в основном совпадают с требованиями к дипломному сочинению.




Если справитесь с курсовой, то справитесь и с дипломом.

В общих требованиях к курсовым и дипломным работам говорится: «Курсовая работа – небольшая научно-исследовательская работа экспериментального, теоретического или реферативного характера» [3]. Разберем, что это означает применительно к литературоведению.

 

2.1. Реферативная курсовая работа

Реферативная курсовая работа – это не то же самое, что реферат, который Вы готовите по какой-либо учебной дисциплине к семинару или к зачету. Реферативная курсовая работа предполагает постановку определенной научной проблемы, для разрешения которой требуется достаточно широкий обзор научной и критической литературы и ее подробный анализ. Напомним, что настоящий научный реферат (см. соответствующий раздел) – это сложная и важная часть научного поиска, предполагающая исследовательскую добросовестность, умение самостоятельно оценивать научную литературу и делать собственные выводы. Однако, поскольку основные принципы выполнения реферативной курсовой работы в основном совпадают с принципами выполнения любого другого реферата, о которых уже достаточно рассказано, мы не будем к этому возвращаться.

 

2.2. Аналитическая курсовая работа

Курсовая работа экспериментального характера, равно как и курсовая работа теоретического характера в чистом виде в литературоведении невозможна, т.к. и «эксперимент», и теория в литературоведении предполагают анализ художественного текста (или текстов) под определенным углом зрения. Поэтому мы будем называть подобного рода работы аналитическими. Постановка проблемы, обусловливающая направление анализа, может быть историко-литературной или теоретико-литературной. Хотя чаще всего в работе присутствуют оба эти аспекта – исторический и теоретический. Что будет превалировать – теория или история литературы – решают студент и его научный руководитель исходя из своих научных интересов.

 

2.3. Содержание и структура курсовой работы

В курсовой работе, как в любом научном исследовании, должны быть обоснование темы и формулировка цели и задач, обзор литературы по теме, анализ художественного текста (текстов), выводы. Этим обусловлена структура работы.

 

2.3.1. Введение

Обоснование темы и формулировка цели и задач исследования содержатся во Введении. Обоснование темы предполагает оценку современного состояния интересующей Вас научной проблемы, основание и исходные данные для разработки Вашей темы, оценку ее актуальности и научной новизны. Цель – это тот итог, к которому Вы намереваетесь прийти в результате предпринимаемого исследования. Задачи – это последовательные шаги на пути к достижению поставленной цели. От того, как Вы их сформулируете, во многом зависит содержание и построение Вашей работы. Как правило, Введение пишется после того, как основная работа уже завершена и ее цель и задачи окончательно ясны и могут быть внятно сформулированы. Если Вы пишете Ваше Введение сначала, до создания остального текста, то будьте готовы к тому, что некоторые его положения в процессе работы могут подвергнуться корректировке. Учите это в окончательном варианте Вашего исследования.

 

2.3.2. Реферативная и аналитическая главы

Обзор литературы по теме содержится в реферативной главе. В зависимости от характера темы Вам может потребоваться обратиться к теории вопроса (обзор литературы, освещающей современное состояние теоретической проблемы) или к истории вопроса (обзор истории изучения теоретической проблемы или изучения и анализа конкретного произведения). Нередко литературоведческие темы, сочетающие историко-литературный и теоретико-литературный аспект исследования, требуют освещения как истории, так и теории вопроса. В этом случае Ваша реферативная глава будет содержать два раздела. А может быть, Вам потребуются целых две реферативных главы.

Анализ изучаемого Вами произведения (произведений) содержится соответственно в аналитической главе. Или в нескольких главах, в зависимости от того, какие задачи Вы перед собой поставите.

 

2.3.3. Заключение

Завершает работу Заключение, в котором подводятся итоги выполненной работы и делаются выводы. Заключение может писаться как в форме свободного текста, так и в форме итоговых тезисов. Важно помнить, что Ваши выводы в Заключении должны быть соотнесены с той целью и с теми задачами, которые Вы сформулировали во Введении.

2.3.4. Справочный аппарат

Необходимость ссылок на цитируемые художественные произведения и научные труды не требует объяснений и доказательств. Единственное, что следует усвоить, - как их оформлять. Для этого существует несколько правил, касающихся как содержания, так и собственно формы.

Правило первое. Обращаться к чужому тексту можно по-разному.

Наиболее распространенный и простой способ – цитирование.

 

Цитата может оформляться по правилам прямой речи и быть более или менее развернутой. Здесь прежде всего следует помнить общепринятые правила пунктуации и выверить цитату. Если Вы сокращаете текст развернутой цитаты, не забудьте указать это с помощью уже известного Вам знака <…>.

 

Еще один способ – микроцитаты: Вы вводите какие-то фрагменты текста цитируемого автора (отдельные слова или словосочетания, которые представляют собой термины или какие-то особенно характерные для данного автора выражения) в свой собственный текст, обозначая присутствие в нем «чужого слова» кавычками как средством маркировки.

 

И, наконец, можно ввести не собственно слово, а мысль или ряд мыслей автора, к тексту которого Вы обращаетесь, но без дословного цитирования, а в собственном изложении.

Правило второе. В какой бы форме ни вводилось в Ваш текст «чужое слово», обязательно надо указать его происхождение, т.е. сделать ссылку, или сноску.

 

ВСЕ ВИДЫПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ДОЛЖНЫСОДЕРЖАТЬ УКАЗАНИЯ НА ИСТОЧНИКИ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ, ИДЕЙ, МЫСЛЕЙ, НАБЛЮДЕНИЙ И ВЫВОДОВ, СВЕДЕНИЙ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ, А ТАКЖЕ ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.

 

Сноски оформляются следующим образом.

Как только возникает необходимость самой первой сноски, следует начать создавать список использованной литературы, который располагается в конце текста письменной работы. Под номером 1 помещается библиографическое описание того издания, на который необходимо сослаться. Под номером 2 и последующими – описания тех книг и статей, на которые надо сослаться, по мере их упоминания в тексте. Ни тематический, ни алфавитный порядок в этом списке не соблюдается. В списке использованной литературы не указываются номера страниц, на которых находится приведённая цитата, мысль, концепция и т.д. Эти номера указываются в квадратных скобках прямо в тексте сразу после цитаты или пересказанного чужого текста. Например: [1. С. 28]; [5. С. 47-53] Если по мере написания работы необходимо снова сослаться на уже приведённую чужую работу, она не описывается второй раз в списке использованной литературы – в создаваемом тексте в квадратных скобках ставится уже присвоенный ей номер и другие номера страниц, на которых располагается другой цитируемый фрагмент: [1. С. 67]; [5. С. 30-34]

Многократное цитирование художественных произведений производится следующим образом. При необходимости первого обращения к произведению в списке использованной литературы приводится библиографическое описание того издания, которое вы намерены использовать, и ему присваивается порядковый номер в списке. Затем следует примечание: "Цитаты из произведений … приводятся по этому изданию. Том и страница указываются в тексте". Тогда сноска выглядит так: [7. Т. 2. С. 132].

 

Образцы библиографического описания различных видов литературы.

 

КНИГИ ОДНОГО АВТОРА

Ищук, Г.Н. Лев Толстой: диалог с читателем / Г.Н. Ищук. – М.: Книга, 1984. – 263 с.

Голубков, А.С. Мозаика смеха: поэтика комического в литературном произведении: учеб. пособие к спецкурсу / С.А. Голубков. – Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. – 135 с.

 

КНИГИ ДВУХ-ТРЕХ АВТОРОВ

 

Карташев, Б.И. Пестель / Б.И. Карташев, В.Б. Муравьев. − М.: Молодая гвардия, 1958. – 213 с.

 

Агафонова, Н.Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Агафонова, Т.В. Богачёва, Л.И. Глушкова; под общ. ред. А.Г. Калпина; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2002. – 542 с.

 

Вацуро, В.Э. Сквозь "умственные плотины": очерки о книгах и прессе пушкинской поры / В.Э. Вацуро, М.И. Гиллельсон. – М.: Книга, 1986. – 254 с.

ДЕПОНИРОВАННЫЕ НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

 

Разумовский, В.А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / В.А. Разумовский, Д.А. Андреев; Ин-т экономики города. М., 2002. – 210 с. – Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.02, № 139876.

 

ДИССЕРТАЦИИ

 

Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 /Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с.

 

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДОКУМЕНТОВ

СТАТЬЯ ИЗ…

книги или другого разового издания

 

Кораблев, А.А. Принципы диалогической поэтики /А.А. Кораблев // Целостность литературного произведения и проблемы его анализа: сб. науч. ст. – Донецк: ДонГУ, 1991. – С. 30-43.

 

…сериального издания

 

Кочеткова, Н.Д. Герой русского сентиментализма: чтение в жизни "чувствительного героя" / Н.Д. Кочеткова // XVIII век. Сб. 14. Л.: Наука, 1983. – С. 121-142.

 

РЕЦЕНЗИИ

 

Гаврилов, А.В. Как звучит? / Андрей Гаврилов // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта (№10-11). – С. 2. – Рец. на кн.: Музыкальный запас. 70-е: проблемы, портреты, случаи / Т. Чередниченко. – М.: Новое лит. обозрение, 2002. – 592с.

 

МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

 

Документ в целом

Гиппиус, З.Н. Сочинения: в 2 т. /Зинаида Гиппиус; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т.Г. Юрченко; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М.: Лаком-книга: Габестро, 2001.

 

Отдельный том

 

Терц, А. (Синявский А.Д.) Собр. соч.: в 2 т. Т.1 / Абрам Терц. – М.: СП "Старт", 1992. – 670 с.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

История русской литературы: программа гос. экзамена специальности 031001.65 Филология специализации "Русский язык и литература" / Сост. С.З. Агранович, Л.А. Соловьева, Э.Л. Финк, Г.Ю. Карпенко, Л.Г. Тютелова, Т.В. Журчева, И.В. Саморукова. – Самара: Изд-во "Самарский университет", 2006. – 34 с.

 

Приложение: образец оформления сноски.

В своей книге «Миф в слове» С.З.Агранович и Е.Е.Стефанский утверждают: «На наш взгляд, моделирование мира – основная функция, задача и цель человека. Что бы ни делало человечество, созидательное и разрушительное, светлое и темное, прекрасное и безобразное <…> в конечном счете человечество обсуждает, строит и перестраивает модель мира» [1. С.30]. Список использованной литературы 1. Агранович, С.З. Миф в слове: продолжение жизни (Очерки по мифолингвистике): Монография /С.З. Агранович, Е.Е. Стефанский. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003. -?с.

Кроме списка использованной литературы, к письменной работе необходимо приложить библиографический список. Он отличается от предыдущего большим объемом литературы, т.к. в него включаются, не только цитируемые в данной работе книги, справочники, статьи, художественные произведения и т.д., но и те работы и тексты, которые Вы не упоминаете непосредственно в Вашем сочинении, однако использовали в ходе исследования (вопрос о правомерности включения того или иного наименования в список решается совместно с научным руководителем). Однако все эти издания должны иметь прямое отношение к теме работы. Библиографический список также должен быть структурирован, а помещенные в него библиографические описания располагаются в алфавитном порядке.

Для литературоведческих работ абсолютно обязательными являются следующие разделы:

1. Источники

2. Научно-критическая литература

3. Справочная литература

Однако целесообразно, чтобы Ваш список выглядел не просто реестром книг и статей в алфавитном порядке, а приблизился по своей структуре к библиографическому указателю по теме. Такое оформление списка будет свидетельствовать о Вашей высокой профессиональной культуре, об уважении к потенциальному читателю Вашей работы и о том, насколько основательно Вы владеете материалом.

Первый раздел, в котором Вы перечисляете все художественные произведения, к которым обращаетесь в Вашей работе (даже если Вы прибегаете к ним для сравнения, берете из них небольшую цитату), остается всегда неизменным. Произведения располагаются в списке по алфавиту и описываются в соответствии с общими правилами библиографического описания изданий.

Второй раздел целесообразно сделать более дробным и выделить в нем, во-первых, монографии и статьи, во-вторых, работы теоретико-литературного и историко-литературного характера. Возможны и другие подразделы, которые сделают Ваш список удобным и полезным для читателей. Эти разделы Вы совместно с научным руководителем определите сами исходя из особенностей Вашей темы и собранного Вами библиографического материала.

Приложение: образец оформления библиографического списка (фрагмент).

Библиографический список 1. Источники.   1.1. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений: в 16 т. /А.С. Пушкин. – М.:Л.: Изд-во АН СССР, 1939-1949. 1. 2. Лесков, Н.С. Легендарные характеры. /Н.С. Лесков.- М.: Советская Россия, 1989. – 576 с. 2. Научная и критическая литература.   2.1. Альтшуллер, М.Г. "Звучащий стих свободы ради…": Очерки о читателях декабристской поры / М.Г. Альтшуллер, И.Ф. Мартынов. – М.: Книга, 1976. – 264 с. 2. 2. Анненский, И.Ф. Книги отражений / Иннокентий Анненский. – М.: Наука, 1979. – 543 с. 2. 3. Архипова, А. Из литературной полемики 1820-х годов (В. Кюхельбекер, "архаисты" и "новаторы") / А. Архипова // Русская литература. – 1960. - № 3.- С. 42-59. 2. 4. Батурова, Т.К. Обсуждение лирического рода в литературной критике 20-х-30-х годов XIX века / Т.К. Батурова. - // Развитие лирической поэзии и её взаимодействие с прозой в русской литературе конца XVIII – начала XX века: межвузовский сб. науч. тр. – М.: МОПИ, 1988. – С. 28-43. 2. 5. Беликова, А.В. "Евгений Онегин" А.С. Пушкина и "Дон-Жуан" Дж.Г. Байрона - романы в стихах XIX века: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1982. – 20 с. 2. 6. Бурсов, Б.И. Судьба Пушкина: роман-исследование/ Б.И. Бурсов. – Л.: Советский писатель, 1986. – 437 с. 2. 7. Вацуро, В.Э. Сквозь "умственные плотины": очерки о книгах и прессе пушкинской поры / В.Э. Вацуро, М.И. Гиллельсон. – М.: Книга, 1986. – 254 с. 2. 8. Высочина, Е.И. Образ, бережно хранимый: жизнь Пушкина в памяти поколений: книга для учителя / Е.И. Высочина. – М.: Просвещение, 1989. 324 с. 2. 9. Гаспаров, М.Л. "Евгений Онегин" и "Домик в Коломне": пародия и самопародия у Пушкина / М.Л. Гаспаров, В.М. Смирин // Тыняновский сборник: Вторые Тыняновские чтения. – Рига: Зинатне, 1986. – С. 254-264.   3. Справочная литература. 3. 1. Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750 с.   Кроме приведённых в примерном библиографическом списке разделов могут быть и другие, например: 4. Учебная и методическая литература.   Второй раздел может быть структурирован следующим образом: 2. Научная литература, посвященная проблеме комического 2.1. Монографии 2.1.1. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса/М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с. 2.2. Статьи 2.2.1. Левинсон, А.Г. Попытка реставрации балаганных гуляний в нэповской России /А.Г. Левинсон //Одиссей. Человек в истории. 1991. - М.: Наука, 1991. - С.137-160. 3. Научно-критическая литература, посвященная творчеству Н.Эрдмана 3.1. Монографии 3.1.1. Шевченко, Е.С. Театр Николая Эрдмана/Е.С. Шевченко. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - 213 с. 3.2. Статьи 3.2.1. Фридман, Дж. Эрдман на сцене и в печати Америки и Англии / Дж. Фридман // Современная драматургия. – 1989. - №5. – С.238-244. 4. Научная литература на иностранных языках 4.1. Grice, H/P/ Logic and Conversations//Cole P., Morgan J/ Syntax and Semantics 3. Speech Acts. - New York, 1975. - P.41-58. 5. Справочная литература 5.1. Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750 с.

Примечание: В приведенном выше образце присутствуют отнюдь не все возможные разделы библиографического списка. Это только один из возможных вариантов. Напоминаем, что систематизировать список Вы должны сами, исходя из характера собранного Вами материала.

NB! Сегодня многие обращаются к Интернет-ресурсам. И естественно возникает вопрос, как на них ссылаться. Следует выделить самостоятельный раздел в конце Вашего списка и перечислить все работы, почерпнутые Вами из Интернет-ресурсов в соответствии с теми же правилами, которые приняты для печатных изданий. Только вместо выходных данных следует указать Интернет-адрес. Однако помните: на Интернет-ресурс можно ссылаться лишь в том случае, если статья или книга существует только в электронной версии и не имеет печатного варианта.

2.3.5. Какое издание предпочесть?

Мы достаточно подробно выяснили с Вами, как и какие научные книги следует читать, готовя курсовую работу. Однако ничего пока не сказали о книгах художественных, которые служат источником и материалом Вашего исследования. Ошибочно думать, что для работы годится любое издание нужного Вам текста. По тому, на какое издание ссылается исследователь, можно составить представление о его профессиональной культуре и о научной добросовестности. Для научного исследования, для анализа следует обращаться к таким изданиям, которые снабжены хорошим научным и справочным аппаратом, т.е. различного рода текстологическими и историко-культурными комментариями, примечаниями, пояснениями, а также хорошим добротным предисловием или послесловием. Непременно обратите внимание на имена авторов предисловия/послесловия и комментариев. Но самое главное, обратите внимание на издательство. Чтобы Вам легче было сориентироваться, отсылаем Вас к книге Н.Ф.Бельчикова «Литературное источниковедение» [3], написанной давно, но отнюдь не потерявшей своей практической ценности. Здесь же назовем некоторые виды изданий, которым уважающий себя филолог должен отдавать предпочтение:

· Академические собрания сочинений, а также тексты, изданные в серии «Литературные памятники» и представляющие собой научное издание одного или нескольких художественных произведений.

· Собрания сочинений, изданные серьезными издательствами. Оптимально, если собрание сочинений вышло при жизни автора и готовилось при его непосредственном участии. Если же его составляли другие люди после смерти автора, поищите указание на то, какие тексты они использовали, на какие предыдущие издания опирались. Отсутствие таких указаний, как правило, свидетельствует о невысокой культуре издания и о непригодности его для серьезного научного исследования.

· Избранные сочинения (к ним следует предъявить те же требования, что и к собраниям сочинений).

· Издания в сериях «Библиотека поэта», «Библиотека всемирной литературы».

Примечания: 1. Пользоваться массовыми изданиями, в том числе изданиями провинциальных издательств, следует только в том случае, если Вы точно знаете, что никакого другого издания данного текста нет. Или в том случае, когда предметом Вашего исследования служит как раз массовая литература. То же относится и к текстам, размещенным в Интернете или представленным на компакт-дисках: они могут использоваться для аналитической работы только в самых крайних случаях и с разрешения научного руководителя.

2. Если у Вас возникают сомнения, каким изданием воспользоваться, посоветуйтесь с научным руководителем: именно ему принадлежит окончательное решение этого вопроса.

 

2.4. Порядок выполнения и оформление курсовой работы

И последнее, о чем мы должны поговорить в этой главе, - порядок выполнения и оформление курсовой работы.

1. Порядок выполнения курсовой работы детально согласуется с научным руководителем и находит свое отражение в Вашем индивидуальном графике, при составлении которого необходимо соблюдать следующие сроки:

Учебная неделя Вид работы
1-4 неделя 1 семестра Выбор и формулировка темы, составление примерного графика работы
5-10 неделя 1 семестра Сбор библиографии; чтение и конспектирование научно-критической литературы; наблюдения над текстом (текстами) выбранным для анализа; уточнение графика работы; составление примерного плана курсовой работы
11-16 неделя 1 семестра Систематизация прочитанного; работа над реферативной главой; черновик реферативной главы
1-2 неделя 2 семестра Завершение реферативной главы; работа над аналитической главой
3-10 неделя 2 семестра Продолжение работы над аналитической главой; черновик аналитической главы
10-12 неделя 2 семестра Редактирование черновика аналитической главы; работа над Введением и Заключением
13-15 неделя 2 семестра Завершение окончательного варианта текста; оформление работы; подготовка к защите
16-17 (18) неделя 2 семестра Представление и защита курсовой работы

2. Работа должна быть выполнена на компьютере в редакторе Word (шрифт Times New Roman, 12-14 пунктов, интервал – 1,5) и напечатана на принтере в режиме качественной печати; либо напечатана на пишущей машинке с черной лентой (через 2 интервала); либо, в виде исключения, разрешается представить работу четко переписанную от руки на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (в соответствии с ГОСТ 9327-60: 297х211 мм).

2. Параметры страницы: левое поле – 20 мм; правое поле – 10 мм; верхнее и нижнее поле – по 20 мм.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки не подчеркивают. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 7-10 мм (3-4 интервала).

Примечание: если Вы сами работаете на компьютере, возьмите себе за правило: приступая к написанию любого текста, сначала задайте параметры страницы. Указанные выше требования являются стандартными для любого вида текстового документа.

3. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию. Готовая работа выглядит следующим образом:

Титульный лист (образец оформления см. ниже)

Содержание (перечень всех глав, разделов и подразделов с указанием страниц)

Текст работы (по главам, разделам и подразделам в соответствии с содержанием)

Список использованной литературы

Библиографический список (структурированный по разделам, как сказано выше)

4. Объем курсовой работы, в зависимости от курса (2, 3 или 4) – от 20 до 30 страниц компьютерного набора (или машинописи), не включая списки и приложения.

Примечание: 1. Количество страниц указано, исходя из того, что работа набрана 14 шрифтом. Если Вы предпочли 12 шрифт, то количество страниц может соответственно уменьшиться.

2. Если работа переписывается от руки, то количество страниц будет зависеть от того, как соотносится страница, написанная Вашим почерком со странице компьютерного набора или машинописи.

5. Готовая курсовая работа должна быть подшита в папку и представлена научному руководителю. Защищенная и оцененная курсовая работа хранится на кафедре в течение трех лет.

Глава 3. Дипломная работа как показатель профессиональной



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: