Русская философия конца 19-начала 20вв. Метафизика всеединства Соловьева




Вопрос 26

 

Вторая четверть XlX в. – начало XX в. – становление и развитие самобытной русской философии;

При характеристике особенностей развития философии России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными.

Вплоть до второй половины XlX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.

При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии. С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории.

Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России.

В настоящее время бесценный духовный опыт, добытый русской философией, выступает как необходимая основа духовного возрождения и построения нравственного, гуманистического мира.

МЕТАФИЗИКА ВСЕЕДИНСТВА СОЛОВЬЕВА. Владимир Соловьев (1853-1900). Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. В онтологическом аспекте всеединство представляет нерасторжимое единение Творца и твари; в гносеологическом отношении всеединство выступает как «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания, достигаемого не только и не столько в результате познавательной деятельности, сколько верой и интуицией.

Истина, по мнению Соловьева, должна быть признана и познана как сущее, единое, все. Только в этом значении она может представлять абсолютную ценность. Ее постижение осуществимо в единстве эмпирического, рационального и мистического познания. Само по себе эмпирическое или рациональное познание индифферентно к истине, по в совокупности с мистическим опытом они способны раскрыть сущность абсолютного царства вечных идей как безусловно реального и всеобщего.

«Совершенная любовь» у В. С. Соловьева не только внутреннее качество святой троицы, но и проявление ее отношения к миру. Она объединяет множественность творения в единое целое, придает этой множественности разумный смысл и форму внутреннего всеединства. Свое конкретное осуществление совершенная любовь находит в боговоплощении, благодаря чему божественный разум смещается из центра вечности в центр исторического процесса.

Идея боговоплощения, в основном совпадающая с представлениями православного богословия, является у Соловьева средством мистификации роли и места человека в истории, извращения смысла и цели жизни, обоснования теократической утопии. Общественная история предстает в виде процесса превращения природного человека с непременными качествами вражды и ненависти в духовного, олицетворяющего христианский идеал нравственного совершенства.

«Метафизика всеединства» считает реальную действительность извращенным отражением идеального мира, результатом грехопадения. Она исключает из развития природы собственные закономерности, наполняет науку чуждым ей содержанием. Весь мировой процесс в «метафизике всеединства» приобретает мистический характер, становится реализацией божественной воли и разума, а его познание сводится к акту внутреннего интуитивного созерцания. Подчиняя разум вере, научную картину мира религиозным спекуляциям, «метафизика всеединства» близка к богословию и поддерживает его основные идеи. Многие идеи «метафизики всеединства» приняты на вооружение современными православными богословами и используются для критики материализма и атеизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: