Глава 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 6 глава




Не следует считать, что литературные произведения включают только художественные литературные произведения. Понятие литературного про­изведения гораздо шире. К литературным произведениям относятся лите­ратурные сценарии, либретто, тексты и нотные записи, статьи в газетах и журналах, дневники, письма и т. д.

С конца XX в. к литературным произведениям стали относить и ком­пьютерные программы. Обычные базы данных в виде сборников также от­носят к литературным произведениям.

Часто к объектам авторского права относят музыкальные, драматиче­ские и музыкально-драматические и хореографические произведения, хо­тя в действительности эти «произведения» являются исполнениями тех или иных произведений (см. § 1.4). Эти объекты могут считаться произве­дениями только в том случае, если существуют ноты (текст музыкального произведения в нотной записи); партитура (нотная запись многоголосного и музыкального исполнения для оркестра, ансамбля, хора); либретто (словесный текст музыкально-драматического исполнения — оперы, опе­ретты), сценарий (сюжетная схема постановки, пьесы, оперы, балета, фильма и т. д.).

Научные произведения — письменные произведения научной, научно-по­пулярной, учебной направленности, воплощенные на материальном но­сителе.

Произведения науки упоминаются в Бернской конвенции с момента ее принятия, хотя все время были попытки исключить их оттуда1.

Обычно под научными произведениями понимают любые оригиналь­ные письменные произведения научного, учебного, научно-популярного, научно-художественного и прикладного характера, выраженные в науч­ных монографиях, диссертациях, отчетах, учебниках, справочниках, статьях в научных журналах и т. д.

Научно-технические произведения — произведения научно-технической и прикладной направленности, воплощенные на материальном носителе.

Разновидностью научных произведений являются произведения науч­но-технического содержания, выраженные в книгах, брошюрах, статьях, технических руководствах, патентной документации, нормативно-техни­ческой документации, промышленных каталогах, конструкторской доку­ментации, отчетах по научно-исследовательским, опытно-конструктор­ским и опытно-технологическим работам, депонированных рукописях, переводах научно-технической литературы, других опубликованных и не­опубликованных научно-технических документах, в частности в заявках, подаваемых в патентные ведомства на получение охранных документов. Патентные ведомства иногда отказываются признавать заявочные мате­риалы объектами авторского права, считая, что эти материалы формализо­ваны. Однако даже диссертационные работы должны соответствовать не­которым формальным требованиям, но никогда никто не сомневался, что в них выражены объекты авторского права.

Произведения изобразительного искусства — это произведения живопи­си, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на раз­личных предметах или из различных материалов.

Изобразительное искусство объединяет живопись, графику, скульпту­ру; оно отображает действительность в наглядных и зрительно восприни­маемых образах. Произведения изобразительного искусства эстетически выражают мысли, переживания и взаимоотношения людей, воплощают те или иные идеи и представления.

Изобразительное искусство предполагает не столько унифицирован­ное, сколько субъективное восприятие, другими словами, одно и то же произведение может вызывать возвышенные чувства и эмоции у одних фителей и полное неприятие у других. Особенно это относится к произве­дениям нереалистических школ. Субъективизм в восприятии живописи, i рафики и скульптуры может доходить до абсурда. Примеры здесь бесчисленны.

Охрана произведений изобразительного искусства авторским правом имеет особенности, вызванные уникальностью каждого произведения. Для произведений искусства как ни для какого-либо другого вида произве­дений различие между оригиналом и копией имеет существенное значе­ние. Уникальность художественного произведения ведет к дополнитель­ным формам охраны прав художника, поскольку после продажи художник может больше никогда не увидеть свое творение. Кроме того, он не сможет предотвратить его использование (создание репродукций, альбомов ре­продукций, тиражирование в промышленности открыток, созданных на основе оригинального произведения, и т. д.). Для того чтобы хотя бы час­тично помочь автору, в Бернской конвенции и в национальном законода­тельстве некоторых стран введено право следования (см. § 4.13).

Произведения прикладного искусства — это произведения изобрази­тельного искусства, выраженные в товарах прикладного назначения, произведенные промышленным, ремесленным или кустарным способом.

Другими словами, прикладное искусство — это искусство производ­ства бытовых предметов, обладающих художественно-эстетическими ка­чествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков, в качестве элементов оформления зданий и помещений, промыш­ленной и полиграфической продукции и т. д. Поэтому иногда прикладное искусство называют декоративно-прикладным искусством.

Произведения прикладного искусства могут охраняться патентным законодательством как промышленные образцы (см. § 5.12), если выпол­нены условия патентоспособности. При этом во многих странах установ­лено, что при патентной охране объект перестает охраняться авторским правом. Другие же страны допускают двойную охрану как патентным, так и авторским правом.

Произведения архитектуры — это объекты, воплощенные в зданиях, со­оружениях, их комплексах, спроектированных и построенных с исполь­зованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства.

В архитектурном произведении взаимосвязаны функциональные (по­лезность), эстетические (красота) и технические (качество) функции. На-шачение архитектурного сооружения определяет его пространственную структуру, а уровень техники и технологии определяет конкретные методы его создания. Выразительными средствами являются композиция, мас­штаб, пропорции, пластика, фактура и цветовая гамма материалов.

Необходимо отметить, что Бернская конвенция в качестве охраняемых произведений упоминает только произведения архитектуры. Однако в законодательстве ряда стран охрана предоставляется и объектам градо­строительного и садово-паркового искусства, поскольку такие объекты могут рассматриваться как составные произведения, включающие различ­ные виды произведений, в том числе произведения архитектуры.

Фотографические произведения — это воплощенные на материальном носителе изображения объектов окружающего мира в некоторый мо­мент времени, предназначенные для зрительного восприятия, в том чис­ле с помощью или посредством технических средств.

Охрана фотографических произведений имеет долгую историю, посколь­ку на первых порах в ней видели лишь техническое средство фиксации действительности.

Охрана фотографических произведений отличается от охраны иных произведений литературы, науки и искусства в отношении срока охраны. В ст. 7(4) Бернской конвенции установлено, что срок охраны фотографиче­ских произведений не может быть короче 25лет со времени создания такого произведения'. В ст. 12 Соглашения ТРИПС эта норма подтверждена2.

Другими словами, срок охраны фотографических произведений может не зависеть от продолжительности жизни автора. Именно такой принцип исчисления сроков охраны используется для объектов смежных прав. Та­ким образом, по сроку охраны фотографические произведения ближе к объектам смежных прав, видимо, потому, что творческое начало в созда­нии фотографических произведений не столь очевидно, как в отношении иных произведений.

Многие страны относят фотографические произведения к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой фотографические про­изведения продолжают охранять как объекты авторского права, несмотря на то, что гораздо более сложный объект — аудиовизуальное произведе­ние — стали понимать как объект смежных прав.

Аудиовизуальные произведения — это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литерату­ры, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.

Аудиовизуальные произведения относятся к наиболее сложным объек­там авторского права. Существует несколько определений аудиовизуаль­ных произведений, и вышеприведенное — одно из них. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы, видеоклипы). Важность аудиовизуальных произведений за­ключается в том, что они являются одним из сильнейших средств воздей­ствия на мысли и поступки человека.

Охрана аудиовизуальных произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художе­ственных произведений с 1948 г. Однако их охрана отличается от охраны других произведений. Статья 7(2) Бернской конвенции устанавливает, что срок их охраны составляет 50лет с момента создания произведения. Именно такой принцип охраны используется для объектов смежных прав. Это дает основание полагать, что в действительности аудиовизуальные произведе­ния следует считать объектами смежных прав.

На международном уровне в настоящее время вместо термина «аудио­визуальное произведение» используют термин «аудиовизуальное исполне­ние», т. е. признается, что аудиовизуальные произведения — это объекты смежных прав. В декабре 2000 г. проведена Дипломатическая конферен­ция ВОИС, посвященная охране аудиовизуальных исполнений. В результате противоречий между странами не удалось принять международный дого­вор по аудиовизуальным исполнениям, хотя его текст был подготовлен. В этом проекте договора нет термина «аудиовизуальное произведение».

Таким образом, на международном уровне аудиовизуальные произве­дения понимаются как аудиовизуальные исполнения, т. е. как объекты смежных прав. В ряде стран аудиовизуальные произведения отнесены к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой аудиовизу­альные произведения по-прежнему относят к объектам авторского права, несмотря на все тенденции, которые существуют как на национальном, так и на международном уровне.

Картографические произведенияэто воплощенные в двухмерном и трехмерном материальном носителе изображения архитектурных, географических, топографических и иных объектов, имеющих от­ношение к науке, технике, строительству.

Такие произведения представляют собой специальные тематические проблемно-ориентированные карты и их сборники (атласы) — географи­ческие, топографические, астрономические, космические, магнитные и иные карты создаются на основе теоретических представлений, матема­тического аппарата и экспериментальных данных.

Что касается планов, эскизов, диаграмм, рисунков, относящихся к раз­личным направлениям науки и техники, невозможно даже перечислить их виды, но одним из важнейших считается чертежно-конструкторская доку­ментация. Как своеобразные трехмерные топофафические карты могут рассматриваться топологии интегральных микросхем. Слово «топология» не должно вводить в заблуждение, поскольку оно оказалось неправильным переводом англоязычного термина «topography».

Компьютерные программыэто воплощенные на материальном носи­теле упорядоченные совокупности команд и данных для получения опре­деленного результата с помощью компьютера.

Компьютерные программы — относительно новый объект охраны, поскольку массовое производство персональных компьютеров, разработка и распространение компьютерных программ для них началось лишь в кон­це XX в. Международная охрана компьютерных программ была впервые признана в 1991 г. Директивой Европейского союза «О правовой охране компьютерных программ»1. Такой же подход к компьютерным програм­мам подтвержден в Соглашении ТРИПС2 и в Договоре ВОИС по авторско­му праву3, в которых заявлено, что компьютерные программы охраняются как литературные произведения. Несмотря на однозначную правовую трактовку, компьютерные программы продолжают оставаться сложным и спорным объектом правовой охраны4.

Охрана компьютерных программ как литературных произведений не означает, что они являются таковыми. Любая современная компьютерная программа имеет признаки произведений «в области литературы, науки и искусства».

Во-первых, исходный текст компьютерной программы имеет черты литературного произведения.

Во-вторых, алгоритмы, методы, идеи, теории, формулы, использован­ные при разработке компьютерной программы, придают ей черты научно­го произведения.

В-третьих, аудиовизуальные отображения, анимация и графика, соз­даваемые компьютерной программой, имеют черты художественного про­изведения.

Компьютерные программы существуют в виде исходного текста и ди­стрибутива компьютерной программы. Компилирование исходного текста производится с помощью компилятора — специальной компьютерной про­граммы. Исполняемые, библиотечные и иные модули программы перено­сят на материальный носитель (обычно диски CD или DVD), добавляют к ним ту или иную документацию, упаковывают и получают дистрибутив компьютерной программы. Пользователь, как правило, имеет дело только С дистрибутивами программ, но не исходными текстами, которые являют­ся закрытой информацией производителя. Следует особо подчеркнуть, что компилирование исходного текста программы в цифровую форму является необратимым процессом, т. е. невозможно получить полный исходный текст п/юграммы ее декомпилированием. Необратимость компилирования делает компьютерные программы технически защищенными от существенных из­менений. С появлением современных программ-монстров полное деком­пилирование стало почти бессмысленным, хотя «взламывание» программ продолжается, например, для того, чтобы сделать демонстрационную (trial version) версию программы полнофункциональной, обойти регист­рацию программы (serial number, patch), создать регистрационный номер (key-generator) и т. д.

Необратимость компилирования, хорошо известная программистам, лишь недавно отражена в литературе'. К сожалению, эта особенность ком­пилирования до сих пор не понята. Более того, декомпилирование продол­жает рассматриваться большинством стран как панацея от экспансии кон­курентных программных продуктов.

Право на декомпилирование признано рядом международных догово­ров и национальных законов. Например, ст. 6 Директивы Европейского союза «О правовой охране компьютерных программ» посвящена декомпи­лированию компьютерных программ. Эти положения включены в законо­дательство стран Европейского союза — Франции2, Германии3 и др., а так­же в законодательство стран, которые не являются членами Европейского союза, например Швейцарии4. Право на декомпилирование признавалось ранним законодательством Российской Федерации. Подтверждено это право и в ст. 1280(3) Гражданского кодекса, в соответствии с которой «ли­цо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознагражде­ния воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (де­компилировать программу для ЭВМ)»5. Разработчики проигнорировали либо не знали, что полный исходный текст из объектного кода получить невозможно.

Компьютерные программы могут быть частью технического устройст­ва, технологического процесса и т. д. и совместно с ними объектом патентной охраны. При обосновании такого подхода часто используют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) — принцип проката компьютерных программ, предложенный Договором ВОИС по авторско­му праву'. Другими словами, компьютерная программа может быть объек­том патентной охраны в том случае, если она не является основной частью патентуемого объекта.

Несмотря на то что Европейская патентная конвенция в ст. 52(2) при­знала, что компьютерные программы не являются объектом патентной ох­раны2, Европейское патентное ведомство выдало более 30 тыс. патентов на компьютерные программы. Для легализации этой деятельности в 2002 г. был разработан проект Директивы Европейского союза «О патентовании изобретений, включающих компьютерные программы»'. Эта инициатива вызвала крайне отрицательную реакцию большинства программистов, ко­торые интерпретировали ее как стремление крупных производителей про­граммного обеспечения добиться еще большего монопольного положе­ния, поскольку отдельные программисты, а также малые и средние предприятия, в том числе венчурные, не могут позволить себе патентную охрану, требующую значительных средств как на получение охранных до­кументов, так и на поддержание их в силе. Пока руководству Европейского союза не удается добиться принятия этой Директивы. Проблемы патенто­вания компьютерных программ рассматриваются в ряде публикаций, под­готовленных, в частности, для Европейской комиссии4.

База данных — это воплощенные на материсигьном носителе совокупнос­ти данных, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда.

База данных может включать не только любую информацию, но и охра­няемые и неохраняемые произведения, объекты смежных прав и промыш­ленной собственности. Базы данных широко распространены и включают как частный случай сборники, составные и делимые совместные произве­дения.

Базы данных являются одним из наиболее сложных объектов охраны, возможно, потому, что под базами данных понимают иногда разные объ­екты в зависимости от того, какой критерий положен в определение базы данных.

В соответствии с творческим критерием базы данных подразделяются на креативные и некреативные. Креативная база данных является результа­том творческого труда, выражающегося в подборе и расположении мате­риалов базы данных, который почти всегда можно признать творческими. Другими словами, в создании некреативной базы данных иногда трудно отрицать результат творческого труда, а в создании креативной — отсутст­вие результата творческого труда.

В соответствии с инвестиционным критерием базы данных подразделя­ются на инвестиционные и неинвестиционные. Инвестиционная база дан­ных считается результатом значительного вклада в сбор, компоновку, про­верку, систематизацию или представление содержания базы данных1, причем под значительным вкладом понимают любое существенное инве­стирование интеллектуальных, финансовых, технических или иных ресур­сов. Любая база данных, которая для создания и актуализации требует зна­чительных средств, признается инвестиционной. Субъективный характер этого критерия очевиден, поскольку создание любого объекта интеллекту­альной собственности требует инвестиций. Ссылка на значительные инвестиции ничего не означает, поскольку один и тот же объем инвести­ций для физического лица может быть значительным, а для крупной фир­мы — незначительным.

Таким образом, разделение баз данных на креативные и некреатив­ные, с одной стороны, и на инвестиционные и неинвестиционные — с дру­гой, является в значительной мере субъективным.

На международном уровне охрана креативных баз данных впервые введена в Соглашение ТРИ ПС2, в Директиву Европейского союза «О пра­вовой охране баз данных»3 и в Договор ВОИС по авторскому праву4. В со­ответствии с этими нормами авторское право распространяется только на креативные базы данных. Причем охрана не распространяется на материалы базы данных. Базы данных могут включать два вида объектов — охраняемые и неохраняемые. Использование охраняемых объектов в базах данных воз­можно только с разрешения правообладателя. При наличии такого разре­шения никакая дополнительная охрана этому объекту не может быть предоставлена, поскольку объект уже является охраняемым.

При включении в базу данных неохраняемых объектов охрана этим объектам не предоставляется. Дело в том, что ряд объектов интеллектуальной собственности изначально признается неохраняемым, и поэтому ни­какие иные условия не могут распространить охрану на такие объекты.

Как ранним законодательством Российской Федерации, так и ст. 1260(2) Гражданского кодекса установлена охрана электронных баз данных, под которыми понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, что­бы они могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера'. При­чем в соответствии со ст. 1259(2) подбор или расположение материалов должны быть результатом творческого труда.

Мультимедийные произведения — это воплощенные на локальном ма­териальном носителе (жестком диске, CD, DVD и т. д.) совокупности произведений и исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактив­ный доступ.

Предшественниками мультимедийных произведений считаются ани­мационные, или мультипликационные, фильмы (рисованные и кукольные). В 80-е гг. XX в. появились компьютерные игры, которые привнесли инте­рактивный элемент в мультимедийные произведения. Человек перестал быть простым зрителем и слушателем, а превратился в непосредственного участника виртуального действа, создающего иллюзию, виртуальность ре­альности. В 90-е гг. появились мультимедийные энциклопедии, электронные журналы, книги, справочники, учебники, обучающие программы и т. д.

Мультимедийные произведения необратимо вошли в современную жизнь, подобно книгам, музыкальным компакт-дискам, видеофильмам. Тем не менее мультимедийные произведения остаются дискуссионным объектом международной и национальной правовой охраны. Многие специалисты не признают мультимедийные произведения особыми объ­ектами интеллектуальной собственности и сводят их к другим категориям произведений, например к аудиовизуальным произведениям или базам данных. Другими словами, мультимедийные произведения могут считать­ся не только самостоятельным объектом охраны, но и рассматриваться как базы данных или как аудиовизуальные произведения, поскольку по внутренней структуре мультимедийные произведения аналогичны ба­зам данных, а по внешнему восприятию — аудиовизуальным произведе­ниям. Аналогичным образом на мультимедийные произведения может распространяться охрана как баз данных или как аудиовизуальных произ­ведений.

Цифровая природа мультимедийных произведений, идеально приспо­собленных к Интернету, делает их одним из наиболее распространенных видов произведений. Внедрение цифрового и интерактивного телевиде­ния, телевидения по запросу, интегрированного с Интернетом, сделает муль­тимедийные произведения еще более распространенными.

Мультимедийные произведения воплощаются на материальных но­сителях, например на дисках CD, DVD или HD DVD, Разработкой, произ­водством и распространением мультимедийных произведений, а также мультимедийных устройств и средств занимается крупная отрасль общест­венного производства — мультимедийная промышленность. При размеще­нии мультимедийных произведений в компьютерных сетях к ним возмо­жен доступ в режиме реального времени и они могут рассматриваться как сетевые произведения.

Сетевые произведения — это воплощенные на материальных носителях компьютерных сетей совокупности произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к кото­рым возможен интерактивный доступ.

Сетевые произведения, по существу, представляют собой сайты, раз­мещенные в компьютерных сетях, и они в полной мере отвечают призна­кам охраняемых авторским правом произведений.

Одной из особенностей сетевых произведений является то, что они ис­пользуются в качестве средства электронной торговли.

В последнее время появилось несколько новых видов сетевых произве­дений, наиболее заметными из них являются блоги (blog) и публичные или народные энциклопедии (Wikipedia). Блоги представляют собой дневники пользователей, размещенные на различных сайтах, таких как «живой журнал» (livejournal), и доступные любым пользователям. В публичных энциклопедиях пользователи могут писать на любые темы. За несколько лет объем англоя­зычной версии энциклопедии Wikipedia достиг миллиона статей.

Термин и понятие «сетевое произведение» предложены в 2000 г. при анализе других видов произведений литературы, науки и искусства. Сете­вые произведения, несмотря на их существование, явно не представлены ни в международных договорах, ни в национальном законодательстве1. Однако сетевые произведения могут охраняться как креативные базы дан­ных. Сходство сетевых произведений с мультимедийными произведения­ми не позволяет распространить на них соответствующую охрану, по­скольку последние остаются непризнанными объектами авторского права. Программное обеспечение — это воплощенная на материальном носи­теле упорядоченная совокупность команд и данных для получения ка­кого-либо результата с помощью различных технических средств и устройств, в частности компьютера.

Очень часто термины «программное обеспечение» (software) и «ком­пьютерная программа» (computerprogram) считаются синонимами. Однако в действительности это не так.


Международные договоры в области авторского права относятся только к компьютерным программам, и ни один из них не содержит термина «про­граммное обеспечение». Например, в Директиве Европейского союза «О правовой охране компьютерных программ»', в Соглашении ТРИПС2, как и в Договоре ВОИС по авторскому праву3, используется только термин «компьютерная программа», но нет термина «программное обеспечение». Все это означает, что международные договоры регламентируют охрану компьютерных программ, но не программного обеспечения. Даже в про­екте Директивы Европейского союза «О патентовании изобретений, вклю­чающих компьютерные программы» не использован термин «программ­ное обеспечение», хотя именно он в большей мере мог бы относиться к существу проекта этой Директивы.

В чем же заключается различие между программным обеспечением и компьютерными программами и почему заявлена правовая охрана компью­терных программ, но не программного обеспечения?

Программное обеспечение включает компьютерные программы как частный случай. Вид программного обеспечения зависит от вида управляе­мого устройства. Если таким техническим устройством является компью­тер, то программное обеспечение представляет собой компьютерную про­грамму. Если программное обеспечение управляет иным техническим устройством, то оно не может считаться компьютерной программой.

Программное обеспечение используется для управления очень многи­ми техническими устройствами. Почти любая современная бытовая техни­ка управляется с помощью того или иного программного обеспечения, «за­шитого» в тех или иных микросхемах. Количество устройств, которые управляются программным обеспечением в настоящее время, невозможно даже перечислить, и они охватывают все сферы высоких технологий как в быту, так и на производстве и в военной сфере. Все современные средст­ва управления фактически на любом уровне используют то или иное про­граммное обеспечение.

Почему же столь массовый и исключительно важный объект вроде бы выпадает из правовой охраны, поскольку он не упоминается ни в одном международном договоре или национальном законодательстве? Ответ от­носительно прост. В отличие от компьютерных программ многие виды программного обеспечения составляют единое целое с тем или иным тех­ническим устройством. Программное обеспечение конкретного техничес­кого устройства, в отличие от компьютерных программ, не так-то просто заменить или модифицировать. Программное обеспечение для большин­ства технических устройств почти невозможно скопировать и использовать в иных условиях и для других устройств. Другими словами, многие виды граммного обеспечения технически защищены и охрана авторским правом рой не является необходимой, кроме того, они имеют весьма малый срок ужбы. Возможно, именно поэтому программное обеспечение явным разом не упоминается среди охраняемых объектов, хотя таковым оно, сомненно, является, по меньшей мере как объект авторского права. Не ключено, что большая определенность в охране программного обеспе­чения появится в недалеком будущем.

(Закрытая информациянеобнародованные сведения о результатах интеллектуальной деятельности или сами эти результаты.

Термин «закрытая информация» используется в ст. 39 Соглашения ТРИПС, но определение термина не дано. В статье лишь заявлено, что за­крытая информация является ценной и секретной.

Включение в предложенное выше определение «закрытая информа­ция» сведений о результатах интеллектуальной деятельности является об­щепринятым. Например, в соответствии со ст. 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации секретом производства (ноу-хау) признаются све­дения любого характера, в том числе в научно-технической сфере, в отно­шении которых их обладателем введен режим коммерческой тайны2. Сле­дует отметить, что сведения в научно-технической сфере относятся не только к производству. Например, научно-исследовательские и отрасле­вые учреждения также могут обладать секретными результатами интеллек­туальной деятельности, но которые не являются секретами производства. Другими словами, правильным будет использование термина «закрытая информация» вместо термина «секреты производства», что соответствует ст. 39 Соглашения ТРИ ПС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: