Философские школы Древней Индии.




Месопотамия и Египет - истоки философского знания.

 

Становление философии очень длительный процесс, и происходило это становление в разное время по-разному. Становление зависело от специфики обстоятельств: места, времени. В этом отношении необходимо выделить Египет и Месопотамию (Вавилон, Шумеры, Окат). Рассмотрим предпосылки формирования философии этого региона:

 

Философия, как традиция здесь не сформировалась. Вавилон – многоэтнический массив, располагался в бассейне Тигра и Ефрата, материальные памятники почти не сохранились, за исключением письменности. Ближний Древний Восток философской традиции не создал, однако он был областью, где развитие духовных отношений происходило весьма интенсивно: это был район оседлого земледелия с постоянными поселениями. Поселения разрастаются в города – города в гос-ва (40 – 50 тыс.чел.), во главе которых царь – царская власть – «власть от Бога» – становление церковной власти. Развитие ремесел; расслоение поселения по социальным признакам; формируются соц. Группы людей: рабы и рабовладельцы. В результате усложняется структура общества, которая сопровождается накоплением опыта и роста знаний, которые стимулируют умственную деятельность, сопровождаемую развитием языка и письменности.

 

По письменным источникам мы судим о религиозных, политических, нравственных, правовых и философских взглядах представителей этого времени. Самыми древними памятниками Шумерс.цивилизации был эпос о Гельгамеше. Огромный интерес представляет собой рассказ Атрахасиса о сотворении мира и человека. Время у Шумеров – ритм жизни.

 

Любопытно наследие месопотамской цивилизации в области историсофии (история философии). Здесь родилась идея единой истинной «царственности», переходящая из одного города в другой, которая войдет в библию, как идея смены царств, она станет достоянием раннехристианской историсофии и послужит одним из источников возникновения на Руси теории «Москва – третий Рим». Рождаются первые правовые акты и системы права: закон должен защищать слабого. Вавилон просуществовал до 4 в. до н.э. Происходило этно-лингвистическое разложение. Язык древнего Вавилона постепенно исчезал. Вавилоняне не сумели выстроить сильную центральную власть.

 

 

Основные философские школы Древнего Китая. «Книга Перемен».

Философские школы Древней Индии.

Важнейшей специфической чертой древнеиндийской фил-и явл-ся её неразрывная связь с религией.Школы древнеиндийской фил-и принято делить на ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (брахманские), кот. сформировались непосредственно на текстах Вед и образованные на независимом опыте и размышлении. Другой вид школ – НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (шраманские), отвергающие авторитет Вед.Эти школы не сменяли друг друга, а сущ-вовали параллельно, причем каждая из них тщательно рассматривала аргументы всех других и стремилась к энциклопедичности изложения своих мыслей.Виды школ:ВЕДАНТА убеждена в высшем авторитете Вед, содержание которых рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды сущ-вовали до начала мира и возникли из дыхания брахмана.Веданта признаёт Бога как творца мира. Миманса. В отличие от веданты, миманса признавала реальность материального мира и других объектов(душа, бог и т.п.). Душа понимается как вечная и бесконечная субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним. Санкхья. Название санкхья (число, перечисление, расчёт) объясняется, видимо, тем, что школа строится как аналитическое перечисление элементов космоса. Санкхья учит, что в мире наличествуют два самостоятельных первоначала:1– природа, материя и 2– дух, сознание.1 активна и изменчива. 2пассивна,не изменяется.1.состоит из источника радости, света, источника страдания и источника тьмы. Йога (глубокое размышление, созерцание).Её главное содержание – прекращение зависимости чистого духа или “Я” от деятельности тела, чувств, а также ума, кот. ошибочно отождествляется с “Я”. Система очищения духа предполагает восемь ступеней:обуздание, выработка нравственных установок, устойчивое равновесное положение тела, правильное дыхание, изоляция чувств, внимание, размышление и сосредоточенность.В итоге очищения созерцание настолько поглощает ум, что тот забывает о самом себе и полностью сливается с объектом размышления. За этим прекращаются все модификации ума и психические процессы. Чел-к уже ничего не познаёт и не мыслит. Вайшешика (особенный, отличный).Вайшешика придерживается точки зрения, согласно которой земля, вода, свет, воздух представляют собой соединение атомов. Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны. Ньяя (аналитическое исследование, логика). Эта школа нередко считается продолжением вайшешики. В центре учения – методы правильного познания. Учением о познании ньяя заложила основы древнеиндийской логики.Ньяя разработала также оригинальную теорию физического мира, основанную на выделении объектов познания, сформулировала учение о боге как бесконечном “Я”, создающем и разрушающем мир. Локаята (от– мир).Материалистическое направление в древнеиндийской фил-и. Существующим они считают только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание локаятой Бога и души. Поскольку в чел-ке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики советуют принимать всё, что реальная жизнь приносит. Целью бытия, согласно локаяте, явл-ся забота о благополучии настоящего сущ-вования. Чарвака – это более поздняя разновидность локаяты. Особенностью чарваки явл-ся сосредоточенность на разработке этической концепции. Чарвака понятия добра и зла рассматривает как иллюзию, созданную человеческим воображением. По её учению, реальны только страдания и наслаждения чувственного бытия. Джайнизм. Это новое учение, в центре кот. стоит проблема бытия личности.Согласно джайнизма, сущность личности чел-ка двояка – материальная и духовная. Связующим звеном м/д ними явл-ся карма.Джайнисты верят, что духовная суть чел-ка может управлять материальной сутью. Для них Бог – не указ. Чел-к сам решает, что есть добро и зло. Бог- всего лишь душа, кот. жила в материальном теле и освободилась от пут кармы и цепи перерождений.Большое внимание уделено разработке этики, в которой говорится о правильной вере, правильном познании и о правильном поведении.В джайнистскую общину входили монахи, монахини, верующие миряне; рабы в нее не допускались. Для членов общины провозглашался принцип равенства. Буддизм. В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутренней отдаленности субъекта всему, что его окружает. Состояние совершенной несвязанности с внешним бытием, абсолютной от него отрешенности и самоуглубленности есть освобождение, или нирвана, кот. означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих стремлений. Она предполагает отсутствие конфликта с окружающим, психологическое состояние ощущения пустоты, равное снятию проблемы “бытие - небытие”(“реальность - нереальность”), ”субъект - объект” и т.п., что служит главным признаком состояния “освобождения”.

Вопрос17 (продолжение).

Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего следует вывод о неабсолютности божества. В буддизме нет надобности в Боге как творце, спасителе и проч., т.е. вообще как в безусловно верховном существе. Чел-к, достигший освобождения – это высшее сущ-во, тождественное Богу. Так, по сути, отождествляется Бог и чел-к.Итак, древнеиндийскую фил-ю в целом отличает умозрительность, слабая связь с наукой, сосредоточенность на специфически понимаемой проблеме спасения.

Особенности древнекитайская фил-и. Ее основные школы.

КОНФУЦИАНСТВО. Основатель школы Конфуций.Он считается первым китайским философом, и его жизнеописание за многовековую историю, естественно, обогатилось позднейшими легендами.

Исходной для Конфуция можно считать концепцию “неба” и “небесного веления”. “Небо” – это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и чел-ка.Чел-к, наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня “благородного мужа”соблюдающего этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим.Центральное место в учении Конфуция занимает концепция человечности –закон идеальных отношений м/д людьми в семье, обществе и государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих человеческое сущ-вование:а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;б) чего не желаешь себе, того не желай другим. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал принцип справедливости и исправности. Чел-к должен поступать так, как велит его положение и порядок. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо “благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно”. Таков путь всех образованных, кот. обладают нравственной силой и которым д/б вверено управление обществом.Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей м/д членами общества, образцом для кот. должна служить семья. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. ”Благородный муж”, член правящей элиты, не д/б гневливым, алчным, гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути, учил он, то “со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной”.После смерти Конфуция его учение распалось на восемь школ, важное значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа и материалистическая. Даосизм. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений китайской фил-и.В даосизме, в отличие от других школ, на первом плане находятся онтологические проблемы.Общественный идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять; отсутствие внешних контактов, мир с соседями. Моизм. Школа была четко построенной военизированной организацией, неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея фил-и моизма – «всеобщая любовь», т.е. отвлеченная любовь всех ко всем. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков, а наличие отдельной любви – причина «взаимной ненависти». Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь чел-ка, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не приказами неба. Легизм (от лат. закон). ШКОЛА ЗАКОННИКОВ.Легизм, в отличие от конфуцианства, исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия – награды и наказания, причем, приоритет отдавался наказаниям. Укреплять гос-во следует за счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять границы страны, за счет оглупления народа. Легисты создали концепцию деспотического гос-ва, в котором все равны перед законом, за исключением самого правителя – единственного творца этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления.Конфуцианство усвоило идеи легизма, стало официальной идеологией, и легизм прекратил свое сущ-вование как самостоятельное учение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: