Методы познания: диалектика и метафизика.




Структура философского знания.

1. Онтология - учение о бытие.

2. Гносиология (Агностики - отрицают возможность познания мира). Решает вопрос существования истины.

3. Антропология - учение о человеке.

4. Социальная философия - анализ сущность общества, общественных отношений. Включает в себя философию истории - история развития общества.

5. Этика - что такое добро и зло.

6. Эстетика - что такое прекрасное и безобразное, смешное и грустное.

7. Антология.

 

Основной вопрос философии: «Что первично, материя или сознание? природа или дух?»

Направления:

- Идеализм (Платон, Гегель) - философское течение, считающее что в основе бытия лежит идеальное начало, а материальное производно от идеального. Объективный идеализм - в основе бытия лежит абсолютный разум, не зависящий от нас.

Субъективный идеализм - вся реальность строится вокруг конкретного разума, человека. Солепсизм - лишь один человек владеет истинным знанием о мире.

1. Материализм (Демокрит) - в основе бытия лежит материальное начало, а идеальное производно от материального.

2. Пантеизм - бог растворён с миром. Бог - природа. Материальное и идеальное навечно слито воедино.

3. Дуализм (Декарт) - в основе бытия лежат сразу два начала, но существуют они отдельно и независимо друг от друга. (Монизм - в основе 1 начало).

 

Второй вопрос философии: «Познаваем ли мир?».

 

Методы познания: диалектика и метафизика.

Диалектический метод познания: (Гегель, Героклид)

1. Всеобщность - объясняются все сферы бытия (природа, общество, человеческое познание.

2. Диалектика - это учение о развитии. Развитие - появление нового качества.

3. Явление рассматривается во взаимосвязи со всем.

4. Учитываются как количественные, так и качественные связи.

5. Используются понятия: прогресс и регресс.

6. Показывается динамика развития.

Метафизический подход:

1. Явления рассматриваются в изолированности, статике.

2. Зачастую приводит к догматизму и ущербному взгляду на мир.

 

 

4.Древнекитайская философия: основные проблемы

Страна с очень развитой наукой. Китай не был кастовым государством в отличии от Индии. Общество было сословным. При наличии должного образования можно было перейти в другое сословия. Важной социальной группы было жречество, но эта группа не была оторвана от общества. Китайское общество - общество традиций и ритуалов. Ритуал - основание для постоянства.

Небо - высшая мифологическая инстанция.

Паньгу - сверх человек, из частей которого появилась природа.

 

Конфуцианство.

Конфуций происходил из знатной семьи, которая обеднела. Получил образование. В 50 лет создаёт свою школу. Главное ученье - «Беседы и высказывания». Всякий образованный китаец учил эту книгу в детстве.

Первое о чём должен думать человек - взаимоотношения.

Конфуций приходит для того, чтобы гармонизировать отношений в обществе. Основные идеи конфуцианства заложены в этики. Ученье говорит каковыми должны быть отношения между управляющими и управляемыми и отношения внутри общества. Принципы конфуцианства:

4. Эти отношения должны быть взаимны по отношению к каждому (не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе);

5. Идея «Золотой середины». Любой человек должен жить в согласии с самим собой, другими людьми, самим мирозданием и находить для такой жизни золотую середину между несдержанностью и осторожность, трусостью и храбростью и так далее;

6. Принцип человеколюбия. Основа человеколюбия - любовь и уважение к родителям, старшим братьям. Не творить зло.

Человек соблюдающий эти три принципа соблюдает «Дао», живёт правильно.

Конфуцианство впервые разработало образ идеального представителя элиты.

Благородный муж:

7. Следует долгу и закону

8. Думает как лучше устроиться;

9. По нему нельзя судить по мелочам, ему можно доверить большие дела;

10. Живёт в согласии с другими людьми, но не следует за ними;

11. Ему легко услужить, но трудно доставить радость;

12. Ему важно преклонение перед: велением неба, велики людьми, словами мудрецов.

13. Это человек всесторонне развитый;

14. Сила его в силе нравственного примера, ведь народ склонен к подражанию;

 

Важной частью конфуцианства было учение «Об исправлении имён».

Конфуций вырабатывал идеальный тип социального субъекта.

Государь должен быть настоящим государем, сын настоящим сыном и так далее, не по имени только, а реально на самом деле.

Ставится задача соблюдения нормы.

Знать для Конфуция - знать людей. Для этого знание нужно учиться у мудрецов как древних, так и современных. «Слушаю много, избираю лучшее и следую ему».

Обучение - изучение поведения, дополненное размышлением.

Главное средство управление - сила нравственного примера.

Идея добра тесно связана с управлением.

 

Философия Даосизма.

 

Главное произведение: «Книга о Дао и Дэ».

Основоположник - Лао Цзи. (Старший современник Конфуция, легендарная личность);

Разделяющие принципы даосизма - даосы;

Главное понятие даосизма - понятие Дао.

Дао - мировозренческая, антологическая категория.

Первооснова всего связывалось с понятием Дао. У даосов не было понятия бытия.

Были иероглифы «Ю» - присутствовать и «У» - не присутствовать.

Дао - сверх бытие, великое единое. Некоторая предельная реальность.

Термин Дао многозначен. Дао - всеобъемлющий закон мироздания. Дао - мать всех вещей, мать поднебесной. Дао не только рождает, но в него всё и возвращается.

Дао вечно, оно не сотворено, оно первично даже по отношению к богу.

Дао двойственно. Существует диалектика двух Дао:

3. Первое Дао - безымянное Дао. Невидимое, неслышемое. Форма без форм.

4. Второе Дао - обладающее именем. Это Дао можно выразить словами. Оно состоит из мельчайших частиц «ци»; они содержат образы вещей.

Между двумя дао идёт постоянно движение.

 

Представители обоих учений Китая признают наличие Инь (земное начало) и Янь (небесное начало).

Дао рождает. Дэ - вскармливает. Двум Дао соответствует два вида знания. Первое дао постигается лишь тем, кто лишон страстей.

Второе Дао - низшее познание, так как оно связано с познанием форм.

Этический идеал даосов противостоит идеалу благородного мужа конфуцианства.

Здесь Совершенно Мудрый - человек высшего Дэ, высшего Дао.

Конфуцианцы - носители второго Дао. Истинный мудрец - человек осуществляющий победоносное недеяние. Оно подобед Дао без имени.

 

Социальный идеал даосов:

1. Легче управлять не посвящённым обществом; не стоит насаждать образование;

2. Отсутствие запретительных законов;

3. Государства должны быть не большими (ими легче управлять), богатые не должны помыкать бедными;

4. Путь Дао - путь мира;

Главный вопрос даосизма - не вопрос этический; это отношения между человеков и космосом, великим идиным. Человек соразмерен с мирозданием - он также бесконечен как и Дао. Человек в состоянии в мыслях охватить всю вселенную.

Настоящий подлинный человек - отвергает суетливость (он может быть уродлив, искалечен, но силён духом).

3.Древнеиндийская философия

Веды знаменуют ведический период философии (15-5 в. до нашей эры).

3. Первая часть Вед - Самхиты (Гимны богам, главная часть, песнопения для жертвоприношения);

4. Брахманы;

5. Араньяки;

6. Упанишады;

В этот период в Древней Индии существовало кастовое общество. Перейти из одной касты в другую невозможно. Главная каста - Брахманы (духовные руководители); Вторая каста - Войны; Третья каста - земледельцы, ремесленики, торговцы; Четвёртая каста - шудры (низшая группа); Последняя каста - таса (рабы).

 

В древних мифологических сюжетах фиксируется борьба противоположностей - богов и демонов. Происхождение мира имело сложную градацию и историю. Все природные явления объяснялись действиями потусторонних сил.

Первое жертвоприношение (Пуруша - колоссальный космический человек, которым пожертвовали боги) вызвало возникновение общества.

Из разных частей Пуруши возникли разные касты. Это первая трактовка возникновения мира.

Первичное состояние мира - аморфное. О нём даже ничего нельзя сказать.

Это состояние порождает предвечно сущее единое, от которого родится всё. Всё рождается из единого, так как оно само собой пожелало этого. Первичный импульс - желание единого. В регведе есть и нравственная составляющая.

Мишады - первое упоминание о единении душ.

Сущность души индусы связывали с дыханием - Прана.

Атман и Брахман - мировая, всеобщая душа.

Идея единения душ тесно связана с идеей кармы - выполнением человека своего долго, своей судьбы.

Карма - выполняется тогда, когда человек выполняет все предписания касты. Если карма выполнена, то душа человека перевоплощается в человека более высокой касты.

Цель этих перевоплощений в брахманизме - конец перевоплощений(мокша); слияние души отдельного человека с всеобщей душой.

Познание - всё возникло и живёт благодаря мысли и всё переходит в неё же. Мысль есть брахман.

Существуют два вида познания:

- Назшее - познание природы;

- Высшее - познание божественного начала;

Подлинное познание возможно лишь для человека, имеющего соответствующий нравственный облик.

Реальное бытие человека рассматривалось как сон. На реальную жизнь человека накинуто покрывало (Майя).

Первый вид сна - человек бодрствует;

Второй вид сна - когда человек спит и видит сны;

Третий вид сна - сон без сновидений;

Четвёртый вид сна - Турия - человек ничего не осознаёт и не испытывает;

Достигнуть Турии может лишь высоконравственный человек.

Нирвана - философия преобразования самого себя (причём связанного с уходом от окружающего мира ещё при жизни);

Были кроме брахманизма ещё и иные школы, например Чарваки (материалисты).

Чарваки отрицали бога Брахмана, ярые оппозиционеры; в основе мира лежат материальные стихи; считали что закона кармы не существует;

 

5. Космоцентризм и поиск субстанции в античной философии (?????)

 

6.Философский рационализм Сократа

 

Родился в семье свободных граждан. Главный предмет исследования - нравственные отношения между людьми. Считал что существуют истинные начала, нормы жизни. Каждому человек требуется знание этих норм.

Истинное знание связано с понятиями. Подлинное знание - понятийное. Понятие - кладезь мудрости. Содержание понятия Сократ получал индуктивным путём. Повивальное искусство рождения истины - «майевтика».

Понятийные проблемы он решал в области этики.

Несправедлив тот, кто делает зло друзьям с намерением им навредить. Логическое определение понятий - важнейшая задача философии.

Сократ ставит проблему совести, души, смысла.

«Познай самого себя» - задача человека. Путь познания души - нравственный опыт.

Прежде всего нужно заботится о своей душе. Человек всегда должен быть законопослушным. Сократ, как и его предшественники, шол по пути рационализации религии. В мире существует единый божественный промысел. Мудрость есть высшее благо. Мудрость - сущность души каждого человека. Достижение мудрости - процесс. Мудрый человек это одновременно и человек добродетельный. Самая счастливая жизнь - связанная с добродетельным поведением. Если человек поступает несправедливо, то он не знает что такое добро, т.е. неправильные поступки возникают от незнания. Этика Сократа была слишком рационалистичной. За Сократом ходили целые толпы людей, слушая его идеи. Очень многих всклочных собеседников Сократ раздражал. В результате на Сократа подали в суд за то, что он подменял старых богов, вселяя в головы молодёжи новые идеи. В результате мудрец был приговорён в смертной казни.

7. Учение Платона об идеях. Эрос и философия.

Платон (428 – 327) ПРОИСХОДИЛ Из знатного рода, получил филологическое образование, когда встретил Сократа он сжег все что написал. Платон жил в несчастливую эпоху для Афин.

Платон основал академию кот просуществовала 900 лет, до 525г когда ее закрыл император. Платон писал произведения в форме диалогов, написал 35 диал («Пир», «горгий» «Апология». Цель философии в познании и усвоении высшего блага. В основе мироздания – мир идей, он иерархичен. Царица идей – БЛАГО (синтез истины, добра и красоты) – софийный тип философствования. Ниже идет Мир идей, кот находится в долине правды. Рис 3.1.

Проблема чел кА – что из себя представляет человек? Это смешение материального и идеального.

Структура челка рис 3.2.

Идеал: мужественный, мудрый и воздержанный, это формир в чел душе справедливость.

Задача чел – формир представление об идеале

Цель чел – приятная добродетельная жизнь (прав воспитание, следование верным принципам, прир склонности)

Жизнь проводимая в наслаждениях – скотская жизнь.

Познание – это познание идей, примоминание того что душа видела в мире идей. Платон – рационалист.

Платон относит гос-ва:

все вопросы решаются с точки зрения блага, цель бытия гос-ва – обретение идей блага.

Справедливое гос во такое, во главе кот находятся мудрецы, главн принцип любого гос устройства – каждый должен занимать место в соответствие со своими способностями.

Воспитание будущих граждан.

Платон делит детей на 3 категории по их способностям: золотые серебряные и медные.

 

8.Первопричины и суть бытия в философии Аристотеля(не полный ответ)

Аристотель не материалист и не идеалист, активным началом у него является форма. Пример: скульптор и глыба мрамора. У скульптора есть идея, эта идея и есть форма. Форма несет в себе энергию, а материя пассивна, аморфна. Аристотель делает уступку идеализму. «Бог – это форма всех форм» Аристотель критикует Платона, но сохраняет проблему идеала, тк смысл бытия – это идея блага, кот влияет и на общество и на бытие челка. Благо – ситез истины и красоты. Софийный тип философствования. У платиона душа бессмертна а у Аристотеля 1 душа для 1 тела и она смертна. Платон признает только 1 лучшую форму правления, то Аристотель допускает неск лучших и несколько худхиш. Критерий – достижение нравственного образа жизни. «нельзя натянуть одну одежду на разных людей», те рассуждает как импирик-социолог. С одной стороны проблема нравственности с др стороны проблема властвующий. 1ая лучшая форма правл – монархия (1 заботится обо всех как отец), 1ая худшая – тирания. Когда у власти неск людей, лучшая –аристократия, худшая – олигархия. Когда у власти много людей лучшая – политейя (сочетание аристократической и десмократической форм), наихудшая – охлократия (от греч. Охлос- чернь), люди без достоинства.

Проблема человека.

У Платона идеальный чел – мудрый мужественный водержанный.

Аритотель не умаляет роль добродетели, для него счастье – следствие добродетели. Этика Платона была аскетична, те люди должны были отрекаться от мирских удовольствий. Аристотель гов что чел должен быть гармоничным, для счастья у него должны быть и друзья и наслаждения. С Аристотелем заканч классический греческий период философии и наступает эпоха эллинизма (стоики, эпикурейцы и скептики)

 

 

  1. Философия эпохи эллинизма

Период Эллинизма (Третий).

 

Философы размышляют в первую очередь об этических задачах человека (это связано с потерей политических свобод Греции). Представители третьего периода так или иначе примыкают к философам предыдущих этапов. Философия человека зависела от того, как философы понимали окружающий мир:

- Как организм (человек часть этого организма). Бытие человека связывается с бытием целого.

- Как механизм. Смысл бытия человека не связан с целым. Человек живёт для себя.

 

Было три главных школы: Стоики, Эпикурейцы, Скептики.

 

Стоики.

Примыкали к Гераклиту.

Представляли себе мир как организм. Мир - то, что разумно согласованно. В основу мира кладут смесь огня и воздуха - «Пневма». Пневма одновременно и физическая субстанция и божество. Пневма - универсальный логос. Пневма определяет все существующие в мире формы. «Всемирный логос - семя мира».

В мире царствует один закон, которому подчиняются и боги, и люди; это судьба - закон, которому никак нельзя взаимодействовать. Жить нужно сообразно логосу. Истинная жизнь - жизнь по логосу. Свободным в жизни является мудрый - солидарный логос. Логосу нужно повиноваться осознанно.

Главное в жизни -познать своё место в мироздание, жить сообразно природе. Всё остальное вторично. Сенека говорил «несчастье есть повод к добродетели; мудрый все бедствия считает упражнением». Главное в мире - добродетельное поведение.

Стоики, в отличии от киников, не отвергали материальные блага, но считали что нужно знать чувство меры. Стоики считали что все бедствия от незнания.

 

 

Стоики выдвигали 4 добродетели:

7. Рассудительность;

8. Мужество;

9. Самообладание;

10. Справедливость;

 

Свобода духа прежде всего, даже перед лицом смерти. Была поставлена культура человеческого понимания. Важен вопрос «Как помереть достойно?»

Стоики отвечают на потребности общества, которое находилось в кризисной ситуации.

Философия стоицизма проникнута двойственной тенденцией:

16. Стоики стремились освободить человека от всего внешнего и развивали идеал равнодушного ко всему человека. «Атараксия».

17. Каждый умный человек, будучи гражданином Рима, должен активно участвовать в жизни Римской Империи. После эта идея развилась в идею жизни для человечества.

 

Стоицизм поставил идею всеобщего братства. Стоицизм есть прообраз христианства. Стоицизм оказал сильнейшее культурное влияние на весь античный мир.

Человек должен быть уподоблен скале, которая преодолеет всё. Смерть человека - освобождение души от власти тела.

 

Эпикурейская школа.

У истоков философии эпикурейцев лежит философия Демокрита.

Эпикур видел мир как хаотическое собрание атомов. Критерий истины нужно находить в субъективных ощущениях человека. Каждый человек сам по себе. Общей судьбы нет. Высшая цель человеческой жизни - удовольствии. Душевные удовольствия выше телесных. Эпикурейцы как и стоики проповедовали невозмутимость духа. Сила духа превозносится над телом. Умеренность помогает бороться со страданиями. «Живи тихо, удаляйся от людей» - принцип Эпикура.

Дружба - самая симпатичная добродетель. Как и стоики эпикурейцы полемизировали со скептиками. Эпикур вводит идею случайности (атомы могут менять траекторию своего движения), тем самым отвергая детерминизм.

 

Скептики (Перронова школа)

 

Основоположники - Перрон. Философия скептиков крайне субъективна.

Три главных тезиса Перрона:

5. Какова природа вещи? «Вещи неразличимы, необъяснимы, про них мы не можем сказать ничего истинного или ложного».

6. Как мы должны относится к вещам? «Недоверять вещам и воздерживаться от мнения»

7. Какую выгоду доставляет нам такое отношение? «Непоколебимость духа, спокойствие и бесстрастие».

 

Жить стоит без суеты, стремясь к апатии, равнодушно к добру и злу. Скептицизм - абсолютное философское равнодушие. В повседневной жизни скептики советовали жить в соответствии со здравым смыслом.

Философия этого периода включает взгляды предыдущих поколений - Эклептика.

Этот период носит эклептический характер.

Античная цивилизация клонилась к своему закату. Античный человек теряет оптиместичность жизни.

 

  1. Средневековая европейская философия

 

Средневековье.

 

Этапы философии:

7. Философия апологетов.

8. Философия отцов церкви - Патристика.

9. Схоластика.

 

Философия средневековья начинается с христианской проповедью. Главная идея философии связана с идее веры в Христа.

Основные черты средневековой философии: Носит Теоцентрический характер; Все вопросы рассматривались через призму божества; Бог - совершеннейшее всемогущее существо; Бог это дух; Основа мироздания - дух; Средневековая философия насквозь идеалистична и берёт своё начало в платонизме; Бог трансцендентен миру (противоположен); Идея создания богом мира - креационизм; Мир создан богом из ничего словом; Бог постоянно участвует в жизни мира. Атрибуты бога - вечность, тождественность. Бог познаётся верой. Главный объект познания - бог. Само познание - богоуподобление. В процессе познания происходит обретение своего догреховного облика. «Уверуй чтобы уразуметь». Разум и свободная воля делают человека богоподобным. Грешность человека истекает из неправильного выбора человека, отречении от бога. Смысл бытия человека - сотериология, бесконечное нравственное совершенствование. Исторический процесс это результат деятельности и бога и человека; в нём борются и силы добры и зла. Рано или поздно произойдёт апокалипсис - конец времён. После апокалипсиса воскреснут праведниками и замрёт зло.

Христианская этика:

Главная Идея любви; Возлюби ближнего, как самого себя.

Главным врагам нельзя прощать. Нужно сопротивляться злу силой!

Эстетическое учение связано с изобразительным искусством, которое находит своё воплощение в иконописном ряде. Подчёркивается жизнь духа.

 

Апологеты (2-3 вв н.э.).

Защитники церкви.

Гармония философии и веры - главная идея у Климента Александрийского.

Тектулиан (Рим) - римский оратор.

Эти два апологета кладут начало двум ветвям апологетов:

- Климент считает, что философия необходима религии;

- Тектулиан считает, что философия и религия не имеют ничего общего; все религиозные события постигаются не разумом, а сердцем. «Верую ибо нелепо».

 

Следующий апологет - Ориген. Он разрабатывал проблему того, что из себя представляет жизнь. Впервые появляется понятие «Богочеловек». Имеется в виду бог, как логос. Бог отец, бог сын и бог святой дух. Между этими ипостасями существуют некоторые взаимодействия. Ориген и Тектулиан полагают, что божественная жизнь тесно связана с земным миром, бог выше всего ценит человека, каждый человек усыновляется Иисусом. Появляется идея высшего бога. Между двумя мирами существует динамика. Ориген считал, что Иисус не обладает такой степенью святости, как сам бог. Строится субординация: бог отец, бог сын и бог святой дух.

Патристика.

После Апологетов появляется учение отцов церкви - они и строят каркас церкви.

Отцы церкви: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов и так далее. Главная идея - единосущность лиц троицы. Боролись с еретиками ариантсами.

Атрибуты бога: бог вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего не зависит. Это абсолютно совершенный дух, абсолютный разум, абсолютное всемогущество, благость и любовь. Бог - это личность.

Второе учение патристов - учение о бессмертности человеческой личности и её абсолютной ценности. Все люди также равны перед богом. Идея об идеальном предназначении человека (бесконечное духовное совершенствование). Полное господство духовного начала над материальным. Именно человеку бог дал господство над материальным миром, чтобы через материальное человек осуществлял своё идеальное предназначение. Зло заключается не в самом человеке, а в извращённой свободной воле субъекта. Такой волей может обладать и человек и ангел.

Иоанн Златоуст (4 век н.э.) - архиепископ Константинополя. Поставил вопрос об отношении к собственности. «Грех не в собственности, а в том, как использует и наживает её человек». Осуждал богатство нажитое несправедливо и несправедливость к бедным. Осуждал рабство и пролетариат.

 

Августин Блаженный (не отец церкви, 354-430 гг.). На него оказали сильное влияние взгляды его матери-христианки. «Исповедь» и «О граде Божием».

Августин кладёт начало исповедальному жанру.

Медленно но верно язычество уступало место христианству в Римской Империи.

Манихейство - в основе бытия существуют два начала: тёмное, связанное со злом, и светлое. Оба эти начала субстанциальны. Победить ни одно начало ни как не может. Это ученье оказало значительное влияния на Августина.

Позже Августин уходит от Манихейства через Нео-платонизм и христианство.

Полагает, что в основе мира существует лишь добро. Зло - отсутствие или умаление добра.

Донатизм - священник не должен быть связан с властью. В этим движением Августин боролся.

Августин говорил: «Священник, находясь в церкви, является орудием бога и лишь так снисходит божественная эманация. Не важно связан ли он с властью». Августин говорил, что неверующего человека можно силой затащить в церковь. Философия Августина противоречива: с одной стороны он говорит о духовном самосовершенствовании, с другой стороны предлагает использовать церковь, как принудительную власть. Теряется самостоятельная духовность.

В 405 году Рим был взят войнами Алларика. Язычники говорили, что это произошло потому, что люди отвернулись от старых богов. Августин им отвечал «Градом божием». «Рим пал потому, что он нравственно деградировал». «Рим - блудница на семи холмах». В этом произведении он разрабатывает своё историческое учение.

С точки зрения античного мировоззрения, общество развивается циклически. Августин стал первым, кто ввёл идею прогрессивного развития общество.

История по Августину начинается с Адама. В этой истории участвует бог, притом постоянно. История начинается с противоборства сил - добра и зла - Кайна и Авеля. В истории человечества борются два града - земной и небесный. Земной град - эгоистический град самовлюблённости. Град небесный - град любви к богу.

Лишь церковный человек может различить эти два града.

У библии есть 3 смысла: буквальный, душевный, сакральный.

Переломная точка в истории - появление Христа. Смысл истории - обрести град небесный, состояние невозможности грешить. Этому будут предшествовать апокалипсические события. Эсхатология - учение о конце времён. После апокалипсиса все праведники достигнут града божьего. Прогресс - есть нравственное развитие. История - самовоспитание человечества.

Провиденциализм - в мире есть провидение, божественный промысел.

Главное в душе человека - моральное я. У человека есть разум, чувства, но главное - моральное «Я», связанное с поиском бога, света.

Главные идеи Августина звучат так: «Хочу познать бога и душу и ничего кроме этого». Познание - есть богопознание. «Уверуй, чтобы уразуметь» - следующий тезис Августина. Разум неверующего лишён истинны.

Третий тезис: «Человек по своей природе слаб». Даже первый человек - Адам - согрешил. Дальше грех только накапливался. Человек раздираем страстями, поэтому он любыми путями должен идти в церковь и к богу. «Люби и делай что хочешь». Главное любить бога. Философия Августина существенно влияла на мир вплоть до 12 столетия. Августин - последователь Платона. Его философия есть синтез религии и знания.

 

Схоластика.

Берёт начало в 7 веке нашей эры. Иоанн Дамаскин был в центре спора, можно ли поклонятся иконам. Иоанн считал: изображения Христа существуют, так как он являлся во плоти; значит мы может узреть его образ. Всё кончается тем, что образ всё же можно почитать. В 11 столетии церковь раскалывается и поклонение иконам сохраняется лишь в православии.

Схоластика ставила вопросы:

8. об отношении знания к вере;

9. об отношении общего к единичному;

В этот период формируются три противоборствующие школы: Номинализм, Реализм и Концептуализм.

Предметом их обсуждения были универсалии (общие понятия) и их природа.

Реалисты были последователями Платона, а Номиналисты склонялись к материализму.

Универсали, как идеальные объекты существуют независимо от человеческой истины - считали реалисты. Существуют они в уме бога.

Реалисты: Ансельм Кентерберийский, Франциск Ассисский, Альберт Великий и тд.

Номиналисты говорили что универсали реально не существуют. Реальны лишь единичные вещи.

Номиналисты: Росцелин, Оккам, Дунгскот, Бернард Дурский. Отрицали объективность общего.

Концептуализм. Представитель - Пьер Авеляр. Мы должны не просто повторять то, что говорится в библии, а мы должны рассуждать. Даже Иисус разговаривал по законам логики. Универсалии существуют, но в сфере ума. Они результат абстрагирующей деятельности человека. «Понимай чтобы верить».

 

В 12 веке происходит кризис мировоззрения. Это связано с распространением идей Аверроэса. Личного бога не существует - существует безличный мировой разум. Душа человека или смертна, или после смерти уходит в мировой разум, утрачивая индивидуальность. Материя вечна и не сотворена. Бог не участвует в деятельности мира, он лишь первопричина. Формы родились в самой материи.

Нет гармонии между верой и разумом. Истинна двойственна - одна веры, другая разума и они противоположны. Эти учения всё больше распространяют материалистические взгляды. В средневековье наступает кризис. Эти ученья приводят к разделению светских и религиозных властей.

Оккам выдвигает принцип: «Сущности не следует умножать сверх необходимости».

Труд - средство формирования воли, гармонии человека. Человек должен сам сделать себя. У каждого свой крест. Франциск Ассисский проповедовал монашескую нищету.

Вершиной схоластики было учение Фомы Аквинского (13 век).

Это мировоззрение носит название Томмизм.

С 1314 года Томмизм есть база Католицизма.

Главные произведения: «Сумма Теологии», «Сумма против язычников».

Фома выдвинул идею о гармонии веры и знания. Вера не противоречит разуму. Мы должны опираться на знание, но там где знания не достаточно нужно переходить к вере. Полного знания мы получить не можем. Фома Аквинский последователь Аристотеля. С точки зрения Фомы можно рационально доказать бытие бога. Он предлагает 5 доказательств:

- Самодвижения быть не может. Должен быть перводвигатель.

- У всего есть причина. Должна быть первопричина.

- Существует бесконечное количество возможностей и случайностей, но мир не случаен. Бог - необходимая причина.

- В мире наблюдается множество совершенных вещей, но различать мы их можем лишь на основании того, что есть некое высшее совершенство и это бог.

- Мир настолько целесообразно сотворён и гармоничен, что нельзя не предположить того, кто внёс эту целесообразность в мир. Бог - чистая форма.

 

Материя вносит индивидуальное целесообразие форм. Универсалии существуют трояко: в уме бога, в вещах, в уме человека.

Лучшая форма правления для Фомы - монархия. Светская власть вторична, а религиозная - первична.

Показал гармоническое отношение между верой и знанием; они дополняют друг друга; имеют различные объекты. «Понимай чтобы верить». Критикует авероистов (в основе бытия лежит безличный разум). «Нет ничего прекрасней во всей вселенной, чем индивидуальность человека». Использует, как и Аристотель, категории материи и формы. Форма - активное движущее начало, Материя - пассивное. Соединяясь они образуют вещь. «Форма - душа тела, но в создании человеческой личности участвует и материя». Несмотря на приверженство Аристотелю, душа бессмертна, как и у Платона. Подчёркивает роль папы Римского. Учение Фомы - «Томизм» (Это официальное учение католической церкви).

11 Антропоцентризм, Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

Одна из важнейших черт эпохи Возрождения связана с идеей антропоцентризма - это выражалось в том, что человек рассматривался как самое высшее из созданий, причём сравнимое даже с богом. Человек не просто творец, но и сотворец бога.

Итальянские гуманисты: Лоренцо Ваула, Пика дела Мирандола - они были приверженцами идей антропоцентризма.

Эпоха Возрождения идеализирует человека, он представляется безгрешным. Красота тела - вот что больше всего интересует деятелей культуры. Это оптимистическая, верящая в человека эпоха. Верующий человек высмеивается представителями буржуазии.

Под влиянием Нео-Платонизма (всё единое и единое есть бог) рождается представление о том, что сама природа божественна. Эпоха возрождения пронизана пантеизмом.

Теодицея - раздел философии, оправдывающий бога перед лицо существующего в мире зла. За зло ответственен свободный выбор человека. Если бог входит в материю (пантеизм), то он становится ответственен за существующее в мире. Из-за этого все учение философов-пантеизмов рассматривались как ересь.

Возрождение диалектических идей - следующая важнейшая черта эпохи возрождения. Наиболее яркий диалектик этого периода - Джордано Бруно.

В этот же период появляются и материалисты (например Телезио).

Возникшее у Фомы понятия индивидуальности выходит на первый план. С одной стороны человеческое знание постепенно освобождается от гнёта догматизма, но с другой стороны человек не видит ничего выше самого себя. Он себя равняет с богом и это в конечном счёте кончается мыслью о том, что я сам себе бог.

Антропотеизм - я сам бог (вершины достигнет в философии Фейербаха).

Николай Кузанский. Родился в Германии в семье крестьянина. Получил университетское образование. «Об учёном незнании» - главная работа. Развивает мистический пантеизм. Берёт Нео-Платоническую идею о том, что единое есть всё и ему ничего не противоположно и говорит о том, что в едином сочетаются абсолютный максимум и абсолютный минимум. Абсолютный максимум и есть бог. Если отстранить бога от творений, то останется ничто. Природа - есть результат развёртывания из божественных глубин. Божественное существо - свёрнутый мир.

Упоминает идею о существовании души мира. Эпоха возрождения одухотворяет природу. Человек - есть космом в миниатюре; микрокосмос.

Джордано Бруно. Опирается на взгляды Кузанского. Исповедует идеи пантеизма. Стремился высмеивать кажущиеся ему детскими представления о боге. Для него бог - вся вселенная. Ево взгляды привели к тому, что его начали преследовать. Он много скитался, но в конце концов он вернулся в Италию и его поймали. Джордано был сожжён. Он вошол в историю философию, как говоривший о бесконечности вселенной и миров; всё всегда движется, даже небо - это чисто диалектические взгляды.

Италия была страной раздробленной. Это давало почву для социологов.

Николо Маккиавелли. Он задумался над тем, как прекратить интервенцию. Он думает над наилучшим историческим устройством, над историческим процессом.

«В истории нет никакой поступательности. Всё возвращается на круги своя. Есть лишь хаотическое движение. История, как песочные часы». В социальном мире царствует хаос и постоянные столкновения между людьми. Однако, человек может от этого защититься. Побеждает в жизни либо человек, либо судьба. Человек по природе зол и эгоистичен, человек - существо, которое не желает следовать никаким законам. Чтобы восстановить нормальный ход вещей необходимо драконовское законодательство, которое бы обуздало постоянную борьбу людей друг с другом. «Речи о первых 10 главах Тита Ливия (историк)» - в этой работе Николо выступает за республиканские идеалы. Народ - глас божий, но взгляды Николо постепенно меняются. Главная черта человека в республике - ответственность, обязанность и уважение к закону. С иным народом не построишь ни демократию, ни республику. Приходит к выводу, что лучшая форма правления для тогдашней Италии - Монархия. Это описывается в работе «Государь». Это произведение адресовано князю Флоренции. Государь должен себя вести и как зверь, и как человек. Он должен сражаться и утверждать себя как силой, так и законом. Будучи зверем государь должен быть одновременно и львом и лисой. «С волками жить - по вол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: