Философия средних веков (этапы, идеи, проблемы, направления).




Средневековая Европ-ая ф-ия –чрез-но содерж-ый и продолж-ый этап в истории ф-ии. Она была воспреемницей ант-й ф-ии, часто даже повторяла ее, но имела свою специфику: Главное отличие ср-го мышл-ия с-ит в том, что движение ф-ой мысли было пронизано проб-ми рел-ии. Ф-я сознательно служила ей. В образ-ых кругах того времени ее называли служанкой богословия. Больш-во ученых представляло дух-во, а монастыри превратились в очаги культуры и науки.Ф-ию средн-я харак-ли биб-ий традиционализм и ретроспективность. Ф-ии средн-я была присуща ТЕНДЕНЦИЯ К НАЗИДАТЕЛЬНОСТИ, УЧИТЕЛЬСТВУ.В целом ф-я ср-я обосновывала возможность личного спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества истин христианства в космическом масштабе. Основной принцип религиозно-ф-го теоретизирования – ТЕОЦЕНТРИЗМ. Он пронизывает все части ср-й ф-ой теории. Христианские ф-ы в соответствии с Библией, подчеркивают особое положение чел. в мире. Свобода воли позволяет чел. выбирать добро и зло. Ср-ая ф-ия принадлежала к эпохе феодализма (V-XV вв.). Ср-ье начинает свою историю со времени падения Западной Римской империи, но ф-ие учения этой эпохи начали складываться уже с I в. Условно историю ср-ой ф-ии можно разделить на 3 периода: II-V вв. – патристика (от отец, подразумеваются отцы церкви); VI-X вв. – переходной период от патристики к схоластике; XI-XIV вв. – схоластика. В свою очередь патристика включает в себя апологетику (от греч. защищаю; сочинения отцов церкви, защищавших христианское вероучение от нападок язычников; II-III вв.) и золотой век патристики (IV-V вв.). Ср-ая ф-ия насчитывает ряд выдающихся мыслителей, и прежде всего она связана с двумя важнейшими именами – Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Раннехристианская ф-ия исключительно построена на учении выдающегося представителя латинской (западной) патристики, «учителя Запада» Августина и последующая схоластика остается всецело верной августиновской традиции. Видный систематизатор схоластики Фома Аквинский синтезировал августиновское учение с ф-ей Аристотеля.Проблема бытия в ср-ой ф-ии и культура.Ср-ая ф-ия формируется под влиянием двух основных факторов: античной традиции и новых мировых религий.Важные для ф-ии идеи христианства:1.Разделение бытия на земное и верховное, признание сущ-вования Бога единственным истинным бытием и источником всякого другого сущ-вования.2.Чисто духовная трактовка сущ-вования Бога-идея сотворения мира. В хрис-ве мир возник из ничего.3.В мире действуют как естественные закономерности, так и божий промысел.Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни. этогоПатристика – первая форма ср-ой ф-ии -буквально означает учение отцов церкви. Т.е. это сов-сть рел-ых ф-их учений периода становления христ-ва, когда формировался и уточнялся канон христ-ой веры.Деятели этого периода: Александрийский, Тертуллиан,Златоуст, Августин Блаженный. Учение А.Блаж.: высшее в мире – Бог, главное его свойство – бытие, сущест-ие. Таким образом, у Авг. появл-ся идея об уровнях сущест-ия. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и пространство. Он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в небытие. Истина в Ср. века –это сам Бог. Одно из важных достижений Ав. –психологическая концепция времени. Сущ-ет реально лишь настоящее, прошлое – это память, а будущее – это только его воля. Схоластика –2-я форма ср-ой ф-ии, сложившаяся на основе определившегося христ-ва. Сх-ка строится на интерпретации и изучении канонических текстов. Базовый постулат сх-ки, как метода: сущ-ют основополагающие тексты, в которых содержится все необходимое знание. Можно решить любую проблему в познании, подобрав соответствующий текст и правильно его интерпретировав. К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви, некот. сочинения Платина и Аристотеля. Характерная особенность средневекового образования: ученым считался тот, кто хорошо знал тексты и мог подобрать их для обоснования любого тезиса.Больш-во проблем, обсуждавшихся в ср-ой сх-ке, не имеет собст-го значения за ее пределами, кроме одной. Это проблема соотношения общего и единичного – спор об универсалиях.В споре об универсалиях определились ф-ие течения номиналистов и реалистов. Ном-ы– Беренгар, Росцелин, Пьер Абмер, У.Оккам. Их позиция: реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а имя – это всего лишь набор звуков.Общие понятия никакой реальностью не обладают – крайний номинализм, или обладают реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума – умеренный номинализм. Реал-ы – Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи – это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в основном похожи. Индивидуальность – это случайные черты. Умеренный реализм полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний реализм допускал также, что универсалии могут сущ-ть отдельно от вещей в чистом виде. Предст-ем умеренного реализма был систематизатор сх-ки Фома Аквинский. Он был основ-лем томизма, как религиозно-ф-го учения.Ф-ие идей Фомы Аквин.: Необходимо различать телесное и духовное бытие, как потенциальное (неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное, совершенное). Абс-ая потен-ть – слабейший вид бытия - материя. Актуальным сущ-ем обладает только Бог. У Фомы материя сотворена Б. в первом акте творения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: