ствольная коробка; 8 – давление воздуха; 9 – ствол.




Пули для стрельбы из пневматической

винтовки ИЖ – 38 (Рис. 40).

Пуля «ДЦ» Пуля «ДЦ - М»

Рис. 40

А - полость;1 – головка; 2 – ведущий поясок (диаметр 4,5 мм);3 – ведущий обтюрирующий поясок (диаметр 4,8 мм); 4 – юбка.

В настоящее время выпускается и используется большое разнообразие пуль различающихся между собой в основном точностью изготовления и вследствие этого кучностью.

Для первоначального обучения можно использовать пули «Альфа» и «Бета» выпускаемые ООО «ПКФ Квинтор» г. Н. Новгород, они сравнительно не дороги и по кучности (~ 20мм. рассеивания) позволяют выполнить норматив на значок «Юный стрелок».

По мере совершенствования в стрельбе, для повышения ее результатов необходимо применять пули типа GAMO Match и GAMO PRO Match производство Испании, а также Германские Grosman имеющие диаметр рассеивания до 15мм. Чтобы улучшить кучность пули осматривают удаляя деформированные, а затем калибруют т.е. сортируют по диаметру с точностью 2-3 сотые доли мм. используя металлическую пластинку толщиной 5 мм. с отверстиями разного диаметра: 4,48, 4,50 мм.

При выполнении спортивных упражнений применяются пули высокой точности изготовления выпускаемые фирмами Германии, это: Dynamit Nobel и особо точные пули Finale Match имеющие диаметр рассеивания 2-3 мм.

Преподаватель должен иметь в виду, что применение пуль высокоточного изготовления не гарантирует высокий результат т.к. он складывается еще и из качества ствола оружия и уровня подготовки стреляющего (т.е. величины ошибок, которые тот допускает в изготовке, прицеливании, дыхании и нажатии на спуск).

Основы стрелковой подготовки

Стрельба из любого вида оружия является источником повышенной опасности для окружающих. По этому с первого занятия необходимо прививать обучаемым правильные, безопасные приемы обращения с оружием, безусловного соблюдения ими мер безопасности, с целью повышения у обучаемых чувства ответственности.

Проведя с ними беседу с использованием «Инструкции по мерам безопасности» предложить расписаться в журнале о прохождении инструктажа.

Инструкция по мерам безопасности при

обращении с оружием

 

1. Все участники должны знать и строго выполнять требования Правил безопасности при обращении с оружием.

2. Вне линии огня любое оружие должно находиться в чехле, футляре или коробке.

3. Вынимать оружие из чехла, футляра и д.т. можно только на линии огня, после вызова участников.

4. Заряжать оружие разрешено только на отведенной участнику огневой позиции и только после того, как подана команда «Заряжай» или «Старт».

5. Во время выполнения упражнения выносить оружие с линии огня можно только с разрешения судьи и после того, как тот убедиться, что оно в безопасном состоянии.

 

Категорически запрещено:

- стрелять или заряжать оружие на линии огня без разрешения ответственных за стрельбу лиц;

- находясь в не линии огня, изготавливаться к стрельбе и прицеливаться в мишени и другие предметы, не зависимо от того, заряжено оружие или нет;

- оставлять на линии огня заряженное оружие;

- прикасаться к оружию, когда в зоне стрельбы находятся люди или животные;

- стрелять по предметам, не относящимся к выполнению упражнения (по рамам, номерам щитов, осветительным приборам, аппаратуре и т.д.).

- стрелять из неисправного оружия;

- оставлять оружие без присмотра, брать в руки оружие или прикасаться к оружию без разрешения стрелка, в распоряжении которого оно находится;

- поворачивать оружие в стороны или в тыл, а также в людей или животных в каком бы состоянии оружие не находилось: незаряженное, учебное, неисправное, разобранное;

- выносить заряженное оружие с линии огня.

Стрелки, нарушившие настоящую инструкцию подлежат немедленному удалению со стрельбища или из тира.

Основы меткого выстрела.

Производство меткого выстрела требует от стрелка выполнения определенных действий – изготовки, прицеливания, задержки дыхания и нажима на спусковой крючок. Все эти действия являются обязательными элементами меткого выстрела и находятся между собой в определенной, строго согласованной взаимосвязи.

Ниже мы рассмотрим все эти элементы применительно к подготовке к сдаче норматива на значок «Юный стрелок» из учебной винтовки с открытым прицелом.

Для более эффективного овладения основами меткого выстрела начнем их изучение с тренировки в прицеливании.

Прицеливание

Процесс прицеливания заключается в том, чтобы с помощью прицельных приспособлений направить вин­товку в цель.

Открытый прицел (Рис. 41) представляет собой прицельную, планку с прорезью. При прицеливании мушка распола­гается посреди прицельной планки вровень с ее краями. Выровняв мушку, ее подводят под черный круг мишени, оставляя между ними небольшой просвет, настолько тонкий, насколько позволяет острота зрения. Если не оставлять просвета, то, каким бы острым зрением стре­лок не обладал, всегда существует вероятность того, что верхний край мушки «наползет» на черный круг мише­ни. И в этом случае очень сложно заметить, насколько значительно это нарушение. Появляются отрывы (дале­кие пробоины) по вертикали. К таким же ошибкам при­водит изменение величины просвета между мушкой и черным кругом мишени.

Малейшее отклонение мушки в прорези прицельной планки приводит к смещению оружия, что вызывает - от­клонение пуль от центра мишени.

Исходя из особенностей устройства глаза, при прице­ливании следует учитывать, что невозможно одинаково хорошо видеть предметы, удаленные от глаза на раз­ные расстояния. Малоопытные стрелки допускают гру­бую ошибку, стараясь одновременно хорошо видеть прорезь прицела, мушку и мишень. Практически такая цель недостижима.

 

 

а 1 2

Рис. 41

а – с открытым прицелом; 1 – прямоугольная мушка;

2 – кольцевая мушка.

 

Руководитель занятий по стрельбе должен объяснять учащимся, что основное внимание необходимо концент­рировать не на мишени, а на прицельных приспособле­ниях. Следует четко видеть мушку в прорези прицель­ной планки, мишень же может быть видна несколько расплывчато. После выравнивания мушки в прорези прицела стрелок переводит взгляд на точку прицелива­ния и обратно. Однако неоднократное переведение взгляда с прицельных приспособлений на мишень и об­ратно вызывает быстрое утомление глаза.

 

Сам процесс прицеливания должен занимать лишь несколько секунд, что обеспечивает максимальную ост­роту зрения. Прицеливание более 10—15 с. влечет за со­бой излишнее напряжение мышц глаза и, как следствие, некачественную стрельбу. Если глаз устал (возможны даже резь и слезоточивость), следует тотчас же прек­ратить прицеливание и дать возможность глазу восста­новить свои функции. Обычно опытные стрелки, опус­тив голову, переводят взгляд с прицельных приспособ­лений и мишени на менее освещенные предметы, давая глазам отдых в течение нескольких секунд.

 

Не рекомендуется тереть уставший глаз руками, т. к. после надавливания на глазное яблоко замедляется вос­становление нормальной работы глаза. Не следует так­же закрывать глаза, в связи с тем, что им требуется оп­ределенное время, чтобы после этого привыкнуть к свету.

 

Многие спортсмены осуществляют процесс прицели­вания с обоими открытыми глазами, мобилизуя свое внимание только на работу правым глазом. При таком прицеливании достигается выключение из работы от­дельных мышц лица, не принимающих непосредственно­го участия в производстве выстрела.

Учащимся рекомендуем сшить кольцо из обыкновен­ной галантерейной резинки. Надев кольцо на голову, следует просунуть под него небольшую полоску из светонепроницаемого материала напротив левого гла­за. Такая полоска, прикрывая глаз, способствует более полной концентрации внимания на работе правого гла­за.

 

Обучение прицеливанию проводится на первых занятиях с использованием прицельного станка КС-51 или любого другого аналогичного приспособления, задачей которого является надежное, прочное закрепление винтовки (автомата, макета и т.п.) и указки Чернова.

 

Все обучаемые, после ознакомления с особенностями прицеливания с открытым прицелом должны пройти тренировочную проверку в точности прицеливания на дистанцию около 5 метров.

 

Руководитель садится на стул под углом 20-30° возле прицельного станка, стоящего на столе, с закрепленной в нем винтовкой (макетом с прицельными приспособлениями).

 

Правое плечо располагается возможно ближе к затыльнику приклада, не касаясь его.

 

Один из обучаемых становится возле доски (стены) закрепленным на ней листком бумаги и по команде руководителя: «Влево», - «Вправо»; «Вверх», - «Вниз» перемещает указку Чернова по листку бумаги до тех пор, пока не будет команда: «Стоп, точка».

 

В отверстие передвижной мишени (указки Чернова) ставится точка. Данное действие производится трижды. Все три точки соединяются линиями в треугольник. Далее производится замер размеров треугольника наложением имеющихся на указке отверстий.

Тренировка в прицеливании производится в процессе нескольких занятий до получения обучаемыми оценок «хорошо» и «отлично».

Обучаемые, получившие хорошие оценки приступают к изучению и овладению правильной изготовкой к стрельбе сидя с опорой на локти и с упора.

Изготовка

Изготовка – это положение тело стрелка с оружием. В задачу изготовки входит:

а) создание системы (тело стрелка – оружие);

б) обеспечение ее наибольшей неподвижности;

в) возможно более точная ориентация этой системы относительно цели;

г) сохранение относительной неподвижности этой системы во время и после выстрела.

 

Правильная изготовка – это фундамент меткого выстрела. Поэтому ее освоению должно уделяться большое внимание. Необходимо внушить обучаемому важность принятия и сохранения изготовки, как в процессе производства отдельного выстрела, так и в ходе выполнения всего упражнения.

 

Начиная обучение руководитель, садится за стол и приняв позу изготовки к стрельбе с опорой на локти и с упора, объясняет, что сидеть надо свободно, естественно, удобно и прочно. Ноги широко расставлены, туловище слегка опирается на локти, винтовка цевьем лежит на мякоти большого пальца левой руки и упоре. Правая рука плотно, без напряжения охватывает шейку приклада и прижимает винтовку к плечу, при этом верхняя часть затыльника приклада упирается в подключичную впадину, голова щекой кладется на гребень приклада.

 

Задачей занятия является обучение курсантов младших классов принятию правильной изготовки и ее ориентация – т.е. ориентирование принятой изготовки относительно мишени.

 

Приняв изготовку и удерживая глаз перед прицелом, руководитель опускает взгляд в стол и спустя 2-3 секунды переносит его в прицел, определяя направленность системы «стрелок – оружие». При несоответствии направления оружия на мишень, перемещаясь на стуле, он уточняет его ориентацию поясняя свои действия обучаемым.

В процессе стрельбы, обучаемые должны сохранять принятую изготовку (не перемещаться на стуле), а зарядив оружие и положив винтовку на упор снова проверить изготовку и, при необходимости, изменить положение правого локтя на столе.

 

 

Начальное обучение приемам и правилам стрельбы производится из положения, сидя с упора (Рис. 42). Стрельба с использованием упора — наиболее простой в техничес­ком отношении вид стрельбы. Такая изготовка облегчает прицеливание, создает благоприятные условия для стрельбы и в большой степени способствует концентра­ции внимания занимающихся на правильном нажиме на спусковой крючок.

 

 

 

 

Рис. 42

После получения удовлетворительных результатов в стрельбе сидя с опорой на локти и с упора приступают к обучению в стрельбе сидя или стоя с опорой на локти без упора (Рис. 43).

 

 

 

Рис. 43

Дыхание

 

Правильное дыхание имеет большое значение для стрелка. При прицеливании и производстве выстрела стрелок вынужден задерживать дыхание на 10—15 с для достижения устойчивого и неподвижного положения оружия.

При дыхании происходит движение грудной клетки, что вызывает смещение оружия относительно точки при­целивания. При поверхностном дыхании в легких скап­ливается небольшое количество воздуха, недостаточное для выполнения выстрела. Поэтому перед выстрелом ре­комендуется осуществить вентиляцию легких посредст­вом глубокого вдоха и выдоха и на полувдохе или полу­выдохе сделать паузу, задержать дыхание и, прицелив­шись, нажать на спусковой крючок. Если в течение 8— 12 с стрелок не смог произвести выстрел, необходимо прекратить прицеливание и передохнуть, перед тем как повторить все сначала.

 

Управление дыханием.

 

Навык управления дыханием необходимо формировать после освоения изготовки как элемент, завершающий изготовку и настраивающий на следующий - прицеливание. Задержка дыхания завершает дыхательные движения, является сигналом для остановки винтовки в районе прицеливания и нажатия на спусковой крючок. Не следует затягивать задержку дыхания и тем вызывать затруднения и неприятные ощущения. Необходимо уравнивать длительность задержки с оптимальным временем выполнения выстрела, которое не должно превышать 5-10 сек.

 

После выстрела дыхание более углубленное. Мастера стрельбы задерживают дыхание как на естественном полувыдохе, так и на различных режимах полувдоха. Стрелок должен сам выбрать определенную манеру дыхания между выстрелами и задержку во время выполнения выстрела. Таким образом, использование определенной манеры дыхания с затуханием дыхательных движений к периоду устойчивого положения оружия и как бы естественной непродолжительной задержкой его к моменту выстрела является наиболее рациональной схемой техники дыхания стрелка.

Нажим на спусковой крючок

 

Одним из наиболее важных факторов при стрельбе является нажим на спусковой крючок. Этот элемент тех­ники стрельбы должен обеспечивать относительную неподвижность ору­жия в момент прицеливания и производства выстрела, чтобы не сбивалась наводка оружия в цель. Нажим на спусковой крючок необходимо производить в полном со­ответствии со зрительным восприятием ровной мушки под нижним краем «яблока» мишени. Для достижения меткого выстрела стрелок должен прицеливаться и на­жимать на спусковой крючок строго согласованно. Мож­но хорошо изготовиться, прицелиться, но неправильное нажатие на спусковой крючок сведет на нет все усилия стрелка. На начальном этапе обучения следует доби­ваться сознательного выполнения учащимися этого эле­мента в отдельности. Только доведенные до автоматиз­ма двигательные действия в процессе нажима на спус­ковой крючок позволят перейти к отработке других эле­ментов.

Нажатие на спусковой крючок осуществляется указа­тельным пальцем правой руки. Палец кладут на середину спускового крючка и производят нажатие вдоль оси канала ствола.

При стрельбе из пневматической винтовки рекомендуется нажимать на спусковой крю­чок подушечкой первой фаланги указательного пальца ближе к суставу, стараясь включать в работу только те мышцы, которые принимают непосредственное учас­тие в этом процессе.

Характерной ошибкой начинающих стрелков явля­ется желание поскорее сделать выстрел именного тогда, когда выровненная в прорези прицела мушка находится в точке прицеливания. Увлекшись прицеливанием, нови­чок забывает об остальных элементах техники производ­ства меткого выстрела.

В процессе прицеливания через зрительный анализа­тор в мозг поступает сигнал о том, что выровненная мушка находится в районе прицеливания, оттуда посту­пает команда, и мышцы указательного пальца, находя­щегося на спусковом крючке, сокращаются. На осущест­вление этого процесса уходит некоторое (пусть даже очень небольшое) время, за которое мушка может отой­ти от точки прицеливания, что повлечет за собой не­точный выстрел.

Обучение управлению спуском.

 

В начальном периоде обучения формирование навыка управления спуском занимает особое место, т.к. нажим на спусковой крючок является техническим элементом, завершающим всю цепь действия стрелка по выполнению выстрела.

 

Методика начального периода обучения строится на кажущемся парадоксальном принципе, как правило противоречащим взглядом новичков на стрельбу. Этот принцип основан на некотором пренебрежении стрелком точности прицеливания и за счет этого большей сосредоточенности на управление спуском. Дело в том, что у людей с детства представление о меткой стрельбе связаны главным образом с точностью наводки оружия. Нет четкого понимания необходимости и сложности совмещения точной наводки с таким нажимом на спусковой крючок, который не сбивает ее при выполнении выстрела. Тренер должен внушить стрелку, что достижение точности прицеливания должно происходить на фоне непрерывного, постепенно нарастающего давления на спуск.

 

К основным причинам, мешающим начинающему спортсмену вести меткую стрельбу, следует отнести:

- стремление к точному расположению мушки на мишени - «ловля яблока»;

- самооборонительный рефлекс на звук выстрела, проявляющийся в момент выстрела;

- резкое сокращение или расслабление мышц, участвующих в удержании оружия.

 

Преодолевать появляющиеся ошибки нужно путем формирования навыков с проявлением волевых усилий стрелка:

- плавного, равномерного начала нажатия на спусковой крючок с последующим замедлением движения пальца (прироста давления) перед выстрелом, пренебрегая некоторыми колебаниями мушки на мишени;

- концентрации внимания на ощущении нажатия на спуск и стабильности тонуса мышц участвующих в удержании оружия при выполнении выстрела.

 

Тренер, наложив свой палец на указательный палец стрелка должен показать ему характер давления на спусковой крючок, а так же продемонстрировать способы управления спуском.

Выработку правильного нажатия на спуск начинают:

- с имитации нажатия прицеливаясь по белому листу бумаги (экрану), внимательно наблюдая за сохранением достигнутой устойчивости;

- осуществляя нажатие без зрительного контроля после предварительного прицеливания и задержки дыхания;

- стрельбой сериями по пять выстрелов по белому листу бумаги (экрану).

 

Принципы проведения занятий.

Практические занятия по стрельбе требуют от занимающихся крайней осторожности, соблюдения строжайших мер безопасности. Поэтому на каждом занятии (особенно на первом) следует подробно объяснить учащимся правила техники безопасности при обращении с оружием. Руководителям занятий следует в категорической форме пресекать все шутки и небрежности, обучаемые должны понять и осознать, почему любое оружие (заряженное, не заряженное, сломанное, учебное и т.д.) запрещается направлять в сторону людей и животных.

Кроме того, перед началом каждого учебно-трениро­вочного занятия обучаемые должны знакомиться с осно­вами стрельбы, материальной частью оружия и други­ми теоретическими вопросами. В целях лучшего усвое­ния материала теорию стрелковой подготовки следует рассматривать в совокупности с конкретными примера­ми, что позволяет более качественно связывать ее с практической подготовкой.

При прохождении теоретического и практического материала необходимо руководствоваться следующими дидактическими принципами.

Принципом сознательности и активно­сти занимающихся. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить поставленные перед ним задачи. Существует категория учащихся, которые выполняют все указания, не задумываясь над тем, насколько важно и нужно то или другое действие. Такие учащиеся редко добиваются высоких результатов. Учащиеся должны ду­мать, как лучше выполнить упражнение на основе ука­заний и рекомендаций руководителя стрельбы.

Принципом наглядности. Это наиболее до­ходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся более качественно усваивают необ­ходимый материал.

 

Принципом доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Новый материал должен быть доступным для усвоения учащимися на основе уже имеющихся зна­ний, включать в себя элементы пройденного.

Принципом систематичности занятий. Чем больше перерыв между обучением и закреплением прой­денного, тем ниже качество приобретенных учащимися знаний. Успех в освоении определенных двигательных навыков также основывается на их систематическом зак­реплении.

Принципом постепенного повышения требований к занимающимся. Следует от урока к уроку постепенно увеличивать нагрузку, повышать тре­бования, т. к. лишь в этом случае можно ожидать улуч­шения качества выполнения упражнений и повышения результатов стрельбы.

Руководителям занятий нужно помнить, что все ме­тодические принципы физического воспитания необходи­мо использовать в комплексе.

В процессе занятий следует вовлекать в определен­ную деятельность всех учащихся в равной степени, но в то же время принимать во внимание их индивидуальные особенности и уровень подготовленности. Перед началом занятий необходимо ставить перед занимающимися кон­кретные задачи с последующей проверкой их выполне­ния.

После объяснения поставленных задач руководитель стрельбы выдает патроны и следит за последователь­ностью и правильностью выполнения упражнений.

 

Методика проведения занятий.

Преподаватель предварительно готовит необходимое количество (3-5) станков для прицеливания, места для практической стрельбы, оружие, пульки, мишени.

Каждое занятие должно строиться в следующем по­рядке.

Подготовительная часть — объяснение за­дач урока, подготовка мест занятий и оружия к стрель­бе.

Основная часть — изучение необходимых теоре­тических вопросов (техника безопасности при обраще­нии с оружием, правила поведения в тире, материаль­ная часть оружия, основы техники стрельбы и т. д.).

Решение определенных задач, поставленных в нача­ле занятия.

Тренировка в стрельбе без патрона и практическая стрельба.

Занятия в классе с использованием учебных прибо­ров и пособий.

Заключительная часть — анализ прошедше­го урока, подведение итогов стрельбы каждого занима­ющегося, выявление допущенных ошибок и рекоменда­ции по их устранению, чистка и смазка оружия.

Занятие начинается с построения группы обучаемых, приветствия, объяснения задач урока или условий вы­полнения упражнения и правил поведения в тире, све­дений по технике безопасности. После этого учащиеся разделяются на смены по количеству мест в тире и име­ющегося оружия. В то время как одна группа осуществ­ляет практическую стрельбу, остальные до вызова на линию огня занимаются на тренажерах или теоретической подготовкой.

Формы тренировочных занятий.

В тренировке спортсменов по стрельбе используются, как правило, следующие формы тренировочных занятий: тренировка без патрона, тренировка в стрельбе по экрану, тренировка в стрельбе на кучность, тренировка в стрельбе на результат, коллективная тренировка.

Каждая из перечисленных форм решает свои задачи, тем не менее все они представляют единый преемственный процесс овладения техникой выстрела.

Техника стрельбы не должна изменяться при изменении формы тренировки.

 

Тренировка без патрона – одна из основных форм индивидуальной тренировки спортсмена в стрельбе. Она применяется на протяжении всего времени занятий стрелковым спортом. Вне зависимости от уровня подготовленности спортсмена.

Это самостоятельная форма учебных занятий и она не может быть заменена «огневой» тренировкой.

Надо убедить спортсмена в том, что тренировка без патронов – необходимое условие достижения избранной цели.

В начальном периоде обучения тренировка без патронов формирует позу изготовки; способствует сосредоточению внимания на мышечных ощущениях по достижению и сохранению устойчивости системы «стрелок-оружие», способствует разучиванию элементов технике выстрела; развивает силу и выносливость мышечных групп, обеспечивающих длительное поддержание позы изготовки с оружием, способствует согласованности прицеливания и спуска курка.

Тренировка в стрельбе по экрану – рассматривается как промежуточная между тренировкой без патрона и тренировкой по мишени.

Стрельба по экрану отличается от стрельбы по мишени отсутствием выраженной точки прицеливания. Это облегченный вариант стрельбы по мишени позволяющий в связи с отсутствием «яблока» сконцентрировать внимание на содержании выполняемых действий, а не на их результате. Экраном обычно служит белый лист размером с мишень. Если спортсмен технически правильно выполняет элементы цикла выстрела, то пробоины на экране располагаются кучно.

Разброс пробоин может быть связан с недопониманием того, как должна выполняться стрельба.

Действия спортсмена в стрельбе по экрану не должны отличаться от его действий при стрельбе по мишени.

Стрельба по экрану должна иметь место на тренировках спортсменов всех уровней подготовленности в тех случаях, когда нужно подкрепить навыки правильной техники производства выстрела.

Стрельба на кучность – применяется с целью:

- освоить особенности стрельбы по мишени с черным кругом;

- перенести навыки и умения, приобретенные стрельбой по экрану, на стрельбу по мишени;

- закрепить технику стрельбы и совершенствоваться в ней.

Стрельба по мишени на кучность содержит дополнительную трудность по сравнению со стрельбой по экрану, заключающуюся в желании совершить выстрел при возможно более точном совмещении мушки с «яблоком». Это естественное по своей природе стремление чревато тем, что:

1) стараясь произвести выстрел в момент кратковременных затуханий колебания оружия, стрелок непроизвольно ускоряет наращивание усилия на спуск, что приводит к отрыву пробоин;

2) стрелок уточняя положение мушки на мишени, добиваясь его точного положения, прекращает нажатие на спуск, и подлавливая момент совмещения, резко нажимает, что так же приводит к отрыву;

3) уделяя слишком большое внимание прицеливанию стрелок перестает контролировать тонус мышц, обеспечивающих устойчивость системы «стрелок-оружие», что приводит к нарастанию амплитуды колебаний, окончательно затрудняя качественный выстрел.

Как правило вначале стрельба по мишени, по кучности уступает стрельбе по экрану.

Тренер должен убедить спортсмена в том, что качество попадания находится в прямой зависимости от правильности выполнения элементов цикла выстрела.

 

Определение средней точки попадания (СТП).

 

Каждый выстрел – это совокупность ошибок допущенных стрелком и качеством применяемого оружия и пулек. Они всегда различны. Только стрелки высокого класса, применяя высококачественное оружие и пульки могут почти идеально (для человеческого глаза) сдваивать пробоины.

По этому пробоины находятся на некотором удалении друг от друга. Точку, находящуюся в центре рассеянных пробоин называют средней точкой попадания (СТП). Находят ее следующим образом: например (Рис. 44), имеется три пробоины, для определения СТП соединяют две любые пробоины прямой линией, затем делят ее пополам и эту серединную точку соединяют с третей пробоиной. Данный отрезок делят на три части. СТП будет находиться в конце первого отрезка линии, соединяющей последнюю пробоину со всеми остальными.

 

Рис. 44

Пример: по трем, четырем, пяти пробоинам.

 

Тренировка в стрельбе на совмещение СТП.

 

При переходе к стрельбе по мишени на результат стрелок сталкивается с явлением, когда СТП, казалось бы беспричинно меняет свое положение вызывая необходимость постоянного внесения поправок в установку прицела.

Причиной этих изменений являются в основном постоянные хотя и не значительные изменения в изготовке, прикладке, усилиях удержания оружия и т.п., допускаемое стрелком. Поэтому очень важно, чтобы до начала тренировки в стрельбе на результат, обучаемый научился сохранять положение СТП стреляя по нескольким мишеням.

Для тренировки в однообразии принятия изготовки обучаемому предлагается сделать 3-5 выстрелов прекратить стрельбу, покинуть огневой рубеж и, снова изготовившись, сделать серию в 3-5 выстрелов, добиваясь однообразия принятой изготовки и ее точной ориентации, относительно мишени.

Только после овладения однообразной изготовкой, понимая необходимость сохранения мышечных ощущений обучаемый может успешно приступать к тренировке в стрельбе на результат.

 

Стрельба на результат отличается от стрельбы на кучность необходимостью совместить среднюю точку попадания с центром мишени. Это делается во время пристрелки оружия и уточняется при выполнении пробных выстрелов.

Совмещение СТП производится следующим образом: из точки СТП мысленно опускаются перпендикуляры на оси абсцисс и ординат. Затем вносится поправка в установку прицела по вертикали и горизонтали имеющимися на прицельной планке винтами.

 

Однако результат выстрела оказывает на стрелка различное влияние. «10» может и испугать и чрезмерно успокоить, а большой отрыв пробоины и мобилизовать, и полностью деморализовать стреляющего, в зависимости от квалификации и опыта спортсмена.

Тренер должен научить анализировать и воспринимать достоинство пробоины с точки зрения правильности выполнения техники выстрела.

Отмечая хороший выстрел и видя хорошую пробоину спортсмен должен видеть подтверждение технической правильности исполнения своих действий. И наоборот, если пробоина не совпадает с отметкой выстрела – найти причину (ревизовав свои действия по его выполнению), сделать 1-2 холостых выстрела.

Стрелок не должен подсчитывать очки – это дело судейской коллегии. Его задача правильное исполнение каждого выстрела.

 

Коллективная тренировка (КТ) позволяет спортсменам разучивать приемы регуляции своего эмоционального состояния в условиях психологических нагрузок; закреплять навыки техники выстрела в обстановке повышенной психологической ответственности.

Тренеру коллективная тренировка помогает изучить спортсменов с точки зрения психологической устойчивости к соревновательным нагрузкам.

Спортсмен, помимо овладения техникой меткого выстрела, должен сформировать психические качества, позволяющие реализовать свои умения в условиях соревнований: сосредоточению внимания, самообладанию, настойчивости.

Формирующиеся в процессе КТ навыки, более прочны и устойчивы, лучше сохраняют свои качества в условиях настоящих ответственных соревнований.

КТ представляет собой самостоятельную форму учебного процесса со своими конкретными задачами и условиями проведения.

Проводя их, тренер наблюдает за спортсменами, отмечая успешность перенесения ими психологических нагрузок. Отрицательное влияние КТ внешне выражается в следующем:

- резком снижении результатов стрельбы;

- затягивания (недостаток решительности) первых выстрелов и низкой их результативности;

- грубых отрывов, следующих за несколькими хорошими выстрелами;

- остром реагировании на изменение обстановки, возникновении посторонних помех и прочее;

- особенностях поведения: суетливости, растерянности, появление потливости, зевоте, заметном покраснении или побледнении лица;

- многократном откладывании выстрела;

- снижении результатов последних выстрелов после хорошей стрельбы в начале;

- быстром изменении выражения лица при происшедшем выстреле;

- чересчур поспешном и слишком долгом осмотре мишени в трубу.

Контрольная стрельба (КС) проводится для определения уровня подготовленности, правильности и прочности закрепления навыков, сформированных учебно-тренировочным процессом.

КС проводятся в соответствии с правилами соревнований: проведение жеребьевки, подача команд, присутствие зрителей и т.п.

До начала КС тренер беседует со спортсменами, напоминая им о необходимости сохранять самообладание сосредоточить внимание на основных элементах выстрела, подавлять отвлекающее влияние посторонних факторов.

В ходе выполнения упражнения тренер не вмешивается в действия спортсменов, предоставляя им возможность в полной мере проявить свои умения и навыки.

Разбирая КС, тренер должен остановиться на ошибках, допущенных спортсменами, делая это в доброжелательной форме.

Впоследствии тренер, проводя индивидуальные занятия со спортсменами, должен внести коррективы в психологическую подготовку. Помочь найти им свои приемы регуляции психического состояния, воспитывать у спортсмена уверенность в своих силах с конкретизацией формулы: «Знаю», «Умею», «Буду!».

 

Программы подготовки по этапам.

Программа начальной подготовки – 1 этап предусматривает последовательное обучение основам меткого выстрела и имеет целью сформировать у обучаемых правильные навыки и последовательность выполнения элементов каждого выстрела. Итогом выполнения программы явиться сдача обучаемыми норм на значок «Юный стрелок». Она также является этапом отбора обучаемых в секцию стрельбы.

Даны тематические планы второго и третьего этапов подготовки по упражнениям ВП-1 и ВП-2 с описанием изготовки и техники стрельбы.

Методика подготовки и формы тренировочных занятий аналогичны на всех этапах подготовки изменяется лишь их акцент в зависимости от индивидуальной подготовленности занимающегося.

Первый этап подготовки

Группа занимающихся 10-15 человек, возраст 10-11 лет.

Начальная подготовка (отбор) по программе подготовки на значок «Юный стрелок»:

- Оружие – пневматическая винтовка типа ИЖ-38;

- дистанция стрельбы 5 м.;

- мишень – спортивная «П», черный круг диаметром 29мм, «10» - диаметром 2мм., расстояние между зонами – 4,5мм;

- положение для стрельбы – с руки, с опорой на стол или стойку высотой 110см.;

- количество выстрелов – 3пробных 5 зачетных;

- время на стрельбу – неограниченное;

- норматив – выбить не менее 40 очков.

Количество пуль 4,5мм.на одного занимающегося:

- на учебные стрельбы – 74шт.;

- на соревнования – 16 шт.;

- проверка боя и резерв руководителя – 10 шт.

Итого: 100 штук.

Перечень тем и расчет часов

 

№№ п/п Тема Кол-во часов Занятия №
                       
1. Стрелковый спорт - военно -прикладной, технический вид спорта. 0,5 0,5                
2. Теоретические основы стрельбы. 0,5   0,5              
3. Меры безопасности и правила обращения с оружием. 0,5 0,5  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: