выводов дополнительными аргументами. В ходе защиты студент совершенствует свои навыки общения с коллективом и умение установить «обратную связь», то есть контакт и взаимопонимание. По качеству защиты можно судить не только о степени усвоения студентом исследуемой проблемы, но и о его грамотности, мировоззрении, общей культуре и умении излагать свои мысли. Студенты, подготовившие наиболее удачные рефераты, могут быть рекомендованы к участию в студенческих научных конференциях.
Оценивается реферат по системе «зачтено», «незачтено» и зависит от знания студентом существа проблемы и умения грамотно отвечать на вопросы и критические замечания.
Список рекомендуемой литературы
а) основная литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2010.
2. Замалев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 2006.
3. Канке В.А. Философия: Учебник. М., 2009.
4. Рассел Б. История западной философии. – Ростов на - Дону: Феникс, 2009.
5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 2010.
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2010.
7. Философия: Учебник /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
8. Философский энциклопедический словарь. М., 2009.
б) дополнительная литература:
1. Аристотель. Соч.в 4-х т.-М.: Мысль, 1984.
2. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. - М.: СПб., 2009.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. 2-е изд.- М.: Правда, 2009.
4. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. М., 2009.
5. Бердяев Н.А. Философия свободы. - Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2007.
6. Бодрийар Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2008.
7. Блинников Л.В. Великие философы. – М.: Логос, 2008.
8. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 2006.
9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 2008.
10. Козловски П.Современность постмодерна //Вопросы философии, 2005. - №10.
11. Мел Томпсон. Восточная философия /Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2009.
12. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 2004.
13. Горшков В.А., Свечников В.П. Основы общей методологии исследования систем. М., 2002.
14.. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 2008.
15. Фергюсон А.Опыт истории гражданского общества.- М.: РОССПЭН, 2010.
16. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.- СПб.: Наука, 2010.
17. Хайдеггер М. Бытие и время.- М.: AdMarginem, 2007.
18. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии (любое издание).
19. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое издание).
20. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 2008.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
№ п/п | Адрес ресурса | Полное название ресурса |
Http://tot.p.na/refos.htm | Философия, культурология, религия | |
Http://www.referatscjrbina.ru | Московская коллекция рефератов | |
Http://victorian.fortuneeity.cn/cubist/291/spisole.htm | Список рекомендуемой литературы по культурологии и философии | |
Http://www.kulturolog.narod.ru | Журнал «Московский культуролог» | |
https://www.chat.ru/~аstаt/Ahil.htm/ | Движение Microsoft Internet Explorer | |
https://webcenter.ru/~korn/index.htm/ | Механизмы сознания и существования | |
https://www.n-t.knc/tp/in/sts.html | Курдюмов С., Малинецкий Г., Синергетика – теория самоорганизации | |
https://www.list.ru/catalog/10203.htm | Словари по философии | |
https://www.referatscorbina.ru | Московская коллекция рефератов | |
https://www.russ.ru/journal/dosie/ad-marg.htm | Издательства | |
https://victorian.fortunecity.com/cubist/291/spisok.htm | Список рекомендуемой литературы по философии | |
https://tot.zp.ua/ref05htm | «О культуре» по работе Н.А. Бердяева | |
https://www.parkline.ru/library/koi/fomenkoat | Западная философия, теософия, современная философия | |
https://library.philos.msu.ru | Философия античности и немецкого идеализма | |
https://piramyd.express.ru/library.htm | Философский камень, новое в науке и философии | |
https://www.emory.edu/intelnet/_virt_bibl.html | Античность, постмодернизм | |
https://www.pereplet.ru/text/nicshe.html | Крахоткин Ф.А. Философские основы политического учения Ф. Ницше | |
https://www.niеtzshе.ru/lооk/131.shtml.htm | Жейц Е.А. Тема сверхчеловека в произведениях русских классиков | |
https://gamgam.bооm.ru/ТЕХТ/pfreid.htm | Психоанализ З. Фрейда, фрейдизм | |
https://www.philosophy.ru/library/zenk/02.html | В.В.Зеньковский. История русской философии | |
https://www.philosophy.ru/librarv/misc/aksakov_stаt.html | К.С. Аксаков. Сборник статей | |
https://sr.isa.ac.ru/bin/nkws.exe | Дружинин Д., Ванярхо В. «Синергетика и методология системных исследований» | |
https://petrovskaya.nm.ru/112.htm (psylab.unn.ас.ru/library/psycho/sаtin/librаry) | Митина О., Петренко В. «Синергетическая модель динамики политического сознания» | |
https://philosophy.ru/library/carnap/01.html | Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка | |
https://philosophy.ru/library/kuhn/01/00.html | Кун Т. Логика и методология науки. Структура научных революций | |
https://philosophy.ru/library/lakat/01/0.html | Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ | |
https://philosophy.ru/library/popper/02.html | Поппер К. Логика и рост научного знания (фрагменты). | |
https://philosophy.ru/librarv /russel/03/01.html | Рассел Б. Логический атомизм | |
https://philosophy.ru/library/russel/02/01.html | Мистицизм и логика |
Приложение 1
Образец титульного листа
Калининградский филиал