Тест Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, или шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Д САХАРОВА

 

Факультет радиобиологии и экологической медицины

Кафедра экологической медицины и радиобиологии

 

 

Толстая Е.В.

 

 

Определение психологической дезадаптации с помощью психологических тестов

 

Методическое пособие к практическим занятиям по курсу

 

«МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЭКСПЕРТИЗА»

 

Минск

МГЭУ им. А.Д. Сахарова

 

 


 

Составитель: Толстая Е.В., доцент

Издано по решению Совета Университета № от 2010

 

МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЭКСПЕРТИЗА

Толстая Е.В. Международный государственный экологический университет им. А.Д.Сахарова

 

Международный государственный экологический университет им. А.Д.Сахарова, 2010


Контрольные вопросы

 

1. Определение и оценка уровня психосоциального стресса по тесту Л. Ридера

2. Определение и оценка уровня депрессии по шкале депрессии Бека

3. Общие понятия о тревожности

4. Определение уровня ситуативной (реактивной) тревожности методом Спилбергера - Ханина

5. Определение уровня личностной тревожности методом Спилбергера - Ханина

6. Определение и оценка уровня тревожности методом Шихана.

 

Литература

1. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина, том 1; - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Spilberger C.D. Anxiety as emotional state. In C.D. Spilberger (Ed.), Anxiety: Current trends in theory and research (Vol.1). New York: Academic press. 1972.

3. Beck A.T., Rush A.J., Shaw B.F., Emery G. Cognitive Therapie der Depression. Psychologie Verlags-Union, Urban und Schwarzenberg, Munhen, Weinheim 1986.

 

Определение уровня психосоциального стресса.

Метод самооценки уровня стресса. Тест Л. Ридера.

Для 7 утверждений, которые будут Вам предложены, варианты ответов другие: 1) ДА, согласен, 2) Может быть согласен, 3) Может быть не согласен, 4) НЕТ, не согласен

 

УТВЕРЖДЕНИЕ ДА, согласен Может быть согласен Может быть не согласен НЕТ, не согласен
1. Возможно, я нервный человек        
2. Я очень беспокоюсь о моей работе (учёбе)        
3. Я часто чувствую нервное перенапряжение        
4. Моя ежедневная работа (учёба) вызывает у меня сильное напряжение        
5. Я часто чувствую нервное напряжение при общении с людьми        
6. Я чувствую себя совершенно обессиленным физически и умственно в конце рабочего дня        
7. В моей семье часты возбуждённые (конфликтные) отношения        

При обработке данных, получаемых с помощью шкалы Л. Ридера, подсчитывается сумма баллов по всем 7 пунктам, которая затем делится на 7. Далее полученный балл вычитается из 4. В результате получается показатель стресса по шкале психосоциального стресса Л. Ридера, который может варьировать от 0 до 3 баллов.

В зависимости от полученного балла психосоциального стресса каждого испытуемого можно отнести к группе с высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин

Уровень стресса Средний балл
Мужчины Женщины
Высокий Средний Низкий 2,00 - 3,00 1,00 - 1,99 0,00 - 0,99 2,18 - 3,00 1,18 - 2,17 0,00 - 1,17

 

Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса могут быть отнесены к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи.

Оценка уровня депрессии

Шкала депрессии Бека

I.

0. я не испытываю подавленность или тоску

  1. я испытываю подавленность или тоску
  2. я постоянно испытываю подавленность или тоску и не могу от них избавиться
  3. я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что доставляет мне мучение
  4. я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что я не могу этого вынести

 

II.

0. я не испытываю особого пессимизма или растерянности по поводу будущего

1. я испытываю растерянность по поводу будущего

2. я чувствую, что у меня впереди ничего нет

3. я чувствую, что никогда не смогу преодолеть свои трудности

4. я чувствую, что будущее безнадежно и что уже ничего нельзя исправить

 

III.

  1. я не испытываю ничего похожего на несостоятельность.
  2. я считаю, что у меня больше неудач, чем у обычного человека.
  3. я чувствую, что слишком мало сделал чего-либо стоящего или заслуживающего внимания.
  4. оглядываясь на свою жизнь, я вижу лишь череду неудач
  5. я чувствую, что я полностью несостоятелен как личность (отец, мать, муж, жена)

IV.

  1. я вполне удовлетворен собой
  2. я скучаю большую часть времени
  3. я не получаю такого удовлетворения, как раньше
  4. я вообще не получаю удовлетворения
  5. любое событие вызывает во мне недовольство

 

V.

  1. я не чувствую за собой никакой вины
  2. я испытываю чувство вины
  3. я кажусь себе плохим, недостойным, значительную часть дня
  4. я кажусь себе плохим, недостойным, практически все время
  5. мне постоянно кажется, что я очень плохой и никчемный человек

VI.

  1. мне неоткуда ждать наказания
  2. я чувствую, что со мной может что-нибудь случиться
  3. я чувствую, что меня наказывают или, что вот-вот буду наказан
  4. я чувствую, что меня наказывают или, что вот-вот буду наказан
  5. я чувствую, что заслуживаю наказания

VII,

  1. я в себе не разочарован
  2. я разочарован в себе
  3. я себе не нравлюсь
  4. я испытываю отвращение к самому себе
  5. я самого себя ненавижу

VIII.

  1. я не считаю, что я чем-то хуже других
  2. я слишком критично воспринимаю свои слабости и ошибки
  3. я виню себя за то, что все идет не так
  4. я знаю за собой очень много серьезнейших недостатков

 

IX.

  1. у меня нет даже мысли нанести себе вред
  2. у меня возникают мысли о самоубийстве, но я не буду этого делать
  3. мне было бы лучше умереть
  4. у меня есть план как покончить собой
  5. я чувствую, что моей семье было бы легче, если бы я умер

X.

  1. я плачу не чаще обычного
  2. сейчас я плачу чаще чем обычно
  3. я все время плачу и не могу остановиться
  4. раньше я мог заплакать, но теперь этого не получается даже, когда я хочу

 

 

XI.

  1. сейчас я не более раздражен чем обычно
  2. я раздражаюсь и досадую больше чем обычно
  3. я все время испытываю раздражительность
  4. меня уже не раздражают вещи, которые должны были бы раздражать

XII.

  1. я не утратил интереса к людям
  2. я теперь меньше интересуюсь людьм
  3. я утратил почти весь интерес к людям и они не вызывают у меня каких-либо чувств
  4. я утратил интерес к людям, их существование меня не заботит

XIII.

  1. я столь же нерешителен как и раньше
  2. я не так, как раньше уверен в себе и стараюсь отложить принятие решения на потом
  3. я не решаюсь на что-либо без посторонней помощи
  4. я вообще больше не могу принимать решения

XIV.

  1. я выгляжу не хуже чем раньше
  2. я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим и непривлекательным
  3. я замечаю в своей внешности устойчивые изменения которые делают меня непривлекательным
  4. я чувствую, что моя внешность стала безобразной, отталкивающей

XV.

  1. я могу работать также хорошо, как раньше
  2. мне требуются дополнительные усилия, чтобы начать что-либо делать
  3. я не работаю так же хорошо, как раньше
  4. мне нужно приложить значительные усилия чтобы заставить себя что-нибудь делать
  5. я совсем не могу работать

XVI.

  1. я сплю как обычно
  2. утром я просыпаюсь непривычно усталым
  3. я просыпаюсь раньше обычного и сплю не более 5 часов

 

XVII.

  1. я утомляюсь не больше обычного
  2. я утомляюсь легче, чем раньше
  3. я утомляюсь от любого дела
  4. я утомлен настолько, что не могу ничего делать

XVIII.

  1. мой аппетит не хуже чем раньше
  2. мой аппетит не так хорош, как раньше
  3. мой аппетит сильно ухудшился
  4. у меня вообще больше нет аппетита

XIX.

  1. если я и потерял в весе за последнее время, то немного
  2. я потерял больше 2 кг. веса
  3. я потерял больше 4 кг. веса
  4. я потерял больше 6 кг. веса

XX.

  1. я думаю о своем здоровье не чаще, чем обычно
  2. я обеспокоен из-за болей или других, ощущений в теле, или из-за расстройства желудка, или из-за запоров
  3. я настолько сконцентрирован на том, что я чувствую и как я чувствую, что думать о чем-то другом мне трудно
  4. я полностью погружен в свои ощущения

XI.

  1. секс меня интересует также, как и раньше
  2. секс меня интересует меньше чем раньше
  3. мой интерес к \сексу значительно снизился
  4. я утратил интерес к сексу.

 

Определение уровня тревожности.

Тест Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, или шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности

Цель теста: определение уровней реактивной и личностной тревожности

Ситуативная тревожность (реактивная тревожность, тревожность как состояние) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

Для низкотревожных людей может потребоваться пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, культивирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Текст состоит из двух подшкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.

Инструкция: Вам будет предложен ряд утверждений. Внимательно прочитав каждое из них, выберите из четырех возможных ответов один, наиболее подходящий по Вашему мнению. Отметьте номер утверждения, соответствующий выбранному Вами ответу. Для утверждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: 1) нет, 2) скорее нет,3) скорее да, 4) да.

Текст опросника

1. Я спокоен.  
2. Мне ничего не угрожает.  
3. Я нахожусь в напряжении.  
4. Я испытываю сожаление.  
5. Я чувствую себя свободно.  
6. Я расстроен.  
7. Меня волнуют возможные неудачи.  
8. Я чувствую себя отдохнувшим.  
9. Я недоволен собой.  
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.  
11. Я уверен в себе.  
12. Я нервничаю.  
13. Я не нахожу себе места.  
14. Я взвинчен.  
15. Я не чувствую скованности, напряженности.  
16. Я доволен.  
17. Я озабочен.  
18. Я слишком возбужден и мне не по себе.  
19. Мне радостно.  
20. Мне приятно.  
«Для следующих 20 утверждений, которые будут Вам предложены, варианты ответов другие: 1) почти никогда, 2) иногда, 3) часто, 4) почти всегда.
21. Я испытываю удовольствие.
22. Я очень быстро устаю.
23. Я легко могу заплакать.
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.
25. Я проигрываю потому, что недостаточно быстро принимаю решения.
26. Обычно я чувствую себя бодрым.
27. Я спокоен, хладнокровен и собран.
28. Ожидаемые трудности обычно тревожат меня.
29. Я слишком переживаю из-за пустяков.
30. Я вполне счастлив.
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
32. Мне не хватает уверенности в себе.
33. Обычно я чувствую себя в безопасности.
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций.
35. У меня бывает хандра.
36. Я доволен.
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
39. Я уравновешенный человек.
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. Обработка результатов: Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 – (∑1), затем сумма остальных цифр, № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 – (∑2). Затем вычисляется показатель уровня реактивной тревожности: РТ = ∑1 - ∑2 + 35 Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности: ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35, где ∑1 – сумма цифр-ответов на утверждения № 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40. ∑2 – сумма остальных цифр по пунктам № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. Если полученная сумма меньше 30 – это показатель низкой тревожности, 31 – 45 – умеренная тревожность, 46 и более – высокая тревожность.  

Шкала тревоги Шихана

Шкала самооценки тревоги Шихана" может оказать неоценимую помощь в диагностике тревожных расстройств. Высокие уровни тревоги по шкале с большой долей вероятности свидетельствуют о наличии того или иного тревожного расстройства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: