Задача 1. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и данные ими определения государства.




а) сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан;

б) естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка;

в) союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы;

г) целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав;

д) общественный союз, представляющий собой самостоятельное, принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной теории;

е) машина для поддержания господства одного класса над другим;

ж) воплощение нравственного духа

1) К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ульянов (Ленин)

2) Аристотель

3) Гегель

4) Елинек

5)Цицерон

6)Л. Гумплович

7) Коркунов, Шершеневич, Трубецкой.

 

Ответ: 1-е; 2-а; 3-ж; 4-г; 5-в; 6-б; 7-д;

Задача 2. Изучите главу «Варварство и цивилизация» работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и ответьте на вопросы:

а) Какие процессы повлекли за собой возникновения рабства, а затем и первое крупное разделение общества на классы?

б) Что привлекло ко второму крупному разделению труда и какими изменениями в общественной жизни оно сопровождалось?

в) Почему родовой строй был заменен государством?

г) Какова экономическая характеристика ступени товарного производства, с которой начинается цивилизация?

 

Ответ:

а) Первое крупное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно и богатства, и с расширением поля производительной деятельности, при совокупности данных исторических условий, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых [стр.180].

б) Из-за богатства отдельных лиц произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия [стр.182].

в) Родовой строй был заменен государством из-за разделения труда и его последствием - разделением общества на классы [стр.189].

г) С наступлением цивилизации рост богатства стал столь огромным, его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а управление им в интересах собственников таким умелым, что это богатство сделалось неодолимой силой, противостоящей народу. Человеческий ум стоит в замешательстве и смятении перед своим собственным творением [стр.199-200].

Задача 3. Раскройте следующие вопросы:

1.Почему возникла потребность в праве и законе?

2.Что представляла собой система социального регулирования в первобытном обществе?

3.В чем проявляется взаимосвязь между правом и экономикой, между правом и политикой?

4.Укажите признаки системы социальных норм первобытного общества.

5.Какой признак характерен для всех социальных норм?

6.Дайте определения понятий: нормы права, нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций, политические нормы, экономические нормы, нормы общественных организаций.

 

Ответ:

1) Одна из функций государства как раз и состояла в регулировании взаимоотношений между отдельными членами общества. Появилась потребность письменно закрепить правила поведения, ограничив свободу людей.

2) Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание.

3) Экономика влияет на право, либо непосредственно, либо опосредованным путём — через государство, политику, правосознание и др. Непосредственное влияние экономики на право, проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности. Наиболее типичным является опосредованное влияние экономики на право. Это проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и другие.

Обратное воздействие права на экономику происходит тремя основными способами:

¾ Право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);

¾ Право стимулирует создание и развитие новых экономических отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор);

¾ Право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель).

Право зависит от политики:

¾ любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства);

¾ политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.

¾ Политика зависит от права, которое является средством выражения политики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики.

¾ Право воздействует на политику.

¾ конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы (разделение властей).

4) Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Закреплялась и тотемная система (тотем – идеализированное существо – покровитель отдельного члена группы или всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического регулятора, была, как упоминалось, своеобразной «Красной книгой». Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях и их похищение. Но в целом эти нормы были направлены на смягчение агрессивного поведения, как членов общины, кланов, так и этих коллективных образований в целом, на установление необходимого сотрудничества и взаимопомощи между ними. Уже на самых первых этапах существования человечества использовались социальные формы добычи и дележа пищи. Так, существовала организация дележа пищи на стоянках между членами группы (клана) – и это один из самых первых признаков социализации. Уже наши далекие предки по некоторым предположениям относили туши убитых или найденных мертвыми животных на свои стоянки и там их коллективно съедали. Изготовлением кремневых орудий, которые использовали для охоты, занимались мастера, которые передавали свои навыки детям. И это тоже было одной из форм обучения, что также характерно для социализации.

5) Регулятор общественных отношений.

Совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

В любом обществе существует множество самых различных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений.

Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические. В юридической литературе также выделяются стихийные регуляторы.

6) Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы гражданина и выступающее регулятором общественных отношений.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определенность подразумевает закрепление нормы в официальном документе.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается зда­ние нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоян­но воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и другие), обществен­ное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осоз­нается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев.

Политические нормы — это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.

Экономические нормы — представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

Нормы общественных организаций — правила поведения, ре­гулирующие общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы возникают последними по времени и устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

 

Задача 4. Покажите соотношение понятий: «правовое обучение», «правовое образование», «правовое воспитание». (При ответе руководствуйтесь монографией «Правовое образование» Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т.- Красноярск, 2009)

Ответ:

Обучение и воспитаие – две стороны единого процесса образования. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает и тому, кто обучается, говорить на одном языке, благодаря усвоению объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение ценностей, что ведет к формированию личностного, субъективного смысла («значеине для меня») того, что усваивается в ходе образования. В то же время, любое усвоение ценностей культуры общества невозможно без обучения.

 

Задача 5. Составьте таблицу «Основные подходы к понятию государства» (При ответе руководствуйтесь учебным пособием «Теория государства и права» в 2 частях Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т.- Красноярск, 2010)

Ответ:

Основные подходы к понятию государства

Таблица 5.1

Основные подходы к пониманию государства
Классический – совокупность трех элементов: власти, территории и населения
Социологический – форма организации общества на определенном этапе его развития, универсальная политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления общества
Политико-юридический – публичная организация, осуществляющая управление делами общества
Кибернетический – особая система, обеспечивающая движение информации между субъектами общественных отношений
Органический – целостная органическая система. Живущая в соответствии с особыми законами
Нормативисткий – государство отождествляется с содержанием законов о публичной политической власти
Теологический – в государстве ведущую роль в политической жизни играет церковь, основная задача государства – строительство храма Божия на земле

 

Задача 6. Чем следует руководствоваться, если:

¾ положение Указа Президента страны противоречат федеральному закону?

¾ правила, установленные распоряжением мэра города, противоречат решению Городского совета?

Ответы обосновать.

 

Ответы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: