Методические указания к самостоятельной работе студентов




Пензенский государственный педагогический университет

Имени В.Г. Белинского

Кафедра педагогики

 

Технологическая карта балльно-рейтинговой системы контроля и

Оценки результатов учебной деятельности студентов по дисциплине

Приложение к рабочей программе дисциплине «Социальная педагогика»

Направление подготовки: социальная работа

Профиль подготовки ________________________________________________

Семестр 3 Число аудиторных часов по дисциплине в семестре 36

 

Контрольные мероприятия в соответствии с рабочей программой дисциплины Нормативный рейтинг по видам текущего и рубежного контроля, баллы
Недели семестра РК1 Недели семестра РК2 Недели семестра РК3
                                   
Посещение лекции За пропуск занятия вычитается 1 балл
Посещение практических (лабораторных) занятий За пропуск занятия вычитается 1 балл
Работа на занятиях                                          
Контрольные работы                                    
Рефераты (эссе)                                    
Собеседование                                    
Коллоквиум                                    
Тестирование                                    
                                                       
Контрольные мероприятия в соответствии с рабочей программой дисциплины Нормативный рейтинг по видам рубежного контроля, баллы
Рубежный контроль 1 (РК-1)  
Рубежный контроль 2 (РК-2)  
Рубежный контроль 3 (РК-3)  
Курсовые работы (проекты) (до 10 баллов)  
Дополнительные баллы (до 10 баллов)  
Поощрительные баллы (до 10 баллов) за - участие в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и т.д. по темам дисциплины, - публикация статей, тезисов и т.п. по темам дисциплины.  
Суммарный результат рубежного контроля (70 баллов для экзамена, 100 баллов для зачета)  

 

Разработчик _________________ _________________________ __________________

(должность) (Ф.И.О.)

 

Рассмотрено и принято на заседании кафедры _____________________________________

 

Протокол № ______ от «_____» _____________ 20 г.

 

Заведующий кафедрой ____________________________________ ___________________

(Ф.И.О.)

Обсуждено и одобрено на заседании учебно-методического совета факультета __________________________________________________________________________

 

Протокол № ______ от «_____» _____________ 20 г.

 

Председатель учебно-методического совета

факультета ____________________________________ ___________________

(Ф.И.О.)

 

Декан __________________ факультета _____________________ __________________

(Ф.И.О.)

 


 

 

Материалы для студентов

 

Самостоятельная работа студентов

 

Темы эссе и рефератов

Темы рефератов

Тема II. Социализация как социально-педагогическое явление

Субъект-объектный подход в исследовании социализации (на примере одной из концепций). Субъект-субъектный подход в исследовании социализации (на примере одной из концепций). Человек - творец своей жизни: возможности и границы. Тема человека-жертвы в русской или зарубежной художественной литературе. Проблемы воспитания школьников в современной России Человек в меняющемся мире. Взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизнедеятельности человека. Проблемы социализации человека на различных этапах его возрастного развития, с которыми сталкивается социальный работник. Сущность процесса социализации. Составные части процесса социализации.

 

Тема III. Факторы социализации. Их влияние на социализацию

Космос и человек как микрокосм.

Глобальные конфликты и перспективы их обострения и разрешения.

Роль национального языка в процессе социализации.

Социальная структура общества и её особенности в регионе проживания студентов.

Взаимодействие общества и государства в процессе социализации.

Семейное воспитание.

Особенности религиозного воспитания.

Урбанизация и её роль в жизни общества и социализации человека.

Исследование специфики социализации в конкретном поселении.

Исследование потребления продукции СМИ населением города, в котором живут студенты.

Социально-педагогический потенциал в развитии ребёнка, полученный им по наследству, проблемы его сохранения и приумножения.

Внешние факторы, создающие наиболее благоприятные условия для реализации социально-педагогического потенциала ребёнка в самосовершенствовании.

Государственная система воспитания и проблемы, решаемые в ней на современном этапе.

Особенности подростково-юношеской субкультуры в вашем городе.

Семья как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.

 

Тема IV. Воспитание в контексте микрофакторов социализации

Базовые теории воспитания и развития личности.

Современные концепции воспитания

Особенности семейной социализации в регионе проживания студентов.

Религиозные организации в регионе как фактор социализации.

Особенности межпоколенных взаимоотношений в регионе и возможности их оптимизации.

Интеграция микрофакторов социализации как социально-педагогическая проблема.

Социальное воспитание в семье и его особенности.

Общественная организация и социальное воспитание.

 

Темы эссе

Тема V. Развитие и духовно-ценностная ориентация человека в воспитательных организациях

Ценности, на которые ориентируются в воспитании (общечеловеческие, национальные, индивидуальные, религиозные).

Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа для детей, подростков, юношей.

Детское самоуправление в трудах Я. Корчака и А..Макаренко и в современных российских образовательных учреждениях

Особенности и типы детских общественных объединений.

Коллектив - развивающийся социальный организм, факторы, которые обеспечивают или тормозят этот процесс.

Роль общения в развитии личности.

Самообразование как условие жизненного успеха.

Характеристика и анализ авторской воспитательной системы одного из современных педагогов-практиков.

Литература для самостоятельной работы

  1. Антонова Л.Н. Ведущие принципы социально-педагогической поддержки детей «группы риска» // Стандарты и мониторинг в образ. – 2010. - № 6. - С. 49-52.
  2. Баева И.А. Психология молодёжной субкультуры: риск и перспективы роста // Нар. образование. – 2010. – № 2. – С. 248–254.
  3. Беляев Г.Ю. Молодёжные субкультурные общности в новой парадигме социализации и воспитания подростков // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2009. – № 3. – C. 82–90.
  4. Бочарова Ю.Ю. Психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию // Соц. педагогика в России. - 2011. - № 1. - С. 43-48.
  5. Брызгалов М. Организация работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации // Вопр. соц. обеспечения. — 2009. — № 10. — С. 10-11.
  6. Воронцова М.В. Социальная работа с девиантными подростками: учеб. пособие: для студентов фак-тов соц. работы / М.В. Воронцова, Т.А. Дубровская. – Таганрог: Ступин А. Н., 2011.
  7. Годовникова Л. Работа с трудными подростками: содружество классного руководителя и специалистов // Сельская шк. – 2009. - № 4. - С. 109-116.
  8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка: учеб. пособие / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004.
  9. Иванова Н. Неблагополучные семьи как причина трудной жизненной ситуации детей // Соц. педагогика. — 2008. — № 2. — С. 25-33.
  10. Игошев Б.М. Профессиональная и личностная готовность социального педагога к работе с подростками девиантного поведения / Б.М. Игошев, О.С. Тоистева // Пед. образование и наука. – 2010. – № 3. – С. 10–18.
  11. Кашлакова Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения // Социал. педагогика. – 2010. - № 2. - С. 44-47.
  12. Корженко А.Л. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте // Вопр. психологии. – 2010. – № 2. – С. 80–89.
  13. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.
  14. Методика и технология работы социального педагога. Никитина Н.И., М.Ф. Глухова. – М., 2007..
  15. Москвичев В.В. От ситуации социально-психологической дезадаптации - к социальной ситуации развития // Социал. педагогика. – 2011. - № 1. - С. 67-80.
  16. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Акад. проект, Екатеринбург: Деловая кн., 2003.
  17. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Восп. школьников. – 2001. - № 1. - С. 33-36.
  18. Олиференко Л.Я. Профилактика социального сиротства: организация работы по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации // Соц. педагогика. — 2011. — № 4. — С. 25-59.
  19. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олифиренко. - М.: Академия, 2002.
  20. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие для вузов / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2011.
  21. Педагогика Луны и педагогика Солнца: Я. А. Фельдман — Санкт-Петербург, Черная Белка, 2007 г.
  22. Педагогика России. История и современность: А. Н. Джуринский — Санкт-Петербург, Канон+РООИ "Реабилитация", 2011 г.
  23. Психология и педагогика: И. В. Андреева, О. Б. Бетина — Санкт-Петербург, Эксмо, 2008 г.
  24. Работа с неблагополучной семьёй: Т. И. Шульга — Санкт-Петербург, Дрофа, 2007 г.
  25. Социальная педагогика. Учебник для вузов. Мустаева Ф.А. М.:, 2008.
  26. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  27. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей Василькова Ю.В., Василькова Т.А., 2006.
  28. Социальная педагогика: Л. В. Мардахаев — Санкт-Петербург, Гардарики, 2003.
  29. Социальная педагогика: Учеб. пособие Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит.-изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
  30. Социальная работа с молодёжью: С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова — Санкт-Петербург, Гардарики, 2006.
  31. Социальная теория и социальная структура: Роберт Мертон — Москва, АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2006 г.
  32. Технология социальной работы: Учеб. пособие Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит.- изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  33. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2007.
  34. Шепетенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / П.А. Шепетенко, Г.А. Воронина. – М.: Академия, 2001.
  35. Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2011.
  36. Шульга Т. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением / Т. Шульга, Х. Спаниярд, В. Слот // Социал. педагогика. – 2010. – № 2. – С. 103–112.

Методические указания к самостоятельной работе студентов

Организация освоения курса «Социальная педагогика» осуществляется главным образом в лекционной форме. Для стимулирования познавательной активности студентов на лекциях можно использовать следующие приёмы: постановку проблемных и риторических вопросов, использование технических средств обучения, экскурсы в смежные области, конспектирование и т. д.

Подготовка к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям необходимо внимательно изучить теоретический материал по теме, рекомендуемую литературу, использовать ресурсы университетской библиотеки и сети Интернет.

Подготовка реферата и доклада по нему с компьютерной презентацией. Реферат – письменная работа объёмом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (около месяца). Реферат – краткое изложение сущности вопроса, темы на основе нескольких источников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу.

Структура реферата:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. Введение объёмом 1-2 страницы.

4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. Если цитируется чья-либо мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифровой материал, таблица - обязательна ссылка на автора.

5. Заключение содержит главные выводы.

6. Библиография (список литературы, использованной для написания реферата) составляют согласно правилам библиографического описания.

Этапы работы над рефератом:

  1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
  2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;
  3. Доклад (устное сообщение) по теме реферата, проиллюстрированное презентацией.

Подготовительный этап работы включает в себя:

1.1. Выбор (формулировку) темы.

1.2. Поиск источников.

1.3. Работа с источниками. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Выбранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого чтения с «мысленной проработкой» материала, которое предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.

1.4. Создание конспектов для реферата, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Если в конспектах приводятся цитаты, то должно быть указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).

2. Создание текста реферата. Текст реферата должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. В тексте реферата излагают относящийся к теме материал и предлагают пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность компонентов, а цельность – смысловую законченность текста.

Во введении формулируют цель и задачи реферата. Объем введения - 10% объёма реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы, наиболее значительна по объёму. В ней обосновывают основные тезисы реферата, приводят развёрнутые аргументы. Аргументируя собственную позицию, необходимо анализировать и оценивать позиции различных исследователей. Изложение материала основной части подчиняется плану, что отражает разделение текста на главы, параграфы, пункты.

В заключении излагают выводы.

Реферат сопровождают списком литературы. Названия книг располагают по алфавиту с указанием выходных данных.

Требования к оформлению реферата. Объем реферата − 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А-4. По обеим сторонам листа оставляют поля размером 35 мм слева и 15 мм справа, используют шрифт 14 пт, интервал - 1,5. Листы реферата должны быть пронумерованы.

Доклад (устное сообщение) по реферату − краткое (5-7 мин) изложение сути выполненной работы, сопровождающееся компьютерной презентацией (не более 10 слайдов).

При проверке реферата преподаватель оценивает:

− знания и умения на уровне требований программы (знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий);

− степень реализации цели и последовательность изложения материала, корректность аргументации и задач реферата;

− степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала);

− использование литературных источников;

− культуру письменного изложения материала;

− культуру оформления материалов работы;

− умение чётко и логично изложить результаты работы;

− качество иллюстрационного материала;

− умение вести аргументированную дискуссию.

 

Вопросы к собеседованию

 

Тема II. Социализация как социально-педагогическое явление

Дайте определение социализации и обоснуйте его.

Сущность процесса социализации.

Охарактеризуйте составные части процесса социализации.

На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.

Отличие воспитания от стихийной социализации.

Проанализируйте различные подходы к определению понятия «воспитание».

Человек как объект социализации.

Человек как субъект социализации.

Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.

Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превратить человека в жертву? Покажите это на примере одного из возрастных этапов.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации?

Дайте характеристику социализации как процессу.

Дайте характеристику социализации как результату.

Дайте характеристику социализации как проявлению.

Каково влияние наследственных и врождённых особенностей человека на его социализацию?

Назовите и дайте характеристику основных этапов социализации человека.

Каковы возможности управления процессом социализации человека?

Каковы педагогические аспекты социализации человека?

Что понимается под десоциализацией?

Каковы основные причины десоциализации?

Что понимается под ресоциализацией?

Какова взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизнедеятельности человека?

Каковы проблемы социализации человека на различных этапах его возрастного

развития?

 

 

Тема III. Факторы социализации. Их влияние на социализацию

Космос как мегафактор социализации - это утопия или непознанная реальность?

Kaк сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений?

Какова современная трактовка принципа природосообразности воспитания?

Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

Как менталитет этноса влияет на социализацию человека?

Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека.

Покажите на примерах проявление имплицитных концепций личности и воспитания.

Охарактеризуйте проблемы социализации в современном российском обществе.

Как отражаются современные реалии российского общества на межпоколенных отношениях?

Охарактеризуйте воспитание как социальный институт.

В чем принципиальные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания?

Почему диссоциальное воспитание можно рассматривать в качестве элемента воспитания как социального института?

Охарактеризуйте государственную систему воспитания.

Раскройте современную трактовку принципа культуросообразности воспитания.

 

Тема IV. Воспитание в контексте микрофакторов социализации

Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.

Охарактеризуйте семейное воспитание.

Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена?

Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме.

Раскройте социализирующие функции религиозных организаций.

В чем состоят особенности религиозного воспитания?

Покажите двойственную роль воспитательных организаций в процессе социализации.

Покажите особенности социального воспитания в школе и летнем лагере.

Сформулируйте проблемы, требующие социально-педагогического решения, характерные для различных категорий детей, подростков, юношей.

Охарактеризуйте воспитательное пространство как педагогическое явление и различные варианты его создания.

Какова современная трактовка принципа коллективности социального воспитания?

 

 

Тема V. Развитие и духовно-ценностная ориентация человека в воспитательных организациях

Раскройте понятие «социальный опыт».

Покажите, как быт воспитательной организации влияет на социальный опыт её членов.

Покажите потенциал каждой сферы жизнедеятельности для развития членов воспитательной организации.

Проанализируйте взаимосвязь стиля руководства и соотношения управления с самоуправлением и самоорганизацией.

Спроектируйте варианты организации группового, межгруппового и массового взаимодействия применительно к отдельным возрастным группам воспитуемых и покажите возможности их сочетания.

Спроектируйте варианты обучения взаимодействию в различных сферах жизнедеятельности в воспитательной организации определённого типа.

На примере конкретного типа воспитательной организации раскройте содержание и способы обучения, просвещения и стимулирования самообразования.

Спроектируйте ситуации оказания индивидуальной помощи в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Раскройте принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

В чем сущность принципа диалогичности социального воспитания?

 

Тема VII. Деформации социализации

В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации?

Что понимается под неблагоприятными условиями социализации?

Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Покажите виктимогенные обстоятельства, имеющиеся в вашем городе и в конкретном микросоциуме.

Какие субъективные обстоятельства способствуют виктимизации человека?

В чем сущность коррекционного воспитания, каковы его возможности (на примере конкретного типа жертв)?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: