В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому,




Нравы требующего знание

Одним из наиважнейших нравов требующего знание является искренность!

Человек должен искать знание для того, чтобы избавиться от невежества и избавить от невежества других, исправить свою акыду, улучшить поклонение, приобрести боязнь ("хошия") перед Аллахом, защищать шариат и т.д.

Саляфы говорили: "Если человек приобретает знание и живёт в соответствии с ним, то оно улучшает его дела и нрав. Если же человек приобретает знание для других целей, то оно делает человека еще более порочным и высокомерным".

У Абу Давуда (рахимахуЛЛах) передаётся хадис от Абу Хурейры, радыаЛЛагу ангу, что посланник Аллаха, саллаЛЛАгу алейхи ва салям, сказал :"Тот, кто постигал знание, преследуя исключительно мирские цели, в Судный День даже запаха Рая не почувствует"

То, что помогает определить, есть ли искренность (это относится как к требованию знания, так и к другим делам):

* отсутствие зависти в успехе других

* признание своих ошибок

* не пренебрегать брать знания от того, кто младше или того, кто нов в религии. Может быть они знают то, чего не знаешь ты.

Ведь Аллах по Своей Мудрости распределил знание между рабами. Доказательством тому является Сулейман (алейхи ссалям) и удод, который сказал Сулейману (алейхи ссалям):

أَحَطتُ بِمَا لَمْ تُحِطْ بِهِ

"Я узнал о том, чего ты не знаешь" (27:22)

А также разница между знанием Мусы (алейхи ссалям) и Хидра.

* неспешность в вопросах религии: не торопится говорить о том,что знает плохо и не спешит показывать то, что знает хорошо.

* совершение дел в соответствии со знанием

* переживание по поводу упущенного знания (урока, лекции и т.д.)

* не заботит хвала людей

То, что помагает быть искренним:

* "Одним из способов избавится от показухи - знание о том,что люди не могут ни принести пользы ни навредить.." Ан-Навави

* Отношение к знанию как к Милости от Аллаха таъаля:

وَمَا تَشَاؤُونَ إِلَّا أَن يَشَاءَ اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيماً حَكِيماً

Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый (76:30)

* Постоянное воспоминание о том, что будешь спрошен за знание - где добыл и куда потратил!!

Противиположностью искренности является тщеславие!

Кто-то из ученых сказал: "Скромность, а не тщеславие! Ведь скромность распологает к себе, а тщеславие отталкивает от себя. Это - пятно, которое никогда никого не украшало".

"Приобретая знание не смотри на большое количество невежественных людей, а смотри на тех, кто выше тебя из числа ученых."

"Знание имеет три ступени: достигнув первой, человек считает, что познал истину. Достигнув второй, человек понимает, что цель еще далека. Третьей ступени никто никогда не сможет достичь"

Излечение от тщеславия:

* если приходит восхищение умом, то поразмышляй над каждой злой мыслью, которая охватывает тебя, тогда тебе станут видны недостатки твоего ума

* если приходит восхищение мыслями, идеями, то задумайся над своими ошибками, запомни их и не забывaй!

* если охватит восхищение благодеяниями, то подумай о своих грехах, упущениях, пороках и о том, что они в тебе есть.

Смени своё довольство на недовольство собой и признание того, что ты беден перед Всевышним Аллахом.

* восхищаешься знанием, то знай - это не ты такой, это - дар Аллаха

* изучай биографии сподвижников и ты увидешь свою ничтожность и оставишь высокомерие.

* узнай Аллаха и ты не станешь совершать дела напоказ.

* кто задумается над тем, что все происходит по Воле Аллаха, не станет завидовать

www.toislam.ws

Из "Адабу Талибуль-Илм"

Аби АбдурРахман Рида ибну АбдильМанан

www.toislam.ws

Основные три вещи,на которые следует обратить внимание ищущему Знание,-

* душа,т.е. состояние сердца(каким оно должно быть?),поскольку оно является источником его души и его разума

* сам процесс учебы - как,что,где учить и откуда брать Знания

* отношение с учителем

Очищение сердца

Знание - это поклонение. И ученые говорят, оно подобно скрытой молитве. И также как омовение является условием для совершения молитвы, так и требующий Знание должен очистить своё сердце от злобы, зависти, высокомерия, обмана и т.д.Если ему удасться это сделать, он увидет баракат Знания. Потому что сердце подобно земле: если она пригодна для посева, то посев произрастёт и будет хорошим. И поистине темнота грехов не совместима со светом(знанием) от Аллаха!

.."Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце" (Аль-Бухари и Муслим)

Очищение сердца не происходит за один раз,скорее это долгий и возможно пожизненный процесс.

Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал(приб.перевод):

"Когда ты завидуешь, то не притесняй"

Саляфы говорили:

"Благородный человек будет скрывать свою зависть".

Это указывает на то, что это чувство присуще человеку и как трудно от него избавиться. Однако здесь и указание на то, как должен человек поступать, преодолевая это чувство.

Отношение к неясному

Сообщается, что Абу Абдуллах ан-Ну'ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал(приб.перевод):

"Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. (Аль-Бухари и Муслим)

В этом хадисе Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям)разделил все вещи на три категории: харам, халяль(ясное) и сомнительное(неясное).

В Книге Аллаха слово "муташабих"(сомнительное,неясное) употребляется как противоположность ясному(мухкам).

Одним из тафсиров слова "муташабих"(неясное) в этом хадисе является: "то,в чем разногласят учёные".

По отношению к неясному люди делятся на две категории:

· ученые (которые возвращают всё неясное в религии к ясному)

· oстальные люди (которые должны при неясном обращаться к ученым).

Позиция ученых в этом вопросе - если вещь не относится к явно ясному,они предпочитают молчать,пока не возвратят её к нему(ясному).

Люди же не должны делать своих выводов,если ученые молчат,а должны ждать,пока кому-тo неясное не станет ясным.

Чистота сердца

Сердце - это король над всеми органами,которые ему подчиняются.

И Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) делал дуа Аллаху,чтобы Тот наделил его праведным сердцем(прибл.перевод):

"О Господь,я прошу у тебя праведного/чистого сердца"

Также Аллах указал нам на важность наличия праведного сердца:

يَوْمَ لَا يَنفَعُ مَالٌ وَلَا بَنُونَ

إِلَّا مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ سَلِيمٍ

в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому,

кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем (26:88-89)

Чистое сердце - то сердце, которое избавлено от всех недостатков, так и всего, что является порицаемым, в котором нет ничего, кроме любви к Аллаху и тому, что любит Всевышний Аллах, Субханагу ва Тааля, которое наполнено страхом пред Аллахом и всем тем, что удаляет от Аллаха. Ибн Раджаб.

 

Прежде чем требовать знания нужно подготовить сердце к восприятию Знания, которым является Куран и Сунна, и всё, что способствует их пониманию и всё, что извлекается из этого! И этот Свет от Аллаха несовместим с темнотой, оставляемой грехами в сердце.

Одно из качеств, загрязняющих сердце, является высокомерие!! Это - качество, которое стало причиной первого неповиновения Всевышнему Аллаху! Оно подобно стволу дерева, от которого исходят ветви самообольщения, желания славы и похвалы, кичливость, надменность, гордость и т.д.

«Высокомерие есть неприятие истины и презрение по отношению к людям». (Муслим)

«Высокомерие есть проявление бесстыдства по отношению к истине и пренебрежение по отношению к людям». (Ахмад)

В третьей версии этого хадиса сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«...это значит не считаться с людьми и ни во что их не ставить».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: