Ужасная судьба отца и сына




Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!

 

Со смертью дочери вся любовь Елизаветы Алексеевны сосредоточилась на внуке. Суровая и строгая ко всем окружающим, бабушка к одному внуку выказывала бесконечную нежность и доброту, беспрекословно исполняя все его прихоти, ни в чем ему не отказывая и ничего для него не жалея.

Она не расставалась с ним ни днем, ни ночью, наблюдая за каждым его шагом. Малейшее его нездоровье приводило ее в крайнюю тревогу. А здоровье мальчика действительно могло внушать опасения: очевидно, он от матери наследовал крайнее худосочие.

Ведущий 1 Когда мальчику было 11 лет,в 1825 году, бабушка, беспокоясь о его слабом здоровье, повезла его на Кавказ в Горячеводск (ныне Пятигорск).

Впечатлительный, мечтательный ребенок с чрезмерно развитым воображением был так сильно потрясен кавказскою природою, что потом на всю жизнь глубоко остались в нем эти первые детские впечатления Кавказа, любимого поэтом до гроба.

Чтец 4 Кристина Журавлёва, 3 к.

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я снова посвящаю стих небрежный.

Как сына, ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

Еще ребенком, чуждый и любви,

И дум честолюбивых, я беспечно

Бродил в твоих ущельях; грозный, вечный,

Угрюмый великан, меня носил

Ты бережно, как пестун, юных сил

Хранитель верный - и мечтою

Я страстно обнимал тебя порою

 

Ведущий 2. В неоконченной юношеской «Повести» описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает наклонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому, бурному. Лермонтов родился болезненным и всё детство страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребёнке необычайную нравственную энергию. Болезненное состояние будущего поэта требовало так много внимания, что бабушка, ничего не жалевшая для внука, наняла для него доктора Ансельма Левиса (Леви) — еврея из Франции, главной обязанностью которого было лечение и врачебный надзор за Михаилом. В «Повести» признаётся её влияние на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению»…

Ведущий 1. Внук Арсеньевой подрастал. Надо было серьезно думать о школьном образовании Миши. И в 1827 году бабушка с внуком переехала из Тархан в Москву. Его стали готовить к по­ступлению в университетский благородный пансион.

Ведущий 2. ШТРИХ 2. ПАНСИОН И МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Ведущий 1. 1 сентября 1828 года тринадцатилетний Лермонтов был за­числен в четвертый класс Московского университетского благо­родного пансиона.

Он был принят полупансионером, т. е. должен был прово­дить весь день в пансионе, а ночь, так же, как и воскресные дни, — дома.В благородном пансионе учился он блистательно, получал награ­ды, в рукописном журнале помещались его стихи. Лермонтов от­личался не только в гуманитарных науках и искусстве (он прекрасно рисо­вал, играл на скрипке), но и в математике. К эпохе поступления в Благородный пансион относятся и первые проявления творчества Лермонтова.

ВИКТОРИНА

Ведущий 2. Учителями его были Зиновьев, преподаватель латинского и русского языка в пансионе, и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии; его сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший его с английской литературой. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже какой-то журнал при главном участии Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером, особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира, в письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из «Гамлета».

Ведущий 1. В марте 1830 года пансион внезапно посетил император. «Государь попал в пансион во время перемены между двумя уро­ками, когда обыкновенно учителя уходят отдохнуть в особую комнату, а ученики всех возрастов пользуются несколькими ми­нутами свободы, чтобы размяться после полуторачасо­вого сидения в классе... В какой-то момент император, встреченный в сенях только старым сторожем, пройдя через большую актовую залу, вдруг предстал в коридоре среди бушевавшей толпы ребятишек. Можно представить себе, какое впечатление произвела эта вольница на самодержца, привыкшего к чинному, натянутому строю пе­тербургских военно-учебных заведений», — вспоминал одно­классник Лермонтова.

Ведущий 2. В том же месяце по правительственному указу пансион был преобразован в гимназию с введением теле­сных наказаний. Лермонтов подал заявление об уходе и получил его 16 апреля 1830 года. Речь зашла о том, где ему продолжить образование. Бабушка мечтала о Франции, а отец о Германии. Давнишнее взаимное нерасположение Елизаветы Алексеевны и Юрия Петровича обострилось и переросло в борьбу. Сын хотел уехать с отцом, но бабушка упрекала внука в неблагодарности. Её слёзы и скорбь вызвали глубокую жалость внука. Закончилось тем, что Юрий Петрович уехал один и вскоре умер в разлуке с сыном.

Ведущий 1. Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. «Мой дух погас и состарился», — говорит он, и только «смутный памятник прошедших милых лет» ему «любезен». Чувство одиночества не покидает его; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы».

 

Чтец 5 Ганина Лена, 3 к.

Один среди людского шума,

Возрос под сенью чуждой я,

И гордо творческая дума

На сердце зрела у меня.

И вот прошли мои мученья,

Нашлися пылкие друзья,

Но я, лишенный вдохновенья,

Скучал судьбою бытия.

И снова муки посетили

Мою воскреснувшую грудь,

Изменой душу заразили

И не давали отдохнуть.

Я вспомнил прежние несчастья,

Но не найду в душе моей

Ни честолюбья, ни участья,

Ни слез, ни пламенных страстей.

 

 

Ведущий 2. К 1829 году относятся «Демон» и стихотворение «Монолог», предвещающее «Думу». Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете». Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!..»

В лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским, посвящает несколько стихотворений польской революции. В 1830 году Лермонтов написал и стихотворение «Предсказание» («Настанет год, / России чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»).

Ведущий 1. История отношений Лермонтова и Е. А. Сушковой — достаточно значительный «сюжет» в личной и литературной биографии поэта. Лето и начало осени 1830 г., проведенные Лермонтовым в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашенькой Верещагиной и ее близкой приятельницей Катей Сушковой, отмечено интенсивностью творческого развития поэта: поэтические создания этой поры — заметная веха в становлении его художественной индивидуальности. Прервавшееся на время знакомство возобновляется уже летом 1830 г. в Середникове. Собственно с этого времени только и можно говорить о взаимоотношениях Лермонтова и Сушковой, которые стали позже зерном любовной интриги, а теперь дали начало лирическому циклу. Летом 1830 года вместе с друзьями, среди которых была и возлюбленная поэта Екатерина Сушкова, Лермонтов побывал в Троице-Сергиевой лавре, после чего написал стихотворение «Нищий».

СЦЕНКА О СОЗДАНИИ СТИХОТВОРЕНИЯ «НИЩИЙ»

Е.А. Сушкова – Ганина Елена.

Нищий – Шигашева Наташа.

Юноша – Федя

Массовка – 3 курс.

Дворянская молодежь отправляется на богомолье из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. (На проекторе слайд «Троице-Сергиева Лавра»). Слышатся разговоры о будущих балах, театре, шутки в адрес общих знакомых. Среди всех выделяется Екатерина Александровна Сушкова, даже в простом дорожном платье она поражает всех своей красотой и обаянием. Беседуя со всеми, она оставляет одного юношу без внимания и на все его попытки услужить ей (подать упавший платок, указать на красоту пейзажа) лишь холодно улыбается.

На пути молодым людям встречаются нищие, юродивые, просящие подаяния. Все кладут им в руки по нескольку монет. Двое приятелей решили подшутить над нищими и, подойдя к одному из них, призвав компанию обратить на них внимание, демонстративно вытаскивают из карманов и кладут в руку нищему..камни. Нищий, пораженный жестокостью молодых людей, смотрит на эти камни, лицо его искажается в гримасе обиды и боли. Кто-то из дворян смеется вместе с шутниками, кто-то их порицает. Екатерина Сушкова слегка улыбается двум приятелям и шутливо грозит им пальчиком.

Пилигримы идут дальше, на сцене остаются нищий и юноша. Он берет из рук нищего камни и, глядя вслед удаляющейся Сушковой, читает то самое стихотворение/ или же кто-нибудь за сценой читает.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

 

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

 

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

 

Ведущий 2. Со времени отъезда Сушковой из Москвы в 1830г. Лермонтов не встречался с ней до конца 1834 г. Вначале они поддерживали связи через Верещагину, но затем эти связи, по-видимому, прекратились. Сцены, которые Сушковой приходилось переносить дома, Лермонтов изобразил в романе "Княгиня Лиговская", - в эпизодах с Негуровым, его женой и дочерью Лизаветой Николаевной (прототипом ее была Сушкова). В "Княгине Лиговской" светские успехи Сушковой-Негуровой охарактеризованы довольно зло.

Ведущий 1. 1. К 1830 году происходит знакомство поэта с Натальей Фёдоровной Ивановой, — таинственной незнакомкой Н. Ф. И., чьи инициалы удалось раскрыть Ираклию Андроникову. Ей посвящён цикл из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена, пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. К лету 1831 года в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности. Из «ивановского» цикла стихов явствует, насколько мучительно переживал поэт это чувство.

Ведущий 2. 21 августа 1830 года Лермонтов подал прошение о принятии его в число студентов Московского университета, а 1сентября, выдержав вступительные экзамены, был принят на словесный факультет. Однако занятий в нем по случаю холеры не было до нача­ла следующего года. Лермонтов начал посещать лекции 12 янва­ря 1831 года, но учеба как-то не задалась: с одной стороны, ему не понравились некоторые профессора, с другой — он усиленно работал над большой поэмой «Измаил-Бей». Увлеченный твор­чеством, он пропускал много лекций и не был аттестован ни по одному предмету. В мае 1832 года Лермонтов не явился на годич­ный экзамен и через месяц был уволен из университета.

Ведущий 1. Исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков.

Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы, когда было написано около 200 стихотворений, оказались в высшей степени плодотворны. Лермонтов за эти годы создал 6 поэм - "Последний сын вольности", "Ангел смерти", "Люди и страсти" и другие. Большинство произведений Лермонтова были ученическими, художественно несовершенными. Именно поэтому он не спешил публиковать их. Первая публикация - стихотворение "Весна" в журнале "Атеней" - прошла незамеченной и значения для юного автора не имела. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: