Демокрита Понятие атома и пустоты.




Атомизм - движение античной мысли к философ­ской унификации первооснов бытия. Гипотеза особенно Демокритом (460-370 до н.э.). В основе бесконечного многообразия мира–единое архэ, имеет бесконечное число элементов(атомов). Потенциальная бесконечность –к куче песка всегда можно добавить еще одну песчинку. Актуальная бесконечность –наличие бесконечного числа элементов в ограниченном объеме. С помощью обычного мышления объяснить его нельзя. Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом. Атомов бесчисленное множество, они вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются. Атомы отделены друг от друга пустотой; атом–бытие, пустота–небытие. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие при­роды. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Атомы складываются в различные конфигурации, кото­рые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами

Человек–скопление атомов, отличается от других существ наличием души. Душа–вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум. Атомизм составляет одно из величай­ших учений. В от­личие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела де­лимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении ве­щественный элемент сущего. А это–гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего.

 

 

41. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Философией древнего Востока увлекались: Гегель, Ницше, Юнг, Шопенгауэр и др. Основными категориями, которыми пользуется Восточная философия является Сансара – концепция круговорота науки. С ней тесно связан закон воздания – Карма. Учение о Сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цели цепей перерождения. Закон Кармы устанавливает последующую жизнь человека в зависимости от его нравственно-духовных ценностей, поэтому тот кто совершил в прошлой жизни достойные поступки и благие действия родится в качестве представителя высшего сословия (Варны), либо священнослужителей (Брахмана). А те кто вёл не правильный образ жизни родится как Шудры (масса зависимого населения), либо попадёт в тело животного.

Буддизм

Философия буддизма вошла в мировую культуру. По утверждению некоторых исследований Будда был реальной личностью. Буддизм – это не имя, это состояние ума, достигшее высшей точки развития. В буквальном переводе – познавший или осветлённый. Будда, отрицая существование вечной и неизменной души. Своё учение создавал на основе жизненной ситуации без включения какой-либо мистики. В учении Будды не было Бога, в том понимании, которое присущее другим религиям. Его общение – была железная дисциплина к глубинным знаниям, которой допускался не каждый, а лишь те, кто полностью преодолел чувства собственника, уничтожил страх и дошёл до источника зла, которые находятся в не естестве людей принимающих иллюзию за реальность в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наибольшими ценностями: знанием человеческого бытия и судьбы.

4 благородных истинны: 1. Страдание воплощенного бытия проистекает из постоянно возобновленных возрождения и смерти; 2. Причина этих страданий – жажда земных присвоений влекущих за собой не прекращаемого повторного не совершенства бытия; 3. Прекращение страданий заключается в достижении состояния просвещения и тем самым создание возможности сознательного представления кругов бытия на земле; 4. Путь к прекращению этих страданий состоит в постижении совершенства человека и приближение его к великой истине.

 

44. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ С V по XV в. Это период времени, когда философия становится теоцентрической (тео-бог), т.к. в это время безраздельно господствовала христианская религия, которая сформировалась в начале нашей эры в римской провинции – Иудеи. Затем в IV в. была провозглашена новой официальной религией. Главными категориями этой философии являются: идея откровения, идея творения, номинализм, реализм, универсал. Общественное сознание в этот период было обращено прежде всего, на борьбу с язычеством и на становление христианства, которое было монотеистичным, так как в центре христианства был единый Бог, но в отличии от предшествующих религий он находился вне мира, он был первичен по отношению к нему. И сколько бы не был совершенен окружающий мир он является лишь творением непостижимого Бога. Христианин считает, что, когда язычник поклоняется природе он тем самым принимает её за самого творца, этим принижает Бога. Христианство приходит на период феодализма, предоставляющего собой готическую культуру. Именно в готике выражено стремление абсолюта к Богу. Из небольшой секты христианство стало одной из главных идеологий государства. Христос устраивал как богатых, так и бедных. Бедных устраивал потому, что сам был беден и страдал, а страшный суд, после смерти даст возможность увидеть справедливость. Главная цель христианства– показать совершенство духовного и несовершенство материального, земного. В период Средневековья церковь приобщала людей к эстетическому образу жизни. Священнослужители вырабатывали у народа иммунитет к красоте телесной, чувственной, как к главной опасности, стоящей на пути возвышения духа. Потому, что красота приводит к надменности, гордыне, чувственности, греховности. Главный вид искусства – иконопись. Лица, изображённые на них были суровыми, измождёнными от постов и скорби. Главное, что было в иконе – это глаза. Идея христианства в середине века стала диктатом всего человечества. И на каком-то этапе вместо очищения и одухотворённости, стали рождаться междоусобные войны и крестовые походы. Религия опирается на веру, а философия – на знания. Поэтому они не могут быть совместимы, но представители патристики считали, что философия не противоречит к более совершенному способу познания.

 

24. Философия нового времени Новое время – большой исторический период, охватывающий XVII-XIX вв. Началом новой истории считается английско-буржуазная революция 1640 г. Именно этот период ознаменован началом новой эры капитализма и началом индустриальной цивилизации. Это был период когда наука набрала большую силу, когда человек обращал внимание прежде всего на свой разум. Этот период является началом противоречий между человеком и природой, т.к. воздействие человека на природу при помощи техники к сегодняшнему дню вызывает глобальные катастрофические проблемы. Человек стал считать себя главным во всём мироздании. Возрождение уже отказалось от бога и новое время решило, что за человеком ничего нет, его интересует только он сам. Безграничная вера в прогресс, науку и разум, это главная отличительная особенность этого периода. Главная задача философии в это время – это познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой. Френсис Бэкон (1561-1626 г.) являлся родоначальником философии нового времени. Он считал, что наука должна быть построена заново, т.к. прежние данные науки не имеют истины. Он разделял истину на две части: истина религиозная и научная. Он создал учение об идолах, которые мешают получать объективные истинные науки и препятствуют познанию природы, засоряют сознание людей, искажают знания сложными представлениями. Рене Декарт (1596-1650г) – французский учёный и философ, представитель классического рационализма. Он также как и Бекон считал, что основной задачей философии является увеличение могущества человека над природой путём её познания. Считал,что следует пересмотреть предшествующую философию и создать новую, а для этого следует усомниться во всём предшествующем знании и вообще усомниться во всём т.к. внешний мир может быть только иллюзия, а жизнь отдельного человека это фонтан. Томас Гоббс (1588-1679 г.) – английский философ-материалист, рассматривающий проблему социальной философии. Самое главное его изречение: «человек человеку волк». Он по новому подошёл к вопросу о происхождении государства. Он считал, что средние века ввели в определенные заблуждения, т.к. утверждали, что Бог предписал людям жить общественной жизнью и подарил им государство и законы. Джон Локк (1632-1704 г.) – английский философ-материалист, первый в философии Нового времени систематически разработавший теорию познания как специальную область философии.

 

45 47. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Борьба с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума, начатая философами XVI-XVII вв., была продолжена в XVIII в. Этот век получил в истории название эпохи Просвещения. Борьба между религией и наукой, верой и разумом вступила, таким образом, в новый этап – этап утверждения атеизма. Борьба старого и нового проявилась так или иначе во всех европейских странах. В Англии – в антирелигиозных и антимонархических движениях, идейным обоснованием которых послужило творчество Ф. Бекона и Дж. Локка. Во Франции – в массовых антифеодальных и антиклерикальных выступлениях, в утверждении идей материализма и атеизма, подготовивших Великую французскую буржуазную революцию (1789-1794 г.). В России – в антикрепостнических восстаниях крестьян, а также в литературных выступлениях русских просветителей П. Новикова и А. Радищева. Просветительные идеи проникли и в Америку, где их развивали Б. Франклин и Т. Джефферсон. Это была великая эпоха свершившегося наконец выхода человечества из «состояния несовершеннолетия», в котором оно прибывала в течение целого тысячелетия. Огромную роль в развёртывании всех этих буржуазных событий сыграла философская мысль. И крупнейший вклад в её развитие внесли французские просветители. Первое поколениеШарль Луи Монтескье и Вольтер (Франс Мари Аруэ) второе поколениеЖан-Жаком Русо, Дени Дидро Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей культуры, науки, политики, искусства и философии. Особенность которая их объединила это вера в науку и разум и атеизм. Они высмеивали церковь и священнослужителей и выступали с критикой христианской религии, но большинство из них были всё-таки деистами, которые считали, что Бог нужен только для того, чтобы объединить происхождение мира и человека, который был самым совершенным существом. Вольтер (1694-1778 г.) Настоящие имя и фамилия – Франсуа Мари Аруэ. Поэт, драматург, писатель, историк, философ, политический мыслитель. Зачинатель и крупнейший представитель французского Просвещения. Преследовался католической церковью за острую критику клерикализма. Он выступал за равенство людей. Много страдал из-за своих взглядов и считал, что революция принесёт Франции справедливость. Руссо Жан-Жак (1712-1778 г.) – французский философ-просветитель, писатель, политический мыслитель, педагог, теоретик искусства. Занимался критикой науки и цивилизации, считал, что они приводят к бездуховности, предлагал проект новой естественной морали, его лозунг был: «назад к природе», он был одним из учеников энциклопедии наук, искусств и ремёсел. Дидро Дени (1713-1784 г.) – знаменитый французский философ-материалист и атеист, писатель, драматург, теоретик искусства. Глава и организатор «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Автор двух произведений: «Монахиня», «Племянник Ремо».

 

 

35. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ С конца XIX в. в западной философии начались процессы, завершившиеся в XX в. становлением нового, современного, так называемого неклассического типа западной философии. В его составе ныне сформировались относительно самостоятельные философские течения, такие, как неотомизм, экзистенциализм, позитивизм. В самом конце века возникло ещё одно направление – постмодернизм. Артур Шопенгауэр (1788-1860 г.) Он утверждал, что всё что существует это есть воля к жизни, а волю он понимал как универсально космический феномен. Фридрих Ницше (1844-1900 г.) Был последователем Шопенгауэра. У него была идея, что в основе всего лежит не воля к жизни, а воля к власти т.к. Бога нет, он умер, человек должен стремиться стать сверх человеком. Ницше не любил науку. Он считал, что люди стремятся к науке только к власти через науку. Он воюет против идеалов крестьянства, морали науки. Неотомизм - Одной из центральных в современной философии остаётся проблема Бога. Существует несколько направлений религиозного характера, но главным из них является неотомизм. Неотомизм, или новый томизм – философия современной католической Церкви. В рамках религиозной философии существуют и другие её варианты: протестантизм, православие, исламизм. Неотомизм основан на учении Фомы Аквинского, философа средневековья. Одним из важнейших тезисов неотомизма – тезис гармонии разума и веры, науки и религии. В неотомизме подчёркивается, что личность отнюдь не пассивна, ибо Бог, создав людей, «не придаёт им окончательного вида». Личность рождается свободной, она движет и развивает себя. В связи с таким пониманием роли человека в строительстве своей судьбы в философии неотомизма, как и в философии экзистенциализма,важнейшей категорией стало понятие «человеческого существования», экзистенции». Экзистенциализм - Другим известным направлением современной западной философии является философия жизни, человеческого существования, или экзистенциализм (от лат. жизнь, существование).Наиболее крупными представителями экзистенциализма являются русские философы Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов, немецкие – М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские – Ж.-П. Сарт и А. Камю и испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. Позитивизм - Одной из вечных философских проблем является осмысление сущности познания, наиболее эффективных его методов. Влиятельным направлением современной теории познания является позитивизм. Его основатель – французский философ Огюст Конт (1798-1857 г.) Позитивизм доказывает несостоятельность всей традиционной философии, бесплодность её основной проблематики, ненужность таких её базовых понятий, как «бытие», «материя», сознание», «сущность» и т.п.

Неопозитивизм, или третий позитивизм, предметом своей философской деятельности сделал методы установления правдоподобия научных теорий, их сравнительной ценности. Представители этого этапа (К. Поппер, Лакатос, Т. Кун и др.), придерживаясь основных принципов позитивизма, считали понятия традиционной философии вненаучными, так как они не могут быть проверены опытным путём.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: