Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как средство развития творческого воображения у детей.




Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи; представляющие ценность для других людей или общества в целом и, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Воображение (фантазия) необходимо в любом виде человеческой деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. В последнее время внашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождении путей его оптимизации.

Дошкольный возраст является сензитивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественно-творческой.

Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие»

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

С целью развития творческого воображения у детей в нашем детском саду была составлена система занятий с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят стереотипности. Между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». Поэтому важным будет использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников.

В рамках своей работы мы будем рассматривать использование нетрадиционных техник преимущественно в рисовании. В настоящее время существует достаточно большое количество вариантов художественного дошкольного образования, но не все они на достаточном уровне научно обоснованы. Используемые нами техникиизучены и апробированы в работе с детьми. Это такие техники как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография, набрызг, отпечатки листьев, акварельные мелки, монотипия пейзажная, рисование нитками и многие другие.

Выбор этих техник не случаен:

- во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;

- во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста;

- в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинаем работу с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., а в последующем эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник. Разнообразные условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, позволяет интенсивнее развивать детское художественное творчество и воображение.

Используем также разнообразный цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), используем листы бумагиразной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает нам не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, что всякий раз воспитатель создаёт новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Чтобы пробудить фантазию малыша, занятия проходят в форме увлекательной игры, где детямпредоставляется, как можно больше самостоятельности.

Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник проводятся с детьми во второй половине дня в качестве кружковой работы.

Структура занятийвключает в себя 3 части:

Вводная часть - Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, применяется также показ какого-либо наглядного материала, создаётся проблемная или игровая ситуация.Таким образом, создаётся эмоциональное настроение у детей, и объяснялсяновый материал.

В основной части или практическойдети выполняют задание,при необходимости им оказывается помощь советом и проводится индивидуальная работа.

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.

На наших занятиях мы не только развиваем воображение и творческие возможности детей, но и обогащаем и расширяем художественный опыт детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживаем и поощряем творческие находки дошкольников.

После проведенной нами работы, с целью определения её эффективности мы использовали тест Е. Торренса«Неполные фигуры».Таким образом, нам удалось определить, что после проведенной работы дети добились определенных результатов. Все они повысили свой уровень творческих способностей. Работы этих детей стали более разнообразными и оригинальными, что свидетельствует о положительном влиянии занятий с использованием нетрадиционных техник рисования на развитие воображения и познавательных процессов в целом.

Воспитанники научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.

Вывод:

Таким образом, мы определили, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.

В связи с этим, мы считаем не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, они так же полезны и для взрослых людей, так какне только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: