СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ




 

1.Родоначальником какого философского направления считают С.Кьеркегора?

а) интуитивизм

б) постмодернизм

в) философская антропология

г) экзистенциализм

 

2.Согласно Кьеркегору, отчаяние как результат грехопадения

а) становится уделом сознания, склонного к рефлексии

б) преодолевается самим актом крещения

в) является имманентным состоянием человеческой души даже тогда, когда не осознается

 

3.Синтез противоположных сторон человеческого «Я» в целостную личность у Кьеркегора является результатом

а) логической необходимости

б) трансцендентной возможности

в) слепого случая

г) естественного развития личности

 

4.Понятием, противоположным понятию «грех», у Кьеркегора становится

а) добродетель

б) красота

в) превосходство

г) вера

 

5.В своей философской системе Шопенгауэр понимает мир как

а) логическое развитие объективной идеи

б) самодвижение материального субстрата за счет естественных закономерностей

в) объективацию единой воли

 

6.Иллюзия, которую питает индивидуальная воля, состоит в том, что

а) она появилась для того, чтобы быть счастливой

б) жизнь сообща является бесцельной и полна страданий

в) источник страданий заключается в самом устройстве бытия

 

7.Выделите религиозные системы, нормы которых Шопенгауэр считал проявлением отрицания воли к жизни

а) античное язычество

б) ислам

в) христианство

г) брахманизм

д) буддизм

е) иудаизм

 

 

8.Жизнь, согласно Бергсону, представляет собой

а) результат трансцендентного вмешательства

б) творческий порыв, в результате распада которого возникают материя, физическое время и дух

в) функцию органической материи

 

9.Наиболее адекватным способом познания сущности жизни у Бергсона является

а) интеллектуальное, спекулятивное постижение

б) экспериментальное, эмпирическое познание

в) интуиция, в которой не нарушается жизненная связь субъекта и объекта

 

10.Шпенглер анализирует развитие культуры, отождествляя последнюю с

а) знаковой системой

б) человеческой деятельностью

в) биологическим организмом

г) социальными институтами

 

11.Шпенглер выделяет следующие периоды, которые культура проходит в своем развитии:

а) золотой, серебряный, медный и железный века

б) земледельческая, промышленная, постиндустриальная культура

в) детство, юность, зрелость, старость и смерть

г) аскетизм, романтизм, прагматизм

 

12.Как называет Шпенглер конечную стадию развития культуры?

а) апокалипсис

б) осевое время

в) сингулярность

г) цивилизация

 

13.Универсальным законом, который, согласно Ницше, отражает саму суть жизни, является

а) воля к жизни

б) нигилизм, как перманентное отрицание отживших принципов

в) воля к власти

г) эволюция, которая заканчивается появлением рассудочного познания

 

14.Христианская мораль, с точки зрения Ницше, призвана

а) улучшить человеческую природу

б) подчинить сильных слабым

в) способствовать справедливости

 

15.Сверхчеловек в системе Ницше – это

а) новое существо, полученное в ходе научного и технического прогресса

б) человекобог, которым может стать каждый, добившись слияния с божественной премудростью

в) человек, моральные принципы которого находятся по ту сторону привычного понимания добра и зла

 

 

16.Предметом феноменологии Гуссерля является

а) бытие

б) социальное бытие человека

в) чистое сознание

г) природа и сущность человека

 

17.Интенциональность, как одна из главных категорий феноменологии Гуссерля, является

а) интуитивным познанием, мгновенно схватывающим предмет в его реальной сущности

б) характеристикой предмета познания

в) способом, которым предмет дается сознанию

г) перманентной направленностью сознания на предмет

 

18.Основные проблемы, которые поднимает экзистенциализм, это проблемы

а) свободы, смысла человеческого бытия, жизни и смерти

б) объективного бытия и методов его познания

в) возникновения и эволюции человеческого сознания

 

19.Каким образом человек, согласно Хайдеггеру, может познать бытие?

а) через слияние человеческого «Я» с бесконечным «здесь-и-теперь»

б) посредством научного и технического прогресса

в) через осознание конечности своей экзистенции, чувства страха, заботы, одиночества и т.п.

 

20.По Ясперсу, человек наиболее остро осознает свою экзистенцию в пограничных ситуациях

а) социализации и индивидуации

б) вины, случая и смерти

в) фрустрации и сублимации

 

21.Фразу Сартра о том, что «человек трагически обречен на свободу» нужно понимать следующим образом:

а) свобода – это трагический произвол случая в жизни человека

б) свобода – это ответственность за каждый свой выбор перед собой и человечеством

в) свобода – это вечные и бесплодные поиски высших оснований своего бытия

г) свобода – это иллюзия, к которой приковано сознание человека

 

22.Суть человеческой экзистенции определяется Камю как

а) абсурд

б) познание

в) социальная активность

г) эстетическая деятельность

 

23.Программу какого нового направления стремился выработать М.Шелер?

а) социальной философии

б) философии науки и техники

в) философии политики

г) философской антропологии

 

24.Как Шелер понимает сущность человека?

а) как эволюционную вершину развития животного мира

б) как единство биологической жизни, интеллекта и духа

в) как способность производственной деятельности

 

25.Главная характеристика человеческого бытия у Плеснера – это

а) политийность как умение жить сообща

б) сверхсексуальность, вырывающая человека из природного ритма

в) эксцентричность, т.е. способность дистанцироваться от самого себя

 

26.Задачей социобиологии является

а) изучение биологических основ форм социального поведения у всех животных, включая человека

б) изучение социокультурных детерминант животного поведения

в) продолжение генетической эволюции человека посредством генной инженерии

 

27.Суть теории «геннокультурной коэволюции» заключается в идее

а) зависимости генетического материала человека от культурогенеза

б) детерминированности самого культурогенеза генетической эволюцией

в) независимости процессов генной и культурной эволюции

 

28.Что, согласно Кьеркегору, может обеспечить синтез противоположных сторон человеческого «Я» (конечного и бесконечного, свободы и необходимости и т.п.)?

а) социальная деятельность

б) удовлетворение эстетических потребностей

в) этические нормы

г) Бог

 

29.Кьеркегор определяет Бога как

а) абсолютную трансцендентную возможность всего

б) реальность, имманентную бытию и опыту

в) персонификацию логической необходимости

 

30 Эстетический путь человека к собственной целостности Кьеркегор отождествляет с путем

а) Леонардо да Винчи

б) Данте

в) Гамлета

г) Дон Жуана

 

31.Ошибка человека, который, подобно Сократу, ищет собственное «Я» на этическом пути, заключается в

а) переоценке возможностей человеческого разума

б) чрезмерном идеализме и оторванности от реальной жизни

в) отказе от ценностей индивидуализма

 

32 Воля, которую Шопенгауэр называет «вещью в себе», «субстанцией всех явлений», по своей сути является

а) волей к власти

б) волей к развитию

в) волей к смерти

г) волей к жизни

 

33 Шопенгауэр полагает, что для объективной воли целью становится

а) жизнь индивида и его благо

б) жизнь рода, для продолжения которой индивиды выступают как строительный материал

в) рациональное соотношение индивидуального и родового

 

34 Этические нормы, аскеза, целибат, по Шопенгауэру способствуют

а) достижению счастья индивидуумом

б) увеличению страданий и отрицанию воли к жизни

в) неразумному, иррациональному отношению к собственной и чужой жизни

 

35 Чистая длительность, в которой проявляет себя жизнь, у Бергсона понимается как

а) физико-механическое время

б) непрерывная изменчивость состояний

в) божественное сознание

 

36. Знание, полученное непосредственно, как полагает Бергсон, может быть выражено в

а) абстрактно-понятийном дискурсе

б) понятиях, которые следуют за реальностью

в) сновидениях

 

37. Средоточием жизненных сил культуры у Шпенглера является

а) душа

б) дух

в) ум

г) сердце

 

38. Каким образом, согласно Шпенглеру, реализуется жизненный потенциал той или иной культуры?

а) посредством прасимвола

б) через эволюцию общественных форм сознания

в) посредством развития общественных отношений

 

39. Признаком начала последнего периода жизни культуры Шпенглер считает

а) интерес к моральной проблематике

б) создание уникальных, элитарных творений в искусстве

в) героические деяния

г) массовизацию ценностей и увядание творчества

 

40. Ницше полагает, что два жизненных начала, которые питают витальность человека – это

а) разум и рассудок

б) свобода и необходимость

в) дионисийское и аполлоническое начала

г) бесконечное и преходящее

 

41. Оценку, которую Ницше дает деятельности Сократа, можно определить как

а) позитивную

б) негативную

в) нейтральную

 

42. Моральные отношения, как полагал Ницше, должны устанавливаться между

а) равными

б) всеми людьми, поскольку все люди равны

в) мужчиной и женщиной

г) сильными и слабыми

 

43. Метод, который использует Гуссерль в исследовании природы сознания, это

а) трансцендентальная редукция

б) герменевтика

в) нарративистский подход

г) компаративистика

 

44. Акт «эпохе» в методе Гуссерля определяется как

а) выделение объективных связей между предметами

б) воздержание от суждений о внешнем мире

в) анализ языкового слоя феноменов

 

45. В целом экзистенциализм можно подразделить на следующие течения:

а) неокантианство и неогегельянство

б) эмпиризм и персонализм

в) материалистическое и религиозное

 

46. Истина, согласно Хайдеггеру, выражена в

а) научно-понятийном дискурсе

б) единстве «непотаенного» и «сокрытого», которое нельзя формализовать

в) единстве восприятия и общезначимого суждения об этом восприятии

 

47. Преодолением пограничных ситуаций экзистенции, по Ясперсу, становится доступным в коммуникации

а) эмпирико-прагматического характера

б) рационального, субъект-субъектного типа

в) создающей единство на основе высших духовных ценностей

 

48. Сартр понимает природу человека как

а) изначально заданную

б) формирующуюся в течение жизни

в) исключительно социальную

 

49. Смысл бытия человека, согласно Камю, может быть найден в

а) бунте

б) суициде

в) признании ценности человеческой жизни вопреки всему

г) признании существования Бога

 

50. Взаимосвязь мирового духа и человека у Шелера понимается следующим образом:

а) мировой дух постигает и осуществляет себя в человеке

б) человек растворяет дух в виталистических порывах

в) цель человеческой жизни – подчинить свою витальность духу

 

51. Сущность человека, по Гелену, состоит в

а) интеллекте

б) его незавершенности как биологического существа

в) способности к игре

г) способности к смеху и плачу

 

52. Целью философской антропологии является

а) изучение психической реальности человека

б) анализ социальных форм его бытия

в) исследование человека как мыслящего существа

г) поиск единого основания всех человеческих проявлений

 

53. «Трансцендентальные», социокультурные цели человека понимаются в социобиологии как

а) исключительно человеческие, возникшие в ходе культурогенеза

б) детерминированные его биологической природой и экологическим окружением

в) необъяснимые с научной точки зрения

 

54. «Эпигенетические правила» в социобиологии сводятся к утверждению

а) примата культуры над биологической сферой

б) гомеостаза культурного и биологического в человеческой жизни

в) биологического детерминизма как решающего фактора в изучении культуры и жизни

 

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

1 Выделите влияния, которые сыграли наиболее заметную роль в развитии русской философской мысли:

а) аристотелизм

б) православное христианство

в) кантианство

г) английский сенсуализм

д) гегельянство

е) марксизм

ж) томизм

 

2. Онтологизм русской философии отражает мировоззренческую установку, согласно которой

а) бытие следует рассматривать как объективно и материально сущее

б) вначале всего – бытие человека, непосредственность его жизни

в) первостепенную роль должно играть исследование бытия сознания

 

3. Вера в русской философии понимается как

а) иррациональный духовный акт

б) высшее состояние разума, необходимое для адекватного знания

в) результат откровения, дарованного только избранным

 

4.Утверждая, что «Церковь – не авторитет, а истина», Хомяков определяет суть Церкви как

а) духовную жизнь

б) физическое учреждение

в) принцип религиозной иерархии

 

5. Подлинной свободы человек, по Хомякову, достигает в

а) природном бытии

б) социальном бытии

в) духовном бытии

г) рациональном познании

 

6. Негативное отношение Киреевского к западному просвещению определяется

а) критикой секуляризации науки и моральных ценностей

б) отрицанием самих целей просвещения

в) утверждением практической нецелесообразности осуществления западного просвещения на восточной культурной почве

 

7. «Внешний человек» у Киреевского – это

а) совокупность эмпирических функций человеческой психики

б) потаенное средоточие человека и условие целостности личности

в) маска, которая скрывает истинное лицо человека

 

8. Каким образом, согласно Чаадаеву, человек может познать всеобщее?

а) обращаясь к логическому анализу внутренних механизмов мышления

б) изучая примеры жизни выдающихся личностей

в) посредством религиозного опыта

г) анализируя историческое бытие всего человечества

 

9. Как характеризует Чаадаев роль России в историческом процессе в «Философических письмах»?

а) Россия должна объединить человечество посредством православной веры

б) Россия сделала неверный религиозный выбор и «выпала» из исторического процесса

в) Россия должна уравновешивать силы Запада и Востока

 

10. Какие три периода составляют основу философской деятельности Герцена?

а) руссоизм, кантианство, гегельянство

б) религиозный мистицизм, гегельянство, алогизм

в) религиозный мистицизм, религиозный догматизм, шеллингианство

г) славянофильство, западничество, евразийство

 

11. В каком смысле Герцен утверждает, что «история стучится разом в тысячи дверей»?

а) в истории, как и в жизни человека, царит слепой случай, представляющий множество альтернативных возможностей

б) выбор того или иного пути развития предустановлен Провидением, но постичь его смысл человеку не дано

в) существует множество вариантов будущего, но они обладают разной вероятностью

 

12. Какому русскому мыслителю принадлежит фраза: «Для меня теперь человеческая личность – выше истории, выше общества, выше человечества… Общее – палач человеческой индивидуальности»?

а) Киреевскому

б) Аксакову

в) Чаадаеву

г) Белинскому

д) Соловьеву

 

13. Какое направление русской философской мысли дает следующую оценку: «Нет системы более скользкой, лицемерной и лукавой, нежели философия Канта»?

а) религиозный экзистенциализм

б) философия всеединства

в) русский космизм

 

14. В «Критике отвлеченных начал» В.Соловьев выделяет три следующие системы познания, которые, занимаясь абстрактной проблематикой, обособились от жизни:

а) философия

б) искусство

в) теология

г) наука

д) герменевтика

 

15. Целью человеческой истории и человеческого познания, как полагает философия всеединства, является

а) богочеловечество

б) сверхчеловечество

в) постчеловечество

г) исчезновение человечества

 

16. Познание, как доказывал С.Л.Франк, по природе своей является

а) продуктом внешней необходимости

б) соборным

в) результатом индивидуального развития

 

17. Внутренняя социальная соборность («общественность») у Франка осуществляется в двух жизненных формах:

а) принуждение посредством закона и права

б) первоначальное единство в семье

в) установление экономических отношений

г) религиозная жизнь как единство всех в Боге

 

18. Понимая ноосферу как новую геологическую эпоху, В.Вернадский объясняет это тем, что

а) начинаются новые тектонические процессы в коре Земли

б) осознанная целеполагающая деятельность человек становится новой геологической силой

в) сочетание солнечной и геомагнитной активности должно привести к появлению нового типа человека

 

19. Эволюционное направление развития ноосферы результируется в

а) перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как целого

б) уничтожении биосферы и создании искусственной среды обитания

в) возвращении к природному способу существования человека

 

20.. Целью истинной философии, согласно Н.Федорову, должно быть

а) познавательная деятельность

б) эстетическое понимание мира

в) познание природы Бога

г) практическая деятельность

 

21.. Как считает Н.Федоров, пример, который завещал человечеству Христос, является

а) устаревшим

б) ложным

в) неверно понятым

г) недостижимым

 

22. Методология изучения истории, согласно Данилевскому, должна быть

а) естественнонаучной

б) религиозно-герменевтической

в) социально-гуманитарной

 

23. Практически каждый культурно-исторический тип, выделенный Данилевским, реализует свою суть в

а) единственной из четырех возможных сфер (политика, наука и т.п.)

б) всех сферах социокультурной деятельности

в) одной или нескольких сферах социокультурной деятельности, в зависимости от «энергетичности» культуры

 

24. Единый закон, объемлющий растительное, животное, индивидуальное и культурно-историческое бытие, Леонтьев определяет как

а) всеобщий закон прогресса и развития

б) космический закон разложения

в) закон единства и борьбы противоположностей

 

 

25. Леонтьев рассматривает эгалитаризм, демократию и развитие национальных движений как

а) закономерную и прогрессивную стадию исторического процесса

б) первую ступень нового исторического эона (эпохи)

в) путь «вторичного упрощения», свидетельствующий о начале разложения культурной системы

 

26. Выделите три типа культуры, которые исследует П.Сорокин:

а) восточная

б) идеационная

в) идеалистическая

г) западная

д) евразийская

е) чувственная

 

27. Вырождение любого типа культуры, по Сорокину, предопределено тем, что

а) нарастают противоречия, свойственные каждому типу как частично соответствующему истине

б) углубляются процессы «старения», характеризующие заключительную фазу развития любой культуры

в) культура и выражающий ее народ претерпевают негативные влияния космического характера

 

 

28. В философии экзистенциализма, к которой принадлежит Н.Бердяев, утверждается, что

а) экзистенция (существование) определяется сущностью

б) экзистенция есть сущность

в) прежде всего – экзистенция, которая затем приобретает свою сущность

 

29. Объединяя понятия творчества, любви, Бога, Бердяев приходит к категории

а) необходимости

б) свободы

в) объекта

г) субъекта

д) общего

е) единичного

 

30. Выделите характеристики, которые Бердяев полагал свойственными русскому человеку в отличие от западного:

а) индивидуализм

б) коммюнотарность

в) склонность подчиняться формальному принципу (закону, государству и т.п.)

г) рационализм

д) анархизм

е) иррационализм

 

31. Проблематика, которая выходит на первый план в русской философии, является

а) гносеологической

б) моральной

в) научно-методологической

г) натурфилософской

 

32. Познание мира человеком в русской философии понимается как

а) рассудочное, аналитическое

б) догматическое, основанное на авторитете Библии

в) слияние в одном непосредственном акте субъекта и объекта

г) интуитивное прозрение, дарованное лишь избранным

 

33. Выделите те диалектические оппозиции, рассмотрение которых наиболее характерно для

русской философии:

а) количество и качество

б) движение и покой

в) свобода и необходимость

г) мужское и женское

д) индивид и общество

 

34. Преобладание стремления к свободе или необходимости Хомяков определяет соответственно в качестве

а) иранского и кушитского типа личности

б) внутреннего и внешнего человека

в) «человекобога» и «человекозверя»

 

35. Что означает термин «живознание» в философии Хомякова?

а) познание закономерностей человеческой жизни

б) познание надмировых, вечных истин

в) самопознание

г) познание в единстве субъекта и объекта

 

36. Киреевский понимает логическое мышление как

а) общий для разума и действительности принцип бытия

б) способность разума обнаруживать структуру бытия, но не саму действительность

в) единственный путь познания, доступный человеку

г) основу совершенно ложного знания

 

37. «Внутренний человек» у Киреевского – это

а) личные качества, которые человек не хочет обнаруживать

б) голос человеческой совести

в) потаенное средоточие человека и условие личностной целостности

 

38. Где, согласно Чаадаеву, творится Царство Божие?

а) в истории

б) в трансцендентном мире

в) в жизни праведников

 

39. В чем заключается урок, который Россия, по Чаадаеву, может дать миру?

а) история России может предостеречь человечество от необдуманных шагов

б) Россия, находясь вне исторического процесса и борьбы национальных интересов, может выразить интересы всего человечества,

в) дать разгадку самой сути человека.

 

40. Критика Герценом «буддистов в науке» относится к

а) недобросовестным исследователям, занятых не наукой, а достижением собственных целей

б) ученым, которые руководствуются в своей деятельности религиозными догматами

в) научным исследованиям, оторванным от реальной деятельности человека

 

 

41. Исторические реалии России, по Герцену, создают возможность для

а) осуществления социализма, минуя стадию капитализма

б) построения гражданского общества, основанного на частной собственности

в) превращения России в мировую промышленную державу

г) успешного развития при абсолютной монархии

 

42. Белинский понимал исторический прогресс как

а) ложную спекулятивную абстракцию

б) реальный безграничный и неравномерный процесс, в котором главная роль принадлежит конкретным личностям

в) саморазвертывание объективной идеи, которое реализуется поступательно и независимо от деятельности человека

 

43. Идеалом цельного знания в философии всеединства выступает

а) теогония

б) историософия

в) теософия

г) агиография

 

44. Практическая философия с точки зрения философии всеединства должна отвечать на вопрос:

а) что есть?

б) почему есть?

в) зачем?

г) что должно быть?

 

45. Мифология, согласно работам В.Соловьева, может быть прообразом цельного знания, поскольку

а) объединяет сакральное знание и обыденную жизнь

б) оставляет в стороне вопросы второстепенного характера, такие как моральная проблематика

в) задает архетипы научного познания

 

46. Сущность христианства, по Франку, состоит в

а) отказе от индивидуальности

б) отрицании внешнего мира как источника зла

в) идее богоподобия человека

 

47. Острая критика кантианства П.Флоренским вызвана

а) тем, что Кант усматривает основание истины в человеческом разуме

б) кантовским пониманием пространства и времени как субъективные формы восприятия

в) идеей трансцендентальной апперцепции как механизма самосознания

 

48. Оценивая ноосферу с точки зрения эволюции, В.Вернадский полагает, что

а) ноосфера является продолжением эволюции неорганической материи

б) в данное время это последняя эволюционная ступень биосферы как космического явления

в) невозможно связать биосферу и ноосферу через понятие естественной эволюции

 

49. Возможны ли, согласно взглядам Вернадского, ложные и пагубные пути в развитии ноосферы?

а) возможны, если не задаваться вопросом о причинах и целях происходящего

б) невозможны, поскольку развитие ноосферы – это стихийный и неуправляемый человеком процесс

 

50. Трагедией человечества Н.Федоров считает

а) развитие научно-технического прогресса

б) религиозный фундаментализм

в) состояние «небратства»

г) отсутствие истинного знания

 

51. Основной морально-психологической установкой человечества, как полагает Федоров, должно стать

а) odium fati – ненависть к предопределению (прежде всего биологическому, которое выражается в неизбежности смерти)

б) amor fati – смирение перед своей биологической судьбой

в) воспитание экологического сознания, что позволит с истинных позиций оценить феномены жизни и смерти человека

 

52. Выделяя 13 культурно-исторических типов, Данилевский полагал, что они

а) образуют всемирно-историческое единство человечества

б) возникают одновременно, выражая различные моменты объективного мирового духа

в) существуют изолированно и развиваются вне связи друг с другом

 

53. В отличие от других культурно-исторических типов, славянская культура в философии Данилевского призвана

а) реализовать себя в искусстве и науке

б) проявиться в религиозной жизни

в) реализовать себя в политике

г) реализоваться в социальной сфере

д) создать гармоничный, «четырехосновный» тип культуры, объединяющий все сферы человеческой жизни

 

54. Схема, которая осуществляется на всех уровнях бытия, у Леонтьева выглядит следующим образом:

а) исходная простота – цветущая сложность – вторичное упрощение и уравнительное отношение – смерть

б) абстрактное бытие – конкретное бытие – конкретное бытие, понятое в его абстрактных связях

в) пралогическое – логическое – внелогическое

 

55. Леонтьев утверждает, что моральные ценности имеют место и проявляют себя

а) в природе, равно как и в истории

б) только в истории

в) не в природе либо истории, но исключительно в религиозно-духовной жизни

 

56. Культурные типы, выделенные П.Сорокиным, соотносятся с истиной следующим образом:

а) истина выражена только в идеационной культуре

б) истина выражена только в чувственной культуре

в) истина выражена только в идеалистической культуре

г) ни одна система не содержит в себе полноту истины, но и ни одна не является целиком ошибочной

 

57. Кризис в системах истины (философии, науке и т.п.) в эпоху чувственной культуры обусловлен

а) релятивизацией истины

б) отсутствием технического прогресса

в) переоценкой интуитивного познания

г) попыткой совместить эмпирическое и рациональное знание

 

58. Бердяев полагает, что экзистенция субъекта является

а) подлинной реальностью

б) результатом «падшести»

в) объективацией

г) царством необходимости

 

59. Анализируя категорию бытия, Бердяев определяет ее значение как

а) совокупность истинно сущего

б) сферу духовной свободы

в) абстрактное понятие, объективацию человеческой мысли

 

60. Своей специфической трансформацией не русской культурной почве марксизм обязан

а) подъему русской промышленности

б) русскому мессианизму

в) развитию принципов гражданского общества

 

БЫТИЕ

 

1.С помощью каких аналитических методов можно получить определение бытия?

а) индуктивно

б) дедуктивно

в) дескриптивно

г) феноменологически

д) все ответы верны

е) ни один ответ не верен

 

2.В современной философской традиции категория «сущее» относится к

а) чувственно воспринимаемой части бытия

б) умопостигаемой стороне бытия

в) качественной определенности онтологических объектов

г) результатам трансцендентального опыта

 

3.Поднимая проблему Единого и Многого, спор элеатов с Гераклитом ставит вопрос о свойствах

а) бытия

б) пространства

в) времени

г) движения

д) все ответы верны

е) верны первые два ответа

 

4.Абсолютизация изменчивости как свойства действительности приводит к выводу о

а) дискретности пространства и времени

б) реальном существовании небытия

в) континуальности пространства и времени

г) единых законах универсума

д) ни один ответ не верен

е) верны первые два ответа

 

5.Кто из нижеперечисленных мыслителей утверждал субстанциональный подход в понимании пространства и времени?

а) Кант

б) Ньютон

в) Гегель

г) Эйнштейн

 

6.Как называется принцип объяснения развития сущего, которого придерживался французский ученый Лаплас?

а) клерикальный догматизм

б) субъективный априоризм

в) гностический релятивизм

г) каузальный детерминизм

 

7.По существу изменения в естественных системах определяются причинностью, в искусственных –

а) случайностью

б) энтелехией

в) телеологией

г) термодинамикой

 

8.В материалистическом понимании материя по отношению к бытию является

а) субстанцией

б) субстратом

в) эссенцией

г) экзистенцией

 

9.Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве

а) самоорганизующейся системы

б) кибернетической системы

в) диссипативной системы

г) статической системы

 

10.Что в синергетике считается причиной движения?

а) аттракторы

б) флуктуации

в) неравновесность

г) энтропия

 

11. Как в синергетике называется противоречивое единство стабильности и изменчивости?

а) стохастический порядок

б) детерминированный хаос

в) упорядоченная энтропия

г) контролируемая реакция

 

12.В современной космологической теории Большого Взрыва необратимость времени объясняется

а) нарушением термодинамического равновесия

б) первоначальными свойствами точки сингулярности

в) специфической искривленностью пространства

г) направленностью движения материи Вселенной

 

13.Динамическая концепция времени утверждает, что

а) время существует лишь в точке здесь-и-теперь

б) прошедшее время также имеет онтологический статус

в) время представляет собой субъективную форму восприятия

г) понимание времени зависит от культурной специфики

 

14.Содержание понятий «социальное пространство» и «социальное время» определяется

а) уровнем развития производительных сил

б) количеством накопленных человечеством знаний

в) внеисторическими факторами

г) культурно-исторической практикой

 

15.Какое онтологическое противоречие выражает медицинская категория «предболезнь»?

а) противоречие человека и природы

б) противоречие бытия актуального и потенциального

в) противоречие субъективного и объективного

г) противоречие организма и среды

 

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

 

1.Платон и Аристотель, рассматривая проблему души, выделяли в последней три части. Существует ли различие в их позициях по этому вопросу?

а) нет, поскольку Аристотель, являясь учеником Платона, сверяет свое учение о душе с теорией учителя

б) да, потому что Аристотель в дальнейшем рассматривает душу как единую и неделимую субстанцию

в) да, поскольку Аристотель, в отличие от Платона, выделяет в душе разноуровневые психические функции (вегетативные, соматические, когнитивные)

 

2.Как понимает Демокрит природу психического?

а) как нематериальную

б) как сверхъестественную

в) как особое взаимодействие атомов души

 

3..Принято считать, что внимание к внутреннему миру появляется с приходом христианства. Кого из античных мыслителей можно выделить в этом отношении?

а) Фалес и Демокрит

б) Ксенофан и Гераклит

в) Сократ и Плотин

 

 

4.В мистической теологии высшим духовным началом в человеке считается

А) разум

Б) чувства,

В) эмоции

Г) воля

Д) интуиция

 

5.В Новое время в целом понятие сознания редуцируется к понятию

а) мышления

б) ощущения

в) восприятия

г) воли

 

6.Юм полагал, что сознание человека представляет собой ряд дискретных восприятий. С помощью каких понятий Кант решает эту проблему?

а) формы созерцания и категории

б) апперцепция и продуктивное воображение

в) антиномии и категорический императив

 

7.В марксизме утверждается, что сознание не может быть «ничем иным, как осознанным бытием». О каком уровне бытия здесь идет речь?

а) экзистенциально-личностном

б) общественной жизнедеятельности

в) макроскопических тел

г) микромире

 

8.Как понимает Маркс природу изменений, которые могут происходить в сфере сознания?

а) как замену одних идей другими

б) как изменения в способе жизнедеятельности людей

в) как результат индивидуального волевого акта

 

9.Господство тех или иных идей в истории человеческой мысли Маркс рассматривает как

а) моменты прогресса некоторой изначальной идеи

б) отражение тех или иных общественных отношений

в) ступени развития объективного, научного знания

 

10. Кто из указанных философов понимал сознания как «со-знание», т.е. совместное, соборное знание?

а) Леонтьев

б) Ницше

в) Бергсон

г) Франк

 

11. Какие из указанных соматических изменений сыграли особую роль в эволюции сознания?

а) бипедия

б) изменение строения таза

в) эволюция руки

г) развитие лобных долей

д) изменение волосяного покрова

 

12. Согласно Марксу, человек начинает сам выделять себя из животного мира тогда, когда

а) он овладевает речевыми навыками, приобретает вторую сигнальную систему

б) вступает в стадию преобразования природы для собственных нужд

в) приобретает способность абстрактного мышления

 

13. Расположите следующие культурно-генетические стадии эволюции сознания в хронологическом порядке:

а) охотничьи сообщества

б) скотоводческие и земледельческие сообщества

в) сообщества собирателей

&n



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: