Конкуренция. Виды конкуренции.




Собственность. Формы собственности.

Отношения собственности (далее — собственность) можно рас­сматривать с двух позиций: экономической и юридической.

Как экономическая категория, отношения собственности — это объективные отношения между людьми по поводу присвоения, владе­ния, распоряжения и пользования благами (средствами производства или ресурсами).

Как юридическая категория, отношения собственности — субъек­тивное толкование объективно сложившихся отношений собственно­сти. Законодательно закрепляется то, что сложилось на практике, в дей­ствительной жизни. Без юридических законов, регулирующих отноше­ния собственности, экономика не сможет нормально развиваться. Любой собственник бизнеса должен действовать по зако­нам той страны, где он находится.

В зависимости от того, в чьих руках находятся ресурсы, собствен­ность выступает в разных формах: личная, частная, государственная, смешанная и общественная.

Личная собственность — это когда материальными благами владе­ют, распоряжаются и пользуются отдельные лица в своих личных интере­сах (автомобиль, участок земли, дом, деньги). Источником личной собственности являются доходы в виде заработной платы, прибыли, процентов, дивидендов, ренты и других доходов, связанных с государственными платежами: выплаты по безработице, инвалидности и другие виды социальной помощи.

Частная собственность — это когда ресурсами владеют и управ­ляют частные лица с целью получения прибыли.

Это означает, что основная масса ресурсов и производимых продуктов находится в руках отдельных лиц (физических и юридических). То есть одна группа людей — собственники капитала — обладает боль­шей частью национального богатства, а другая группа людей в лице наемной рабочей силы, которая составляет большинство населения,— имеет меньшую часть. Основная черта капитализма — господство част­ной собственности. Институт частной собственности в развитых стра­нах поддерживается правом завещания.

При вмешательстве государства в частную экономику возникает государственная собственность на некоторые ресурсы и общественные блага для обеспечения эффективного функционирования всей экономики.

Взаимодействие частной и государственной собственности при­водит к образованию смешанной собственности, которая признается господствующей в экономике развитых стран. Для эффективного управления смешанной собственностью должно быть установлено взаимо­действие государства с частным капиталом.

В практике мировой экономики, как правило, государство несет полную ответственность за функционирование подобных объектов. Значит, смешанная собственность требует специфических форм управления, которые должны быть четко отработаны.

Общественная собственность возникает тогда, когда ресурсы принадлежат всему народу, обществу в целом. Ее можно назвать народ­ной собственностью. Она имеет место при социализме. Социализм господствовал в Советском Союзе, а также в некоторых странах Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, и др.) и Восточной Азии (Китай, Северная Корея, Вьетнам). Нередко государственную соб­ственность называют общественной. Это неверно, потому что государственная собственность — это всего лишь форма общественной собственности. Другой ее формой является кооперативно-колхозная соб­ственность.

Конкуренция. Виды конкуренции.

Конкуренция — это состязание между людьми с целью достиже­ния поставленной цели. В экономике каждый производи­тель или группа производителей хочет победить других, т.е. при одинаковых расходах получить лучший результат — прибыль, точнее, больше прибыли.

Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Экономисты различают два вида конкуренции: совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция имеет место в том случае, когда:

- много производителей продают абсолютно идентичную (стандартизированную) продукцию (уголь, зерно и т.д.);

- производители не могут влиять на изменение рыночной цены в сторону повышения или понижения. Все обязаны продавать по сложившейся рыночной цене.

Проще говоря, совершенная конкуренция — это когда много покупателей и много продавцов (но все безликие).

Несо­вершенная (монополистическая) конкуренция имеет место когда:

- есть мало производителей, продающих дифференцированную или состоящую из многих деталей, частей, узлов продукцию (автомо­били, жилые дома, мебель, компьютеры и т.д.);

- каждая фирма обладает известным контролем над своими ценами.

В современной реальной жизни господствует несовершенная конкуренция. Если не будет конкуренции, то экономическая жизнь замрет. Именно конкуренция вынуждает фирмы применять техноло­гии, требующие наименьших издержек, экономически самые эффектив­ные, производительные. Поэтому проблема современной рыночной экономики состоит в том, чтобы сохранить конкурентное поле. Большую роль в этом направлении играет государство, принимая антитрестов­ские, антимонопольные законы. Все это делается потому, что в рыноч­ной экономике конкуренция представляет собой основную регулиру­ющую силу.

Монополия.

Монополия (от греч.memos— один, единственный иpoled-продаю) — исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству, на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополия в узком смысле — это фирма, которая не имеет конку­рентов, т.е. так называемая естественная монополия.

Монополия в широком смысле — это такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каж­дый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем пред­ложения, а потому и на цену продаваемого товара. Монополия в широ­ком смысле и есть не что иное, как предпринимательская монополия т.е. монополия на производство и сбыт любого продукта.

Монополия возникла в конце XIX в. Первоначально монополии появлялись в таких формах как пулы,картели, синдикаты, тресты. Они были очень непрочны и быстро распадались. Эти монополии носили случайный характер и обычно возникали в какой-либо одной отрасли хозяйства: угольной, нефтяной, автомобильной и т.д. Однако появление избыточного капитала в одной отрасли и стремление получать высокую при­быль привели к тому, что во второй половине XX в. предприниматель­ская монополия получила всеобщее распространение и стала носить устойчивый характер. Возникли новые формы монополий — концерны, конгломераты, корпорации, холдинги. В XX в. монополия стала основой всей хозяйственной деятельности в развитых странах.

Монополии являются результатом действия свободной конкуренции. Свободная конкуренция — это своего рода питательная среда для возникновения монополий и их дальнейшего развития. Монополия возникает на базе концентрации, т.е. укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала, и централизации производства, т.е. слияния мелких и средних фирм в одну. Это слияние может происходить по-разному:

o насильственно — путем ожесточенной конкурентной борьбы (когда некоторые фирмы расширяются за счет поглощения разорившихся конкурентов);

o добровольно — путем создания акционерных обществ.

С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (фирмами, не входящими в монополи­стические объединения), а также внутри монополий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: