Соотношение основных положений психоаналитических концепций и их авторов




Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:

А) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;

Ответ: 1) А. Адлер;

Адлер подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес он акцентировал роль социальных факторов, в частности, подчеркивая социальную направленность влечений - основы человеческого характера. Характер человека, по Адлеру, вырастает из его "жизненного стиля". Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и бессознательном стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях.

Б) концепции о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;

Ответ: 2) К.Г.Юнг;

По Юнгу, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

В) концепции «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.

Ответ: 3) Э.Фромм.

По Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях «развитогокапитализма», рождает и «человека нового типа»,обладающегорыночнымхарактером.
Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».

Аключение

В основе всех построений аналитической психологии лежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный аспект. Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию. Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.

Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы. Весь психоанализ построен на внедрении в бессознательное больного.

З. Фрейд дал мощный толчок к изучению этой темы. Сейчас уже никто не сомневается в достоверности того факта, что именно бессознательное выражается в наших сновидениях, оговорках и т. д. Однако так было не всегда. И З. Фрейд, и К. Юнг, А. Адлер и др. представители психоанализа прошли сквозь глухую стену непонимания. Сознание не хотело терять лидерство в психике человека. Но как мы выяснили, сознание, отнюдь, не является главенствующим звеном, наоборот, это лишь часть многогранной человеческой психики, контролирующее многие процессы, но далеко не все без исключения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко.- 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

4. Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М.: Прогресс/Универс, 1994.

6. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного/Пер. с нем. – М.: Канон, 1994.

7. Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.

8. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.

9. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". М., 1997.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.-М.: Академия, 2001. - 512 с.

11. Войнаровский М. "О Фрейде и его теории. Открытия и гипотезы. " М., 2003.-№12. - С. 6-7, 11-12.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: