Ограничения на участие в фокус-группах




Семантические трудности.

Организацию работы с интервьюерами условно можно предста­вить в виде неких ключевых пунктов, этапов. К ним относятся:

подбор интервьюеров;

тренинг;

обеспечение документами для полевой работы;

организация контроля над текущей работой ин­тервьюеров;

подготовка интервьюерами итоговых документов;

проверка работы интервьюеров (валидизация).

ТИПОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ

Все множество видов, подвидов и разновидностей подвидов интервью специалисты располагают на нескольких континуумах. Чаще всего предлагают следующие шкалы: качественные—количе­ственные, жесткие-мягкие, стандартизированные-нестандартизированные, структурированные—неструктурированные, формализо­ванные—неформализованные, направленные—ненаправленные, фокусированные—нефокусированные, директивные—недирективные, личные—групповые, открытые—закрытые интервью и др.

Обобщив всевозможные типологии, мы придем к выводу о том, что виды интервью различают по трем главным критериям — сте­пени стандартизации вопросов, числу обсуждаемых тем и количеству опрашиваемых.

В зависимости от степени стандартизации вербального диало­га выделяют два основных вида интервью:

1. Формализованное интервью (беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открыты­ми вопросами. Этому виду можно было бы дать максимальную оценку по шкале стандартизации, если бы мы ее построили.

2. Неформализованное интервью (длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минималь­ной детализацией поведения интервьюера). Оно характеризуется минимальным уровнем стандартизации.

По второму критерию — числу обсуждаемых тем — виды ин­тервью подразделяются на:

1. Фокусированное, или направленное, интервью (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознаком­лен, может быть формализованным и неформализованным

2. Нефокусированное (ненаправленное) интервью, где нет предмет­ного единства, общей темы или исследовательского замысла.

По третьему главному критерию виды интервью подразделяются на:

1. Индивидуальное, или личное, интервью (беседа тет-а-тет ин-тервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей).

2. Групповое интервью (беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.

Еще одним дополнительным критерием классификации выступает место проведения интервью.

Интервью по месту жительства.

Интервьюирование посетителей магазинов.

Интервью по месту работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФОКУС-ГРУПП

Фокус-группа (от англ. focus group, нем. Methode der Gruppendiskussion) — беседа небольшой группы людей по опреде­ленному плану на заранее поставленную ученым тему в непосред­ственном (личном) контакте в специально отведенном помеще­нии. Р. Крюгер определил фокус-группу как тщательно распла­нированную дискуссию, предназначенную (задуманную) для получения мнений по определенной теме в неугрожающей, дове­рительной обстановке29.

Преимущества и недостатки

Фокус-групповое обсуждение выглядит предпочтительнее ан­кетирования или личного интервью по ряду причин:

♦ взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно сти­мулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям;

♦ заказчик может непосредственно наблюдать за ходом обсуж­дения;

♦ такой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование;

♦ он позволяет за короткий срок определить причины возник­новения проблемы.

К недостаткам метода относят трудности обработки данных.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Дисциплина: «Организация социологических исследований в молодежной среде»

Тема: «Интервью. Фокус группы»

Преподаватель: проф. Шаповалова И.С.

Адрес для вопросов: shapovalova@bsu.edu.ru

Состав и численность фокус-группы: 6-12 человек.

Ограничения на участие в фокус-группах

При определении необходимого количества групп рекомендуется учитывать следующие обстоя­тельства:

♦ их должно быть не менее двух, чтобы соблюсти минимум условий сопоставимости мнений их участников;

♦ количество фокус-групп должно быть достаточным для того, чтобы выявить мнения представителей тех групп населения, кото­рые гипотетически по-разному относятся к изучаемой проблеме;

♦ увеличение количества групп желательно продолжать, пока в обсуждениях появляются новые мнения, т.е. до тех пор, пока дискуссии не станут повторяться.

Состав участников групп фокус-групп устанавливается с учетом следующих характеристик:

♦ социальная принадлежность (статус): обычно в одну груп­пу включают респондентов, близких друг другу по социальному статусу (при этом в разных группах должны быть представлены все основные слои населения);

♦ жизненный опыт участников: в одной фокус-группе собираются, как правило, близкие по жизненному опыту люди;

♦ степень компетентности: респонденты с существенно разной степенью компетентности не должны присутствовать в одной группе;

♦ потребительские возможности: в одной группе должны быть люди примерно одного уровня финансово-экономических возможностей;

♦ возраст и семейный статус: в одну группу не следует включать людей разных возрастов (при этом группы должны предоставлять все возрастные категории);

♦ культурные различия: желательно не включать в одну группу представителей разных культур;

♦ пол: большинство исследователей выступает за смешанные по половому признаку фокус-группы;

♦ точка зрения на обсуждаемую проблему: в одну группу обязательно следует приглашать людей с различными мнениями по вопросам, выносимым на дискуссию.

Процедура проведения

1. На фокус-группу приглашаются люди, как правило, не знако­мые между собой, но объединенные общими интересами, идея­ми и т.д.

2. Как правило, фокус-группа длится не более чем 1,5-2 ч. Иног­да целесообразно проводить короткие заседания групп (30— 40 мин). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп иг­рает роль основного способа разработки новых идей, продолжи­тельность группового обсуждения достигает 6—8 ч.

3. В течение этого времени подготовленный ведущий (модератор) руководит беседой, которая проходит вполне свободно, но по конкретной схеме ( topic guide ). Весь процесс фокус-группы записывается на видеопленку.

4. Видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всей дискуссии (транскрипт).

5. На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов. По желанию заказчика ему могут быть предоставлены видеозаписи и транскрипты фокус-групп, содержащие живую речь.

6. Респонденты должны ощущать определенный дефицит времени на ответы.

7. Количество обсуждаемых на фокус-группе вопросов не должно превышать 10, а лучше всего, если их 5—6.

8. Применяют неструктурированные открытые и закрытые воп­росы.

Устройство помещения

1. Фокус-группы могут проводиться либо в стационарных поме­щениях, специально оборудованных для этой цели, либо в поме­щениях, временно приспособленных для проведения одной или нескольких групп.

2. Общие требования к обстановке помещения заключаются в том, чтобы не создавать дискомфорт или иные неблагоприятные эмоции.

3. В помещении, плохо изолированном от постороннего шума, вни­мание отвлекается. Шумы также могут повлиять на качество магнит­ной записи и оказаться помехой при прослушивании пленки.

Обеспечение явки. Договоренность об участии респондентов в фокус-групповом обсуждении достигается в ходе фильтрующего опроса. Для привлечения респондентов обычно используются материальные стимулы. При привлечении групп населения с вы­соким доходом размер их гонорара должен быть либо существенно увеличен, либо его не должно быть вовсе. Респондентам, которые пришли на заседание, должны быть предложены напитки и закуски в качестве оказания любезности и стимула к участию.

Набор участников и фильтрующая анкета. Основным инструментом набора участников фокус-групп является фильтрующая анкета, разрабатываемая на основе отборочных критериев и с учетом требования обеспечения гомогенности состава групп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: