Основополагающие термины




Черепанов Павел Валерьевич: другие произведения.

Словарь сценариста

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]

Peклaмa:   Новинки на КНИГОМАН!       Издай свою книгу в ЛитРес бесплатно       ПИШИ И ЧИТАЙ: LIBST.RU

 

Peклaмa:         Прода тут > ZELLULOZA       Издавайтесь в StrelBooks бесплатно      

 

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Черепанов Павел Валерьевич (d34@list.ru)
  • Размещен: 04/11/2013, изменен: 04/11/2013. 60k. Статистика.
  • Справочник: Драматургия
Начало формы   Конец формы Начало формы Ваша оценка: не читать очень плохо плохо посредственно терпимо не читал нормально хорошая книга отличная книга великолепно шедевр Конец формы
 

 

 

Посвящается всем, кто любит понимать, что делает

 

ВНИМАНИЕ! ЭТО СТАРАЯ ВЕРСИЯ "СЛОВАРЯ", НЕ УЧИТЫВАЮЩАЯ "ТЕОРИЮ ЖАНРОВ"

 

Словарь сценариста

На сегодняшний день, благодаря усилиям сотен преподавателей сценарного мастерства, каждый из которых продвигает свою терминологию, и десятков переводчиков, вносящих в процесс дополнительную путаницу, единого русскоязычного словаря сценаристов не существует. Один и тот же термин может иметь несколько отличающийся смысл у Макки и Эгри, и при этом строго противоположный у Нехорошева или Сегер.

 

Данный словарь - попытка унифицировать понятийный аппарат российских драматургов, редакторов и продюсеров.

 

При составлении использованы:

- Р.Макки "История на миллион долларов"

- Л.Эгри "Искусство драматургии"

- Л.Сегер "Как хороший сценарий сделать великим"

- Л.Нехорошев "Драматургия фильма"

- Р.Бальсе, записи с семинара "Интерньюс"

- Н.Ландау, записи с семинара в Екатеринбурге

- Э.Бентли "Жизнь драмы"

- А.Митта "Кино между адом и раем"

- "Словарь литературных терминов" (https://feb-web.ru)

- "Словарь сценариста" от Jaden (https://www.screenwritingforhollywood.com/film-forum/script-dictionary/screenwriting-vocabulary-film-terms)

- "Dictionary of Screenwriting Terms" (https://screenwritingdictionary.com/index.php)

- Википедия (https://en.wikipedia.org)

- консультации и обсуждения на сайте ScriptMaking.ru

- здравый смысл составителя

 

СОДЕРЖАНИЕ

-- Собственно, словарь.......................................................................2

-- Пояснение основополагающих терминов.............................................9

-- Пояснение терминов Замысла............................................................9

-- Пояснение терминов Сюжета и Героя................................................11

-- Пояснение терминов Жанровой классификации....................................13

-- Пояснение терминов Формы............................................................15

-- Пояснение терминов Структуры.......................................................17

-- Пояснение технических и презентационных терминов............................19

-- От составителя.............................................................................22

 

Словарь Сценариста

 

 

А

 

АВТОРСКОЕ КИНО - внежанровый фильм, в котором автор раскрывает ТЕМУ/МОРАЛЬ, не выстраивая сюжет по правилам уже известных жанров, чтобы не быть ограниченным их КОНВЕНЦИЯМИ. Теоретически подразумевается, что такой автор знает, что делает.

 

АКТ - часть сюжета, имеющая начало, середину, и конец.

 

"АМЕРИКАНКА" - жаргонное выражение, обозначающее СЦЕНАРНЫЙ ФОРМАТ.

 

АНТАГОНИСТ - герой, мешающий ПРОТАГОНИСТУ достигнуть намеченной ЦЕЛИ. В экзотических случаях Антагонист может быть не героем, а некой активнодействующей силой.

 

АРКА ГЕРОЯ - процесс изменения героя в ходе истории, трансформация от его начального состояния, в котором он не может добиться Цели и/или решить свои проблемы до конечного, в котором это становится возможным.

 

АУТЛАЙН (OUTLINE) - расширенная версия СПИСКА КАРТ, дополненная подробностям, деталями, и, возможно, частью диалогов.

 

Б

 

БИБЛИЯ СЕРИАЛА - документ, в котором описано всё, что нужно знать для работы над данным сериалом.

 

БОКС-ОФИС - кассовые сборы от продажи билетов на данный ПМ.

 

БЭК-СТОРИ - описание жизни героя до начала событий сценария.

 

В

 

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СЕРИАЛ (англ. SHOW) - многосерийный фильм, каждая серия которого является законченной историей. Серия вертикального сериала называется Эпизодом. Как правило, в современном вертикальном сериале есть СКВОЗНОЙ СЮЖЕТ.

 

ВОСЕМЬ СЕКВЕНЦИЙ (ВОСЬМИАКТНАЯ СТРУКТУРА) - принцип работы с трёхактной структурой, при котором первый и третий акт дополнительно разбиваются на два, а второй - на четыре акта, каждый из которых имеет строго заданную функцию. Восемь секвенций обычно применяются в комплексе с ПУТЁМ ГЕРОЯ.

 

Г

 

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ СЕРИАЛ (англ. SERIES) - многосерийный фильм, каждая серия которого продолжает сюжет предыдущей.

 

Д

 

ДОЛЯ - отношение числа зрителей, смотрящих данную телепрограмму, к общему числу зрителей, смотрящих телевизор в данный момент.

 

ДРАМА - наиболее общий жанр кинематографа. Основу сюжета ДРАМЫсоставляют отношения, раскрывающиеся в конфликте. ДРАМА подразумевает актуальную ТЕМУ, наличие у героев ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ, и максимально реалистичные отношения между ними.

 

ДРАМАТУРГИЯ - теоретические и практические основы процесса создания и рассказа истории, а также её внутреннее устройство и сам процесс создания драматургического произведения. В узком смысле - теория ДРАМЫ.

 

ДРАМЕДИ (совр.англ. - COMEDY-DRAMA) - синтетический жанр, содержащий в себе черты комедии и драмы. Его можно определить как комедию, которая внезапно становится серьёзной, но затем снова возвращается к комическому.

 

ДРАФТ (англ. DRAFT) - вариант сценария. Как правило, от момента покупки до запуска сценария в производство, он не раз переписывается полностью. Каждый результат такого процесса называют ДРАФТ - первый драфт, второй, и так далее.

 

ДУГА ГЕРОЯ - см. АРКА ГЕРОЯ

 

Ж

 

ЖАНР ФИЛЬМА (фр. Genre - "вид") - исторически сложившаяся классификация фильмов, используемая для краткого представления вашей истории через особенности её СЮЖЕТА, СЕТТИНГА, и ТЕМЫ. Каждый жанр имеет свою КОНВЕНЦИЮ.

 

З

 

ЗАЯВКА - представление редактору или продюсеру своего сценария в письменном виде. Как правило, включает в себя ЛОГЛАЙН и СИНОПСИС. Также может включать в себя список персонажей и размышления о привлекательности вашего сценария для ЦА. В сопроводительном письме к Заявке приводится резюме и фильмография автора.

 

И

 

ИДЕЯ СЮЖЕТА (англ. CONCEPT) - первоначальная ситуация, сформулированная как вопрос "А что, если...".

 

К

 

КАРТА - оформленная в виде карточки СЦЕНА (BEAT). На карте должно быть записано, что происходит в сцене, чего хотят её герои, в чём конфликт, и где происходит действие.

 

КАТАЛИЗАТОР (ПОБУЖДАЮЩЕЕ ПРОИСШЕСТВИЕ) - происшествие, раскрывающее вашу ИДЕЮ. Происходит сразу после или во время ЭКСПОЗИЦИИ.

 

КАТАРСИС - (др.гр. "очищение") эмоция зрителя, переживающего КУЛЬМИНАЦИЮ вместе с Героем.

 

КОМЕДИЯ - юмористический фильм, противоположность ДРАМЫ. Комедия легко жертвует реалистичностью событий ради смеха зрителя. В основе комедии должна лежать вызывающая смех ИДЕЯ и максимально простая ТЕМА/МОРАЛЬ, которой придаётся существенно меньшее значение, чем в ДРАМЕ. Комедии делятся на поджанры в зависимости от используемого типа юмора (сатира, фарс, ирония, пародия, и т.д.)

 

КОНВЕНЦИЯ - зрительские ожидания от фильма данного ЖАНРА.

 

КОНФЛИКТ - столкновение интересов. КОНФЛИКТ может быть ВНЕШНИМ (столкновение между героями, каждый из которых защищает свои интересы, несовместимые с интересами другого) или ВНУТРЕННИМ (столкновение противоположных желаний героя). Как правило, ВНУТРЕННИЙ конфликт дополняет ВНЕШНИЙ, и наоборот.

 

КОРОТКОМЕТРАЖНОЕ КИНО (КМ, КОРОТЫШКА) - фильм, длиной менее часа. Из-за ограничения по времени, драматургия КМ может иметь ряд особенностей.

 

КРИЗИС - момент Сюжета, в котором Герой сталкивается с проблемой, требующей от него решительных действий, и/или изменяющей его эмоциональное состояние.

 

КРЮЧОК - СЮЖЕТНЫЙ ПОВОРОТ, помещённый непосредственно в конце серии. Назначение Крючка в том, чтобы заставить зрителя ожидать следующую серию.

 

КУЛЬМИНАЦИЯ - момент наивысшего драматического напряжения в истории, утверждающий МОРАЛЬ через действие. Может (и должен) сопровождаться КАТАРСИСОМ.

 

КУЛЬТОВЫЙ ГЕРОЙ (англ. - ICONIC HERO) - узнаваемый ГЕРОЙ, ставший значимым явлением в массовой культуре.

 

Л

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ (КИНОПОВЕСТЬ) - запись сценария в виде прозы, без чётких правил оформления.

 

ЛОГЛАЙН - краткий ответ на вопрос "О чём сценарий?", предназначенный для привлечения внимания к вашей истории. Может содержать от одного до трёх предложений.

 

М

 

МЕЛОДРАМА - жанр, являющийся упрощённым и примитивным вариантом ДРАМЫ. Характеры мелодраматических героев сведены к типажам, допускаются нереалистичные события и мотивы. Также от мелодрамы ждут ярких внешних конфликтов, выраженных в более насыщенной ФАБУЛЕ, чем у драмы, и практически обязательный хэппи-энд. Раскрытая в сюжете МОРАЛЬ должна быть максимально простой.

 

МИНИ-СЕРИАЛ - многосерийный телефильм с законченной историей. В советской терминологии - "телевизионный художественный фильм".

 

МИНИ-СЕРИЕС - короткий сериал в пределах 3-8 серий. Понятие может относиться к любому виду сериалов. Не является синонимом для МИНИ-СЕРИАЛА.

 

МОРАЛЬ - ценностное высказывание, раскрытое содержанием сценария, и определяющее его финал.

 

МУВИ (ТЕЛЕМУВИ, МУВИК) - (от англ. MOVIE - "кино") жаргонное слово, обозначающее телефильм, то есть фильм, снятый для показа на ТВ. Как правило, является двухсерийным. Муви менее разнообразны по жанрам и используемым сюжетам, чем ПМ, поскольку пишутся в расчете на ЦА конкретного телеканала.

 

МЫЛО (МЫЛЬНАЯ ОПЕРА) - долгоиграющий горизонтальный сериал в жанре мелодрамы.

 

МЮЗИКЛ - жанр фильма, в котором герои могут взаимодействовать при помощи музыки.

 

П

 

ПАРАДИГМА ФИЛДА - другое название для ТРЁХАКТНОЙ СТРУКТУРЫ.

 

ПИТЧ (англ. PITCH) - личная встреча с продюсером, для того, чтобы рассказать о своём сценарии, и убедить приобрести его. Как правило, продолжается менее пяти минут.

 

ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ (ПОЛНЫЙ МЕТР, ПМ) - фильм, предназначенный для кинотеатрального проката.

 

ПОЭПИЗОДНЫЙ ПЛАН (ПОЭПИЗОДНИК) - пронумерованный список всех входящих в сценарий СЦЕН (либо, в зависимости от проработки плана, ЭПИЗОДОВ) и происходящего в них.

 

ПРОТАГОНИСТ - главный герой сценария.

 

ПРОЦЕДУРАЛ - ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СЕРИАЛ, сюжеты Эпизодов которого посвящены профессиональной деятельности героев.

 

ПУТЬ ГЕРОЯ - концепция работы над сценарием, при которой СЮЖЕТ рассматривается как История Героя, который идёт к ЦЕЛИ, вступая на пути к ней в КОНФЛИКТ с АНТАГОНИСТОМ. Для победы над антагонистом Герой изменяется, раскрывая этим ТЕМУ.

 

Р

 

РЕШЕНИЕ СЦЕНЫ - способ сделать сцену интересной и запоминающейся.

 

С

 

САСП Е НС - (англ. - "неопределённость") напряжённое ожидание. Эмоция зрителя, возникающая во время ожидания события, которое должно произойти с героем.

 

СЕТТИНГ - мир, в котором происходит история. СЕТТИНГ определяет место и время действия, его продолжительность, окружение героев и фантастические допущения, если они присутствуют.

 

СИНОПСИС - краткое изложение СЮЖЕТА сценария, от одной до трёх страниц текста.

 

СИТКОМ (СИТУАЦИОННАЯ КОМЕДИЯ) - вертикальный комедийный сериал. Традиционный Ситком имеет хронометраж примерно 25 минут, снимается в ограниченном наборе декораций, и построен на ситуационном юморе.

 

СКВОЗНОЙ СЮЖЕТ - общий сюжет ВЕРТИКАЛЬНОГО СЕРИАЛА, развивающийся посезонно. Может пересекаться с сюжетами Эпизодов. Как правило, основан на трудноразрешимой проблеме главного Героя.

 

СКРИПТМЕНТ - вариант записи сценария, при котором не соблюдается принцип "пишем только то, что видит зритель", но соблюдаются некоторые правила оформления. Таким образом, Скриптмент - это компромисс между СЦЕНАРНЫМ ФОРМАТОМ и ЛИТЕРАТУРНЫМ СЦЕНАРИЕМ. Термин изобретён Джеймсом Кэмероном, и используется тоже в основном им.

 

СПЕК (англ. SPEC) - сценарий, написанный не по заказу. Может быть написан для последующей продажи, для демонстрации при продаже оригинальной концепции вертикального сериала, или для демонстрации навыков автора. При попытке получить работу на уже действующем вертикальном сериале, СПЕК пишется с его героями и в его формате.

 

СПИСОК КАРТ (BEAT SHEET) - пронумерованный список КАРТ, расположенных в порядке, задающем СЮЖЕТ. Для каждого пункта записаны место и время действия.

 

СТРУКТУРА - порядок событий в сценарии, превращающий историю в законченный СЮЖЕТ.

 

СЦЕНА (англ. - ВЕАТ, "бит") - минимальная единица сценарной структуры. Каждая сцена имеет своё место и время действия. Сцены объединяются в ЭПИЗОД.

 

СЦЕНАРИСТ - профессиональный драматург, работающий над произведениями кино- и теле- драматургии.

 

СЦЕНАРИСТИКА - несуществующее слово, изобретённое для описания своей деятельности сценаристами, которые стесняются называть себя драматургами.

 

СЦЕНАРНЫЙ ФОРМАТ (англ. - "SCREENPLAY") - вид записи сценария, при котором в тексте описано только то, что видит на экране зритель. Указания оператору, режиссёру, поясняющие тексты и иллюстрации отсутствуют. Данная запись сценария оформляется по определённым, унифицированным правилам.

 

СЮЖЕТ - рассказанная в сценарии история. Главным признаком того, что перед нами СЮЖЕТ/ИСТОРИЯ, а не случайный набор каких-то событий, является целостность. В хорошо рассказанном СЮЖЕТЕ/ИСТОРИИ нет ничего лишнего. Всё работает на ИДЕЮ и ТЕМУ, все действия приводят к последствиям, все события имеют предпосылки.

 

СЮЖЕТНЫЙ ПОВОРОТ (ПЕРИПЕТИЯ) - действие или информация, поворачивающие сюжет в новом направлении. Сюжетный поворот должен быть максимально неожиданным для зрителя, но, при этом, закономерно вытекать из предыдущих событий.

 

Т

 

ТВИСТ (ПЕРЕВЁРТЫШ) - вид СЮЖЕТНОГО ПОВОРОТА, при котором информация, полученная ранее зрителем, оказывается ложной.

 

ТЕМА - мировоззренческая проблема, которую автор поднимает в сценарии. В ходе развития сюжета, ТЕМА раскрывается в МОРАЛЬ.

 

ТИЗЕР - короткий эпизод в начале серии. Тизер, по сути, является рекламным роликом, провоцирующим зрительский интерес к серии.

 

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА - момент Сюжета, после которого Герой больше не может действовать прежним образом.

 

ТРЁХАКТНАЯ СТРУКТУРА - классическая драматургическая структура. Делит сценарий на три акта, в зависимости от текущей стадии решаемой героем проблемы - завязка (постановка проблемы), развитие (осложнение проблемы), развязка (решение проблемы).

 

ТРИЛЛЕР - жанр фильма, структура которого должна создавать САСП Е НС.

 

ТРИТМЕНТ (англ. - TREATMENT) - запись полного сюжета в прозе. Допускаются диалоги и незначительные сокращения.

 

Ф

 

ФАБУЛА - последовательность происходящих в СЮЖЕТЕ действий в отрыве от их мотивов и предпосылок.

 

ФАНТАСТИКА - с точки зрения сюжета, жанр фильма, ИДЕЯ и СЮЖЕТ которого основаны на фантастическом допущении и его влиянии на героев. В то же время, с точки зрения СЕТТИНГА, фантастика - это жанр фильма, действие которого происходит в фантастическом мире.

 

ФЛЭШБЭК - сцена, происходящая в прошлом. Может являться воспоминанием одного из Героев.

 

ФЛЭШФОРВАРД - сцена, происходящая в будущем.

 

Х

 

ХАЙ-КОНЦЕПТ - оригинальная ИДЕЯ, имеющая очевидную коммерческую ценность.

 

Ц

 

ЦА (ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ) - зрители, которым может быть интересен фильм по вашему сценарию. Интересы этих гипотетических зрителей представляют редакторы и продюсеры, опирающиеся на данные по ДОЛЕ при анализе МУВИ и СЕРИАЛОВ, или данные БОКС-ОФИСА при работе с ПМ.

 

ЦЕЛЬ - то, к чему стремится Герой.

 

Э

 

ЭКСПОЗИЦИЯ - представление зрителю ГЕРОЯ и СЕТТИНГА. Экспозиция является частью завязки, показывающей "обычную жизнь" Героя.

 

ЭКШН (англ. ACTION - "действие") - жанр, в котором конфликты разрешаются через физические действия. В чистом виде данное понятие как правило не употребляется, поскольку экшн-фильмы делятся на поджанры БОЕВИКА (конфликт "между хорошими и плохими парнями") и ПРИКЛЮЧЕНИЙ (поиск, связанный с многочисленными опасностями).

 

ЭПИЗОД (англ. - SCENE) - последовательность сцен, прямо продолжающих друг друга. Итогом эпизода должно стать развитие Истории. Эпизоды объединяются в АКТЫ. Также слово используется для обозначения серии ВЕРТИКАЛЬНОГО СЕРИАЛА.

 

Основополагающие термины

Данный словарь предназначен для специалистов по драматургии, и тех, кто хочет ими стать. Соответственно, первым рассматриваемым нами понятием будет ДРАМАТУРГИЯ

 

ДРАМАТУРГИЯ - теоретические и практические основы процесса создания и рассказа истории, а также её внутреннее устройство и сам процесс создания драматургического произведения. В узком смысле - теория ДРАМЫ.

 

Сводить ДРАМАТУРГИЮ именно к теории ДРАМЫ(которая является только одним из возможных ЖАНРОВ) было бы неверно.

 

СЦЕНАРИСТ - профессиональный драматург, работающий над произведениями кино- и теле- драматургии.

 

СЦЕНАРИСТИКА - несуществующее слово, изобретённое для описания своей деятельности сценаристами, которые стесняются называть себя драматургами.

 

 

Любое драматургическое произведение начинается с замысла.

 

Замысел

Как мы вскоре увидим, наибольшие расхождения в терминологии встречаются именно на этом этапе. Тем не менее, все теоретики признают, что первоначальный замысел состоит из двух главных частей, двух вопросов

- о чём я хочу рассказать в сценарии?

- что я хочу сказать этим сценарием зрителю?

 

Ответ на первый вопрос мы назовём ИДЕЯ СЮЖЕТА (далее - ИДЕЯ). Ответ на второй вопрос мы обозначим как МОРАЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 

-----

 

ИДЕЯ СЮЖЕТА (англ. CONCEPT) - первоначальная ситуация, сформулированная как вопрос "А что, если...".

 

"А что, если возле курортного городка появится акула-людоед?" ("Челюсти")

 

На данный момент мы не знаем - "что?". Назначение идеи в том, чтобы нам было интересно ответить на этот вопрос, создавая своё произведение.

 

Если идея не только интересна, но и уникальна, и при этом имеет очевидную коммерческую ценность, её называют заимствованным выражением ХАЙ-КОНЦЕПТ.

 

-----

 

МОРАЛЬ - ценностное высказывание, раскрытое содержанием сценария, и определяющее его финал.

 

К примеру - "Любовь побеждает смерть". Или "Добро всегда победит зло". Или "Жизнь - бессмысленное говно" (вариант, наиболее любимый русским арт-хаусом)

 

Эгри называет мораль "посылкой", Jaden называет её просто "идея", Макки и его последователь Митта называют мораль "управляющей идеей", Бальсе, как и большинство авторов, называет её "темой" - однако, не будем забывать, что в других школах (в частности, в книгах Л.Сегер и в русской литературной критике) слово "тема" используется хоть и в близком, но слегка другом значении, которое мы сейчас раскроем

 

------

 

ТЕМА - мировоззренческая проблема, которую автор поднимает в сценарии. В ходе развития сюжета, ТЕМА раскрывается в МОРАЛЬ.

 

Пример: Тема - "Можно ли быть преступником, оставаясь при этом хорошим человеком?" (Breaking Bad). Мораль - "Остаться хорошим человеком, сознательно став преступником, невозможно"

 

Ряд авторов предлагают не только сформулировать МОРАЛЬ в явном виде, но и озвучить её в тексте сценария, в одном из первых диалогов.

Другой подход заключается в том, что МОРАЛЬ считается функцией от истории, и формулируется автором в ходе работы над сюжетом.

 

На практике отличие ТЕМЫот МОРАЛИ в том, что при работе с ТЕМОЙ автор пытается подойти к рассматриваемой мировоззренческой проблеме шире (формулируя не только МОРАЛЬ, но и противоположную ей Контр-тему), чем во втором случае. Кроме того, иногда формулировка темы может задать СЕТТИНГ. Выбор СЕТТИНГА - это третий вопрос, на который мы отвечаем на стадии замысла.

 

-----

 

СЕТТИНГ - мир, в котором происходит история. СЕТТИНГ определяет место и время действия, его продолжительность, окружение героев и фантастические допущения, если они присутствуют.

 

Это понятие крайне важно, поскольку развитие сюжета зависит от места и времени действия. Истории с одними и теми же ИДЕЯМИ и МОРАЛЬЮ в древней Японии и современной России, скорее всего, закончатся по-разному. Человечество меняется, мораль людей и их традиции пластичны, и то, что вчера считалось единственно разумным образом действий, сегодня может быть воспринято как отклонение. Очевидно, что история о супружеской неверности, происходящая во времена разводов и свободных нравов будет отличаться от такой же истории, происходящей в средневековой Европе. Так же и история измены, происходящая в университетском городке, будет отличаться от такой же истории в "гопницком" квартале.

 

Конечно, на практике работа над сценарием может начаться с чего угодно, но определиться с ИДЕЕЙ, МОРАЛЬЮ и СЕТТИНГОМ придётся в любом случае.

 

 

Сюжет и Герой

Итак, мы придумали ИДЕЮ, выбрали СЕТТИНГ, и сформулировали (или не сформулировали, пошла она лесом) МОРАЛЬ.

 

Теперь нам нужен Сюжет.

Заглянем в замечательный учебник Нехорошева. Читаем: " Сюжет - это движение образа целого в его самораскрытии на пути к полному раскрытию ".

 

Конечно, все всё поняли... Хм?

Умные теоретики исписали кучу страниц на тему понятия "сюжет", и его отличия от схожих понятий. Нам, для нашего словаря, хватит вот этого

 

-----

 

СЮЖЕТ - рассказанная в сценарии история. Главным признаком того, что перед нами СЮЖЕТ/ИСТОРИЯ, а не случайный набор каких-то событий, является целостность. В хорошо рассказанном СЮЖЕТЕ/ИСТОРИИ нет ничего лишнего. Всё работает на ИДЕЮ и ТЕМУ, все действия приводят к последствиям, все события имеют предпосылки.

 

Близким понятием является ФАБУЛА

 

ФАБУЛА - последовательность происходящих в СЮЖЕТЕ действий в отрыве от их мотивов и предпосылок.

 

ФАБУЛА - это то, что происходит в сценарии. Почему, зачем, и для чего оно происходит - это уже вопрос СЮЖЕТА. Если вы спросите у неподготовленного зрителя - "О чём фильм?", то вы, скорее всего, услышите пересказ фабулы - "Ну, там он, а тут они, и они это, а потом там ещё вот то, и вот так, и в конце вертолёт взорвался".

 

-----

 

Большинство современных теоретиков кинодраматургии сводят СЮЖЕТ к ПУТИ ГЕРОЯ.

 

ПУТЬ ГЕРОЯ - концепция работы над сценарием, при которой СЮЖЕТ рассматривается как История Героя, который идёт к ЦЕЛИ, вступая на пути к ней в КОНФЛИКТ с АНТАГОНИСТОМ. Для победы над антагонистом Герой изменяется, раскрывая этим ТЕМУ.

 

Этот подход подробно разобран в каждом первом учебнике.

 

ПУТЬ ГЕРОЯ подразумевает, что у нас есть:

 

ПРОТАГОНИСТ - главный герой сценария.

 

У ПРОТАГОНИСТА есть ЦЕЛЬ, которой он хочет добиться, и есть АНТАГОНИСТ, который ему мешает.

 

АНТАГОНИСТ - герой, мешающий ПРОТАГОНИСТУ достигнуть намеченной ЦЕЛИ. В экзотических случаях АНТАГОНИСТ может быть не героем, а некой активнодействующей силой.

 

ЦЕЛЬ - то, к чему стремится Герой.

 

Цель может быть явной, неявной, ложной - но она должна быть сформулирована в явном виде, и герой должен пытаться её достигнуть, несмотря на противодействие Антагониста.

Попытки героя достигнуть ЦЕЛИ порождают КОНФЛИКТ.

 

КОНФЛИКТ - столкновение интересов. КОНФЛИКТ может быть ВНЕШНИМ (столкновение между героями, каждый из которых защищает свои интересы, несовместимые с интересами другого) или ВНУТРЕННИМ (столкновение противоположных желаний героя). Как правило, ВНУТРЕННИЙ конфликт дополняет ВНЕШНИЙ, и наоборот.

 

Говорят, что КОНФЛИКТ - основа драмы. И это действительно так. Без КОНФЛИКТОВ у героя нет потребности в изменении. Изменение героя называется АРКА или ДУГА.

 

АРКА ГЕРОЯ - процесс изменения героя в ходе истории, трансформация от его начального состояния, в котором он не может добиться Цели и/или решить свои проблемы до конечного, в котором это становится возможным.

 

ДУГА ГЕРОЯ - см. АРКА ГЕРОЯ

 

-----

 

Для понимания того, как наши герои будут действовать в Конфликте, для каждого из них придётся написать БЭК-СТОРИ

 

БЭК-СТОРИ - описание жизни героя до начала событий сценария.

 

Человек - это его память. Реагируя на новые вызовы, наши герои (во всяком случае, первоначально) будут действовать так, как им подсказывает предыдущий опыт.

Пример - захваченные в заложники вор-рецидивист, панк-музыкант, боец спецназа или учитель музыки будут вести себя совершенно по-разному - в соответствии со своими взглядами на жизнь и своим опытом. Чтобы понять мировоззрение и опыт наших героев, мы пишем БЭК-СТОРИ.

 

КУЛЬТОВЫЙ ГЕРОЙ (англ. - ICONIC HERO) - узнаваемый ГЕРОЙ, ставший значимым явлением в массовой культуре.

 

Примеры: Гарри Поттер, Шерлок Холмс, д`Артаньян, Гамлет, и так далее.

 

Несмотря на то, что ПУТЬ ГЕРОЯ является не только общепризнанным, но и реально работающим методом, необходимо понимать, что он не является единственно-возможным способом придумать увлекательный сюжет, и герою для завоевания зрительской любви не обязательно ему соответствовать. К примеру, Шерлок Холмс никогда не меняется.

 

Это проводит нас к вопросу выбора Жанра.

 

 

Жанровая классификация

ЖАНР ФИЛЬМА (фр. Genre - "вид") - исторически сложившаяся классификация фильмов, используемая для краткого представления вашей истории через особенности её СЮЖЕТА, СЕТТИНГА, и ТЕМЫ. Каждый жанр имеет свою КОНВЕНЦИЮ.

 

КОНВЕНЦИЯ - зрительские ожидания от фильма данного ЖАНРА.

 

Начиная смотреть комедию, мы надеемся на обилие смешных шуток, начиная смотреть боевик, мы надеемся увидеть мужественных героев, побеждающих злодеев в физическом конфликте. От мюзикла мы ожидаем песен и танцев, от хоррора мы ждём, что у него получится нас напугать. Начиная смотреть нуар, мы надеемся увидеть несправедливость мира, героев-отморозков, и как минимум одну сцену под дождём.

 

Несоблюдение автором конвенции может вызвать у зрителя обиду и недоумение, как результат обманутых ожиданий. В то же время нарушение конвенции - это возможность расширить границы жанра.

 

-----

 

Вопрос классификации может легко ввести в заблуждение, поскольку жанровое деление формировалось стихийно, по мере развития кинематографа, и формировалось не авторами (более-менее понимающими, что они делают), а зрителями, склонными скорее к синтезу, чем к анализу.

 

Поскольку ЖАНР может использоваться для представления как СЮЖЕТА, так и СЕТТИНГА или ТЕМЫ, большинство фильмов принадлежат к нескольким Жанрам одновременно.

 

-----

 

Рассмотрим основные Жанры с точки зрения особенностей СЮЖЕТА

 

ДРАМА - наиболее общий жанр кинематографа. Основу сюжета ДРАМЫсоставляют отношения, раскрывающиеся в конфликте. ДРАМА подразумевает актуальную ТЕМУ, наличие у героев ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ, и максимально реалистичные отношения между ними.

 

МЕЛОДРАМА - жанр, являющийся упрощённым и примитивным вариантом ДРАМЫ. Характеры мелодраматических героев сведены к типажам, допускаются нереалистичные события и мотивы. Также от мелодрамы ждут ярких внешних конфликтов, выраженных в более насыщенной ФАБУЛЕ, чем у драмы, и практически обязательный хэппи-энд. Раскрытая в сюжете МОРАЛЬ должна быть максимально простой.

 

ЭКШН (англ. ACTION - "действие") - жанр, в котором конфликты разрешаются через физические действия. В чистом виде данное понятие как правило не употребляется, поскольку экшн-фильмы делятся на поджанры БОЕВИКА (конфликт "между хорошими и плохими парнями") и ПРИКЛЮЧЕНИЙ (поиск, связанный с многочисленными опасностями).

 

КОМЕДИЯ - юмористический фильм, противоположность ДРАМЫ. Комедия легко жертвует реалистичностью событий ради смеха зрителя. В основе комедии должна лежать вызывающая смех ИДЕЯ и максимально простая ТЕМА/МОРАЛЬ, которой придаётся существенно меньшее значение, чем в ДРАМЕ. Комедии делятся на поджанры в зависимости от используемого типа юмора (сатира, фарс, ирония, пародия, и т.д.)

 

Свои сюжетные особенности и конвенции также имеют ДЕТЕКТИВЫ, ХОРРОРЫ, и ФАНТАСТИКА.

В последнее время, в связи с популярностью сериалов "Friends", "Scrubs", и других подобных, стал актуален жанр ДРАМЕДИ

 

ДРАМЕДИ (совр.англ. - COMEDY-DRAMA) - синтетический жанр, содержащий в себе черты комедии и драмы. Его можно определить как комедию, которая внезапно становится серьёзной, но затем снова возвращается к комическому.

 

В Западной терминологии термин "драмеди" также существует, но считается устаревшим. В качестве его современного аналога используют термин comedy-drama, не переводимый на русский буквально.

 

Другие комбинации основных жанров также возможны.

 

Особняком стоит АВТОРСКОЕ КИНО

 

АВТОРСКОЕ КИНО - внежанровый фильм, в котором автор раскрывает ТЕМУ/МОРАЛЬ, не выстраивая сюжет по правилам уже известных жанров, чтобы не быть ограниченным их конвенциями. Теоретически подразумевается, что такой автор знает, что делает.

 

-----

 

Другой подход к ЖАНРУ заключается в определении СЕТТИНГА.

Некоторые сеттинги пользуются б о льшим зрительским интересом, чем другие, и поэтому используются в классификации фильмов на тех же правах, что и приведённая выше классификация по особенностям сюжета.

Наиболее знаковыми сеттингами являются ИСТОРИЧЕСКИЙ, ВОЕННЫЙ, КРИМИНАЛЬНЫЙ, БИОГРАФИЧЕСКИЙ, СПОРТИВНЫЙ, ФАНТАСТИЧЕСКИЙ, ВЕСТЕРН, НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ, ФЭНТЭЗИ.

 

Отдельно остановимся на понятии ФАНТАСТИКА, которое может служить жанром как в смысле особенностей сюжета, так и в смысле особенностей сеттинга.

 

ФАНТАСТИКА - с точки зрения сюжета, жанр фильма, ИДЕЯ и СЮЖЕТ которого основаны на фантастическом допущении и его влиянии на героев. В то же время, с точки зрения сеттинга, фантастика - это жанр фильма, действие которого происходит в фантастическом мире.

 

------

 

Третий вариант определения ЖАНРА - через основную ТЕМУ.

 

Тема может быть РОМАНТИЧЕСКОЙ, "СЮЖЕТОМ ВЗРОСЛЕНИЯ", "СЮЖЕТОМ НАКАЗАНИЯ", "МЕСТЬ", и так далее.

 

Наибольшей известностью, естественно, пользуется РОМАНТИЧЕСКАЯ, регулярно вступающая в различные гибриды с жанрами драмы, мелодрамы, и комедии.

 

------

 

Возможен и четвёртый вариант определения ЖАНРА - по особенностям фильма/сценария, которые отсутствую в других жанрах, и предполагают нестандартное воплощение.

К примеру, МЮЗИКЛ

 

МЮЗИКЛ - жанр фильма, в котором герои могут взаимодействовать при помощи музыки.

 

А так же НУАР и ТРИЛЛЕР

 

ТРИЛЛЕР - жанр фильма, структура которого должна создавать САСП Е НС.

 

------

 

ЖАНРЫмогут пересекаться друг с другом в самых различных комбинациях. С точки зрения создания СЮЖЕТА главным является тот, который относится к структуре.

 

 

Формы

Драматургия - это практическая область деятельности. Рано или поздно история должна быть воплощена в какой-либо кинематографической Форме.

 

Основные формы:

 

ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ (ПОЛНЫЙ МЕТР, ПМ) - фильм, предназначенный для кинотеатрального проката.

 

КОРОТКОМЕТРАЖНОЕ КИНО (КМ, КОРОТЫШКА) - фильм, длиной менее часа. Из-за ограничения по времени, драматургия КМ может иметь ряд особенностей.

 

МУВИ (ТЕЛЕМУВИ, МУВИК) - (от англ. MOVIE - "кино") жаргонное слово, обозначающее телефильм, то есть фильм, снятый для показа на ТВ. Как правило, является двухсерийным. Муви менее разнообразны по жанрам и используемым сюжетам, чем ПМ, поскольку пишутся в расчете на ЦА конкретного телеканала.

 

Вообще, при работе с ТВ решающее значение при выборе жанра, сеттинга, и построении сюжета имеет ЦА, точнее - то, что о ней думает руководство телеканала.

 

ЦА (ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ) - зрители, которым может быть интересен фильм по вашему сценарию. Интересы этих гипотетических зрителей представляют редакторы и продюсеры, опирающиеся на данные по ДОЛЕ при анализе МУВИ и СЕРИАЛОВ, или данные БОКС-ОФИСА при работе с ПМ.

 

ДОЛЯ - отношение числа зрителей, смотрящих данную телепрограмму, к общему числу зрителей, смотрящих телевизор в данный момент.

 

БОКС-ОФИС - кассовые сборы от продажи билетов на данный ПМ.

 

-------

 

Наиболее актуальной "кормовой базой" для большинства сценаристов на сегодняшний день являются телесериалы - многосерийные фильмы для ТВ. Современные сериалы бывают трёх типов - ВЕРТИКАЛЬНЫЕ, ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ, и МИНИ-СЕРИАЛЫ.

 

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ СЕРИАЛ (англ. SERIES) - многосерийный фильм, каждая серия которого продолжает сюжет предыдущей.

 

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СЕРИАЛ (англ. SHOW) - многосерийный фильм, каждая серия которого является законченной историей. Серия вертикального сериала называется Эпизодом. Как правило, в современном вертикальном сериале есть СКВОЗНОЙ СЮЖЕТ.

 

Горизонтальны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: